Дело ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫа-1773/2023
УИД ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫRS0ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
АДРЕС ИЗЪЯТ 24 августа 2023 года
Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в составе:
председательствующего судьи Чапаевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Скибиной Е.А.,
с участием административного истца ФИО1 и ее представителя ФИО2,
представителя административного ответчика Администрации городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитета по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитету по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым домом,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитету по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым домом. В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДАТА ИЗЪЯТА и технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:35:030103:267 и расположенного на нем садового дома, назначение: нежилое с кадастровым номером: 34:35:030103:1349, находящихся по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ. ДАТА ИЗЪЯТА административный истец через своего представителя по доверенности ФИО4 обратился в адрес ответчика с заявлением о признание, садового дома по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», уд Нагорная, АДРЕС ИЗЪЯТ жилым домом, приложив к настоящему обращению, в том числе и соответствующее техническое заключение о состоянии строительных конструкций спорного строения, подготовленное специализированным экспертным учреждением, подтверждающее, что объект недвижимости по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ полностью соответствует требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7,8 и 10 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-Ф3 «Технически регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом, ответчик отказал ФИО1 в признании садового дома жилым домом, указав в своем ответе от ДАТА ИЗЪЯТА что причиной отказа является нахождение спорного объекта недвижимости на территории возможных чрезвычайных ситуаций природного характера (катастрофическое затопление паводкок 1% обеспеченности). Не согласившись с указанным решением ФИО1 обратилась за его обжалованием, ДАТА ИЗЪЯТА решением Волжского городского суда АДРЕС ИЗЪЯТ административное исковое заявление ФИО1 к Администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитету земельных ресурсов и градостроительства Администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитету по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ удовлетворено частично. Признано незаконным решение Комитета по обеспечению| жизнедеятельности города администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ об отказе в признании садового дома жилым. На Администрацию городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о признании жилым садового дома, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ, в соответствии с требованиями закона. В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований ФИО1 отказано. Указанное решение суда не обжаловалось, а по истечении срока предусмотренного для его обжалования вступило в законную силу. После вступления в законную силу, административный ответчик вновь рассмотрел заявление ФИО1 от ДАТА ИЗЪЯТА о признании садового дома по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ жилым домом, однако вновь отказал административному истцу в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свое решение тем, что садовый дом размешен на земельном участке, виды разрешенного использования которого не предусматривают такого размещения, а также расположенном в границах зоны затопления, подтопления. Указанное решение представлено в письме комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ.
С указанным решением Администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Земельный участок истицы от водного объекта, находится на значительном расстоянии. Также, в отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка какие-либо ограничения (обременения) отсутствуют. Согласно кадастровой документации, участок, имеет разрешенное использование-для садоводства, согласно градостроительного плана расположен в территориальной зоне СХ-2, зона садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан. При этом, для зоны CX-2 в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (кодом), утвержденным приказом Росреестра от ДАТА ИЗЪЯТА №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», определен перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости. Ведение садоводства (осуществление отдых и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дом, указанного в описании вида разрешенного использования с коАДРЕС ИЗЪЯТ.1 хозяйственных построек и гаражей) (код 13.2) является основным вида разрешенного использования в зоне СХ-2. Таким образом, установленное правоустанавливающими документам целевое назначение земельного участка позволяет осуществлять правомочия собственника в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а именно возводить индивидуальный жилой дом. В соответствии с положениями части статьи 54 Закона N 217-ФЗ для целей применения в настоящем Федеральном законе, других Федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок”, "для ведения дачного хозяйства” и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестр недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документа) считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельным участками. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона N 217-ФЗ правообладатель садового земельного участка также имеет право размещения жилых домов на таких земельных участках. Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, с выводом административного ответчика о невозможности размещения в территориально зоне СХ-2 жилого дома на земельном участке административного истца с виде разрешенного использования - для садоводства согласится нельзя. Что касается нахождения объекта недвижимости административного истца в зоне затопления, сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в ЕГРН. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Сведения о нахождении спорного земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют. С учетом изложенного, административный ответчик принимая решения об отказе в признании спорного садового дома жилым не учитывает основания изложенные во вступившим в законную силу решением суда, и в нарушения заявленных в нем положений о повторном рассмотрении заявления в соответствии с требованиями закона вновь принимает абсолютно незаконное и необоснованное решение.
