Дело № 2а-19/2022
(2а-176/2021)
(УИД 91OS0000-01-2021-000410-94)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2022 года г. Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,
при секретаре Медведевой А.М.,
с участием помощника прокурора г. Симферополя Республики Крым – Бойко Д.М.; представителя истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Октябрь» к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым; Совет министров Республики Крым; Администрация города Ялта Республики Крым; Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Октябрь» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит суд: признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение 75-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым I созыва от 03 декабря 2018 года № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к Зоне спорной градостроительной ситуации ТЗ-23; признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение 85-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым I созыва от 19 июля 2019 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к Зоне спорной градостроительной ситуации ТЗ-23.
В обоснование доводов административного искового заявления указано, что в соответствии с обжалуемыми в части нормативными правовыми актами, земельный участок, предоставленный истцу в аренду, отнесен к функциональной и территориальной зонам спорной градостроительной ситуации ТЗ-23, в связи с наличием обременения в виде природного заказника «Южнобережные дубравы». Административный истец полагает, что указанное обременение в виде природного заказника «Южнобережные дубравы» ошибочно возникло на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 05.02.2015г. №69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым». Впоследствии, заказник «Южнобережные дубравы» был исключен из Перечня особо охраняемых природных территорий, указанных в распоряжении Совета министров Республики Крым от 05.02.2015г. №69-р. Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что на земельный участок с кадастровым номером №, в разделе 4.1 имеются ограничения в использовании, предусмотренные ст.ст. 56,56.1 Земельного кодекса РФ, в связи с частичным наложением границ земельного участка на границы особо охраняемых природных территорий, установленных вышеуказанным распоряжением №69-р. При этом, на дату утверждения Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 03.12.2018 г. и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 19.07.2019 г., земельный участок с кадастровым номером № имел единственный вид разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1), а законных оснований для отнесения указанного земельного участка к Зоне спорной градостроительной ситуации ТЗ-23 не имелось. Административный истец полагает, что отсутствуют предусмотренные законом основания для включения спорного земельного участка в утвержденные Генеральным Планом и Правилами землепользования и застройки зоны спорной градостроительной ситуации. Отнесение земельного участка с кадастровым номером № к «Зоне спорной градостроительной ситуации» (ТЗ-23) нарушает права и законные интересы истца как арендатора земельного участка, что препятствует использованию земельного участка по целевому назначению.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 26.10.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым и Совет министров Республики Крым.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 03.12.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация города Ялта Республики Крым и Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.
В судебном заседании 28.01.2022 г. представитель истца ФИО1 настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях. Пояснил, что оспариваемые в части нормативные правовые акты нарушают права истца, препятствуя использовать арендуемый земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, указанном в договоре аренды земельного участка. Получение разрешения на строительство указанных объектов невозможно без предварительного определения соответствия назначения земельного участка размещению данных объектов. Отнесение спорного земельного участка к зоне спорной градостроительной ситуации существенно ограничивает права истца на использование земельного участка.
Ответчик и заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом.
28.12.2021 года в канцелярию Верховного Суда Республики Крым поступило ходатайство представителя Ялтинского городского совета Республики Крым о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях и дополнительных пояснениях ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований, считает, что обжалуемые нормативные правовые акты приняты полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции с соблюдением требований об официальном опубликовании. Генеральным планом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым указанная функциональная зона определена как территории, где имеются наложениях земельных участков с различными видами разрешенного использования или наличие противоречий прав собственников земельных участков государственным интересам. При этом, территориальная зона сформирована в соответствии с генеральным планом. По мере утверждения документации по планировке территории в границах данной зоны будут внесены изменения в правила землепользования и застройки. Исковые требования считает необоснованными, так как утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
20.12.2021 года в Верховный Суд Республики Крым поступили письменные пояснения Совета министров Республики Крым, в которых указано, что земельный участок с кадастровым номером № располагается вне границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым. Распоряжением Совета министров Республики Крым от 12.12.2018 г. № 1571-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р» государственный природный заказник «Южнобережные дубравы» исключен из Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым.
25.01.2022 года в Верховный Суд Республики Крым поступили пояснения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, согласно которым, спорный земельный участок располагается вне границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым.
Суд, с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.
Проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые в части заявленных требований акты являются нормативными.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018 года).
