Дело № 2а-1776/23
54RS0002-01-2023-001068-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2023 года г. Новосибирск Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе: председательствующего судьи Пуляевой О.В., при секретаре Семенович Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калиниченко В. А. к мэрии города Новосибирска об оспаривании постановления мэрии города Новосибирска от 15.12.2022 **, заинтересованное лицо ООО «КЖЭК» «Горский»,
УСТАНОВИЛ:
Калиниченко В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к мэрии города Новосибирска, в котором просит признать незаконным постановление мэрии города Новосибирска № 4555 от 15.12.2022 об отказе в переводе нежилого помещения с кадастровым номером **:5617, площадью 68 кв. м, расположенного на мансардном этаже жилого дома по адресу: ***, помещение 4, в жилое; обязать административного ответчика устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путём принятия решения о переводе о нежилого помещения с кадастровым номером **:5617, площадью 68 кв. м, расположенного на мансардном этаже жилого дома по адресу: ***, помещение 4 – в жилое.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанного нежилого помещения. Им произведена перепланировка и переустройство нежилого помещения в жилое помещение на основании проекта. Согласно заключений ООО «Пожарно-техническая экспертиза», ООО «Мэлвуд» помещение соответствует требованиям закона.
Стороны, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились.
Представитель административного истца в судебном заседании на иске настаивал, указывая, что позиция Мэрии г.Новсибирска и администрации Центрального округа противоречат друг другу. В настоящее время поданы иски о сохранении помещения в перепланированном состоянии.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2)соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из решения Железнодорожного районного суда от 06.09.2022 (дело 2а-1745/2022 об отказе в удовлетворении заявления истца, а так же документов, представленных истцом в рамках настоящего дела следует, что административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 54:35:021100:5617, площадью 68,0 кв. м, расположенного на мансардном этаже жилого дома по адресу: ***, помещение 4.
Истцу Мэрией *** постановлением от ****** отказано в переводе нежилого помещения в жилое.
Впоследствии истец вновь обратился к административному ответчику.
15.12.2022 (л.д.13) административным ответчиком издано постановление № 4555, согласно которому истцу вновь отказано в переводе нежилого помещения в жилое со ссылкой на п.1,3 ч.1 ст.24, п.5 ч.2 ст.23, ст.22 ЖК РФ.
19.12.2022 истцу ответчиком направлено Уведомление (л.д.14), из которого следует, что не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и перепланировки, установлено, что конфигурация помещения не соответствует состоянию помещения, в котором оно было принято на технический учет. Согласование перепланировки не проводилось. Кроме того, указано, что не соблюдены общие требования к эвакуационным и аварийным выходам, остекление балконов и лоджий не допускается, изменение фасада нарушает Правила благоустройства территории г.Новосибирска. Указано, что:
в соответствии с требованиями п. 2.14 административного регламента предоставления муниципальной услуги по переводу нежилого помещения в жилое помещение, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 18.02.2019 **, ч. 2 ст. 23 ЖК РФ заявителем не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект (проекты) переустройства и (или) перепланировки рассматриваемого помещения;
по полученным в порядке межведомственного взаимодействия в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» копиям поэтажных планов 9-го и технического этажей с экспликациями, на плане технического этажа отсутствуют эркеры и лоджии на планах помещений, отображенные в выписке из ЕГРН, полученной в филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». Следовательно, конфигурация рассматриваемого помещения не соответствует состоянию помещения, в котором оно были принято на технический учёт (выполнены перепланировка, реконструкция, правомерность которых заявителями не подтверждены);
не соблюдены общие требования к эвакуационным и аварийным выходам предусмотренных согласно п. 6.1.4 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2021 № 194: допускается надстройка существующих зданий высотой до 28 м одним этажом (с превышением указанной высоты) с сохранением существующей лестничной клетки типа Л1 при условии обеспечения надстраиваемого этажа аварийным выходом, соответствующим одному из следующих требований: выход должен вести на балкон или лоджию с глухим простенком не менее 3,6 м от торца балкона (лоджии) до оконного проёма (остекленной двери) или не менее 4,8 метра между остекленными проёмами, выходящими на балкон (лоджию). Участки наружных стен, а также двери и окна, выходящие на указанный балкон (лоджию), следует предусматривать с пределом огнестойкости не менее (R)EI(W) 30 или (R)EI(W) 15 в зависимости от предела огнестойкости наружных стен здания;
остекление указанных в настоящем пункте балконов и лоджий не допускается;
выполненные изменения по фасаду многоквартирного дома нарушают требования п. 3.9 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469, в отношении фасадов не допускается изменение внешнего вида фасадов и их элементов, без внесения соответствующих изменений в паспорт фасадов, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, информация по внесению изменений в паспорт фасадов многоквартирного дома отсутствует.