На основании изложенных обстоятельств административный истец просит признать незаконным решение Администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитета по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ об отказе в признании садового дома, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ жилым домом, представленное в письме от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ; обязать Администрацию городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитет по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ принять решение о признании садового дома принадлежащего ФИО1 на праве собственности, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ жилым домом.
Определением суда от ДАТА ИЗЪЯТА к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет земельных ресурсов Администрации городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ.
Протокольным определением от ДАТА ИЗЪЯТА изменен статус Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ с административного соответчика на заинтересованное лицо.
Протокольным определением от ДАТА ИЗЪЯТА к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Управление Росреестра по АДРЕС ИЗЪЯТ.
Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям их предъявления, настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа-АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитета по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Постановлением администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ утвержден Регламент предоставления муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», который устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт ее предоставления, в том числе определяет сроки и последовательность административных процедур при предоставлении муниципальной услуги администрацией городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ в лице комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ. Правилами землепользования и застройки городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, утвержденными городским положением от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ВГД, земельный участок, расположенный по адресу: СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ, расположен в территориальной зоне СХ-2 - зоне садоводческих огороднических некоммерческих объединений граждан и в ней запрещено размещение жилых зданий, ввиду их нахождения на территории возможных чрезвычайных ситуаций природного характера (катастрофическое затопление паводком 1% обеспеченности). Основанием для принятия оспариваемого решения от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ явилось размещение садового дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации). В п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В п. 2 ст. 85 Земельного кодекса определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Согласно пункту 3 указанной статьи установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ). В соответствии с подпунктом «д» пункта 61 указанного Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения. В частях 2 и 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1, ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника (пользователя) земельного участка по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции, размещения находящихся на таком земельном участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента, а конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки. Одновременно согласно подпункту «ж» пункта 61 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом принимается в случае размещение садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления. Также необходимо отметить, что городским положением «Генеральный план городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ (положение о территориальном планировании)» от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ - ВГД (далее - Генплан) на территории городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, в соответствии с приказом Нижне- Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об установлении границы зоны затопления территории, прилегающей к АДРЕС ИЗЪЯТ, Волго-Ахтубинскому каналу в границах о. Зеленый городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ» установлены границы зоны затопления при половодьях и паводках 1% обеспеченности территорий и ограничения хозяйственной и иной деятельности в зоне затопления. В материалах обоснования Генплана предусмотрены мероприятия по защите от подтопления и затопления, на карте зон с особыми условиями использования территорий отражены зоны возможного затопления (подтопления) на территории городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ. Генпланом установлены зоны катастрофического затопления территории при прорыве Волжской ГЭС. При разрушении гидротехнических сооружений Волжской ГЭС на территории города возможно образование зоны катастрофического затопления (КЗ) площадью 20 кв. км. В материалах обоснования Генплана предусмотрен вынос жилья и промышленных предприятий из зоны катастрофического затопления (о. Зеленый) до 2027г. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства в границах зоны затопления (подтопления), зон катастрофического затопления без обеспечения инженерной защиты от затопления, подтопления не планируется. Правилами землепользования и застройки предусмотрены зоны ограничений от стационарных техногенных и динамических источников с учетом границ зон возможного затопления (подтопления) и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зоны затопления и подтопления. В соответствии с Приказом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ внесены изменения в Правила землепользования и застройки в части установления зон ограничений от стационарных техногенных и динамических источников с учетом границ зон возможного затопления (подтопления) и ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон затопления и подтопления. СНТ «Рассвет» входит в перечень садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных в зоне ограничений от возможных чрезвычайных ситуаций природного характера (катастрофическое затопление паводком 1% обеспеченности) в соответствии с картой зон охраны водных объектов и источников Городского положения от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ –ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа-АДРЕС ИЗЪЯТ». В соответствии с п. 12.2.6. Правил в зонах, подверженных катастрофическому затоплению запрещено размещение по результатам осуществления градостроительных изменений жилых и общественных зданий: школ, детских дошкольных учреждений. Таким образом, принимая во внимание, что видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположен садовый дом административного истца, является садоводство, в установленном законом порядке вид разрешенного использования земельного участка не изменен, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания садового дома жилым строением, поэтому оспариваемый отказ соответствует законодательству, регламентирующему спорные правоотношения, поскольку решение об отказе в признании садового дома жилым принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения. При этом, нарушение порядка рассмотрения заявления о признании садового дома жилым истцом не оспаривается, более того рассмотрение заявления ФИО1 соответствует стандарту и порядку предоставления муниципальной услуги по признанию садового дома жилым домом. Однако необходимо отметить, что судебный акт не может подменять собой решения должностных лиц органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на этих должностных лиц законом прямо не возложена обязанность принятия соответствующих решений. Произвольное вмешательство в компетенцию органа, осуществляющего публичные полномочия, со стороны суда, недопустимо, поскольку суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в полномочия которого и так входит признание садового дома жилым. Таким образом, учитывая все изложенные обстоятельства, администрация городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, ввиду отсутствия нарушений ее прав и законных интересов.
