Дело № 2а-177/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 мая 2017 г. с.Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Чупошева Е.Н., при секретаре Осеевой А.Г., с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Буянтуевой И.Б., представителей административного ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район» о признании недействительным распоряжения главы МО «Тарбагатайский район» от 02.08.2016 г. №370, признании незаконными действий Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район»,
Установил:
Прокурор Тарбагатайского района РБ, обращаясь в суд с административным иском в порядке ст.39 КАС РФ в интересах муниципального образования «Тарбагатайский район» к Администрации МО «Тарбагатайский район», просит признать недействительным распоряжение Главы МО «Тарбагатайский район» от 02.08.2016 № 370 «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись» с момента его издания; признать незаконными действия администрации МО «Тарбагатайский район», выразившиеся в расходовании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, предусмотренных Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 26.07.2016 № 124 «О внесении изменении в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год» на прочую закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры МО «Тарбагатайский район», на оплату судебных расходов по производству судебной экспертизы по иску администрации к ООО «Котельный завод «Котоломаш» о замене товара.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Тарбагатайского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при расходовании бюджетных средств администрацией МО «Тарбагатайский район».
Проверкой выявлен факт нецелевого использования бюджетных средств муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры МО «Тарбагатайский район» на 2008-2015 годы и на период до 2020 года».
Муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры МО «Тарбагатайский район» на 2008-2015 годы и на период до 2020 года» утверждена постановлением администрации № 644 от 03.09.2008 г. (далее - Программа).
Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 97 «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год» на реализацию муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры МО «Тарбагатайский район» на 2008 - 2015 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа) предусмотрено 567 350 рублей. Основное мероприятие Программы - развитие системы теплоснабжения.
Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 26.07.2016 № 124 «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год»: предусмотрены дополнительные расходы по коду 05020900184000 244 (прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры МО «Тарбагатайский район»).
Согласно п. 1 ст. 18 Бюджетного кодекса РФ для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Росси некой Федерации.
Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим. Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 (1) Раздела III приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65 н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» Виды расходов детализируют направления финансового обеспечения: расходов государственных органов, органов управления государственными
внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных, средств (далее - расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), по целевым статьям классификации расходов, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - расходы государственных (муниципальных) учреждений).
Пунктом 5 (1) Раздела III приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н установлены виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения.
Так, по коду № 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений не отнесенных согласно настоящих Указаний к иным элементам видов расходов, в том числе расходы на: закупку товаров, работ, услуг в сфере информационнокоммуникационных технологий для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено актом финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по аналогичным закупкам;
расходы на оплату услуг фельдъегерской и специальной связи (доставка специальной корреспонденции);
оплату услуг почтовой связи (с учетом комплекса расходов, связанных с использованием франкировальных машин);
оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий (пожарной и охранной сигнализации, систем допуска в помещение, видеонаблюдения (в том числе, с использованием удаленных web-камер);
приобретение специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ (томограф, полиграф, аппарат ультразвуковой диагностики, мобильные и стационарные инспекционные досмотровые комплексы), бумаги;
приобретение запасных частей, картриджей, тонера и иных расходных материалов, заправке картриджей к специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ;
оплату договоров на оказание услуг по обучению в сфере
информационно-коммуникационных технологий;
приобретение навигаторов;
приобретение оборудования для кабельного (спутникового) телевидения;
оплату абонентской платы за кабельное (спутниковое) телевидение, за пользование радиоточкой;
создание и обслуживанию систем радиооповещения;
пересылку (доставку) получателям социальных выплат (в увязке с соответствующим направлением расходов, предназначенным для отражения указанных выплат);
оплату договоров на предоставление места в коллекторах для прокладки кабелей связи заказчика.
Также по данному виду расходов подлежат отражению расходы на:
обязательные платежи и (или) взносы собственников помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
выплаты физическим лицам вознаграждений за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы»;
приобретение в собственность акций акционерных обществ у третьих лиц;
оплату услуг юридических лиц, направляющих переводчиков, экспертов, адвокатов и иных специалистов, на основании соответствующих договоров, выставленных указанными юридическими лицами счетов, постановлений дознавателя, следователя, прокурора, судьи, либо определений суда;
оплату услуг физических лиц (переводчиков, специалистов, экспертов, адвокатов и иных специалистов) исходя из целевого назначения услуг (независимо от наличия договора);
закупку товаров, работ, услуг в целях реализации соглашений с международными финансовыми организациями.
По коду расходов №830 («Исполнение судебных актов») отражаются отдельные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства соответствующих бюджетов (учреждений).
