<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> | <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
Дело № 2а-177/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2018 г. с.Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области
в составе: судьи Щиканова А.В.
при секретаре Волошинской И.И.
с участием представителя административного истца МУП «Ленинское районное автотранспортное предприятие» Муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО ФИО1,
представителя административного ответчика начальника МО МВД России «Ленинский» по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Ленинское административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Ленинское районное автотранспортное предприятие» муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области к начальнику межрайонного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ленинский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области о признании незаконным и недействительным приказа о проведении плановой проверки юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Ленинское АТП» МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО обратилось в суд с административным иском к начальнику МОМВД России «Ленинский» о признании незаконным и недействительным приказа от 19.04.2018 № 126 о проведении плановой проверки юридического лица. Требования мотивированы тем, что приказом начальника МОМВД России «Ленинский» ФИО3 приказано в период с 03.05.2018 по 31.05.2018 провести плановую проверку МУП «Ленинское АТП» МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО. Считает данный приказ незаконным, поскольку административный истец зарегистрирован в ЕГРЮЛ с 01.09.2015 года, в связи с чем проведение плановых проверок до 01.09.2018 противоречит требованиям Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как отсутствуют правовые основания для включения МУП «Ленинское АТП» в ежегодный план проведения плановых проверок, установленных вышеуказанным законом. Указанный в приказе предмет проверки является предметом внеплановой, а не плановой проверки, невозможно установить вид и правовые основания для проведения проверки. Учитывая, что после проведения проверки на основании оспариваемого приказа на административного истца могут быть возложены обязанности, а в случае их неисполнения административная ответственность, таким образом, издание указанного приказа нарушает права и законные интересы административного истца. Просит суд признать незаконным и недействительным приказ начальника МОМВД России «Ленинский» ФИО3 о проведении плановой проверки МУП «Ленинское АТП» МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО от 19.04.2018 № 126.
Определением судьи от 27.04.2018 ответчик МО МВД «Ленинский» заменен на УМВД России по ЕАО, в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца привлечена администрация Ленинского муниципального района ЕАО.
В судебном заседании представитель административного истца МУП «Ленинское АТП» МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО ФИО1 требования поддержал в полном объеме, основывался на доводах, изложенных в административном исковом заявлении, в дополнение пояснил, что в ходе разбирательства по настоящему делу установлено, что начальником УМВД России по ЕАО 04.04.2018 издан приказ, которым деятельность МУП «Ленинское АТП» отнесена к категории значительного риска. Однако, в соответствии с ч.1.2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица отнесена к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка такого юридического лица не проводится. При издании приказа о проведении плановой проверки положения данной нормы не учтены. Проверки юридических лиц, которым присвоены категории опасности, проводятся в соответствии с Постановление Правительства РФ и не требуют согласования прокуратуры. На сегодняшний день проверка в отношении МУП «Ленинское АТП» МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО проводится, но результаты проверки еще не написаны. Просит приказ начальника МОМВД России «Ленинский» ФИО3 от 19.04.2018 № 126 о проведении плановой проверки юридического лица признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель административного ответчика начальника МО МВД «Ленинский» ФИО2 административные исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с п.5 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что основание для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по федеральному государственному надзору. Проект плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в обязательном порядке подлежит согласованию с прокуратурой Ленинского района. При согласовании проекта проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в с.Ленинское и Ленинском районе на 2018 год прокуратурой района юридические лица и индивидуальные предприниматели, подлежащие исключению из плана, не выявлены. Также на обращение ФИО1 об исключении МУП «Ленинское АТП» из плана проверок на 2018 год начальником ОГИБДД МОМВД России «Ленинский» ФИО4 был направлен запрос в прокуратуру ЕАО, на который поступил ответ об отсутствии оснований для исключения МУП «Ленинское АТП» из плана проверки. В соответствии с приказом УМВД России по ЕАО от 04 апреля 2018 г. № 182 МУП «Ленинское АТП» отнесено к категории значительного риска.
