ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1778/2017 от 08.06.2017 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №2а-1778/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2017 года г. Смоленск

Промышленный районный суд г.Смоленска в составе:

председательствующего судьи Шиловой И.С.,

при секретаре Потапенковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании недействительным решения регистрирующего органа о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Смоленской области о признании недействительным решения регистрирующего органа о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица. Требования мотивировала тем, что в соответствии с Муниципальным контрактом Администрация Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области взяла в аренду, принадлежащую ей (истцу), часть нежилого помещения, площадью 151,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Целью получения помещения по договору является размещение арендатором опорного пункта участкового и МРЭО ГИБДД в городе Гагарине. Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворен ее иск о возложении на Администрацию Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области обязанности произвести текущий ремонт арендованного нежилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ УФССП по Смоленской области возбуждено исполнительное производство, требования исполнительного документа в добровольном порядке не исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов города Гагарин Смоленской области принял решение «О ликвидации Администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области» с ДД.ММ.ГГГГ, а также решение «О передаче исполнения полномочий Администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области» с ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Гагаринского городского поселения письменно не известила истца о своей ликвидации. Решением Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден промежуточный ликвидационный баланс от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому кредиторская задолженность у Администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области отсутствует. Соответственно утвержден и окончательный ликвидационный баланс. Истец считает, что порядок ликвидации юридического лица не был соблюден. Запись в едином государственном реестре юридических лиц внесена с нарушением норм Федерального закона, поскольку основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы истца, как кредитора Администрации Гагаринского городского поселения. На момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса Администрации Гагаринского городского поселения и ее ликвидатору было известно о не исполненных перед истцом обязательствах. Ликвидатор письменно не уведомил истца о ликвидации Администрации Гагаринского городского поселения и не произвел расчета с ним. В регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс. Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. УФНС России по Смоленской области приняло решение об оставлении жалобы без удовлетворения.

Просит суд признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Смоленской области о ликвидации Администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области (ОГРН от ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационном номером

Представитель административного истца ФИО5 требования подержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что истцу было известно о ликвидации Администрации Гагаринского городского поселения и им в установленном порядке было подано заявление о включении в список кредиторов. Также полагает, что при положительной кредиторской задолженности юридическое лицо не может быть ликвидировано.

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Смоленской области ФИО6 в судебном заседании заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, приобщенном к материалам дела. Дополнительно пояснила, что административным истцом не представлено доказательств нарушения ее прав принятым решением УФНС по Смоленской области. Считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку решение о государственной регистрации принято правомерно и порядок ликвидации юридического лица был соблюден. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.ч.9, 10 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в обязанности административного истца входит доказывание следующих обстоятельств: 1) нарушены ли его права, свободы и законные интересы, 2) соблюдены ли сроки обращения в суд.

В обязанности же административного ответчика входит доказывание следующих обстоятельств: 1) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, полномочия административного ответчика, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 2) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с п.2 ст.63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В силу п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Федеральный закон № 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, в том числе, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В силу п.4 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области представила в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме 15001, решение Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации Администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области».

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии.

Решением Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации Администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области» установлен период ликвидационных процедур с ДД.ММ.ГГГГ.

Ликвидационная комиссия поместила в «Вестники государственной регистрации» сообщение о принятии решения о ликвидации с указанием, что требования кредитора могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования данного сообщения.

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ, на основании уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, а также промежуточного ликвидационного баланса, внесена соответствующая запись.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области представила в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, а также ликвидационный баланс государственного (муниципального) учреждения, решение Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении ликвидационного баланса Администрация Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области», документ подтверждающий оплату госпошлины, документ подтверждающий предоставление сведений в территориальный орган Пенсионного форда РФ.

По результатам рассмотрения представленных документов, МИФНС №5 по Смоленской области принято решение А от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области в связи с ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись под государственным регистрационным номером

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались и подтверждены письменными материалами дела.

Пунктом 1 ст.21 Федерального закона № 129-ФЗ установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.

Судом установлено, что Администрацией Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области в налоговую инспекцию представлены все необходимые документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.

При этом в силу п.4.1 ст.9, п.1 ст.23 Федерального закона №129-ФЗ действующее законодательство не возлагает на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации формы представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащихся в представленных документах сведений, в том числе, их достоверности.

Обстоятельств, указанных в ст.23 Федерального закона №129-ФЗ, которые могли бы послужить основаниями для отказа в государственной регистрации, регистрирующий орган не установил. Суду также не представлено сведений о наличии таких обстоятельств.

Также у ИФНС №5 по Смоленской области не имелось оснований не осуществлять государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией, в предусмотренном п.5 ст.20 Федерального закона № 129-ФЗ случае, поскольку в регистрирующий орган не поступал судебный акт о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что, поскольку в регистрирующий орган представлены все предусмотренные законом документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, у МИФНС №5 по Смоленской области отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации.

Из объяснений представителя административного истца усматривается, что ФИО1 было известно о ликвидации Администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области и ею, как кредитором, в установленном порядке заявлены требования к ликвидируемому юридическому лицу.

Соответственно, ссылка административного истца на обстоятельство ненаправления в ее адрес письменного уведомления о ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном ст.63 ГК РФ, прав последнего не ущемляет. Кроме того законность действий ликвидатора юридического лица не подлежит оценке в данном деле, потому как не влияет на законность действий регистрирующего органа.

Доводы административного истца о том, что ликвидационный баланс не соответствует действительному имущественному положению юридического лица, так как с ФИО1 расчет не произведен и ее требования не учтены при его составлении, в связи с чем действия ликвидатора юридического лица следует расценивать как непредставление в регистрирующий орган достоверных сведений, что является основанием для отказа в государственной регистрации, отклоняются судом, поскольку предоставление в регистрирующий орган недостоверных сведений при государственной регистрации юридического лица не является основанием для отказа в государственной регистрации, а влечет иные правовые последствия - привлечение к установленной законом ответственности (ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ от 08 августа 2001 года).

Довод административного истца о том, что государственная регистрация ликвидации юридического лица невозможна при положительной кредиторской задолженности, судом отклоняется, как не основанный на законе.

Кроме того ФИО1 не лишена возможности требовать возмещения убытков, причиненных ликвидатором в случае установления обстоятельства предоставления в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения.

Иных обоснованных доводов административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица при соблюдении порядка ликвидации юридического, суд находит требование административного иска о признании недействительным решения регистрирующего органа о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица не обоснованным и не подлежащим удовлетворению

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Смоленской области о признании недействительным решения регистрирующего органа о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья И.С. Шилова