Представитель заинтересованного лица – Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ, своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Административный истец признает незаконным письмо ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА подготовленное комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – АДРЕС ИЗЪЯТ. Муниципальная услуга, которой воспользовался административный истец, утверждена постановлением администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садового домом» и подведомственна комитету по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ. Комитетом земельных ресурсов и градостроительства Администрации города округа - АДРЕС ИЗЪЯТ лишь предоставлена информация от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-сп на служебное письмо от 15/1702-сп от ДАТА ИЗЪЯТА, которая необходима для оказания муниципальной услуги в соответствии с требованиями, установленных постановлен Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об утверждении Положения о признании помещу жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Решением Волжского городского суда АДРЕС ИЗЪЯТ по делу ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫа-427/2023 от ДАТА ИЗЪЯТА административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения удовлетворены частично, на Администрацию городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА. Административный ответчик во исполнение решения суда по делу ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫа-427/2 повторно рассмотрел заявление ФИО1 от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ о признании садов дома по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ жилым домом и вынес решение об отказе в признании садового дома жилым домом (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА), поскольку земельный участок по адресу: СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ расположен в зоне СХ-2 - зона садоводческих огороднических некоммерческих объединений граждан и в границах зон затопления и подтопления. Городским положением от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ» предусмотрено, что в зоне где основной вид разрешенного использования «ведение садоводства, осуществление отдыха (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании разрешенного использования с коАДРЕС ИЗЪЯТ.1, хозяйственных построек и гаражей» запрещено размещение жилых зданий на территории возможных чрезвычайных ситуаций природного характера (катастрофическое затопление паводком 1% обеспеченности). Городским положением от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ВГД «Генеральный план городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ (положение о территориальном планировании на территории городского округа – АДРЕС ИЗЪЯТ в соответствии с приказом Нижне-Волжского бассейнов водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об установлений границ зоны затопления территории, прилегающей к АДРЕС ИЗЪЯТ, рук. Ахтуба, Волго-Ахтубинскому каналу в границах о. Зеленый городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ» установлены границы зоны затопления при половодьях и паводках 1% обеспеченности территорий и ограничения хозяйственной и иной деятельности в зоне затопления. Также пунктом 4.1.2. Генерального плана городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ в редакции от ДАТА ИЗЪЯТА предусмотрено полное переселение жителей с острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, включая ликвидацию всего жилищного фонда, не только аварийного. Указанное положение включено в текст Генерального плана на основании требований СНиП ДАТА ИЗЪЯТА-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», СНиП ДАТА ИЗЪЯТА-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», а также расчета института «Гидропроект» имени С.Я. Жука Минэнерго СССР, согласно которым территория острова Зеленый относится к зоне вероятного катастрофического затопления, так как остров находится в нижерасположенной местности от Волжской ГЭС, в результате возможного прорыва которой, вероятны массовая гибель людей, разрушение зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей. Согласно требованиям пункта 3.14 СНиП. ДАТА ИЗЪЯТА-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», пункта 1.1. СНиП ДАТА ИЗЪЯТА-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» в зонах возможного катастрофического затопления существующих, строящихся и намечаемых к строительству крупных водохранилищ, как правило, не допускается строительство новых городских и сельских поселений, а также объектов, имеющих важное народнохозяйственное или оборонное значение. Такое строительство допускается лишь в исключительных случаях и с проведением соответствующих инженерно-защитных мероприятий. Указанное подтверждается, в том числе, письмом Главного управления по делам ГОЧС АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, письмом Главного управления МЧС России по АДРЕС ИЗЪЯТ по вопросу застройки острова Зеленый АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. В материалах по обоснованию изменений Генерального плана на карте ограничений и границ зон с особыми условиями использования территорий, на карте территорий, подверженных риску возникновения ЧС природного и техногенного характера отображены зоны катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений Волжской ГЭС, а также зоны с различными показателями подтопления территорий АДРЕС ИЗЪЯТ. В соответствии с пунктом 7 раздела 2 «Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного, характера» материалами по обоснованию Генерального плана предусмотрен вынос жилья и промышленных предприятий из зоны катастрофического затопления острова Зеленый до 2027 года. Также в соответствии с пунктом 1 ст.З Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №217-ФЗ) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Частью 2 ст.23.1 Закон №217-ФЗ установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ). Земельный участок по адресу: СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ расположен в границах зон затопления, подтопления, где видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположен садовый дом административного истца, является ведение садоводства. Данный вид разрешенного использования установлен в соответствии с законодательством РФ и в установленном законом порядке не изменён, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания садового дома жилым.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по АДРЕС ИЗЪЯТ, своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Вы слушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся, в том числе жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 ЖК РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Постановлением Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТА N 47 (ред. от ДАТА ИЗЪЯТА) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" п. п. 7, 8, установлено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Статьей 24 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на основании договора купли-продажи от 02.06 2021 года является собственником садового дома, общей площадью 30 кв. метров, и земельного участка, площадью 641 кв. метров, кадастровый N 34:35:030103:267, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - земли под садоводство, расположенных по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ. 13. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками ЕГРН ( л.д. 36-43)
ДАТА ИЗЪЯТА ФИО1 обратилась с заявлением в Администрацию городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ с заявлением о признании садового дома по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ жилым домом, приложив техническое заключение о состоянии строительных конструкций садового дома, подготовленное экспертным учреждением.
В ответ на обращение ФИО1, письмом от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ уведомил ФИО1 о том, что земельный участок по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ, расположен в СХ-2 - зоне садоводческих огороднических некоммерческих объединений граждан и в ней запрещено размещение жилых зданий ввиду их нахождения на территории возможных чрезвычайных ситуаций природного характера (катастрофическое затопление паводком 1% обеспеченности).
ДАТА ИЗЪЯТА решением Волжского городского суда АДРЕС ИЗЪЯТ административное исковое заявление ФИО1 к Администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитету земельных ресурсов и градостроительства Администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитету по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ удовлетворено частично. Признано незаконным решение Комитета по обеспечению| жизнедеятельности города администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ об отказе в признании садового дома жилым. На Администрацию городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о признании жилым садового дома, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ, в соответствии с требованиями закона. В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований ФИО1 отказано. Указанное решение суда не обжаловалось, вступило в законную силу.
Правилами землепользования и застройки городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, утвержденными городским положением от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ВГД, земельный участок, расположенный по адресу: СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ, расположен в территориальной зоне СХ-2 - зоне садоводческих огороднических некоммерческих объединений граждан и в ней запрещено размещение жилых зданий, ввиду их нахождения на территории возможных чрезвычайных ситуаций природного характера (катастрофическое затопление паводком 1% обеспеченности).
Комитет по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ вновь рассмотрел заявление ФИО1 от ДАТА ИЗЪЯТА о признании садового дома по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ жилым домом. Решением Комитета по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ отказано ФИО1 в признании садового дома жилым домом в соответствии с подпунктами «д», «ж» п. 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, мотивируя свое решение тем, что садовый дом размешен на земельном участке, виды разрешенного использования которого не предусматривают такого размещения, а также расположенном в границах зоны затопления, подтопления.
Постановлением главы городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА N 30-ГО утверждено Положение и состав межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, включая садовые дома, расположенных на территории городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, и ее состава.
В соответствии с п. п. 47 - 52 Постановления Правительства Российской Федерации N 47 от ДАТА ИЗЪЯТА "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
По окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Аналогичные положения закреплены и в Положении о Межведомственная комиссия по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ.
Основной задачей Комиссии является проведение оценки соответствия жилого строения требованиям постановления Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и признание жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания". Заключение Комиссии является основанием для принятия администрацией городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ постановления о признании жилого строения пригодным, либо непригодным для проживания.
Постановлением администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ утвержден Регламент предоставления муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», который устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт ее предоставления, в том числе определяет сроки и последовательность административных процедур при предоставлении муниципальной услуги администрацией городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ в лице комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ.
Комитет по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТДАТА ИЗЪЯТА рассмотрел заявление ФИО1 от ДАТА ИЗЪЯТА о признании садового дома по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ жилым домом. Данный вопрос был предметом рассмотрения Комитета по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ. Решением Комитета по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ отказано ФИО1 в признании садового дома жилым домом. ФИО1 узнала о нарушении своих прав после получения решения Комитета по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА, в связи с чем установленный срок для подачи административного искового заявления не пропущен.
С ДАТА ИЗЪЯТА вступил в силу Федеральный закон от ДАТА ИЗЪЯТА N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 217-ФЗ садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии с частью 3 статьи 23 приведенного Федерального закона садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок регламентирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА N 47.
Пунктом 55 Положения установлено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
В пункте 56 Положения приведен перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которые собственник садового дома или жилого дома представляет в орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Основания об отказе в признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом определены в пункте 61 Положения.
При этом решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом выдается или направляется указанным в заявлении способом заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (пункт 63 Положения).
Таким образом, законодатель, начиная с ДАТА ИЗЪЯТА, установил, что вопрос о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом подлежит разрешению органом местного самоуправления, а при несогласии с принятым данным органом решением - в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 названной статьи, и к которому прилагает документы, перечисленные в части 3 статьи 51.1 указанного Кодекса. В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченный орган местного самоуправления по результатам проверки уведомления застройщика вправе направить застройщику уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (реконструкции).В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (под. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ).К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (п. 17 ст. 105 ЗК РФ, п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (под. 7 ч. 8 ст. 23 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод на определенные территории и объекты (п.16 ст. 1 ВК), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (ч. 3, п. 8 ч. 4 ст. 31 ВК РФ). В соответствии с ч. 5 ст. 67.1 ВК РФ решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА N 360 (далее - Положение), предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в ЕГРН. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из ЕГРН (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в ЕГРН (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Основанием для принятия оспариваемого решения от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ явилось размещение садового дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В п. 2 ст. 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно пункту 3 указанной статьи установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ).
В соответствии с подпунктом «д» пункта 61 указанного Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
В частях 2 и 3 ст. 37 ГрК РФ указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1, ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника (пользователя) земельного участка по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции, размещения находящихся на таком земельном участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента, а конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Согласно подпункту «ж» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, решение об отказе в признании садового дома жилым домом принимается в случае размещение садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления.
Городским положением «Генеральный план городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ (положение о территориальном планировании)» от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ - ВГД (далее - Генплан) на территории городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ, в соответствии с приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об установлении границы зоны затопления территории, прилегающей к АДРЕС ИЗЪЯТ, Волго-Ахтубинскому каналу в границах о. Зеленый городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ» установлены границы зоны затопления при половодьях и паводках 1% обеспеченности территорий и ограничения хозяйственной и иной деятельности в зоне затопления. В материалах обоснования Генплана предусмотрены мероприятия по защите от подтопления и затопления, на карте зон с особыми условиями использования территорий отражены зоны возможного затопления (подтопления) на территории городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ. Генпланом установлены зоны катастрофического затопления территории при прорыве Волжской ГЭС. При разрушении гидротехнических сооружений Волжской ГЭС на территории города возможно образование зоны катастрофического затопления (КЗ) площадью 20 кв. км. В материалах обоснования Генплана предусмотрен вынос жилья и промышленных предприятий из зоны катастрофического затопления (о. Зеленый) до 2027г. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства в границах зоны затопления (подтопления), зон катастрофического затопления без обеспечения инженерной защиты от затопления, подтопления не планируется. Правилами землепользования и застройки предусмотрены зоны ограничений от стационарных техногенных и динамических источников с учетом границ зон возможного затопления (подтопления) и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зоны затопления и подтопления.
