№ 2а-1775/2022
64RS0047-01-2022-001838-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2022 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Мониной О.И.,
при секретаре судебного заседания Курбанове Д.Р.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Октябрьскому РОСП Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, судебному приставу-исполнителю Октябрьскому РОСП Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя, возложении обязанности совершить определение действия,
установил:
ФИО2 обратился в Октябрьский районный суд г. Саратова с административным иском к судебному приставу-исполнителю Октябрьскому РОСП г. Саратова ФИО3 об отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 10.02.2022 г.; обязать судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Саратова внести изменения в постановление об обращении взыскания на заработную плату от 13.12.2021 года, исключив задолженность по алиментам в размере 636 675 руб. 22 коп.; удерживать из заработной платы суммы долга и текущие алименты в размере 25% о чем обязать судебного пристава-исполнителя вынести соответствующее постановление и направить его по месту работы. Требование обосновано тем, что 14.01.2022 года ФИО2 был ознакомлен с постановлением об обращении взыскания на заработную плату от 13.12.2021 года по судебному приказу от 24.12.2013 г. по алиментам. На исполнении Октябрьского РОСП г. Саратова находится исполнительное производство -ИП. ФИО2 было получено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление от 10.02.2022 года, в котором сумма долга составляет 636 675 руб. 22 коп., и удержание суммы долга рассчитывается 25% текущие алименты, 25% в счет погашении задолженности, а всего 50%, а также постановление от 10.02.2022 года о расчете задолженности по алиментам на сумму – 636 675 руб. 22 коп. Полагая постановление о расчете задолженности по алиментам от 10.02.2022 года незаконным, административный истец обратился в суд с настоящем иском.
В процессе рассмотрения административный истец отказался от требований о возложении обязанности вынести постановление об удержании из заработной платы должника алименты в размере 25% и направить его по месту работы. Определением суда от 18.05.2022 года производство по административному делу № 2а-1477/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к судебному приставу-исполнителю ФИО3, Октябрьскому РОСП УФССП по Саратовской области, УФССП по Саратовской области о возложении обязанности вынести постановление об удержании из заработной платы должника алименты в размере 25% и направить его по месту работы, прекращено.
Определением суда от 18.05.202 года суд перешел к рассмотрению требований ФИО2 к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (л.д. 180).
В процессе рассмотрения дела ФИО2 уточнил требования и просил признать незаконным и отменить постановление о расчете задолженности от 10.02.2022 года по алиментам и возложить обязанность произвести расчет по алиментам (л.д. 183-186).
Определением суда от 02.06.2022 года суд с учетом принятия уточнения административных исковых требований ФИО2 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (л.д. 199).
Представитель административного истца подержала уточненные требования, просил их удовлетворить.
Административный истец, административные ответчики и заинтересованное лицо в судебное заседания не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Суд с учетом мнения участников судебного разбирательства и положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия, не явившихся административного истца и административных ответчиков.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд установил следующие обстоятельства.
Из ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (часть 1 статьи 1, далее - Закон об исполнительном производстве), которым также закреплено право сторон исполнительного производства и иных лиц, чьи права и интересы нарушены, на обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа (часть 1 статьи 121).
Жалобы на постановления судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно требованиям которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет его законность в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом и не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 статьи 226).
Если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения наряду с другими обстоятельствами суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (подпункт «в» пункта 3, пункт 4 части 9, статьи 226 упомянутого кодекса).
При этом федеральный законодатель обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагает на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение (часть 11 названной выше статьи).
Порядок уплаты и взыскания алиментов регламентирован главой 17 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 102 Закона об исполнительном производстве, содержащей аналогичные нормы.
Согласно пункту 2 статьи 107 названного кодекса алименты присуждаются с момента обращения в суд, за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.
Правила определения задолженности по алиментам установлены статьей 113 упомянутого кодекса, предусматривающей взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (пункт 1).
Вместе с тем пунктом 2 названной статьи сделано исключение из общего правила: в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
Таким образом, исходя из приведенных законоположений в их системном единстве алименты за период, предшествовавший предъявлению исполнительного документа, взыскиваются независимо от трехлетнего срока, но не ранее присуждения алиментов, только в том случае, если задолженность образовалась в результате виновных действий лица, обязанного уплачивать алименты (должник в исполнительном производстве), то есть в случае уклонения от уплаты алиментов различными способами. При отсутствии вины обязанного уплачивать алименты лица задолженность может быть взыскана лишь за предшествующие предъявлению исполнительного листа три года.
Следовательно, судебный пристав вправе определить период задолженности по алиментам, превышающий три года со дня предъявления исполнительного документа, исключительно в случае установления им, как лицом, обязанным в силу статьи 102 Закона об исполнительном производстве определить размер этой задолженности, обстоятельства, свидетельствующие о том, что удержание алиментов не производилось в результате виновного поведения должника.
