ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1774/18 от 09.07.2018 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

№2а-1774/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2018 г. г. Севастополь

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Кныш Н.Н.,

при секретаре – Лучко Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гагаринского районного суда г. Севастополя дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения,

установил:

Административный истец ФИО2 обратилась в суд с исковыми требованиями, с учетом уточнения исковых требований, к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ. , просила суд обязать ответчика предоставить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка. Требования мотивированы тем, она обратилась к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за ей было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием, что расчетная площадь земельного участка согласно схеме 998 кв.м., что не соответствует заявленной 1 000 кв.м. С ответом истец не согласна, действия ответчика, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и согласовании схемы расположения земельного участка, создают препятствия в оформлении законного права административного истца на земельный участок.

В судебное заседание истец не явилась, ее представитель по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Административный ответчик о слушании дела извещен надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем, суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Суд, выслушав административного истца и его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что Севастопольским городским Советом ДД.ММ.ГГГГ распоряжением ФИО2 дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, распложенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> для индивидуального дачного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ. ей выдано положительное градостроительное заключение на отвод земельного участка площадью 0,1 га для индивидуального дачного строительства в районе СТ «Коммунальник».

ДД.ММ.ГГГГ Управлением градостроительства и архитектуры СГГА испрашиваемому земельному участку для индивидуального дачного строительства в исходных данных по адресу в районе СТ «Коммунальник» присвоен адрес: г. Севастополь, <адрес>, <адрес>.

КП «Рациональное землепользование» разработало проект землеустройства по выделению земельного участка для индивидуального дачного строительства по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> с учетом соответствия вида разрешенного использовании генеральному плану Севастополя, проведено согласование инженерных коммуникаций, в том числе с Управлением градостроительства и архитектуры, составлен акт согласования границ земельного участка.

Истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в утверждении схемы, поскольку было выявлено, что расчетная площадь земельного участка согласно схеме 998 кв.м, что не соответствует заявленной.

Из материала, предоставленного ответчиком, следует, что ФИО4 не согласована схема расположения земельного участка площадью 1 000 кв.м. по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес>, в связи с частичным расположением земельного участка на территории общего пользования (проезды, пешеходные дорожки и. т.п.).

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением, либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.

Суд приходит к выводу, что данный отказ не соответствует указанным требованиям исходя из следующего.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Согласно пункту 16 статьи 11.10. ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф до ДД.ММ.ГГГГ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и ли муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В соответствии со статьей 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляются на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства). Согласно статье 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" наряду с основаниями, предусмотренными п. 16 ст. 11.10. ЗК РФ, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), по одному из следующих оснований: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утверждённому решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утверждённой до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утверждённой в соответствии с ГрК РФ и (или) нормативными правовыми актами г. Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, завершение оформления прав на который предусмотрено статьёй 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя»; 3) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, права на который возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон), вне зависимости от наличия сведений о границах такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка землеустроительной документации, утверждённой до вступления в силу Федерального конституционного закона; 5) наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным органом в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 6) отсутствие документов, предусмотренных федеральным законодательством, подтверждающих полномочия лиц, обратившихся с заявлением о подготовке либо об утверждении схемы расположения земельного участка, полномочия лиц, давших согласие в письменной форме от лица землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также полномочия собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках;

7) отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

С учетом установленных обстоятельств Письмо Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя не соответствует вышеприведенным положениям действующего законодательства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признания отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в утверждении схемы расположения земельного участка, незаконным, и обязывает Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка в по адресу: <адрес>, <адрес>.в г. Севастополе, на кадастровом плане территории.

Согласно статье 277 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст.ст 175-176 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Признать отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ. , незаконным.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>, <адрес>, в г. Севастополе на кадастровом плане территории.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, истцу об исполнении решения по административному делу.

В остальной части исковых требований отказывает.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.Н. Кныш