По коду расходов №831 («Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда») подлежат отражению отдельные расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также деятельности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе расходы на:
уплату пеней и штрафов по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
выплату государственного пособия обвиняемому, временно отстраненному от должности;
выплату компенсаций за задержку выплат в пользу физических лиц (за исключением выплат работникам компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации); возмещение морального вреда;
возмещение судебных издержек истцам (государственной пошлины и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах); возврат неосновательного обогащения;
внесение на депозитный счет арбитражного суда денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек, осуществляемые на основании соответствующего судебного решения.
Проверкой установлено, что из денежных средств, предусмотренных бюджетом МО «Тарбагатайский район» на реализацию данной программы, 10.08.2016 произведена оплата судебных расходов (производство экспертизы) на сумму <данные изъяты> рублей по иску администрации к ООО «Котельный завод «Котоломаш» о замене товара (по коду расходов № 831).
Использование средств местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей является нецелевым в связи с нижеследующим.
Разделом 1 части 3 Программы определены ее цели, к которым относится в том числе, развитие и модернизация систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также задачи - укрепление материально-технической базы организаций коммунальной инфраструктуры, обеспечение качества коммунальных услуг, повышение эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры.
Пунктом 4.1 раздела 2 части 3 Программы установлен перечень мероприятий (30) программы, которые связаны с заменой котельного оборудования, реконструкцией тепловых сетей. Мероприятия отражены в таблице № 1.
Постановлением главы МО «Тарбагатайский район» от 20.10.2016 №763 в таблицу мероприятий по комплексному развитию системы коммунальной инфраструктуры по направлению «Ремонт здания котельной МУП ЖКХ «Коммунальщик», расположенной по адресу: <...>», включено мероприятие «проведение экспертизы котельного оборудования», «достигаемый эффект» - «предотвращение аварийных ситуаций в отопительный период», установлена потребность в финансировании в размере 41,9 тыс. руб.
Между тем, проведение судебной экспертизы не влечет достижение целей и задач муниципальной программы в виде предотвращения аварийных ситуаций, а связано с разрешением арбитражного дела по иску администрации района, что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, т.е. направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Более того, изменения в перечень программных мероприятий в части проведения экспертизы котельного оборудования внесены 22.10.2016, т.е. после фактического использования бюджетных средств 10.08.2016.
Таким образом, средства местного бюджета, выделенные на реализацию муниципальной программы в размере <данные изъяты> рублей использованы на цели, не соответствующие целям, определенным данной муниципальной программой, что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
По данному факту 21.03.2017 в адрес главы МО «Тарбагатайский район» прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства.
Из ответа главы МО «Тарбагатайский район» от 21.04.2017 следует, что с указанным нарушением он не согласен, поскольку изданным им распоряжением от 02.08.2016 № 370 он внес изменения в сводную бюджетную роспись и уточнил код расхода бюджетных средств в размере 41 900 рублей с № 244 на №831.
Опровергая довод прокурора о том, что фактически кассовый расход им произведен до внесения изменений в муниципальную программу, которая предусматривает проведение данной экспертизы в рамках муниципальной программы, глава МО «Тарбагатайский район» приводит положения абз. 4 ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой муниципальная программа приводится в соответствие с решением: о бюджете не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу.
По мнению прокурора, указанные доводы не состоятельны в виду нижеследующего.
В соответствии со ст. 217 Бюджетного кодекса РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В исключительных случаях, установленных ч. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Оснований, перечисленных в ч. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ, для внесения изменений в сводную бюджетную роспись у администрации МО «Тарбагатайский район» не имелось.
При этом, основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись в виде «исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в данном случае не применимо, в связи с тем., что определением Арбитражного суда от 20.06.2016 удовлетворено ходатайство истца о проведении экспертизы, для производства которой требовалось перечисление денежных средств на депозит суда, т.е. по коду расходов № 831, а не № 830.
Кроме того, Федеральным законом от 30.03.2016 № 71-ФЗ действие абзаца 4 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ было приостановлено до 01.01.2017.
Более того, Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 26.07.2016 № 124 «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год» установлен вид расходов № 244. а не № 831.
Таким образом, главный распорядитель бюджетных средств произвольно без установленных законом оснований, предусмотренных ст. 158, 217 Бюджетного кодекса РФ, без внесения изменений в решение о бюджете и муниципальную программу незаконно изменил цели расходования бюджетных средств, т.е. допустил нецелевое расходование бюджетных средств.
ООО «Котолмаш» с 28.12.2016 находится в стадии ликвидации.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Данное исковое заявление связано с незаконными действиями должностных лиц администрации МО «Тарбагатайский район» и подается в интересах муниципального образования «Тарбагатайский район», из бюджета которого незаконно выбыли денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, а также в интересах неопределенного круга лиц, права которых нарушены в результате нецелевого расходования бюджетных средств и недостижения целей муниципальной программы в виде развития и модернизации систем теплоснабжения, а также задачи - укрепление материально-технической базы организаций коммунальной инфраструктуры, обеспечение качества коммунальных услуг, повышение эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Тарбагатайского района РБ Буянтуева И.Б. административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители административного ответчика ФИО1, ФИО2 административные исковые требования не признали, поддержали письменный отзыв главы МО «Тарбагатайский район» ФИО3, в котором указано следующее.
По мнению прокуратуры района проведение судебной экспертизы не влечет достижение целей и задач муниципальной программы в виде предотвращения аварийных ситуаций, а связано с разрешением арбитражного дела по иску администрации района, что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного Кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, т.е. направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 217 Бюджетного Кодекса Российской Федерации -утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа, а в соответствии с ч.3 ст. 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон о бюджете:
- в случаях исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме этого в соответствии с ч. 8 ст. 217 БК РФ Законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, регулирующими бюджетные правоотношения могут предусматриваться дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом) и (или) могут предусматриваться положения об установлении указанных дополнительных оснований в законе (решении) о бюджете.
Постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» № 59 от 11 февраля 2010 года утвержден порядок составления и исполнения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования «Тарбагатайский район» на финансовый год и внесения изменений в нее. В соответствии с п. 7 раздела 2 указанного порядка основанием для внесения изменений в сводную бюджетную роспись является:
п.7.1 Решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» о бюджете на текущий финансовый год.
п.7.2 Правовые акты Администрации МО «Тарбагатайский район», предусматривающие::
-выделение средств из резервного фонда бюджета МО «Тарбагатайский район»,
-изменения, установленные ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ,
-фактически полученных при исполнении бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов сверх сумм, утвержденных решением (сумм, не предусмотренных ранее решением),
-изменение в классификацию расходов по отдельным размерам, подразделам, целевым статьям, видам расходов (на основании федеральных, республиканских и местных муниципальных нормативно-правовых актов).
Кроме этого решением совета депутатов муниципального образования «Тарбагатайский район» от 15 ноября 2013 года № 287 утверждено Положение «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «Тарбагатайский район». Статья 20 Главы 7 данного положения устанавливает изменение показателей сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете муниципального образования и гласит о том, что в ходе исполнения бюджета муниципального образования показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены руководителем Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район» без внесения изменений о решение о бюджете муниципального образования в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативно правовым актом муниципального образования «Тарбагатайский район».
В связи с вышеизложенным, считает, что действия должностных лиц Администрации МО «Тарбагатайский район» были законными, направленными на достижение целей программы в виде предотвращения аварийных ситуаций в области коммунальной инфраструктуры и обеспечение эффективности ее функционирования.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п.5 ст.3 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст.18 указанного кодекса, бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 28, 38 Бюджетного кодекса РФ к принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в частности, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательства доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим: программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
На основании п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 158 БК РФ определены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Согласно п.2.1 ст.217 БК РФ, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете
Как установлено судом и следует из материалов дела, муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры МО «Тарбагатайский район» на 2008-2015 годы и на период до 2020 года» утверждена постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» № 644 от 03.09.2008 г. (далее - Программа), с учетом изменений, внесенных постановлением №642 от 23.09.2014 г.
Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 97 «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год» на реализацию муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры МО «Тарбагатайский район» на 2008 - 2015 годы и на период до 2020 года» предусмотрено 567 350 рублей. Основное мероприятие Программы - развитие системы теплоснабжения.
Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 26.07.2016 № 124 «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год»: предусмотрены дополнительные расходы по коду 05020900184000 244 (прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры МО «Тарбагатайский район»).
Проведенной прокуратурой района проверкой выявлен факт нецелевого использования бюджетных средств муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры МО «Тарбагатайский район» на 2008-2015 годы и на период до 2020 года», установлено, что из денежных средств, предусмотренных бюджетом МО «Тарбагатайский район» на реализацию данной программы, 10.08.2016 произведена оплата судебных расходов (производство экспертизы) на сумму <данные изъяты> рублей по иску администрации к ООО «Котельный завод «Котоломаш» о замене товара (по коду расходов № 831). По указанному факту в адрес главы района прокурором внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Суд соглашается с заявленными требованиями и доводами административного истца о том, что использование средств местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей является нецелевым.
