№2а-176/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красногорское 26 июля 2022 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Исламовой Е.Н., при секретаре Толкачевой О.С., с участием помощника прокурора Красногорского района Алтайского края – Бизяевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Красногорского района Алтайского края обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края на предмет соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения допущенные администрацией.
Так в ходе проверки установлено, что здание МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края, расположенное по имеет один основной вход и один запасной, которые не приспособлены для возможности прохода маломобильных групп населения, в частности перед основным и запасным входом в здание расположено крыльцо, не оборудованное пандусом или иным устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, что противоречит требованиям СНиП 35-01-2001г., СП 31-102-99, так как не обеспечена возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них. Кроме того, в нарушение п. 2 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным Приказом Министерства спорта РФ от 24.08.2015 года № 825 (далее – Порядок) в здании не обеспечено размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; при входе в здание в образовательное учреждение отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В нарушение требования ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 5.2.1 СП 31-102-99 около объекта физкультурно-спортивного назначения не выделено машиноместо для людей с инвалидностью, указанное место не обозначено дорожной разметкой и соответствующим знаком.
Ранее в МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края вносилось представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени каких-либо мер по устранению выявленных нарушений не принято.
Выявленные нарушения могут повлечь за собой нарушение прав инвалидов на получение муниципальных услуг.
На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края, выразившегося в не обустройстве школя пандусом или иным подъемным устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в невыделении машиноместа для инвалидов и не обозначении данного машиноместа, а также в не обеспечении размещения носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; при входе в здание в образовательное учреждение отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фон и возложить ответчика в установленном законом порядке устранить указанные нарушения. Установить срок исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Красногорского района Алтайского края Бизяева М.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила установить срок для исполнения судебного решения – 1 год 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края – ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее участвуя в судебном заседании согласился с исковыми требованиями и пояснил, что в 2023 году планируется капитальный ремонт в здании школы и указанные нарушения будут устранены. Ранее данные нарушения не устранялись в связи с тем, что не было финансирования.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Красногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв, в котором просил дело рассмотреть в их отсутствие, мнения по заявленным требованиям не высказал, представил документы, подтверждающие проведение экспертизы по ремонту здания школы.
Представитель заинтересованного лица – Комитет по образованию Администрации Красногорского района в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила суду письменный отзыв, в котором дело просила рассмотреть в ее отсутствие, также сообщила, что административный ответчик с 2017 года переведен в систему управления по делам молодежи и спорта Администрации района.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд рассмотрел дело при указанной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный иск прокурором предъявлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, о нарушении прав неопределенного круга лиц прокурору стало известно ДД.ММ.ГГГГ, после проведения проверки исполнения представления прокурора.
Таким образом, начало течения срока на предъявление указанного административного иска приходится на ДД.ММ.ГГГГ, срок на подачу настоящего административного искового заявления соблюден.
Статьей 15 ФЗ от 24.11 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Неисполнение обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к вышеуказанным объектам нарушает права и законные интересы лиц, с ограниченными физическими возможностями, требует принятия мер к их устранению вне зависимости от даты введения действующего объекта в эксплуатацию.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден Приказом Министерства спорта РФ от 24.08.2015 года № 825.
В соответствии с п. 2 Порядка руководители объектов, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Ст. 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ предусматривает, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Во взаимодействии с указанными нормативными актами принят СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020г. № 904/пр, которыми определены параметры застройки зданий (помещений) с целью обеспечения их доступности для маломобильных групп населения, а также Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» принят и рекомендован к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 29.11.1999г. № 73 (СП31-102-99).
В соответствии с п. 5.2.1 СП31-102-99 на всех стоянках (парковках) общественного пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машономест (но не менее одного) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машиномест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках. Каждое специализированное место для транспортного средства инвалида должно быть обозначено дорожной разметкой ГОСТ Р 51256 и, кроме того, на земельном участке здания – дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290, внутри зданий – знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.п.) за габаритами прохожей части пешеходных путей на высоте 1,5 до 2,0 м, в иных случаях – на высоте 2,1 м. до нижнего края знака.
В судебном заседании установлено, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Красногорского района Алтайского края, было выявлено, что в здании МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края основной и запасной входы не приспособлены для возможности прохода маломобильных групп населения, отсутствуют информация, необходимая для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, также отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не выделено машиноместо для инвалидов, указанное машиноместо не обозначено дорожной разметкой и соответствующим знаком.
Здание по МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края предоставлено административному ответчику на праве оперативного управления, что подтверждается Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ.
В соответствии со ст. 2.1 Устава МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края, учреждение осуществляет спортивную подготовку по спорту глухих, обеспечивает доступ к объектам спорта и обязана обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание учреждения, однако, в результате проведенной прокурором проверки установлено нарушение действующего законодательства в части социальной защиты инвалидов, что следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
На представление прокурора Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об устранении имеющихся нарушений, директором МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края К.Д.С. дан ответ о наличии указанных нарушений, установлению сигнальной кнопки для вызова работника к человеку с ограниченными возможностями и проведению разъяснительной беседы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края, поскольку бездействие указанного административного ответчика не соответствует изложенным выше нормативно правовым актам, обязывающим учреждение обеспечить доступ инвалидов к спортивным объектам.
В соответствии с главой 5 Устава МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края не имеет свой бюджет, а осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов соответствующего уровня, в связи с чем для выполнения требований прокурора района необходимо взаимодействие Учреждения с органом местного самоуправления района и органом государственной власти Алтайского края.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требования прокурора Красногорского района о возложении обязанности на МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края обязанность обеспечить обустройство здания устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, размещение информации по доступу инвалидов к объектам и услугам, дублирования данной информации и размещения машиноместа с обозначением по ГОСТ для парковки инвалидов.
В целях исполнения судебного акта, с учетом требований ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает необходимым установить срок совершения указанной обязанности, с учетом сроков принятия и утверждения бюджета поселения, заключения муниципального контракта на ремонт здания, а также бюджетов разных уровней с учетом необходимости взаимодействий по решению спорного вопроса, в течение полтора года со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина на основании ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Красногорского района Алтайского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края по не обеспечению здания по носителями информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублировании необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в не размещении на входе в здание учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в не обустройстве здания пандусом или иным подъемным устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, не организации около здания МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края машиноместа для людей с инвалидностью, обозначенное дорожной разметкой и соответствующим знаком.
Обязать МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Виктория» Красногорского района Алтайского края в установленном законом порядке обустроить здание по пандусом или иным подъемным устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, организовать возле здания по место для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в соответствии с ГОСТ Р 51256, ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290, обеспечить размещение в здании по носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, обеспечить размещение на входе в здание учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Установить срок исполнения судебного решения – один год шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Красногорский районный суд Алтайского края.
Судья Е.Н. Исламова
.
.
.
.
.