ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-177/2022 от 19.01.2022 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело а

УИД 25RS0-05

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

19 января 2022 года

Фрунзенский районный суд края в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к ФИО5 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии поо признании действий незаконными, возложении обязанности,

установил:

ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, в лице ФИО5 по доверенности ФИО8 обратилась во Фрунзенский районный суд с административным исковым заявлением к ФИО5 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по(далее – ФИО5 по) о признании незаконными действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка кадастровым номером ФИО13 и действий по государственной регистрации прекращения права безвозмездного пользования земельным участком. Просит обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав ФИО2, ФИО4, ФИО3 на использование земельного участка по договору безвозмездного пользования земельным участком от дата. В обоснование заявленных требований указано, что дата между администрацией Анучинского муниципального района(Ссудодатель) и ФИО2, действующей от своего имени и от лица несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 (Землепользователи) был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком , о чем в ЕГРН дата сделана запись за № ФИО14-25/003/2018-1. Согласно пункту 2.1 договора срок использования земельного участка с кадастровым номером ФИО15 установлен с дата по дата. Решением Анучинского районного судаот дата, вступившим в законную силу дата, исковые требования ФИО7 к администрации Анучинского муниципального районао признании незаконным постановления от дата о согласовании размещения на публичной карте земельного участка и о возложении обязанности на администрацию Анучинского муниципального районаустранить допущенное нарушение закона удовлетворены. Однако, указанным судебным актом договор безвозмездного пользования земельным участком от дата не был признан незаключенным, ничтожным или недействительным. Договор безвозмездного пользования земельным участком от дата является действующим до настоящего времени. дата административный истец в адрес администрации Анучинского муниципального округа направил письмо с просьбой предоставить разъяснения о возможности дальнейшего использования земельного участка по указанному договору. дата административному истцу из письма администрации Анучинского муниципального округа от дата стало известно, что договор безвозмездного пользования земельным участком от дата является незаключенным, в связи с чем земельный участок снят с кадастрового учета. Административный истец считает действия ФИО5 попо снятию земельного участка с кадастровым номером ФИО16 с государственного кадастрового учета и исключению записи из ЕГРН о его обременении безвозмездным пользованием незаконными, указывает, что договор безвозмездного пользования земельным участком от дата содержит все существенные условия, может быть расторгнут по требованию ссудодателя по решению суда на основаниях и порядке, установленном законодательством РФ. Право безвозмездного пользования земельным участком не оспорено в судебном порядке, решение Анучинского районного судаот дата по делу не является основанием для внесения записи в ЕГРН. Оснований, предусмотренных ст. 9 Федерального закона № 119-ФЗ, для прекращения договора безвозмездного пользования земельного участка от дата не имелось. Расторжение договора безвозмездного пользования и снятие земельного участка («ДВ-гектара») с кадастрового учета возможно только в судебном порядке.

В судебное заседание ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, не явилась, извещалась судом посредством направления судебного извещения по адресу, указанному в административном иске, от получения судебного извещения уклонилась, что подтверждено данными сайта Почта России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 69099166280114, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

ФИО5ФИО8 в судебном заседании поддержала заявленные требования.

ФИО5 поФИО9 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым учетно-регистрационные действия были проведены ФИО5 на основании постановления администрации Анучинского городского округа от дата, которое на момент предъявления в регистрирующий орган не было оспорено и не признано недействительным.

ФИО5 заинтересованного лица – администрации Анучинского муниципального округав судебное заседание не явился, извещен, ранее в материалы дела направлен письменный отзыв на административный иск, в котором указано, что решением Анучинского районного судаот дата по делу исковые требования ФИО7 к администрации Анучинского муниципального района о признании постановления Анучинского муниципального района незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворены в полном объеме. В соответствии с резолютивной частью решения Анучинского районного судапостановление администрации Анучинского муниципального района «Об утверждении схемы размещения на публичной кадастровой карте земельного участка ФИО10, ФИО3, ФИО4» признано незаконным, возложена обязанность устранить допущенные нарушения. В рамках исполнения решения Анучинского районного суда от дата администрацией издано постановление от дата «О признании утратившим силу постановления администрации Анучинского муниципального района от дата «Об утверждении схемы размещения на публичной кадастровой карте земельного участка ФИО10, ФИО3, ФИО4». Постановление от дата направлено в ФИО5 подля снятия земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета.

Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена, что подтверждено почтовым уведомлением, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такой необходимой совокупности условий по настоящему делу судом не установлено.

В судебном заседании установлено, что дата в администрацию Анучинского муниципального района поступило заявление ФИО2, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4, о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по основаниям, установленным Федеральным законом от дата N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

На основании указанного заявления администрацией Анучинского муниципального района издано постановление от дата «Об утверждении схемы размещения на публичной кадастровой карте земельного участка ФИО10, ФИО3, ФИО4».

дата земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ФИО17, площадь земельного участка местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 3200 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира:.

дата между администрацией Анучинского муниципального района (Ссудодатель) и ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, (Землепользователь) заключен договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером ФИО18.

В соответствии с п. 2.1 договора срок использования участка установлен с дата по дата.

Решением Анучинского районного судаот дата по делу , вступившим в законную силу дата, исковые требования ФИО7 к администрации Анучинского муниципального района о признании постановления Анучинского муниципального района незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворены. Признано незаконным постановление главы Анучинского муниципального района от дата о согласовании схемы размещения на публичной кадастровой карте земельного участка площадью . ФИО10, ФИО3, ФИО4, находящегося в кадастровом квартале относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 3200 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира:, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур. На администрацию Анучинского муниципального районавозложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО7

Во исполнение указанного судебного акта дата администрацией Анучинского муниципального округа издано постановление «О признании утратившим силу постановления администрации Анучинского муниципального района от дата «Об утверждении схемы размещения на публичной кадастровой карте земельного участка ФИО10, ФИО3, ФИО4». В соответствии с п. 2 постановления расторгнут договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером ФИО19 от дата.

дата в ФИО5 попоступило заявление администрации Анучинского муниципального округа о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права безвозмездного пользования земельного участка с кадастровым номером ФИО20.

В качестве документа – основания для осуществления учетно-регистрационных действий представлено постановление администрации Анучинского муниципального округа от дата «О признании утратившим силу постановления администрации Анучинского муниципального района от дата «Об утверждении схемы размещения на публичной кадастровой карте земельного участка ФИО10, ФИО3, ФИО4».

дата земельный участок с кадастровым номером ФИО21 снят с кадастрового учета, из ЕГРН исключена запись о наличии обременения в виде безвозмездного пользования.

Действия ФИО5 попо снятию земельного участка с кадастровым номером ФИО22 с кадастрового учета согласуются с положениями ст. 14 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав имеют заявительный порядок и осуществляются на основании документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, и предусмотренных ч. 2 указанной статьи.

В силу пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания и устанавливающих наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка

Представленное совместно с заявлением администрации Анучинского муниципального округа о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права безвозмездного пользования земельного участка с кадастровым номером ФИО23 постановление администрации Анучинского муниципального округа от дата «О признании утратившим силу постановления администрации Анучинского муниципального района от дата «Об утверждении схемы размещения на публичной кадастровой карте земельного участка ФИО10, ФИО3, ФИО4» правомерно принято регистрирующим органом в качестве надлежащего документа-основания для осуществления регистрационных действий, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ.

Поскольку заявление о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права безвозмездного пользования земельного участка с кадастровым номером ФИО24 было подано уполномоченным лицом, акт, изданный органом местного самоуправления в рамках его компетенции, а именно - постановление от дата «О признании утратившим силу постановления администрации Анучинского муниципального района от дата «Об утверждении схемы размещения на публичной кадастровой карте земельного участка ФИО10, ФИО3, ФИО4» на момент осуществления регистрационных действий имел законную силу, не был оспорен, отменен, не признан недействительным, основания для приостановления регистрационных действий, предусмотренные ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, отсутствовали, административный ответчик правомерно по результатам рассмотрения поступившего заявления и документов осуществил регистрационные действия по снятию земельного участка с кадастрового учета.

Доводы ФИО5 административного истца об отсутствии оснований для прекращения договора безвозмездного пользования земельного участка от дата, а также о том, что указанный договор не оспорен и имеет законную силу, не имеют правового значения при оценке законности оспариваемых действий, предпринятых административным ответчиком на основании документов, соответствующих требованиям Федерального закона № 218-ФЗ, в частности, п. 1 ч. 2 ст. 14, п. 1. 1 ст. 15 указанного Федерального закона.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подп. 1 и 2 п. 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от дата N 278).

Не допускается истребование дополнительных документов, если представленные документы отвечают требованиям ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено упомянутым Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 4 и 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ).

Таким образом, исходя из положений Федерального закона № 218-ФЗ, Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, оценка правомерности акта органа местного самоуправления в полномочия государственного регистратора не входит.

Поскольку на момент совершения действий по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета постановление администрации Анучинского муниципального округа от дата отменено не было, правовых оснований для приостановления государственного кадастрового учета и последующего отказа в осуществлении регистрационных действий у административного ответчика не имелось, оснований для вывода о незаконности оспариваемых действий не имеется.

Ссылка ФИО5 административного истца на решение Анучинского районного судаот дата по делу а-279/2021, которым признаны незаконными действия администрации Анучинского муниципального округао признании незаключенным договора безвозмездного пользования земельным участком от дата и направленные на снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ФИО25 и исключение сведений из ЕГРН о праве безвозмездного пользования указанным земельным участком, не может быть принята во внимание, поскольку при совершении действий по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета и исключению сведений из ЕГРН о праве безвозмездного пользования указанным земельным участком государственный регистратор не вправе был давать оценку законности представленного на государственную регистрацию акта органа местного самоуправления, в рамках проводимой правовой экспертизы в полномочия государственного регистратора не входила оценка правомерности постановления от дата.

С учетом указанных обстоятельств, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к ФИО5 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии поо признании действий незаконными, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано ввой суд через Фрунзенский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – дата.

Судья Т.А.Михайлова