В соответствии с приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «Об установлении границы зоны затопления территории, прилегающей к АДРЕС ИЗЪЯТ, Волго-Ахтубинскому каналу в границах о. Зеленый городского округа - АДРЕС ИЗЪЯТ» внесены изменения в Правила землепользования и застройки в части установления зон ограничений от стационарных техногенных и динамических источников с учетом границ зон возможного затопления (подтопления) и ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон затопления и подтопления. СНТ «Рассвет» входит в перечень садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных в зоне ограничений от возможных чрезвычайных ситуаций природного характера (катастрофическое затопление паводком 1% обеспеченности) в соответствии с картой зон охраны водных объектов и источников Городского положения от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ –ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа-АДРЕС ИЗЪЯТ».
В соответствии с п. 12.2.6. Правил в зонах, подверженных катастрофическому затоплению запрещено размещение по результатам осуществления градостроительных изменений жилых и общественных зданий: школ, детских дошкольных учреждений.
В соответствии с п.3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления. В связи с чем, суд не принимает во внимание представленное административным истцом заключение специалиста землеустроительной экспертизы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ, в котором указывается, что возводить жилые постройки возможно и спорный земельный участок не находится в зоне затопления.
Как следует из писем Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДАТА ИЗЪЯТА № АЕ-8-1901/04, от. ДАТА ИЗЪЯТА № ЕБ-8-6/1035 Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии АДРЕС ИЗЪЯТ предложения об установлении границ зон затопления, подтопления разработаны и согласованы с федеральными органами исполнительной власти. Границы зон затопления и подтопления отражены в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. В соответствии с п. 17 Положения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов сведения о зонах затопления, подтопления в АДРЕС ИЗЪЯТ установлены, внесены в государственный водный реестр и единый государственный реестр недвижимости (форма 2.15-гвр «Зоны затопления, подтопления»). В соответствии с информацией Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по АДРЕС ИЗЪЯТ сведения о границах зон затопления, подтопления внесены в государственный водный реестр и Единый государственный реестр недвижимости ДАТА ИЗЪЯТА, соответствуют кадастровому номеру 34:35-6.2677.
В связи с вышеизложенным суд отклоняет довод административного истца о том, что сведения о нахождении спорного земельного участка, принадлежащего ФИО1 в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, суд соглашается с выводом административного ответчика о невозможности размещения в территориальной зоне СХ-2 жилого дома на земельном участке административного истца с видом разрешенного использования - для садоводства.
Принимая во внимание, что видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположен садовый дом административного истца, является садоводство, в установленном законом порядке вид разрешенного использования земельного участка не изменен, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания садового дома жилым строением, поэтому оспариваемый отказ соответствует законодательству, регламентирующему спорные правоотношения, поскольку решение об отказе в признании садового дома жилым принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.Решение о признании действий (бездействия), решений незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.Соответственно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положениями ч. 1 ст. 4 КАС РФ, согласно которым каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.Разрешая заявленные требования, суд, исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам ст.ст. 59, 64, 70, 84, КАС РФ, с учетом требований ст. 62 КАС РФ, учитывая вышеперечисленные нормы права, приходит к выводу, что решение Комитета по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа-АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об отказе в признании садового дома, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, СНТ «Рассвет», АДРЕС ИЗЪЯТ жилым домом, вынесено органом, компетентным принимать такие решения, в установленном действующем законодательством порядке, с учетом всех значимых для решения данного вопроса обстоятельств. В названном документе приводятся обоснования и мотивы, по которым Комитет по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа-АДРЕС ИЗЪЯТ пришел к такому выводу.Оснований для признания незаконным оспариваемого решения Комитета по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа-АДРЕС ИЗЪЯТ судом не установлено. Каких-либо нарушений прав и законных интересов ФИО1 со стороны административного ответчика не допущено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.При таких обстоятельствах суд отказывает ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Администрации городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитету по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым домом в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, судНа основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:В удовлетворении административного иску ФИО1 к Администрации городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ, Комитету по обеспечению жизнедеятельности АДРЕС ИЗЪЯТ городского округа АДРЕС ИЗЪЯТ об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым домом – отказать.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.Мотивированный текст решения изготовлен ДАТА ИЗЪЯТА. Судья С.В. Чапаева