ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1766/19 от 30.07.2019 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2019 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Колесниковой Л.Ю.,

при секретаре Павловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1766/19 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Самарской региональной общественной организации любителей охоты и рыбной ловли «Сапсан» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области обратилось в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 29 апреля 2016 года Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области была зарегистрирована Самарская региональная общественная организация любителей охоты и рыбной ловли «Сапсан» (далее – СРОО ЛОиРЛ «Сапсан»). Запись о создании организации внесена в ЕГРЮЛ 10.05.2016г. за основным государственным регистрационным номером 1166313095244. С 2016 года указанная организация, в нарушение требований ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», не представляет в орган, принявший решение о государственной регистрации, информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Также указанной организацией с 2016 года не представляются в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объемах получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании. В отношении СРОО ЛОиРЛ «Сапсан» 06.09.2018 года, в порядке статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в связи с непредставлением в Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области отчетности, предусмотренной действующим законодательством, было вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства, которое было направлено в адрес организации, но не было получено в связи с неудачной попыткой вручения, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России. По настоящее время СРОО ЛОиРЛ «Сапсан» не приняты меры по устранению нарушений действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом, указанное общественное объединение неоднократно не исполнило предусмотренную законом обязанность. На основании изложенного Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области просит суд признать прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица Самарскую региональную общественная организацию любителей охоты и рыбной ловли «Сапсан», зарегистрированную Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области 29 апреля 2016 года, и исключить ее из ЕГРЮЛ.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель административного ответчика СРОО ЛОиРЛ «Сапсан» в судебное заседание не явился, извещался о дне и времени слушания дела надлежащим образом, согласно информации с официального сайта Почта России: отслеживание почтовых отправлений, 23.07.2019г. была предпринята неудачная попытка вручения заказного письма, направленного по юридическому адресу СРОО ЛОиРЛ «Сапсан», однако несмотря на почтовое извещение, адресат не является за получением заказного письма.

Согласно статье 165.1 ГК РФ юридически значимые сообщения заявления, уведомления, извещения, требования или иные, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В силу статьи 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При таких обстоятельствах, в силу ст.150 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон от 19.05.1995г. №82-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда, в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Судом установлено, что в нарушение абзацев третьего и четвертого части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ СРОО ЛОиРЛ «Сапсан», начиная с 2016 года, не представляет в Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области информацию о продолжении деятельности, действительном месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названии и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, что свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.

Доказательств обратного суду не представлено.

06.09.2018г. в связи с непредставлением в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области отчетности, предусмотренной действующим законодательством, в адрес СРОО ЛОиРЛ «Сапсан» вынесено письменное предупреждение в порядке ст.38 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ, которое было направлено в адрес организации, но не было получено в связи с истечением срока хранения в почтовом отделении, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России (л.д.23-24, 25, 26).

Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016г. №64, предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, включая адрес электронной почты. Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В установленный срок выявленные административным истцом нарушения устранены не были, запрашиваемая информация административным ответчиком не направлена.

Поскольку СРОО ЛОиРЛ «Сапсан», демонстрируя устойчивое пренебрежение законом, не обеспечивает финансовой прозрачности (открытости) и публичности своей деятельности, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства, чем создает угрозу публичному, общественному порядку и безопасности, режиму законности, грубо нарушает права и свободы граждан, суд приходит к выводу о необходимости ликвидации указанного общественного объединения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области удовлетворить.

Признать прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица Самарскую региональную общественная организацию любителей охоты и рыбной ловли «Сапсан», зарегистрированную Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области 29 апреля 2016 года, и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1166313095244).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05.08.2019г.

Председательствующий судья Колесникова Л.Ю.