В судебное заседание не явились представители административного ответчика УМВД России по ЕАО, заинтересованного лица на стороне истца администрации Ленинского муниципального района, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В силу части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закон N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Порядок организации и проведения плановой проверки регламентирован ст. 9 Закона N 294-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закон N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В соответствии с общим правилом, установленным в ч. 2 ст. 9 названного Федерального закона, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В виде исключения из этого правила в ч. 9.3 данной статьи предусмотрено, что при осуществлении видов государственного контроля, определяемых с применением риск-ориентированного подхода, может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок.
Положения Федерального закона N 294 применяются при осуществлении такого вида государственного контроля (надзора) как федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения. При осуществлении этого вида государственного контроля (надзора) могут применяться другие федеральные законы (пп. 10 п. 4 ст. 1 Федеральный закон N 294).
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" (далее - Положение).
Пунктом 5.1 названного Положения предусмотрено, что Федеральный надзор в части соблюдения субъектами надзора обязательных требований осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального надзора деятельность субъектов надзора подлежит отнесению к категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Отнесение деятельности субъекта надзора к категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности субъектов надзора в области безопасности дорожного движения к категориям риска согласно приложению ( п.12 Положения).
Из пункта 13 Положения следует, что проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:
а) для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
б) для категории высокого риска - один раз в 2 года;
в) для категории значительного риска - один раз в 3 года;
г) для категории среднего риска - не чаще одного раза в 4 года;
д) для категории умеренного риска - не чаще одного раза в 5 лет;
е) для категории низкого риска - не чаще одного раза в 10 лет.
Отнесение деятельности субъекта надзора к категории риска и пересмотр решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту регистрации субъекта надзора (п. 14).
Перечень оснований для внесения изменений в ежегодный план проверок установлен пунктом 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 489 от 30 июня 2010 г., согласно которому внесение изменений в ежегодный план допускается в том числе: в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности.
В ходе рассмотрения административного дела, пояснениями сторон, материалами дела установлено следующее.
20.10.2017 утвержден план проведения плановых поверок ОГИБДД МО МВД «Ленинский» на 2018 год.
Приказом начальника МО МВД «Ленинский» ФИО3 № 126 от 19.04.2018 приказано провести проверку в отношении МУП «Ленинское АТП» МО «Ленинский муниципальный район» с целью выполнения плана проведения плановых проверок ГИБДД УМВД по ЕАО на 2018 год. К проверке приступить с 03 мая 2018 года и окончить проверку не позднее 31 мая 2018 года.
С данным приказом директор МУП «Ленинское АТП» МО «Ленинский муниципальный район» ФИО1 ознакомлен своевременно 23.04.2018 (п. 12 ст. 9 Закон N 294-ФЗ), что следует из пояснений ФИО1.
04.04.2018 приказом начальником УМВД по ЕАО № 182 МУП «Ленинское АТП» МО «Ленинский муниципальный район» отнесено к категории значительного риска.
Анализируя исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административно исковых требований муниципального унитарного предприятия «Ленинское районное автотранспортное предприятие» муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области к начальнику межрайонного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ленинский», УМВД России по Еврейской автономной области о признании незаконным и недействительным приказа о проведении плановой проверки юридического лица, так как МУП «Ленинское АТП» МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО зарегистрировано в ЕГРЮЛ - 01.09.2015 года, приказом начальником УМВД по ЕАО № 182 МУП Ленинское АТП отнесено к категории значительного риска, соответственно плановая проверка предприятия должна проводиться один раз в три года, то есть не раннее 01.09.2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Ленинское районное автотранспортное предприятие» муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области к начальнику межрайонного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ленинский», УМВД России по Еврейской автономной области о признании незаконным и недействительным приказа о проведении плановой проверки юридического лица - удовлетворить.
Признать незаконным приказ начальника Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ленинский» № 126 от 19 апреля 2018 г. «О проведении плановой проверки Муниципального унитарного предприятия «Ленинское автотранспортное предприятие» Муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО со дня принятия решения судом в окончательной форме 23.05.2018.
Судья А.В. Щиканов
<данные изъяты>
<данные изъяты>в