Разделом 1 части 3 Программы определены ее цели, к которым относится в том числе, развитие и модернизация систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также задачи - укрепление материально-технической базы организаций коммунальной инфраструктуры, обеспечение качества коммунальных услуг, повышение эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры.
Пунктом 4.1 раздела 2 части 3 Программы установлен перечень мероприятий (30) программы, которые связаны с заменой котельного оборудования, реконструкцией тепловых сетей. Мероприятия отражены в таблице № 1.
Постановлением главы МО «Тарбагатайский район» от 20.10.2016 №763 в таблицу мероприятий по комплексному развитию системы коммунальной инфраструктуры по направлению «Ремонт здания котельной МУП ЖКХ «Коммунальщик», расположенной по адресу: <...>», включено мероприятие «проведение экспертизы котельного оборудования», «достигаемый эффект» - «предотвращение аварийных ситуаций в отопительный период», установлена потребность в финансировании в размере 41,9 тыс. руб.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17.08.2016 г. по делу №А10-2608/2016 назначена судебная экспертиза, стоимость проведения которой определена в <данные изъяты> руб.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что проведение судебной экспертизы не влечет достижение целей и задач муниципальной программы в виде предотвращения аварийных ситуаций, а связано с разрешением арбитражного дела по иску администрации района, что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств, т.е. направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Кроме того, изменения в перечень программных мероприятий в части проведения экспертизы котельного оборудования внесены 22.10.2016 г., т.е. после фактического использования бюджетных средств 10.08.2016 г. (согласно карточке счета 304.05 за 2016, платежному поручению №53582 от 10.08.2016 г.).
Таким образом, средства местного бюджета, выделенные на реализацию муниципальной программы в размере <данные изъяты> рублей использованы на цели, не соответствующие целям, определенным данной муниципальной программой, что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
По данному факту 21.03.2017 г. в адрес главы МО «Тарбагатайский район» прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства.
Из ответа главы МО «Тарбагатайский район» от 21.04.2017 г. следует, что с указанным нарушением он не согласен, поскольку изданным им распоряжением от 02.08.2016 № 370 он внес изменения в сводную бюджетную роспись и уточнил код расхода бюджетных средств в размере 41 900 рублей с № 244 на №831.
Опровергая довод прокурора о том, что фактически кассовый расход им произведен до внесения изменений в муниципальную программу, которая предусматривает проведение данной экспертизы в рамках муниципальной программы, глава МО «Тарбагатайский район» приводит положения абз. 4 ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой муниципальная программа приводится в соответствие с решением: о бюджете не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу.
Суд соглашается с позицией прокурора о том, что указанные доводы не состоятельны.
В соответствии со ст. 217 Бюджетного кодекса РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В исключительных случаях, установленных ч. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Оснований, перечисленных в ч. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ, для внесения изменений в сводную бюджетную роспись у администрации МО «Тарбагатайский район» не имелось.
При этом, основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись в виде «исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в данном случае не применимо, в связи с тем, что определением Арбитражного суда от 20.06.2016 удовлетворено ходатайство истца о проведении экспертизы, для производства которой требовалось перечисление денежных средств на депозит суда, т.е. по коду расходов № 831, а не № 830.
Кроме того, Федеральным законом от 30.03.2016 № 71-ФЗ действие абзаца 4 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ было приостановлено до 01.01.2017.
Более того, Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 26.07.2016 № 124 «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год» установлен вид расходов № 244, а не № 831.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.04.2017 г.,, ООО «Котолмаш» с 28.12.2016 находится в стадии ликвидации.
Таким образом, главный распорядитель бюджетных средств произвольно без установленных законом оснований, предусмотренных ст. 158, 217 Бюджетного кодекса РФ, без внесения изменений в решение о бюджете и муниципальную программу незаконно изменил цели расходования бюджетных средств, т.е. допустил нецелевое расходование бюджетных средств, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ч.4 ст.39 ГПК РФ прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Главы МО «Тарбагатайский район» от 02.08.2016 г. № 370 «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись» с момента его издания.
Признать незаконными действия администрации МО «Тарбагатайский район», выразившиеся в расходовании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, предусмотренных Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 26.07.2016 № 124 «О внесении изменении в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год» на прочую закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры МО «Тарбагатайский район», на оплату судебных расходов по производству судебной экспертизы по иску администрации к ООО «Котельный завод «Котоломаш» о замене товара.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2017 г.
СОГЛАСОВАНО:
Председательствующий судья Чупошев Е.Н.