Статья 102 Статья 102 названного Федерального закона устанавливает порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам.
Так, в силу части 2 указанной статьи размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 6 июня 2016 года № 1417-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ц. на нарушение его конституционных прав частями 1 и 2 статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 38 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации, а также с учетом части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» об обязательности судебных постановлений родители обязаны самостоятельно и добровольно выполнять обязательства по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в том числе так, как они на основании закона определены судебным решением (соглашением об уплате алиментов).
Поскольку взыскание алиментов на содержание ребенка является одним из способов реализации конституционных положений о защите детства (часть 2 статьи 7, статья 38 Конституции Российской Федерации) и имеет особое социальное значение, Российская Федерация как правовое и социальное государство обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение указанных платежей может стать одним из основных источников средств к существованию, что предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых - в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка принципами справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности, гарантированности и защиты прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке граждан со стороны членов их семьи - обеспечивалось бы сохранение уровня жизнеобеспечения получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка, а также исключалось бы чрезмерное и неразумное обременение лиц, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 841-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.О. на нарушение его конституционных прав статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 3 и частью второй статьи 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и от 5 июля 2011 года № 953-О-О «По жалобе гражданки П. на нарушение ее конституционных прав статьями 3, 4 и 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).
Таким образом, при исполнении судебных актов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей необходимо учитывать, с одной стороны, уровень защищенности прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке детей, а также необходимость максимального сохранения уровня их жизни, а с другой стороны, исключать чрезмерное обременение осуществляющих выплаты таких алиментов лиц.
В судебном заседании установлено, что 21.01.2014 года на основании судебного приказа от 24.12.20213 года, предоставленного ФИО4 Ленинским РОСП по алиментам было возбуждено ИП в отношении должника ФИО2 (л.д. 70 – 171)
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП №2 г.Саратова от 05.03.2020 года рассчитана задолженность по алиментам ФИО2 за период с 24.12.2013 по 29.02.2020 в сумме 867 930 руб. 29 коп. (л.д. 141-143)
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП №2 г. Саратова исполнительное производство № окончено, согласно заявлению ФИО4 (л.д. 147, 144)
03.07.2020 года ФИО4 повторно был предъявлен судебный приказ от 24.12.2013 года на исполнение в Октябрьский РОСП г. Саратова, 03.07.2020 года возбуждено исполнительное производство №-ИП (л.д. 11-68)
Постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Саратова от 10.02.2022 года рассчитана задолженность по алиментам ФИО2 за период с 24.12.2013 по 24.02.2022 года в сумме 636 675 руб. 22 коп. (л.д. 62-63).
Основанием для оспаривания постановления о расчете задолженности по алиментам от 10.02.2022 года ФИО2 указывает на отсутствие своей вины в образовании задолженности с 2013 года и не исполнении в данный период времени (с 21.01.2014 г. по 02.07.2020 г.) судебного приказа в принудительном порядке.
Порядок уплаты и взыскания алиментов регламентирован главой 17 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащей аналогичные нормы.
Правила определения задолженности по алиментам установлены статьей 113 упомянутого кодекса, предусматривающей взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (пункт 1).
Вместе с тем пунктом 2 названной статьи сделано исключение из общего правила: в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
Анализируя указанные выше положения закона, оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что взыскателем ФИО4 своевременно предъявлен к принудительному исполнению судебный приказ от 24.12.2013 года о взыскании с ФИО2 в пользу ФИО4 алиментов на содержание сына ФИО9, года. (л.д. 75, 76).
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу судебное постановление обязательно для исполнения ФИО2, последним в установленном законом порядке не обжаловано, возражений относительно его исполнения своевременно от последнего не поступало. Учитывая изложенные обстоятельства суд критически относится к доводам заявителя об отсутствии его вины в образовании задолженности по алиментам с 2013 года, которая учтена судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Саратова ФИО3 при вынесении оспариваемого постановления.
Вопреки доводам ФИО2 ФИО4, участвуя в судебном заседании 18.05.2022 года не признала факт договоренности с ФИО2 о неуплате последним алиментов, указала, что судебный приказ был ею отозван по просьбе судебного пристава-исполнителя для его предъявления в другой РОСП.
Факт указания в постановлении судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП №2 г. Саратова об окончании исполнительного производства от 06.03.2020 года о наличии задолженности по исполнительному производству по состоянию на 06.03.2020 г. – 8972 руб. (л.д. 147) не свидетельствует о незаконности начисления ФИО2 задолженности по алиментам с 24.12.2013 года оплата которых за указанный период исполнительное производство Ленинского РОСП г. Саратова не содержит.
Судом также отклоняются доводы ФИО2, как необоснованные, о незаконном начислении задолженности по алиментам исходя их размера средней заработной платы в РФ, без учета представленных справок с официального места работы. Расчетом задолженности подтверждается начисление задолженности по алиментам с учетом представленных справок ФИО2 о доходах за 2015-2020 г.г., имеющиеся в материалах исполнительного производства (л.д. 44-49), а именно 2015 г.: - август – 4669, 94 руб. (21471 руб. - 13%) / 4), сентябрь 973, 96 руб. (4478 руб.-13%)/4), октябрь 4709,31 руб. (21652 руб.-13%)/4), ноябрь 3789,72 руб. (17424 руб.-13%)/4), декабрь 2374,88 руб. (10919 руб.-13%)/4); 2016 г.: февраль 5139,96 руб. (23632 руб.-13%)/4, март3747,31 руб. (17229 руб. -13%)/4), апрель – 3287,30 руб. (15114 руб. -13%)/4), май 3899,99 руб. (17931 руб.-13%)/4), июнь 3274,90 руб. (15057 руб.-13%)/4, сентябрь 6864,95 руб. (31563 руб. -13%)/4), октябрь 3194,20 руб. (14686 руб.-13%)/4, ноябрь 3458,25 руб. (15900 руб.-13%)/4), декабрь 6009,96 руб. (27632 руб. -13%)/4); 2017 г.: январь 2681,16 руб. (12327,15 руб. -13%)/4), февраль 3669,88 руб. (16873 руб. – 13%)/4), март 6082,39 руб. (27965 руб. -13%)/4), апрель 6319,90 руб. (29057 руб. -13%)/4), май 8209,76 руб. (37746-13%)/4, июнь 6525 руб. (30000 руб.-13%)/4), август 6057,38 руб.(27850 руб. -13%)/4), сентябрь 797,36 руб. (3666 руб.-13%)/4), октябрь 4652,32 руб. (21390 руб. -13%)/4), ноябрь 6525 руб. (30000 руб. -13%)/4), декабрь 5059,70 руб. (23263 руб.-13%)/4); 2018 г.: январь 5349,85 руб.( 24597 руб. -13%)/4), февраль -8219,98 руб. (37793 руб. -13%)/4), март 4239,94 руб. (19494 руб. -13%)/4), апрель 5119,95 руб. (23540 руб. -13%)/4), май 2859,90 руб. (13 148,96 руб. -13%)/4), июнь 6698,78 руб. (30799 руб.-13%)/4), июль 5559,95 руб. (25563 руб. -13%)/4), август 5254,80 руб. (24160 руб. -13%)/4), сентябрь -9737,48 руб.(44 770 руб. -13;)/4), октябрь 4849,82 руб.(22298 руб. – 13%)/4), ноябрь 5899,90 руб. (27126 руб. -13%)/4), декабрь 14149,90 руб. (65057 руб. -13%)/4); 2019 г.: январь 15519,71 руб. (71355 руб.-13%)/4), февраль 6575,02 руб. (30230 руб.-13%)/4), март 5914,91 руб. (27195 руб.-13%)/4), апрель – 6600 руб. (30345 руб.-13%)/4), май 8695,43 руб. (39979 руб.-13%)/4), июнь 13230,09 руб. (60828 руб.-13%)/4), июль 13089,80 руб. (60 183 руб.-13%)/4), август – 13560,04 руб. (62345 руб.-13%)/4), сентябрь 14950,08 руб. (68736 руб.-13%)/4),, октябрь 15721,12 руб. (72281 руб.-13%)/4), ноябрь 2499,94 руб. (11494 руб.-13%)/4), декабрь 8710 руб. (40046 руб.-13%)/4); 2020 г.: март 8904,88 руб. (40942 руб.-13%)/4), апрель 4429,86 руб. (20367,16 руб.-13%)/4), май 9206,10 руб. (42326,90 руб. -13%)/4)
Вышеизложенные обстоятельства, свидетельствуют о законности оспариваемого постановления о расчете задолженности от 10.02.2022 года, учитывающего период задолженности с 24.12.2013 года, в связи с неисполнением должником вступившего в законную силу судебного постановления, своевременно предъявленного к принудительному исполнению, расчет задолженности произведен, в том числе с учетом предоставленных заявителем справок с официального места работы.
При таких обстоятельствах, законных оснований для признания оспариваемого постановления о расчете задолженности по алиментам от 10.02.2022 года незаконным, его отмене, и возложении обязанности произвести перерасчет не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО2 к Октябрьскому РОСП Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, судебному приставу-исполнителю Октябрьскому РОСП Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области о признании незаконным и отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 10.02.2022 года, возложении обязанности произвести перерасчет по алиментам.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО2 к Октябрьскому РОСП Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, судебному приставу-исполнителю Октябрьскому РОСП Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области о признании незаконным и отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 10.02.2022 года, возложении обязанности произвести перерасчет по алиментам, отказать.
На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.
Решение судом в окончательной форме принято 29.06.2022.
Судья /подпись/ О.И. Монина