Статьей 3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки и другим, перечисленным в ней вопросам градостроительной деятельности проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности. Данная норма закреплена и в статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование город Ялта наделено статусом городской округ и его административным центром определен город Ялта.
Частью 12 названной статьи установил перечень населенных пунктов, входящих в состав городского округа Ялта, в пункте 13 указанного перечня указан поселок городского типа Ореанда.
В соответствии с пунктом 29 статьи 10 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением 51-ой сессии Ялтинского городского совета от 22 сентября 2017 года № 1 (далее - Устав), к вопросам местного значения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) и пр. (т. 1 л.д.87-189).
Частью 2 статьи 70 Устава предусмотрено, что официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования или на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) (т. 1 обр.стор.л.д.149).
Порядок созыва и проведения первой сессии Ялтинского городского совета, порядок созыва очередной и внеочередной сессий Симферопольского городского совета Республики Крым, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Ялтинского городского совета проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Ялтинского городского совета, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Ялтинского городского совета, права и обязанности депутатов Ялтинского городского совета, порядок и формы организации депутатского контроля, порядок взаимодействия Ялтинского городского совета Республики Крым с Администрацией города Ялта Республики Крым, муниципальными предприятиями и учреждениями, иные вопросы организации работы Ялтинского городского совета Республики Крым, связанные с осуществлением Ялтинским городским советом Республики Крым и депутатами своих полномочий, устанавливает Регламент Ялтинского городского совета Республики Крым, утверждённый решением 71-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 31.08.2018 года № 1 (т. 1 л.д.190-213).
Решением 68-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 21.06.2018 г. № 9 утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, действовавшее на момент принятия обжалуемых нормативных правовых актов (далее – Положение об общественных обсуждениях) (т. 1 л.д. 214-231).
Подпунктом 2.1 Положения об общественных обсуждениях установлено, что обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежат проект генерального плана городского округа, проект о внесении изменений в генеральный план городского округа, а также проект правил землепользования и застройки на территории городского округа, проекты о внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории городского округа (т.1 л.д. 217).
Пункт 3 Положения об общественных обсуждениях закрепляет порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; пункт 5 Положения об общественных обсуждениях – порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (т.1 л.д.218-220).
Пунктом 6 Положения об общественных обсуждениях предусмотрено, что сроки проведения общественных обсуждений или публичных слушаний устанавливаются в постановлении о назначении публичных обсуждений или публичных слушаний, указанным в п. 3.2 Положения, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и требованиями разделов 14-18 настоящего положения (т.1 л.д.221).
Итоговыми документами общественных обсуждений или публичных слушаний являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, оформленные организатором (подпункт 11.2 Положения об общественных обсуждениях) (т.1 л.д.224).
По итогам проведения общественных обсуждений Организатор направляет в адрес главы Администрации города Ялта заключение о результатах общественных обсуждений, протокол общественных обсуждений для принятия решения о согласии с проектом генерального плана и направлении его в Ялтинский городской совет Республики Крым для утверждения, или об отклонении проекта генерального план и о направлении его на доработку (подпункт 14.7 Положения об общественных обсуждениях) (т.1 л.д.227).
Таким образом, порядок организации проведения общественных обсуждений предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников общественных обсуждений, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом, результаты общественных обсуждений носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Процедура подготовки и принятия являющимся документом территориального планирования генерального плана, его утверждения и внесения в него изменений, согласования проекта генерального плана регламентирована статьями 23 - 25 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта (часть 2 статьи 24 ГрК РФ), проведение общественных обсуждений (публичных слушаний) по проекту генерального плана (часть 11, 12 статьи 24 ГрК РФ), согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном законом (статья 25 ГрК РФ), принятие главой местной администрации решения о создании согласительной комиссии в случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 ГрК РФ органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, (часть 9, 10 статьи 25 ГрК РФ), представление проекта главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 12 статьи 25 ГрК РФ).
Статья 28 ГрК РФ закрепляет особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, предусматривает срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 8 ст. 28 ГрК РФ), полномочия главы местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 9 ста. 28 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки являются протоколы общественных обсуждений по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31 ГрК РФ, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что письмом от 13.07.2018 г. № 02.1-22/3592 Администрация города Ялта Республики Крым направила Главе муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателю Ялтинского городского совета ФИО6 материалы, необходимые для организации и проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (т.2 л.д.164).
На основании обращения Администрации города Ялты, постановлением главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателем Ялтинского городского совета от 19 июля 2018 г. № 16 «О назначении общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» назначены соответствующие общественные обсуждения (пункт 1); определен порядок их проведения по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 2); создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Временная комиссия) в составе, определенном в приложении № 2 к настоящему постановлению (пункт 4); и утверждено Положение о Временной комиссии (приложение № 3) (пункт 5); определен срок для приема предложений и замечаний от участников Общественных обсуждений с 28 июля 2018 г. по 16 августа 2018 г. (включительно) (пункт 6) (т.1 л.д. 232-237).
Указанное постановление было опубликовано в подразделе – разделе «Правительство Республики Крым – Ялта-Документы – Нормативные правовые документы Ялтинского городского совета – Постановления председателя городского совета» на сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, входящим в структуру государственной информационной системы Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым (https: //yalta.rk/gov.ru/ru/index) 20/07/2018; https //yalta.rk/gov.ru/ru/document/show/8756/.
Согласно протоколу заседания Временной комиссии о результатах проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 22.08.2018 г., Временной комиссией приняты решения о том, чтобы считать проведенными общественные обсуждения по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и направлении проекта генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым главе Администрации города Ялта для согласования и направления на утверждение главе муниципального образования (т.2 л.д.51-89).
По результатам проведения указанных общественных обсуждений Временной комиссией 22 августа 2018 г. подготовлено заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, опубликованное в газете «Ялтинские вести» спецвыпуск № 4 (4) от 24 августа 2018 г. (т. 2 л.д. 175-194).
Согласно итоговой таблице замечаний/предложений от участников общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта, рассмотренных Временной комиссией, поступивших с 28 июля 2018 г. по 16 августа 2018 г. (приложение № 1 к заключению о результатах проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» от 22 августа 2018 г. утвержденной председателем Временной комиссии, замечания от ООО «Октябрь» на проект генерального плана, представленного на общественные обсуждения, не поступали (т. 2 обр.стор. л.д.93- л.д.157).
31 октября 2018 г. Администрацией города Ялта Республики Крым было принято постановление № 2137-п «О согласии с проектом генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и направлении его в Ялтинский городской совет Республики Крым», которым постановлено согласовать и направить проект генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с картой по несогласованным вопросам «Карта предложений об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам в Ялтинский городской совет Республики Крым для принятия решения об утверждении или отклонении проекта генерального плана муниципального образования городской округ Ялта с перечнем спорных градостроительных территорий (или участков) (пункт 1); направить протокол общественных обсуждений (протокол Временной комиссии от 22.08.2018 г. № 8), заключение о результатах проведения общественных обсуждений от 22.08.2018 г. в Ялтинский городской совет Республики Крым (пункт 2) (т.2 л.д. 165).
В соответствии со статьей 25 ГрК РФ были получены заключения и согласования по проекту генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Так, согласно письму Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 27.10.2017 г. № 2175/20.1-10, Министерство считает возможным в части своей компетенции согласовать проект генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, разработанного ООО «Проектный институт «Геоплан», с учетом его доработки по ранее выданным замечаниям и предложениям. Реализацию положений генплана необходимо осуществлять в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в том числе, в части обеспечения соблюдения режима особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и городских лесов городского округа, сохранения существующих зеленых насаждений городского округа и увеличения их площади, обеспечения режима использования водоохранных зон водных объектов (т.2 л.д.162).
Согласно сводному заключению Министерства экономического развития Российской Федерации о согласии с проектом генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 27.12.2017 г. № 37779-СШ/Д27и-дсп, в соответствии и пунктом 2.9 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.07.2016 г. № 460, на основании заключений федеральных органов и государственных корпораций на проект генерального плана, проект генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в составе материалов, размещенных в ФГИС ТП (карточка согласования проекта № 1735176533) считается согласованным с Минэкономразвития России при условии учета замечаний Минтранса России и ФСО России до утверждения проекта (т.2 л.д. 159-161).
01 ноября 2018 г. за № 7522/02.1-22 Администрацией города Ялта Республики Крым направлены проект генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с материалами по его обоснованию, с внесенными в него изменениями по результатам проведения общественных обсуждений с заключениями для принятия решения об утверждении генерального плана, главе муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателю Ялтинского городского совета ФИО6 (т.2 л.д. 166).
Согласно заключению прокурора города Ялты Республики Крым от 23.11.2018 г. на проект решения Ялтинского городского совета Республики Крым «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», проект не противоречит нормам законодательства, имеющим более высокую юридическую силу; проект не в полной мере содержит достаточные положения для достижения заявленной цели правового регулирования. Вместе с тем, в проекте не содержится текстового приложения, в котором указывается срок утверждения генерального плана, а также отсутствует перечень основных задач генерального плана, включая положения о том, что устанавливает генеральный план и расчетный срок его реализации. Проект не требует принятия дополнительных нормативных правовых норм. Проект имеет замечания по правилам юридической техники в резолютивной части, а именно: вступление в законную силу положений генерального плана. Внутренние противоречия в правовом регулировании общественных обсуждений в Проекте не установлены. Проект не содержит положений, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения. В связи с вышеизложенным, проект подлежит принятию с учетом устранения указанных замечаний (т. 2 л.д. 167-168).
В соответствии с заключением Управления организационно-правового обеспечения Ялтинского городского совета Республики Крым от 23.11.2018 г. № 36 по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта решения «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», в представленном проекте решения Ялтинского городского совета Республики Крым коррупциогенные факторы не выявлены (т.2 л.д.169).
Согласно протоколу заседания очередной 75-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 03 декабря 2018 г. в работе сессии принимали участие 26 депутатов (общее количество депутатов 28), по результатам голосования по вопросу № 3 единогласно было принято решение № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», в соответствии с пунктом 1 которого, утвержден генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в составе: Положение о территориальном планировании (Приложение №1); Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа (Приложение № 2); Карта границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа (Приложение № 3); Карта функциональных зон городского округа (Приложение № 4); Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа, относящихся к областям водоснабжения и водоотведения (Приложение № 5); Карта функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения, относящихся к областям водоснабжения, водоотведения и связи (Приложение № 6) (пункт 1); установлен срок реализации генерального плана – до 2035 (включительно) (пункт 2); установлено, что на территориях или земельных участках, обозначенных в генеральном плане как территории со спорной градостроительной ситуацией, возможно регулирование и (или) уточнение территориальных зон правилами землепользования и застройки с разработкой документации по планировке территории без изменения функционального зонирования генерального плана с учетом заявлений юридических и физических лиц или муниципальных инициатив (пункт 4); настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) (пункт 9) (т. 2 л.д. 1-50).
Указанное решение было опубликовано на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – 06 декабря 2018 г, а также в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 46-47 (159-160) от 08 декабря 2018 г. (т. 2 л.д. 195-204).
Процедура подготовки и принятия являющихся документом градостроительного зонирования правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что постановлением главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета от 10 декабря 2018 г. № 29 «О назначении общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее Постановление № 29) назначены соответствующие общественные обсуждения (пункт 1), определен порядок их проведения; создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 4), утверждено Положение о временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 5), определен срок для приема предложений и замечаний от участников общественных обсуждений с 22.12.2018 г. по 14.02.2019 г. (включительно) (т. 2 л.д. 205-216; т.4 л.д. 166-177).
Указанное Постановление № 29 было опубликовано в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 46-49 (163-164) 15 декабря 2018 г. и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru/ru/index) 14 декабря 2018 г. (т. 4 л.д. 178-209).
Согласно протоколу заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 21 февраля 2019 г. № 1, принято решение: считать общественные обсуждения по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым проведенными и направить указанный проект в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым для направления на рассмотрение в Архитектурно-градостроительный совет Республики Крым (т.4 л.д. 121-124).
По результатам указанных общественных обсуждений, Временной комиссией 22 февраля 2019 г. подготовлено заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, опубликованное 24 февраля 2019 года в спецвыпуске № 3 газеты «Ялтинские вести» (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/10909).
Согласно письму прокуратуры города Ялты от 15 июля 2019 г. № Исорг-14-2626-2019 прокуратурой города проведено дополнительное изучение проекта решения Ялтинского городского совета «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», по результатам изучения которого установлено, что в текстовой части Правил установлены нарушения правил юридической техники (грамматические и стилистические ошибки). В дополнение к ранее направленному заключению по проекту (от 11.07.2019 № 31-2019) сообщено, что в случае доработки проекта с учетом ранее указанных прокуратурой города замечаний, и устранения допущенных несоответствий в карте территориальных зон проекта Правил землепользования и застройки, а также в случае недопущения нарушения требований ч. 4 ст. 30, ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект решения Ялтинского городского совета «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» подлежит принятию Ялтинским городским советом Республики Крым (т.2 л.д.222; т.4 л.д.165).
Из протокола заседания XXI Архитектурно – градостроительного совета Республики Крым от 18 июля 2019 г. следует, что проект Правил землепользования и застройки рекомендован к утверждению Ялтинским городским советом Республики Крым (пункт 4); Министерству строительства и архитектуры Республики Крым (ФИО7) поручено направить в адрес Администрации городского округа Ялта Республики Крым согласованную редакцию проекта правил землепользования и застройки городского округа Ялта Республики Крым для утверждения на заседании Ялтинского городского совета Республики Крым (пункт 5); Ялтинскому городскому совету Республики Крым обеспечить неукоснительное утверждение проекта правил землепользования и застройки Ялта Республики Крым строго в соответствии с рекомендованной редакцией такого проекта Архитектурно-градостроительным советом Республики Крым с учетом замечаний и предложений, указанных в настоящем протоколе (т.2 л.д.218-221).
18 июля 2019 г. состоялось заседание временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором принято решение о направлении проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, протокола заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 21 февраля 2019 г. № 4, заключение о результатах поведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 22 февраля 2019 г. (т.4 л.д. 128-129).
В соответствии с заключением Управления организационно-правового обеспечения Ялтинского городского совета Республики Крым от 18 июля 2019 г. № 18 по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», в представленном проекте решения Ялтинского городского совета Республики Крым коррупциогенные факторы не выявлены (т.2 обр.стор.л.д.217; т.4 л.д.154).
Письмом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 19 июля 2019 г. № 4396/02-15 главе Администрации города Ялта Республики Крым ФИО8 направлена для утверждения согласованная редакция проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (т.2 л.д.217).
19 июля 2019 г. постановлением Администрации города Ялта Республики Крым № 1579-п согласован и направлен проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в Ялтинский городской совет Республики Крым для принятия решения об утверждении или отклонении проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, направлен протокол общественных обсуждений (протокол заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 21 февраля 2019 г. №4), заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 22 февраля 2019 г. в Ялтинский городской совет Республики Крым (т.3 л.д. 106-107; т.4 л.д. 119-120).
К проекту решения Ялтинского городского совета Республики Крым «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» приложена пояснительная записка начальника Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты ФИО9, в которой перечислены цели подготовки указанного проекта и его утверждения.
Согласно выписке из протокола заседания внеочередной 85-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 19 июля 2019 г. в работе сессии принимали участие 19 депутатов (общее количество депутатов - 28), большинством голосов от установленной численности депутатов было принято решение № 16 об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым: за – 17, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 2 (т.3 л.д.142-152).
Решением 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 19 июля 2019 г. № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в составе: Порядка применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений. Том 1. Текстовая часть. (Приложение №1); Градостроительные регламенты. Том 2. Текстовая часть (Приложение № 2); Карта территориальных зон (Приложение № 3); Карта зон с особыми условиями использования территории (Приложение № 4) (пункт 1); решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 25.06.2015 № 21 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым» признать утратившим силу (пункт 3); настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) (т. 3 л.д. 1-85).
Указанное решение было опубликовано в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 36-37 (214-215) от 27 июля 2019 г. и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru/ru/index) 26 июля 2019 г. (т. 4 л.д. 210, 211-228).
Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд пришел к выводу, что указанные нормативные правовые акты приняты компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме, виду, процедуре и порядку принятия и введения их в действие, и по этим основаниям не оспариваются сторонами.
Проверяя соответствие содержания указанных решений в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативных правовых актов в оспариваемой части недействующими, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
В силу статьи 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 5 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В силу пункта 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено содержание генерального плана: положение о территориальном планировании; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карта функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение, которое, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанной карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
Пунктом 9 части 8 статьи 23 ГрК РФ определено, что генеральный план отображает иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Как следует из статей 1, 30, 31, 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ).
Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Статья 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или о несогласии с ним с обоснованием причин такого решения. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации городского округа: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
Указанные в части 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что проект генерального плана был согласован с учетом предложений об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам и утвержден с учетом указанных исключений.
Пунктом 4 решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018г. № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» предусмотрено, что на территориях или земельных участках, обозначенных в генеральном плане как территории со спорной градостроительной ситуацией, возможно регулирование и (или) уточнение территориальных зон правилами землепользования и застройки с разработкой документации по планировке территории без изменения функционального зонирования генерального плана с учетом заявлений юридических и физических лиц или муниципальных инициатив. Таким образом, по мере утверждения документации по планировке территории в границах данной зоны будут внесены изменения в настоящие Правила в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами (т.3 обр.стор. л.д.24, л.д. 211).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 27.07.2016 г. между муниципальным образованием городской округ Ялта в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым ФИО10 (арендодатель) и ООО «Октябрь» в лице директора ФИО11 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее – Договор аренды), пунктом 1.1 которого установлено, что арендодатель передает, а арендатор принимает за плату во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 3761 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер участка №, в границах указанных в кадастровом паспорте (плане, карте), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Пунктом 1.2 указанного Договора аренды вид разрешенного использования земельного участка: «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1). Категория земель: земли населенных пунктов.
На участке объекты недвижимости отсутствуют (пункт 1.3 Договора аренды). На земельный участок распространяются ограничения (обременения) в использовании: охранная зона исторического ареала VII «Ореанда» (пункт 1.4 Договора аренды).
Договор заключен на срок 10 лет и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2.1 Договора аренды) (т.1 л.д.37-43).
В соответствии с градостроительным планом земельного участка № № основным видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № является «Туристическое обслуживание» (выписка из ЕГРН от 22.09.2017 г. № 90/090/2017-1), условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования – градостроительный регламент не установлен, объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют. Земельный участок полностью расположен в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (90.25.2.91). Земельный участок полностью расположен в водоохранной зоне (ВОЗ) Черного моря на территории Республики Крым (90.25.2.1). Земельный участок полностью расположен на территории особо охраняемого природного объекта: Государственный природный заказник (биологический (ботанический)) «Южнобережные дубравы» (90.25.2.67) (т.1 л.д.23-33).
Судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом курортного района Большая Ялта, утвержденного постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым от 15 июня 1993 г. № 136, земельный участок с кадастровым номером №, был расположен в Зоне курортно-рекреационных учреждений, что подтверждается выкопировкой из Генерального плана (т.3 л.д.202).
Согласно выкопировке из Генерального плана Большой Ялты, утвержденного постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым от 09.10.2007 г. № 618 (отменен постановлением Севастопольского апелляционного административного суда №2-16720-2008-А от 28.10.2013г.), спорный земельный участок с кадастровым номером №, был расположен в зоне территорий зеленых насаждений (т.3 л.д.201).
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением 75 сессии первого созыва Ялтинского городского совета Республики Крым №3 от 03.12.2018г. (во всех редакциях, с учетом всех изменений), земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3761 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в функциональной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации» (зона с наложением границ земельных участков с различными видами разрешенного использования или наличием противоречий прав собственников земельных участков государственным интересам) и, частично в границах объекта транспортной инфраструктуры местного значения (поселковая дорога), что подтверждается соответствующими выкопировками (т.3 л.д. 203, т.4 л.д.32,37,40).
Из выкопировки из Карты территориальных зон (Приложение № 3 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 19 июля 2019 г. № 16) следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 3761 кв.м., кадастровый номер №, расположен в территориальной зоне ТЗ-23-24 «Зона спорной градостроительной ситуации» (т.3 л.д. 211, т. л.д.33). Материалами дела подтверждается, что и с учетом последующих изменений, внесенных в вышеуказанные ПЗЗ, земельный участок с кадастровым номером №, так и оставался в территориальной зоне ТЗ-23-24 «Зона спорной градостроительной ситуации» ( т.4 л.д.34,35,36,38,39).
Материалами дела подтверждается, что функциональная зона спорной градостроительной ситуации Генерального плана была определена, как территория, где имеются наложения земельных участков с различными видами разрешенного использования или наличие противоречий прав собственности земельных участков государственным интересам.
Административный истец в иске, обосновывая исковые требования ссылается на то, что границы территории заказника «Южнобережные дубравы» имеют наложения с границами земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в пользовании истца на основании договора аренды.
Судом установлено, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 12.12.2018г. №1571-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 05.02.2015г. №69-р» государственный природный заказник «Южнобережные дубравы» исключен из Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым.
Согласно информации предоставленной суду Минприроды Крыма и Советом министров Республики Крым, земельный участок с кадастровым номером № располагается вне границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отнесение земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации» и территориальной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации (ТЗ-23)» обусловлено спорной ситуацией, связанной с возможным наложением границ данного земельного участка с границами земельного участка природного заказника «Южнобережные дубравы».
Оснований для признания недействующим Генерального плана в оспариваемой части не имеется, поскольку отнесение спорного земельного участка к иной функциональной зоне в установленном законом порядке возможно в течение всего периода долгосрочного планирования, на который утвержден Генеральный план – до 2035года.
Суд считает необходимым отметить, что отнесение территорий (участки зоны ТЗ-23) к несогласованным вопросам носит временных характер, до внесения соответствующих изменений в генеральный план, в данном случае право заинтересованных лиц (в том числе административного истца) на выражение свей позиции в отношении предполагаемых градостроительных решений может быть реализовано при внесении изменений в Генеральный план.
При этом, использованное в оспариваемом нормативном правовом акте понятие - «Зона спорной градостроительной ситуации (ТЗ-23), исходя из буквального значения содержащихся в нем слов, заложенного смысла и целей, не создает правовую неопределённость в урегулированных отношениях, не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормам, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также нормы законодательства о градостроительной деятельности, учитывая необходимость сохранения баланса частных и публичных интересов, связанных, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления на территории спорного земельного участка функциональной «Зона спорной градостроительной ситуации» и территориальной зоны «Зона спорной градостроительной ситуации ТЗ-23».
При этом, такое регулирование градостроительной деятельности не противоречит нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.
Принимая во внимание нормы законодательства о градостроительной деятельности, суд приходит к выводу, что установление функциональной зоны «Зона спорной градостроительной ситуации», а также отнесение к данной зоне земельного участка истца, в соответствии с генеральным планом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, положениям статей 23, 24 ГрК РФ не противоречит, а Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, в том числе, генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу части 15 статьи 24, части 4 статьи 32 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана ил правил землепользования и застройки, вправе оспорить решение об утверждении генерального плана, а также правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Иными словами, оспаривание нормативного правового акта возможно в случае, если им нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или могут быть нарушены, или существует реальная угроза их нарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года №109-О и от 26 мая 2016 года №1145-О, от 25 октября 2016 года № 2302-О).
В качестве обоснования нарушенных прав, истец указывает, что оспариваемые в части нормативные правовые акты нарушают права ООО «Октябрь» на пользование земельным участком, поскольку его нахождение в функциональной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации», в территориальной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации (ТЗ-23)» препятствует использованию земельного участка в соответствии с его основным видом разрешенного использования – «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1), при этом, доказательств нарушения прав, подтверждающих указанные доводы о невозможности использования земельного участка в соответствии с указанным видом разрешенного использования суду не представлено.
Приведенные доводы о нарушении прав и законных интересов административного истца сами по себе не являются основанием для признания недействующими нормативных правовых актов в оспариваемой части.
Доводы о наличии оснований для признания недействующим оспариваемых в части нормативных правовых актов, приведённые в административном исковом заявлении, основаны на неверном истолковании норм материального права, не нашли своего подтверждения и признаются судом несостоятельными.
Конституционное право на судебную защиту, установленное статьёй 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими её положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 3 февраля 1998 года № 5-П, от 28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № 5-П).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с установленной процедурой, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Октябрь» к Ялтинскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим решения 75-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым I созыва от 03 декабря 2018 года № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации ТЗ-23»; о признании недействующим решения 85-ой сессии Ялтинского городского совета Республики Крым I созыва от 19 июля 2019 года № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации (ТЗ-23)», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым Е.И. Холодная
Решение изготовлено в окончательной форме 10.02.2022 года.