Дело № 2а -177/2020г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Решение в окончательной части принято 24 августа 2020 года
р.п. Вача 19 августа 2020 года
Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,
при секретаре С.,
с участием административного истца И.О. прокурора Вачского района Нижегородской Ж,,
представителя административного ответчика Администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вачского муниципального района Нижегородской области о
признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности предусмотренной ч. 5.8 ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по утверждению схемы размещения рекламных конструкций муниципального образования - Вачский муниципальный район Нижегородской области; обязании принять меры к утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - Вачский муниципальный район Нижегородской области; установлении срока для совершения указанных действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Вачского района Нижегородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности предусмотренной ч. 5.8 ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по утверждению схемы размещения рекламных конструкций муниципального образования - Вачский муниципальный район Нижегородской области; обязании принять меры к утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - Вачский муниципальный район Нижегородской области; установлении срока для совершения указанных действий в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование исковых требований административный истец указал следующее:
Прокуратурой Вачского района по заданию прокуратуры Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, в ходе которой установлено, что схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Вачский муниципальный район Нижегородской области» как до установленного законом срока (01.01.2014), так и по настоящее время не разработана и не утверждена. С \ выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций. Таким образом, в силу приведенного правового регулирования администрация Вачского муниципального района обязана была в установленный срок утвердить схему размещения рекламных конструкций в порядке, установленном Федеральным законом № 38-ФЗ, чего сделано не было. Отсутствие указанной схемы является препятствием для получения заинтересованными лицами решений на установку рекламных конструкций. Таким образом, органам местного самоуправления было предоставлено более шести месяцев для утверждения схемы размещения рекламных конструкций. \ администрацией Вачского муниципального района в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области направлена на согласование схема размещения рекламных конструкций. Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, рассмотрев проект схемы размещения рекламных конструкций на территории Вачского муниципального района, отклонил его согласование, направив в администрацию Вачского муниципального района письмо с указанием перечня недостатков, которые необходимо устранить. При этом администрацией Вачского муниципального района до настоящего времени недостатки не устранены, работа по согласованию схемы размещения рекламных конструкций не продолжена. Таким образом, администрация Вачского муниципального района, располагая достаточным количеством времени, не исполнила обязанность по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования как до установленного срока (\), так и по настоящее время (июнь 2020 года). \ прокуратурой Вачского района главе местного самоуправления Вачского муниципального района внесено представление с требованием принять меры по утверждение схемы размещения рекламных конструкций на территории Вачского муниципального района, которое администрацией Вачского муниципального района отклонено. Бездействие администрации Вачского муниципального района по неутверждению указанной схемы противоречит нормам федерального законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц, препятствует осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, поскольку создает правовую неопределенность в реализации прав участников данных правоотношений на размещений рекламных конструкций в муниципальном образовании в соответствии с действующим законодательством.
В ходе рассмотрения дела к его участию в качестве заинтересованного лица был привлечен Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области.
В судебном заседании административный истец И.О. прокурора Вачского района Нижегородской области Ж, административные исковые требования с учетом их уточнения поддержал, ссылалась на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил:
1. Признать незаконным бездействие администрации Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования – Вачский муниципальный район Нижегородской области.
2. Обязать администрацию Вачского муниципального района принять меры к утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования Вачский муниципальный район Нижегородской области.
3. В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика Администрации Вачского муниципального района Нижегородской области Б. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась частично, не согласна с утверждением административного истца о незаконном бездействии администрации Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования – Вачский муниципальный район Нижегородской области, поскольку администрацией предпринимались меры к утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, однако до настоящего времени утвердить схему не представилось возможным по независящим от администрации обстоятельствам. Администрация Вачского муниципального района продолжает работу по данному вопросу, однако предложенного прокурором срока для исполнения решения суда будет недостаточно, просила предоставить срок для утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования Вачский муниципальный район Нижегородской области 1 год, со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, из которого следует, что до настоящего времени в Министерство не поступал доработанный проект Схемы размещения рекламных конструкций на территории Вачского района. Просят рассмотреть дело в их отсутствии.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 37 КАС РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Принцип добросовестности и разумности при совершении юридически значимых действий на территории Российской Федерации презюмируется.
При таких обстоятельствах, суд, признавая извещение административного ответчика административного ответчика Администрации Вачского муниципального района Нижегородской области о дате и времени судебного разбирательства надлежащим, рассматривает дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив, согласно ст. ст. 60, 61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего:
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 39 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (п. 4 ст. 218 КАС РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Федеральный закон № 38-ФЗ применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 2).
Порядок распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта регулируется статьей 19 Федерального закона № 38-ФЗ.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
В соответствии с п. 15.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Прокуратурой Вачского района по заданию прокуратуры Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, в ходе которой установлено что схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования «Вачский муниципальный район Нижегородской области» как до установленного законом срока (01.01.2014), так и по настоящее время не разработана и не утверждена.
С 01.01.2014 выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Таким образом, суд находит, что в силу приведенного правового регулирования администрация Вачского муниципального района обязана была в установленный срок утвердить схему размещения рекламных конструкций в порядке, установленном Федеральным законом № 38-ФЗ, чего сделано не было.
Суд считает, что Отсутствие указанной схемы является препятствием для получения заинтересованными лицами решений на установку рекламных конструкций.
Федеральный закон № 38-ФЗ вступил в законную силу в мае 2013 года. При этом требование по утверждению схемы размещения рекламных конструкций установлено со дня вступления в силу Федерального закона и до 01.01.2014.
Таким образом, органам местного самоуправления было предоставлено более шести месяцев для утверждения схемы размещения рекламных конструкций.
Из материалов дела следует, что \ администрацией Вачского муниципального района в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области направлена на согласование схема размещения рекламных конструкций.
Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, рассмотрев проект схемы размещения рекламных конструкций на территории Вачского муниципального района, отклонил его согласование, направив в администрацию Вачского муниципального района письмо с указанием перечня недостатков, которые необходимо устранить.
Однако, как установлено судом и не оспаривалось стороной административного ответчика, администрацией Вачского муниципального района до настоящего времени недостатки не устранены, схема размещения рекламных конструкций на территории Вачского муниципального района, не согласована.
Таким образом, судом установлено, что администрация Вачского муниципального района не исполнила обязанность по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования как до установленного срока (\), так и в течении длительного времени (более 6 лет) после указанного срока. Данная обязанность не исполнена административным ответчиком до настоящего времени.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что бездействие администрации Вачского муниципального района по не утверждению указанной схемы противоречит нормам федерального законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц, препятствует осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, поскольку создает правовую неопределенность в реализации прав участников данных правоотношений на размещений рекламных конструкций в муниципальном образовании в соответствии с действующим законодательством.
В этой связи, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд находит административные исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в неисполнении обязанности предусмотренной ч. 5.8 ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по утверждению схемы размещения рекламных конструкций муниципального образования - Вачский муниципальный район Нижегородской области; обязании принять меры к утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - Вачский муниципальный район Нижегородской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь положениями ст. 187 КАС РФ, учитывая объем работ, необходимых для исполнения решения суда, суд считает возможным предоставить административному ответчику срок для совершения действий по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования Вачский муниципальный район Нижегородской области 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 187 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вачского муниципального района Нижегородской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования – Вачский муниципальный район Нижегородской области.
Обязать администрацию Вачского муниципального района принять меры к утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования Вачский муниципальный район Нижегородской области.
В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н. С. Баринова