34RS0002-01-2021-001498-64
Дело №2а-1768/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«05» апреля 2021 года г.Волгоград
Дзержинский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Серухиной А.В.
при секретаре Куроян М.А.
с участием представителя административного истца ФИО2 – ФИО5, представителя административного ответчика – Центра ГИМС Главного Управления МЧС России по <адрес>ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Центру ГИМС Главного Управления МЧС России по <адрес> о признании незаконными действий, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л
Административный истец ФИО2 обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование указал, что 06.09.2004 г. ему было выдано удостоверение на право управления маломерным судном серии АА №. В качестве подтверждения наличия соответствующих знаний ФИО2 выдан талон серии АА № к удостоверению на право управления маломерным судном. Административный истец обратился в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> с заявлением о замене удостоверения на право управления маломерным судном в виду истечения его срока действия. К заявлению ФИО2 были приложены все предусмотренные нормативными актами документы. Также, ФИО2 уведомил административного ответчика о том, что личная карточка судоводителя ему на руки не выдавалась. На момент сдачи экзамена и получена удостоверения на право управления маломерным судом в 2004 года действовало Положение, согласно которого карточки судоводителя хранились тогда в архиве ГИМС и на руки не выдавали. Однако, в нарушение порядка предоставления государственной услуги, до настоящего времени, ответ на его заявление о замене удостоверения на право управления маломерным судном административный ответчик не дал. Считает, что данные действия (бездействия) должностных лиц государственных органов нарушают его права на замену удостоверения на право управления маломерным судном, которым он был наделен в установленном порядке, ранее действовавшим законодательством. В связи с чем, просил признать незаконным действия Центра ГИМС МЧС России по <адрес> в части не рассмотрения заявления ФИО2 о замене удостоверения на право управления маломерным судном и обязать ответчика устранить допущенные нарушения- принять и рассмотреть его заявление о замене удостоверения на право управления маломерным судном.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о рассмотрении административного дела извещена надлежащим образом, доверил представление своих интересов ФИО5
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – ФИО4 в судебном заседании возражал в удовлетворении исковых требований, поддержав ранее поданные письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица – Главного управления МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явились, о рассмотрении административного дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Центра ГИМС Главного управления МЧС России по <адрес> поступило заявление ФИО2 о выдаче карточки судоводителя, в котором указано, что при получении удостоверения на право управления маломерным судном серии АА № от ДД.ММ.ГГГГ ему на руки не была выдана личная карточка судоводителя, которая в настоящее время ему необходима для замены указанного удостоверения.
Центр ГИМС МЧС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направил ответ за исх. №, в котором сообщил о том, что в соответствии с п.3.14 правил аттестации на право управления маломерными судами, личная карточка судоводителя хранится у судоводителя. Центр ГИМЧС МЧС России по <адрес> не является правопреемником ГИМС <адрес>, поэтому базой данных до ДД.ММ.ГГГГ не располагает.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Центра ГИМС Главного управления МЧС России по <адрес> поступило заявление ФИО2 о предоставлении государственной услуги по замене удостоверения на право управления маломерным судном с пакетом документов.
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по <адрес>" отказано ФИО2 в принятии документов для замены удостоверения на право управления маломерным судном в связи с тем, что документы, необходимые для предоставления государственной услуги по аттестации подлежат предоставлению на бумажном носителе лично заявителем.
ДД.ММ.ГГГГ в приемную Центра ГИМС Главного управления МЧС России по <адрес> от представителя ФИО2- ФИО6 представлены заявление ФИО2 о рассмотрении ранее направленных им заявлений, заявление о замене удостоверения на право управления маломерным судном, копии входных документов. Также в настоящем заявлении ФИО2 просил рассмотреть поданные им ранее заявления и предоставить ему на них письменный ответ.
