11RS0020-01-2022-000115-67 | 2а-176/2022 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино | 31 марта 2022 г. |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" ФИО3 о признании решений незаконными,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми (далее – ИК-31) о признании незаконным решений от 31.05.2019, 30.11.2020, 30.06.2021 о постановке на профилактический учет как лицо, (характеристика)
В обоснование заявленных требований указал, что наказание по приговору от 11.09.2009 отбыл, в связи с чем, подлежал снятию с данных видов профилактического учета.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник ИК-31 ФИО3
Возражая против удовлетворения иска, административный ответчик ИК-31 в письменном отзыве указал, что ФИО1 был поставлен на профилактический учет обоснованно.
Участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи ФИО1 административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика ИК?31 в судебном заседании иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном возражении.
Административный ответчик начальник ИК-31 ФИО3 в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежаще, его явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд на основании ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч.2 ст.1 УИК РФ).
Учреждения, исполняющие наказание, в силу положений п.2 ст.14 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" наделены правом ведения оперативно-розыскной деятельности, задачами которой согласно ч.1 ст.84 УИК РФ являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлен Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 №72 (далее – Инструкция).
Согласно п.24 Инструкции, на профилактический учет берутся осужденные, отбывающее наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовых беспорядков; склонные к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность личности; склонные к совершению суицида и членовредительству.
Установлено, что ФИО1 приговором Серовского районного суда Свердловской области от 11.09.2009 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.119, п."б" ч.2 ст.131, п."б" ч.2 ст.131, ч.1 ст.139 УК РФ, на основании ч.3 ст.69 и ст.71 УК РФ и подвергнут наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 мес., с отбыванием наказания в ИК общего режима.
Преступления, предусмотренные п."б" ч.2 ст.131 и п."б" ч.2 ст.131 УК РФ направлены против половой свободы и половой неприкосновенности личности.
Приговором Свердловского областного суда от 28.03.2013, с учетом изменений, внесенных последующими судебными актами, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.212, ч.3 ст.111 УК РФ на основании ч.3 ст.69, а также по совокупности с приговором от 11.09.2009, в соответствии со ст.70 УК РФ, подвергнут наказанию в виде лишения свободы на срок 9 лет 10 мес., с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.212 УК РФ заключается в совершении действий, образующих массовые беспорядки.
Согласно справке начальника психологической лаборатории ИК-31, при проведении 01.05.2019 обследовании осужденного ФИО1, установлено, что риск (характеристика)
В соответствии с пунктом 8 Инструкции основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания.
В пункте 14 Инструкции предусмотрено, что в учреждениях УИС осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками различных подразделений, а также поступившей из других источников, в том числе по результатам цензуры корреспонденции и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях осужденных.
Исходя из данных положений Инструкции, основанием для постановки осужденного на профилактический учет является получение из различных источников сведений, свидетельствующих о намерениях осужденного совершить правонарушение или негативном влиянии его на других лиц, а также медицинские и психологические показания.
Обстоятельства совершения осужденным преступлений, за которые он отбывает наказание, безусловно, свидетельствуют о наличии оснований для постановки ФИО1 на учет как лицо, (характеристика)
Неотбытая часть наказания по приговору Серовского районного суда Свердловской области от 11.09.2009 на основании ст.70 УК РФ присоединена к наказанию, назначенному по приговору Свердловского областного суда от 28.03.2013 и до настоящего времени ФИО1 не отбыта, в связи с чем, его доводы о незаконности его постановки на учет как лица, (характеристика) в связи с отбытием наказания по приговору от 11.09.2009, являются несостоятельными.
В свою очередь наличие риска (характеристика), является психологическим показанием для постановки осужденного на учет, как лицо (характеристика)
Исходя из положений пунктов 32 и 34 Инструкции вопросы постановки осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете рассматриваются на заседании комиссии учреждения УИС в присутствии осужденного.
Решение комиссии о постановке на учет принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (пункт 33 Инструкции).
Из материалов дела следует, что решением комиссии ИК-31 от 31.05.2019 (протокол <Номер>) ФИО1 поставлен на профилактический учет как лицо (характеристика)
В силу положений п.41 Инструкции о результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем. Решения комиссии администрации учреждения УИС с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения УИС.
Решениями комиссии ИК-31 от 30.08.2019 (протокол <Номер>), от 19.11.2019 (протокол <Номер>) и от 28.02.2020 (протокол <Номер>) продлевалось нахождение осужденного ФИО1 на профилактическом учете. 24.05.2020 ФИО1 убыл для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
При поступлении в учреждение УИС осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.
Повторно в ЕПКТ ИК-31 ФИО1 поступил 01.11.2020. Поскольку из материалов личного дела осужденного следовало, что он, отбывая наказание ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, состоял на оспариваемых видах учета, постольку решением комиссии ИК-31 от 30.11.2020 (протокол <Номер>) ФИО1 на основании п.39 Инструкции был автоматически поставлен на соответствующие виды учета.
Решением комиссии ИК-31 от 26.02.2021 (протокол <Номер>) нахождение осужденного ФИО1 на профилактическом учете было продлено. 11.05.2021 ФИО1 убыл для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Повторно в ЕПКТ ИК-31 ФИО1 поступил 11.06.2021. Поскольку из материалов личного дела осужденного следовало, что он, отбывая наказание ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, состоял на оспариваемых видах учета, постольку решением комиссии ИК-31 от 30.06.2021 (протокол <Номер> ФИО1 на основании п.39 Инструкции был автоматически поставлен на соответствующие виды учета.
Решением комиссии ИК-31 от 30.12.2021 (протокол <Номер>) нахождение осужденного ФИО1 на профилактическом учете было продлено. 02.02.2022 ФИО1 убыл для дальнейшего отбывания наказания в распоряжение ГУФСИН России по Челябинской области.
Согласно справке начальника ОВРсО ИК-31 от 31.01.2022 ФИО1 участвовал на каждом заседании комиссии, что также подтверждается содержанием выписок и протоколов заседаний комиссии, при этом от подписи в ознакомлении с решением комиссии о постановке на учет отказался.
Таким образом, решения о постановке и дальнейшем продлении срока нахождения на профилактических учетах в отношении ФИО1 были приняты уполномоченным коллегиальным органом, при наличии предусмотренных Инструкцией оснований для проведения профилактической работы и с соблюдением прав осужденного.
Кроме того оспариваемая истцом постановка на профилактический учет прав и законных интересов ФИО1 не нарушает, не возлагает на него дополнительных ограничений и взысканий, как и не изменяет режим его содержания.
В силу положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решения могут быть признаны судом незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушения такими решениями прав и законных интересов заявителя.
Поскольку в рамках настоящего дела установлено, что оспариваемые решения соответствуют требованиям действующего законодательства и непосредственно не нарушают прав и законных интересов административного истца, постольку административный иск удовлетворению не подлежит.
Определением от 17.01.2022 истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении иска на основании ч.2 ст.104, ч.1 ст.111 КАС РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, абз.8 п.2 ст.61.1 БК РФ с истца следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" ФИО3 о признании незаконным решений от 31 мая 2019г., 30 ноября 2020г., 30 июня 2021г. о постановке на профилактический учет как лицо, (характеристика) – оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" государственную пошлину в размере 300 (Триста) руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |