ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-177/2021 от 12.01.2021 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело

УИД:

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

12 января 2021 года г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Зацепиной А.Н.,

при секретаре Шутенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации <адрес> к ведущему судебному приставу-исполнителю Ессентукского ГОСП УФССП России по СК ФИО2, Ессентукскому ГОСП УФССП России по СК, УФССП России по СК о признании незаконным и отмене постановления ведущего судебного пристава-исполнителя Ессентукского городского отдела УФССП России по СК ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, освобождении администрации <адрес> от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю Ессентукского ГОСП УФССП России по СК ФИО2, Ессентукскому ГОСП УФССП России по СК, УФССП России по СК о признании незаконным и отмене постановления ведущего судебного пристава – исполнителя Ессентукского городского отдела УФССП России по СК ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, освобождении администрации <адрес> от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование иска указано, что в Ессентукском городском отделе судебных приставов УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, на основании исполнительного листа, выданного Ессентукским городским судом по делу , № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на администрацию <адрес> обязанности в месячный срок со дня предоставления ФИО4 кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении многодетной семье ФИО4 и ФИО5 и их несовершеннолетним детям ФИО6, ФИО7, ФИО8 земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет.

Постановлением ведущего судебного пристава – исполнителя Ессентукского городского отдела УФССП России по СК ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ с администрации <адрес> взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.

После возбуждения исполнительного производства, администрация <адрес> в своих письмах в адрес Ессентукского ГОСП УФССП России по СК сообщала, что согласно действующему законодательству, предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков (п. 7.1.4. ст. 13 Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства").

В настоящее время свободных от прав третьих лиц земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, пригодных для предоставления под индивидуальное жилищное строительство гражданам, имеющим трех и более детей на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки не имеется.

Вместе с тем, с целью реализации полномочий по обеспечению земельными участками граждан, имеющих основания для льготного их получения администрацией <адрес> и Комитетом проводится комплекс мероприятий по выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, а именно:

проводится инвентаризация земельных участков <адрес>, выявление неиспользуемых земельных участков в соответствии с разрешенным использованием с целью вовлечения в хозяйственный оборот и дальнейшего предоставления гражданам, состоящим на учете;

инициируются судебные процессы по изъятию неиспользуемых земельных участков у землепользователей с целью их дальнейшего предоставления льготным категориям граждан, состоящим на учете;

инициируется рассмотрение вопроса о возможности изменения границ муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки с целью увеличения площади городских земель за счет земель <адрес>;

проводится работа с крупными землепользователями, землевладельцами города, направленная на вовлечение в оборот дополнительных земельных ресурсов, с целью дальнейшего распоряжения ими в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления по обеспечению земельными участками многодетных семей (копии писем прилагаются).

Комитетом по муниципальной собственности <адрес> направлены запросы в Предгорный муниципальный район, а также в <адрес>, с целью предоставления информации о наличии свободных земельных участков, расположенных в границах указанных муниципальных образований, для рассмотрения возможности их предложения льготным категориям граждан, имеющим право на их первоочередное предоставление и состоящим на учете в муниципальном образовании городском округе город-курорт Ессентуки.

Также, с целью реализации полномочий по обеспечению земельными участками граждан, имеющих основания для льготного их получения, Главой <адрес> были направлены обращения в адрес общества с ограниченной ответственностью «Терос» о передаче в распоряжение муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки земель для последующего их предоставления льготным категориям граждан имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков.

По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, общество с ограниченной ответственностью «ФИО13» обратилось в адрес администрации <адрес> с заявлением о передаче муниципальному образованию городскому округу город-курорт Ессентуки земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, в северной части города, «<адрес>» и расторжением договора аренды земельного участка.

В ходе рассмотрения данного обращения, в соответствии с положениями ст.46 Земельного кодекса Российской Федерации, вышеуказанный договор аренды земельного участка расторгнут.

По результатам проведения комплекса кадастровых работ, в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о 94 земельных участках, планируемых к предоставлению льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление.

После проведения работ по обеспечению данных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно- технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, они будут предоставлены льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление, в соответствии с действующим законодательством, в порядке очередности.

Также, Комитетом в адрес министерства имущественных отношений ежеквартально направляются запросы о наличии на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности <адрес>.

Более того, исполнительным документом - исполнительным листом, выданным Ессентукским городским судом по делу , № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на администрацию <адрес> предоставить многодетной семье: ФИО4 и ФИО5 и их несовершеннолетним детям ФИО6, ФИО7, ФИО8 земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет, не установлен внеочередной порядок предоставления вышеуказанной многодетной семье земельного участка.

В силу п. 8 ст. 19 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

На основании данной нормы права и буквального трактования требований исполнительного документа, предоставление многодетной семье: ФИО4 и ФИО5 и их несовершеннолетним детям ФИО6, ФИО7, ФИО8 земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на ДД.ММ.ГГГГ лет, будет осуществляться в порядке, предусмотренным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".

Исходя из правовой позиции, указанной в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда <адрес>, Арбитражного суда <адрес> и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Между тем, с учетом особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Как следует из п. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу- исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Обжалуемое постановление нарушает имущественные права администрации, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора.

Администрация <адрес> является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с решением Думы городского округа города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 40 "О внесении изменений в решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 89 "О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”.

Администрация <адрес> не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета.

Согласно ст. 30 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки к исключительной компетенции Городской Думы в соответствии с законодательством относятся утверждение (отклонение) местного бюджета, носящим нормативный характер.

Администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки (ст. 1 Устава) и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает.

Уставом муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию <адрес> возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых обходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее.

Администрация <адрес> не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего законодательства для исполнения решения суда.

Просит суд признать незаконным и отменить постановление ведущего судебного пристава-исполнителя Ессентукского ГОСП УФССП России по СК ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП.

Освободить администрацию <адрес> от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП.

Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.

Административные ответчики: УФССП России по СК, Ессентукский ГОСП УФСП России по СК, ведущий судебный пристав–исполнитель Ессентукского городского отдела УФССП России по СК ФИО2 в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены о рассмотрении дела. Ходатайств и заявлений не представили. Возражений на административный иск не направили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы административного иска, исследовав материалы настоящего дела, гражданское дело , суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что решением Ессентукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд возложил на администрацию <адрес> обязанность в месячный срок со дня предоставления ФИО4 кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении многодетной семье ФИО4 и ФИО5 и их несовершеннолетним детям ФИО6, ФИО7, ФИО8 земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет.

В силу ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 6, 12, 13, 14, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав - исполнитель Ессентукского городского отдела судебных приставов УФССП по СК ФИО9ДД.ММ.ГГГГ возбудила исполнительное производство -ИП, на основании исполнительного листа, выданного Ессентукским городским судом по делу , № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на администрацию <адрес> обязанности в месячный срок со дня предоставления ФИО4 кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении многодетной семье ФИО4 и ФИО5 и их несовершеннолетним детям ФИО6, ФИО7, ФИО8 земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет.

В срок, данный для добровольного исполнения исполнительного документа, администрация <адрес> не исполнила.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> сдано постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> сдано требование о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведений об исполнении решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> сдано требование об исполнении решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ в Ессентукский ГОСП поступило письмо от Комитета по Муниципальной собственности <адрес> о том, что на указанную дату кадастровый паспорт свободного земельного участка, соответствующего требования для целей индивидуального жилищного строительства, в адрес Комитета по муниципальной собственности <адрес> и Администрации <адрес>ФИО4 не предоставлялся.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в администрацию <адрес> сдано требование об исполнении решения суда

ДД.ММ.ГГГГ в Ессентукский ГОСП поступило письмо от Администрации <адрес> о мерах, принимаемых для исполнения решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ в Ессентукский ГОСП поступило письмо от Администрации <адрес> о мерах, принимаемых для исполнения решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> сдано требование об исполнении решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ в Ессентукский ГОСП поступило письмо от Администрации <адрес> о мерах, принимаемых для исполнения решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <адрес> направлено предупреждение.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением требований исполнительного документа должником в срок, предусмотренный для добровольного исполнения в соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ведущий судебный пристав-исполнитель Ессентукского ГОСП УФССП России по СК ФИО2 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации <адрес> в размере <данные изъяты> рублей.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. При этом следует иметь в виду, что исполнительский сбор не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (Постановление -П).

Согласно ст.41 и 46 БК исполнительский сбор относится к не налоговым доходам и зачисляется в бюджет. Основанием для установления судебным приставом- исполнителем указанного денежного взыскания является истечения срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя должнику установлен срок для исполнения требований исполнительных документов до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими Федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Частью 1 статьи 12, статьей 13 Закона № 118-ФЗ установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 ст. 64 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим ФЗ действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

На основании ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Как следует из материалов дела, требование исполнительного документа в срок для добровольного исполнения администрацией г. Ессентуки не выполнено.

Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2115 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лицо может быть освобождено от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если оно приняло все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК указываются признаки, в соответствии с которыми лицо, нарушившее обязательство, признается невиновным. Данные признаки сочетают в себе как субъективные, так н объективные критерии. К числу первых относится проявление должной степени заботливости и осмотрительности в принятии всех находящихся в распоряжении должника мер для надлежащего исполнения обязательства, к числу вторых - соответствие степени заботливости и осмотрительности характеру обязательства и условиям договора.

Как установлено судом и следует из представленных административным истцом документов, после возбуждения исполнительного производства, администрация <адрес> в своих письмах в адрес Ессентукского городского отдела судебных приставов УФССП по <адрес> сообщала, что согласно действующему законодательству, предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков (п. 7.1.4. ст. 13 Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства").

В настоящее время свободных от прав третьих лиц земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, пригодных для предоставления под индивидуальное жилищное строительство гражданам, имеющим трех и более детей на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки не имеется.

Вместе с тем, с целью реализации полномочий по обеспечению земельными участками граждан, имеющих основания для льготного их получения администрацией <адрес> и Комитетом проводится комплекс мероприятий по выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, а именно:

проводится инвентаризация земельных участков <адрес>, выявление неиспользуемых земельных участков в соответствии с разрешенным использованием с целью вовлечения в хозяйственный оборот и дальнейшего предоставления гражданам, состоящим на учете;

инициируются судебные процессы по изъятию неиспользуемых земельных участков у землепользователей с целью их дальнейшего предоставления льготным категориям граждан, состоящим на учете;

инициируется рассмотрение вопроса о возможности изменения границ муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки с целью увеличения площади городских земель за счет земель <адрес>;

проводится работа с крупными землепользователями, землевладельцами города, направленная на вовлечение в оборот дополнительных земельных ресурсов, с целью дальнейшего распоряжения ими в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления по обеспечению земельными участками многодетных семей (копии писем прилагаются).

При этом, в соответствии с пп.1. п.4 ст. 17 закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" - далее Закон, в случае когда федеральными законами, статьей 14 настоящего Закона предусмотрено право гражданина на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в населенном пункте (сельском населенном пункте) по месту постоянного проживания данного гражданина, но на территории такого населенного пункта (сельского населенного пункта) отсутствуют свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, на основании заявления данного гражданина земельный участок предоставляется ему в другом населенном пункте (сельском населенном пункте), находящемся на территории того же поселения (городского округа) Ставропольского края. В случае если свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, отсутствуют на территории всего поселения (городского округа) Ставропольского края по месту постоянного проживания данного гражданина, на основании его заявления земельный участок предоставляется гражданину, местом жительства которого является населенный пункт (сельский населенный пункт в пределах городского округа Ставропольского края, - в границах населенных пунктов сельских населенных пунктов) поселений Ставропольского края, которые граничат с данным городским округом, при условии наличия земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных поселений.

Учитывая норму указанного законодательства, Комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки направлены запросы в Предгорный муниципальный район, а также в город Пятигорск, с целью предоставления информации о наличии свободных земельных участков, расположенных в границах указанных муниципальных образований, для рассмотрения возможности их предложения льготным категориям граждан, имеющим право на их первоочередное предоставление и состоящим на учете в муниципальном образовании городском округе город-курорт Ессентуки.

Также, с целью реализации полномочий по обеспечению земельными участками граждан, имеющих основания для льготного их получения, Главой города Ессентуки были направлены обращения в адрес общества с ограниченной ответственностью «Терос» о передаче в распоряжение муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки земель для последующего их предоставления льготным категориям граждан имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков.

По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, общество с ограниченной ответственностью «Терос» обратилось в адрес администрации <адрес> с заявлением о передаче муниципальному образованию городскому округу город-курорт Ессентуки земельного участка с кадастровым номером: 26:30:070250:64 площадью 95815,0 кв.м., расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, в северной части города, «Северный - 3» и расторжением договора аренды земельного участка.

В ходе рассмотрения данного обращения, в соответствии с положениями ст.46 Земельного кодекса Российской Федерации, вышеуказанный договор аренды земельного участка расторгнут.

По результатам проведения комплекса кадастровых работ, в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о 94 земельных участках, планируемых к предоставлению льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление.

После проведения работ по обеспечению данных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно- технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, они будут предоставлены льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление, в соответствии с действующим законодательством, в порядке очередности.

Также, Комитетом в адрес министерства имущественных отношений ежеквартально направляются запросы о наличии на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.

В силу п. 8 ст. 19 закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

На основании данной нормы права и буквального трактования требований исполнительного документа, предоставление многодетной семье ФИО4 и ФИО5 и их несовершеннолетним детям ФИО6, ФИО7, ФИО8 земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет будет осуществляться в порядке, предусмотренным законом Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".

Исходя из правовой позиции, указанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Следовательно, при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Формальная неопределенность, расплывчатость данной нормы создает возможность ее произвольного толкования и применения, что ведет к нарушению общеправовых принципов юридической ответственности и равенства, произвольному ограничению конституционного права собственности и нарушению гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод, и в этой связи противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 3), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3).

Между тем, с учетом особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Соответствующая правовая позиция о вине и порядке ее доказывания выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 25 января 2001 года по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 ГК Российской Федерации и от 27 апреля 2001 года по делу о проверке ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации.

Как следует из п. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу - исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Администрация <адрес> является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 17. 1017 г. N 40 "О внесении изменений в решение Думы города Ессентуки от 23 ноября 2016 г. N 89 «О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”.

Администрация города Ессентуки не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета.

Согласно ст. 30 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки к исключительной компетенции Городской Думы в соответствии с законодательством относятся утверждение (отклонение) местного бюджета, носящим нормативный характер.

Администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки (ст. 1 Устава) и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает.

Уставом муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки и Федеральным законом № 131-03 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию <адрес> возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых обходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее.

Администрация <адрес> не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего законодательства для исполнения решения суда, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что административный истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не является организацией, которая самостоятельно может исполнить решение суда, не заключив муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по организации, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией судебного акта в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения администрации <адрес> от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.

По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд лежит на заявителе.

В силу частей 5, 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В данном случае, администрацией города Ессентуки сроки для обращения в суд с административным иском пропущены, однако, администрация просила восстановить пропущенный срок, указывая, что обжалуемое постановление, в соответствии с отметками на почтовом конверте направлено в адрес должника только ДД.ММ.ГГГГ и получено администрацией <адрес> лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит причины пропуска срока для обращения в суд уважительными, ходатайство административного истца обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу вышеизложенных обстоятельств.

Руководствуясь ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ходатайство администрации <адрес> о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления к ведущему судебному приставу-исполнителю Ессентукского ГОСП УФССП России по СК ФИО2, Ессентукскому ГОСП УФССП России по СК, УФССП России по СК о признании незаконным и отмене постановления ведущего судебного пристава-исполнителя Ессентукского городского отдела УФССП по СК ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, освобождении администрации <адрес> от уплаты исполнительского сбора,- удовлетворить.

Восстановить процессуальный срок административному истцу на подачу административного искового заявления.

Исковые требования администрации <адрес> к ведущему судебному приставу-исполнителю Ессентукского ГОСП УФССП России по СК ФИО2, Ессентукскому ГОСП УФССП России по СК, УФССП России по СК о признании незаконным и отмене постановления ведущего судебного пристава-исполнителя Ессентукского городского отдела УФССП по СК ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, освобождении администрации <адрес> от уплаты исполнительского сбора, - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление ведущего судебного пристава – исполнителя Ессентукского городского отдела УФССП по СК ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству - ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Освободить администрацию <адрес> от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству - ИП от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца через Ессентукский городской суд.

Судья А.Н. Зацепина