Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2017 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1772/2017 по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконными бездействия, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Ольхонского лесничества, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Байкальский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконными бездействия, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Ольхонского лесничества по обустройству пожарных наблюдательных пунктов, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров выявлены факты бездействия со стороны министерства лесного комплекса Иркутский области, выраженные в неисполнении обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов в лесах. Так, согласно информации, представленной министерством лесного комплекса Иркутской области на территории Ольхонского лесничества, общая площадь которого составляет 4889858 га не имеется действующих пожарных наблюдательных пунктов. Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п.п. 1,8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп). Так, в соответствии со ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. В числе иных к мерам противопожарного обустройства лесов отнесены строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов). Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 67 Лесного кодекса РФ). Приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоз) от 12.12.2011 г. № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее Лесоустроительная инструкция). Так, в п. 155 Лесоустроительной инструкции закреплено, что разработка мер противопожарного обустройства лесов включает в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. Межрайонной прокуратурой установлено, что в соответствии с действующим Лесохозяйственным регламентом Ольхонского лесничества, общая его площадь по данным государственного лесного реестра составляет 489858 га. Леса относятся к Приангарскому таежному (общая площадь - 96927 га) и Байкальскому горному лесным районам (392931 га). В соответствии с распределением лесов по целевому назначению на территории Ольхонского лесничества площадь эксплуатационных лесов составляет 399607 га, площадь защитных - 90251 га. На основании Приказа Рослесхоза от 27.04.2012г. №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», в эксплуатационных и защитных лесах, расположенных в Приангарском таежном лесном районе, норматив строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,03 шт. на 1 000 га общей площади лесов, в Байкальском горном лесном районе - 0,0035 шт. на 1000 га защитных лесов и 0,0015 шт. на 1000 га эксплуатационных лесов. Согласно информации, предоставленной министерством лесного комплекса Иркутской области 07.04.2017 № 02-91-2405/17 на территории Ольхонского лесничества не имеется действующих пожарных наблюдательных пунктов, следовательно, в Ольхонском лесничестве не обеспечена надлежащая организация противопожарного обустройства лесов, чем нарушаются требования действующего федерального законодательства об использовании и охране лесов. Бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, в данном случае, влечет реальную угрозу позднего обнаружения возгораний в лесах Ольхонского лесничества, неконтролируемое распространение огня и, как следствие, причинение большего экологического и экономического ущерба, чем при более раннем обнаружении возгорания, тем самым, нарушены права Российской Федерации как собственника лесного фонда. В свою очередь, ненадлежащее исполнение министерством лесного комплекса Иркутской области функций по охране лесов от пожаров влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Ольхонского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве; обязать министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Ольхонского лесничества в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.
В судебном заседании старший помощник Западно-Байкальского межрайонного прокурора Бутрик О.А. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области Карманова А.А. заявленные требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск.
Заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в судебном заседании не представлено, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представило письменные возражения на административный иск прокурора, в котором просило отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.5 Лесного кодекса РФ, ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.
Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п. 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).
Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров проведена проверка Ольхонского лесничества, которой выявлены факты бездействия со стороны министерства лесного комплекса Иркутский области, выраженные в неисполнении обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов в лесах.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции РФ гарантировано право на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей при родной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09 января 1998 года № 1-П и от 07 июня 2000 года № 10-П; определения от 27 июня 2000 года № 92-О и от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использование с лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры. (ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ст. 68 Лесного кодекса РФ).
Лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516.
Пунктом 155 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что разработка мер противопожарного обустройства лесов включает в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012г. № 1283-рн утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, в соответствии с которым пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон) должен быть установлен в эксплуатационных и резервных лесах; в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах и на особо защитных участков лесов, за исключением заповедных лесных участков; в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесов.
Согласно ч. 1 ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В соответствии с действующим Лесохозяйственным регламентом Ольхонского лесничества, утвержденным приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 31 декабря 2008 г. № 1523-апр, общая площадь Ольхонского лесничества по данным государственного лесного реестра составляет 489858 га. Леса относятся к Приангарскому таежному (общая площадь - 96927 га) и Байкальскому горному лесным районам (392931 га). В соответствии с распределением лесов по целевому назначению на территории Ольхонского лесничества площадь эксплуатационных лесов составляет 399607 га, площадь защитных - 90251 га.
На основании Приказа Рослесхоза от 27.04.2012г. №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», в эксплуатационных и защитных лесах, расположенных в Приангарском таежном лесном районе, норматив строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,03 шт. на 1 000 га общей площади лесов, в Байкальском горном лесном районе - 0,0035 шт. на 1000 га защитных лесов и 0,0015 шт. на 1000 га эксплуатационных лесов.
Пунктом 2.17.1 Лесохозяйственного регламента Ольхонского лесничества предусмотрены меры противопожарного обустройства лесов, в том числе строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (п.п. 4).
Согласно информации, предоставленной Министерством лесного комплекса Иркутской области от 07.04.2017 № 02-91-2405/17, в 2017 году вступил в силу приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 16 февраля 2017 года № 65 «Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и о признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства», на основании которого установлены зона наземного обнаружения и тушения и зона лесоавиационных работ, включающая зону авиационного обнаружения и наземного тушения, зону авиационного обнаружения и тушения и зону исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественного авиационного тушения. Распоряжением министерства от 2 декабря 2016 года № 2089-мр «Об утверждении зон мониторинга, районов применения сил и средств пожаротушения, зон лесоавиационных работ и маршрутов патрулирования лесного фонда» территории Ольхонского, Заларинского, Казачинско-Ленского, Черемховского и Балаганского лесничеств отнесенные к зоне осуществления лесоавиационных работ. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров с использованием пожарных наблюдательных пунктов осуществляется исключительно в зоне наземного обнаружения и тушения. Учитывая вышеизложенное, в лесах, расположенных на территориях вышеперечисленных лесничеств отсутствуют действующие пожарные наблюдательные пункты, и создание их не планируется.
Учитывая, что на территории Ольхонского лесничества в нарушение Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 174 от 27.04.2012г., не имеется ни одной пожарной наблюдательной вышки, что не отрицается самим административным ответчиком, суд полагает, что со стороны административного ответчика имеется незаконное бездействие.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.
Не принятие мер по возведению пожарно-наблюдательных вышек влечет угрозу безопасности граждан в случае возникновения лесных пожаров, может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности своевременного выявления факта пожара, а также причинить большой экологический и экономический ущерб права собственности Российской Федерации на участки государственного лесного фонда и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами.
При этом суд отклоняет доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что поскольку территория Ольхонского лесничества относится к зонам авиационного и космического мониторинга, соответственно для обнаружения пожаров на территории указанного лесничества средства наземного мониторинга как пожарные наблюдательные пункты не предусмотрены, в связи со следующим.
Действительно, Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.2017г. № 65 «Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и о признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства» распределены земли лесного фонда Российской Федерации по зонам осуществления авиационных работ по охране лесов и способам мониторинга.
Положениями п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
По смыслу данной нормы права предупреждение лесных пожаров и мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров являются различными мерами пожарной безопасности в лесах.
Как указано судом выше, согласно ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Таким образом, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов являются мерой предупреждения лесных пожаров.
В силу ч. 1 ст. 53.2 Лесного Кодекса РФ видами мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров являются наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов не относятся к видам мониторинга, а потому не могут зависеть от наличия либо отсутствия наземного мониторинга на территории лесничества.
При этом доводы административного ответчика и заинтересованного лица о нецелесообразности строительства пожарных наблюдательных пунктов не освобождает административного ответчика от выполнения всех предусмотренных законом мер предупреждения лесных пожаров, учитывая общеизвестные обстоятельства высокой пожарной опасности на территории Иркутской области, гибели большого количества лесов от пожаров.
По мнению суда, административный ответчик в силу возложенных на него законом обязанности обязан предпринимать все возможные меры и использовать все возможные средства для предотвращения лесных пожаров.
Проверяя довод административного ответчика, что заявленные прокурором требования выходят за рамки предоставленных Министерству полномочий п. 1 ч. 3 ст.83 Лесного кодекса РФ, суд учитывает следующее.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе, следующих полномочий в области лесных отношений:
организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Как указано судом выше, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов является мерой предупреждения лесных пожаров, то есть входит в полномочия органа государственной власти субъекта РФ по охране и защите лесов.
Согласно п. 1 ч. 3 ст.83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, установлен порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - субвенции).
Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе:
разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) и воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из данной нормы права, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе и на осуществления мер пожарной безопасности, к числу которых относится строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов.
Материалы дела не содержат доказательств того, что административному ответчику из федерального бюджета средства на осуществление переданных полномочий по осуществления мер пожарной безопасности не выделялись, ни одной из сторон в судебном заседании о таких обстоятельствах не заявлялось.
В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.
Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств законности бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженного в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Ольхонского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04,2012г. №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований о незаконности оспариваемого бездействия, выраженного в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Ольхонского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия, то в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав суд полагает подлежащим удовлетворению. При этом суд полагает правомерным возложить на административного ответчика обязанность по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Ольхонского лесничества в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.
При этом отсутствие в Лесном плане Иркутской области требований о строительстве пожарных наблюдательных пунктов и их количестве не свидетельствует о необоснованности заявленных прокурором требований.
Доводы административного ответчика о том, что на законодательном уровне не разработаны строительные нормы и правила по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательных пунктов), что может привести к проявлению коррупции, а также невозможности исполнения решения суда не состоятельны, поскольку освобождают административного ответчика от выполнения всех предусмотренных законом мер предупреждения лесных пожаров.
Довод представителя административного ответчика, что требование о строительстве и введении в эксплуатацию наблюдательных пунктов, относится к хозяйственной деятельности и не входит в компетенцию административного ответчика, не состоятелен.
Как указано судом выше, п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе, полномочий по охране лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).
Статья 53.1 Лесного Кодекса РФ установлено, что меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов. Таким образом, требования прокурора в данной части основаны на законе.
Учитывая многоэтапность работ по финансовому обеспечению, строительству наблюдательных пунктов и затрудненности их выполнения в лесных районах, суд полагает, что установить конкретные сроки исполнения решения суда не представляется возможным.
Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о бездействии административного ответчика о том, что пожарные наблюдательные пункты (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты) на территории Ольхонского лесничества отсутствуют, прокурору стало известно из ответа от 07.04.2017г., поэтому обратившись в суд с настоящим административным иском 24.04.2017г., срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд полагает, прокурором не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Ольхонского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.
Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области осуществить строительство и ввод в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Ольхонского лесничества в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012г. №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 29.05.2017г. Н.Н. Исакова