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по <адрес>" ФИО2 направлен ответ за исх. №, согласно которому все ранее поступившие в Центр ГИМС обращения ФИО2 рассмотрены, на них заявителю были направлены ответы. Также для проведения процедуры регистрации входных документов и согласования порядка доведения результатов рассмотрения входных документов ФИО2 либо его представитель были приглашены в отдел регистрационной и аттестационной работы Центра ГИМС.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по <адрес>" с заявлением о замене удостоверения на право управления маломерным судном серии АА №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией по маломерным судам <адрес>, в связи с истечением срока его действия, заявлению приобщив: копию паспорта, копию удостоверения на право управления маломерным судном серии АА № от ДД.ММ.ГГГГ, копию талона серии АА № от ДД.ММ.ГГГГ, копию медицинской справки о годности к управлению маломерным судном от ДД.ММ.ГГГГ, фото, копию доверенности.
Согласно квитанции, заявление ФИО2 от 06.11.20202 г. с указанным выше пакетом входных документов было направлено посредством оказания услуг АО «Почта России» идентификационный номер отправления 40007449882646, по адресу: <адрес>, получатель ГИМС ГУ МЧС.
Из пояснений представителя административного ответчика, данных в ходе судебного заседания следует, что заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Центра ГИМС не поступало.
Согласно отчета отслеживания почтовых отправления сайта АО «Почта России», почтовое отправление с идентификационный номер отправления 40007449882646 направлено в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ прибыло в место вручения, ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю.
Таким образом, установлено, что заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ замене удостоверения на право управления маломерным судном административным ответчиком получено не было.
При этом суд, разрешая исковые требования ФИО2 отмечает следующее.
Отношения, связанные с аттестацией судоводителей на право управления маломерными судами, выдачей дубликатов и заменой удостоверения на право управления регулируются приказом МЧС России N 262 от 27.05.2014 г. «Об утверждении правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Правила) и Административным регламентом МЧС России предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, утвержденным приказом МЧС России N 263 от 27.05.2014 (далее Административный регламент).
Согласно п.3.13 Правил, замена удостоверения на право управления маломерными судами, в связи с истечением срока его действия, выдача дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность, а также замена удостоверения в связи с переменой фамилии, имени, отчества заявителя производятся без проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя.
В силу п. 3.14 Правил для замены удостоверения в связи с истечением срока его действия заявитель представляет:
письменное заявление о необходимости замены удостоверения в связи с истечением срока его действия, написанное в произвольной форме;
документ, удостоверяющий личность заявителя;
личную карточку судоводителя, находящуюся у заявителя;
имеющееся удостоверение;
медицинскую справку.
Приложением №2 к Административному регламенту установлена форма личной карточке судоводителя, согласно которой в личную карточку судоводителя заносятся сведения о результатах проверки теоретический знаний и практических навыков заявителя с указанием полученных оценок, типы маломерных судов для плавания в районе, на котором проверены навыки практического управления, а также данные протокола заседания аттестационной комиссии, на основании которого выдано удостоверение на право управления.
Таким образом, поскольку при замене удостоверения в связи с истечением срока его действия уровень знаний и практических умений не проверяется заново, а личная карточка судоводителя подтверждает результаты предыдущей аттестации заявителя, поэтому законодательством в качестве обязательного документа при замене удостоверения предусмотрено предоставление указанной личной карточки судоводителя.
Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляемых по запросу о предоставлении государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами. Административный регламент предусматривает порядок предоставления государственных услуг по аттестации на право управления маломерным судном, замене удостоверения в связи с истечением срока его действия, выдаче дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность, замене удостоверения в связи с переменой фамилии, имени, отчества заявителя (п.1,24 Административного регламента).
Согласно п. 22 Административного регламента, документы, необходимые для предоставления государственной услуги по аттестации (далее - входные документы), подразделяются на документы, подлежащие представлению на бумажном носителе лично заявителем, и документы, подлежащие получению по запросу в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
Перечень входных документов, представляемых на бумажном носителе лично заявителем при каждом случае предоставления государственной услуги по аттестации, включает:
заявление;
документ, удостоверяющий личность;
медицинскую справку о годности к управлению маломерным судном (далее - медицинская справка).
К представляемым документам заявитель прикладывает две цветные матовые фотографии размером 30 x 40 мм, без уголка. На фото строго в анфас четко воспроизводится лицо заявителя без головного убора. Допускается изготовление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, для граждан, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними без головных уборов(п.23 Административного регламента).
Согласно п. 27 Административного регламента в зависимости от заявленных целей предоставления государственной услуги по аттестации, которые указаны в пункте 24 настоящего Административного регламента, в соответствии с Правилами аттестации заявитель представляет имеющиеся у него документы о подготовке или квалификации:
удостоверение на право управления маломерным судном;
квалификационные документы на право управления маломерным судном, используемым в коммерческих целях;
квалификационные документы, дающие право занимать судоводительские должности на судах в заявленном районе плавания;
квалификационные документы членов экипажей спортивных парусных судов;
международные документы или квалификационные документы, выданные иностранным государством, которые в соответствии с международным договором Российской Федерации или нормативным правовым актом Российской Федерации признаются в качестве документа на право управления маломерным судном;
квалификационные документы радиоспециалистов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
документы об обучении.
Из данных положений Административного регламента следует, что при предоставлении любой из вышеназванных услуг (по аттестации на право управления маломерным судном, по замене удостоверения, выдаче его дубликата) предоставляется перечень документов, предусмотренный п.22 Административного регламента.
Однако, в зависимости от заявленных целей предоставления государственной услуги и при определении перечня предоставляемых заявителем документов для предоставления конкретной услуги, в том числе по замене удостоверения, законодатель отсылает к Правилам.
В частности, для целей замены удостоверения в связи с истечением срока его действия, п.3.14 Правил в качестве обязательного документа предусматривает предоставление заявителем личной карточки судоводителя.
Из положений ст. 46 Конституции РФ, ст. 218, 217 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
При рассмотрении требований административного истца, суд учитывает, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Исходя из задач административного судопроизводства, определенных статьями 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предполагается не абстрактное нарушение прав граждан, организаций, а оперативное.
Решение о признании действия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из изложенного следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, а само решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.
При этом, необходимым условием признания незаконным оспариваемых решений, действий (бездействия) судом является тот факт, что на день рассмотрения дела они не отменены в установленном порядке и (или) продолжают затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Нарушение прав и законных интересов заявителя оценивается судом на момент совершения (несовершения) ответчиком оспариваемых действий (бездействия). Наступление для заявителя каких-либо неблагоприятных последствий не является обязательным условием для вывода о нарушении прав и законных интересов заявителя.
В данном случае, судом установлено, что административный ответчик заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о замене удостоверения на право управления маломерным судом не получал, ранее на законных основаниях отказал административному истцу в принятии документов для предоставления государственной услуги по замене удостоверения.
В связи с чем, суд выходит к выводу, что административным ответчиком - в ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по <адрес>" в рассматриваемом споре какого –либо бездействия, связанного с рассмотрением заявлений административного истца ФИО2 о замене удостоверения на право управления маломерным судном не допущено, а следовательно, принятия решения о возложении в связи с оспариваемыми бездействием на административного ответчика обязанности принять меры к реальному устранению допущенных нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению, не требуется.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска при установленных судом обстоятельствах, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Центру ГИМС Главного Управления МЧС России по <адрес> о признании незаконными действий Центра ГИМС МЧС России по <адрес> в части не рассмотрения заявления ФИО2от ДД.ММ.ГГГГ о замене удостоверения на право управления маломерным судном и возложении на Центр ГИМС Главного Управления МЧС России по <адрес> обязанности устранить допущенные нарушения- принять и рассмотреть заявление ФИО2 о замене удостоверения на право управления маломерным судном,– отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Серухина