В обоснование административного иска истцом представлено заключение ООО «Мэлвуд» ** от 20.07.2022 (л.д.34) о техническом обследовании квартиры; выписка из Единого государственного реестра права собственности об основных характеристиках нежилого помещения; заключение Центра гигиены и эпидемиологии от 04.08.2022 (л.д.30) по перепланироваке и переустройству нежилого помещения, заключение ООО «Пожарно-техническая экспертиза и безопасность» от 28.06.2022 (л.д.23), в которой идет речь о квартире.
Из материалов дела следует, что помещение является обособленным, нежилым.
Истцом не оспаривается, что конфигурация спорного помещения не соответствует состоянию помещения, в котором оно было принято на технический учёт, что свидетельствует о наличии перепланировки. Как указал суду представитель истца, соответствующее исковое заявление о сохранении помещения в перепланированном состоянии принято судом к производству.
Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 3.66 Положения о департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 705, к основным функциям департамента относятся организация работы по переводу жилых помещений в нежилые помещения, нежилых помещений в жилые помещения, подготовка муниципальных правовых актов города Новосибирска о переводе либо об отказе в переводе жилых помещений в нежилые помещения, нежилых помещений в жилые помещения.
П. 3.21 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 07.07.2020 № 2005, основной функцией управления является организация работы по переводу нежилых помещений в жилые помещения, подготовка муниципальных правовых актов города Новосибирска о переводе либо об отказе в переводе нежилых помещений в жилые помещения.
На дату оспариваемого постановления действовало Постановление мэрии города Новосибирска от 18.02.2019 № 589, которым был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по переводу нежилого помещения в жилое помещение.
Согласно п. 2.2 административного регламента процедура предоставления муниципальной услуги осуществляется от имени мэрии департаментом строительства и архитектуры мэрии. В предоставлении муниципальной услуги участвует комиссия по рассмотрению вопросов перевода жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение, признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Организацию предоставления муниципальной услуги в департаменте осуществляют Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии, отдел градостроительных планов и рассмотрения проектов управления.
Таким образом, рассмотрение заявления осуществлюсь надлежащим лицом (л.д.15).
В соответствии с п. 2.3 административного регламента (актуальная редакция на дату рассмотрения обращения истца) результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю уведомления о переводе нежилого помещения в жилое помещение либо уведомления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение" с приложением экземпляра копии постановления мэрии о переводе нежилого помещения в жилое помещение (далее - постановление о переводе) либо копии постановления мэрии об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Исходя из ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В рассматриваемом случае собственником спорного помещения перед производством перепланировки не соблюдена процедура, предусмотренная ст. 26 ЖК РФ (переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме представляет:.. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме).
В случае, если перепланировка фактически произведена, то возможность ее сохранения не утрачивается, лицо вправе обратиться в суд с соответствующим иском (что и было исполнено истцом после вынесения оспариваемого постановления).
На данном этапе применение процедуры, предусмотренной ст.23 ЖК РФ невозможно для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган представляет:.. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения), поскольку невозможно предоставление акта приемочной комиссии, т.е. первоначально необходимо решить вопрос о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии.
В связи с чем, у административного ответчика отсутствовали основания для перевода помещения из нежилого в жилое.
Решение суда в настоящем случае может являться доказательством окончанием ремонтно-строительных работ при переустройстве и (или) перепланировке помещения и основанием внесения изменений в технический паспорт помещения, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Факт того, что административным ответчиком сделан обоснованный вывод о том, что собственниками проведена самовольная перепланировка и переустройство нежилых помещений подтверждается вышеназванным судебным решением, последним не оспаривается.
Согласно материалам дела (ответ от **** – л.д.236, решение суда от ****) обращений в администрацию *** по Железнодорожному, Заельцовскому, ***м *** о согласовании перепланировки (переустройства) нежилых помещений в *** не поступало, решения о согласовании перепланировки (переустройства) данных помещений не принимались.
Административный истец не лишен права повторно обратиться к административному ответчику с заявлениями о переводе нежилого помещения в жилое, после приведения в соответствие технических документов фактическому состоянию помещения (в случае принятия судом решения о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном состоянии).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Калиниченко В. А. к мэрии города Новосибирска отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья