ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-177/19 от 12.08.2019 Башмаковского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2а-177/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

р.п. Башмаково 12 августа 2019 г.

Пензенской области

Башмаковский районный суд Пензенской области в составе судьи Бушуева В.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства

административное дело по административному исковому заявлению прокурора Башмаковского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разместить проекты нормативных правовых актов и нормативные правовые акты на официальном сайте органа местного самоуправления, -

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Башмаковского района Пензенской области 22 июля 2019 г. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что административным ответчиком были нарушены требования федерального законодательства о противодействии коррупции и законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, а именно на официальном сайте администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области не размещены проекты нормативно-правовых актов и нормативные акты, принятые в период с 12 января 2019 г. по 28 июня 2019 г., что препятствует доступу к информации о нормотворческой деятельности названного органа местного самоуправления, реализации права на проведение независимой антикоррупционной экспертизы. Неисполнение административным ответчиком требований действующего законодательства о противодействии коррупции в части размещения на официальном сайте в сети «Интернет» вышеуказанных сведений, нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации, а также свидетельствуют о самоустранении органов местного самоуправления от профилактики коррупции.

Ссылаясь на ст. 1, 6, 10, 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. ст. 3, 5, 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.ст. 39, 40, 124, 125, 218 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил суд:

1. Признать незаконным бездействие администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области по электронному адресу: http://selo.troickoe.pnzreg.ru нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

2. Обязать администрацию Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: http://selo.troickoe.pnzreg.ruпроекты нормативных правовых актов администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области: постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа и предоставление в аренду земельных участков на торгах»; постановление «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование»; постановление «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области»; постановление «О внесении изменений в административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области и предназначенных для сдачи в аренду»; постановление «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в доверительное управление», утвержденный постановлением администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области от 17 июля 2018 г. № 39-п»; постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду»; постановление «Об утверждении административного регламента администрации Троицкого сельсовета по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области»; постановление «Об утверждении реестра муниципальных услуг Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области».

3. Обязать администрацию Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу:http://selo.troickoe.pnzreg.ru нормативные правовые акты администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области: постановление от 18 января 2019 г. № 4-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа и предоставление в аренду земельных участков на торгах»; постановление от 18 января 2019 г. № 5-п «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование»; постановление от 29 января 2019 г. № 6-п «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области»; постановление от 29 января 2019 г. № 7-п «О внесении изменений в административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области и предназначенных для сдачи в аренду»; постановление от 29 января 2019 г. № 8-п «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в доверительное управление», утвержденный постановлением администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области от 17 июля 2018 г. № 39-п»; постановление от 29 января 2019 г. № 9-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду»; постановление от 13 мая 2019 г. № 25-п «Об утверждении административного регламента администрации Троицкого сельсовета по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области»; постановление от 14 мая 2019 г. № 26-п «Об утверждении реестра муниципальных услуг Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области».

В судебное заседании административный истец не явился, в соответствии со ст. 291 КАС РФ просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика в судебное заседание также не явился, против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражал.

Рассмотрев в порядке ст. 292 КАС РФ дело в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно Федеральному закону от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности (ст. 1).

Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ч. 1 ст. 10).

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований (п. 2 ч. 1 ст. 13).

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст. 3).

Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п. 7 ст. 7).

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане Российской Федерации могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В соответствии с п. 4 «Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.

Таким образом, отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления проектов нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов создает препятствия для проведения независимой антикоррупционной экспертизой аккредитованными экспертами.

В соответствии со ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании имеющихся в деле письменных доказательств судом установлено, что на официальном сайте Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области http://selo.troickoe.pnzreg.ru на момент проведения прокурорской проверки отсутствовали проекты нормативных правовых актов и нормативно-правовые акты администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области, указанные в административном исковом заявлении прокурора, что подтверждается актом проверки, а также письменными объяснениями главы администрации названного органа местного самоуправления (<данные изъяты>).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования, содержащиеся в административном исковом заявлении прокурора, являются обоснованными, законными, и подлежат удовлетворению. При этом суд, с учетом требований разумности и справедливости, полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения обязанностей по размещению проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов на своем официальном сайте в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу.

Оснований для взыскания государственной пошлины с административного ответчика не имеется, так как он освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 177-180, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Башмаковского района Пензенской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области по электронному адресу: http://selo.troickoe.pnzreg.ru нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Обязать администрацию Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: http://selo.troickoe.pnzreg.ruпроекты нормативных правовых актов администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области: постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа и предоставление в аренду земельных участков на торгах»; постановление «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование»; постановление «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области»; постановление «О внесении изменений в административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области и предназначенных для сдачи в аренду»; постановление «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в доверительное управление», утвержденный постановлением администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области от 17 июля 2018 г. № 39-п»; постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду»; постановление «Об утверждении административного регламента администрации Троицкого сельсовета по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области»; постановление «Об утверждении реестра муниципальных услуг Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области».

Обязать администрацию Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу:http://selo.troickoe.pnzreg.ru нормативные правовые акты администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области: постановление от 18 января 2019 г. № 4-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа и предоставление в аренду земельных участков на торгах»; постановление от 18 января 2019 г. № 5-п «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование»; постановление от 29 января 2019 г. № 6-п «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области»; постановление от 29 января 2019 г. № 7-п «О внесении изменений в административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области и предназначенных для сдачи в аренду»; постановление от 29 января 2019 г. № 8-п «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в доверительное управление», утвержденный постановлением администрации Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области от 17 июля 2018 г. № 39-п»; постановление от 29 января 2019 г. № 9-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду»; постановление от 13 мая 2019 г. № 25-п «Об утверждении административного регламента администрации Троицкого сельсовета по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области»; постановление от 14 мая 2019 г. № 26-п «Об утверждении реестра муниципальных услуг Троицкого сельсовета Башмаковского района Пензенской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Башмаковский районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.Н. Бушуев