ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-177/2022 от 27.05.2022 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2а-177/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Кодеса А.В.,

при секретаре судебного заседания Пананто Т.А.,

с участием прокурора Чеплинскас Е.В. и представителя Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа по доверенности Папанова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Чукотского автономного округа, председателю Правительства Чукотского автономного округа Копину Р.В. и Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и принять региональную программу использования и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа,

УСТАНОВИЛ:

исполняющая обязанности прокурора Чукотского автономного округа Серегина Е.В. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с указанным иском к Правительству Чукотского автономного округа, сославшись на неисполнение названным лицом с 13.12.2007 возложенной на него п. 6.1 ст. 44 Устава Чукотского автономного округа и ст. 10 Земельного кодекса РФ обязанности по разработке региональной программы использования и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа.

По изложенным основаниям и.о. прокурора Чукотского автономного округа просила суд признать незаконным бездействие Правительства Чукотского автономного округа по неразработке и непринятию указанной региональной программы, возложить на Правительство Чукотского автономного округа обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять данную региональную программу (л.д. 2-6).

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, а в качестве заинтересованного лица – Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа (л.д. 27, 43-44).

Какой-либо позиции по существу заявленных прокурором административных исковых требований названные выше ответчики и заинтересованное лицо суду не представили.

В судебном заседании прокурор Чеплинскас Е.В. уточнила заявленные исковые требования и просила суд признать незаконным бездействие Правительства Чукотского автономного округа по разработке и принятию региональной программы использования и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа, возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу разработать указанную региональную программу, возложить на Правительство Чукотского автономного округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу принять указанную региональную программу.

Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа по доверенности Папанов И.И. возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, ссылаясь на разработку его доверителем проекта региональной программы использования и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа, и на нахождение указанной региональной программы в Правительстве Чукотского автономного округа на стадии принятия.

Правительство Чукотского автономного округа и Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте судебного заседания названные лица извещены надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Председатель Правительства Чукотского автономного округа Копин Р.В. в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал (л.д. 52).

Выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности:

- были ли соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. 3 ч. 9);

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 4 ч. 9).

В силу положений ч. 11 этой же нормы КАС РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с подп. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Исходя из положений п. 2, 3 и 11 ст. 1 названного Кодекса, изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в частности, на таких принципах, как приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно положениям п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Подпунктами 1-3 п. 2 приведенной нормы земельного закона на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность в целях охраны земель проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Пунктом 1 ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений отнесены, в частности, полномочия по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны принимать региональные программы, включающие перечень обязательных мероприятий по использованию и охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Пунктом 6.1 ст. 44 Устава Чукотского автономного округа Правительство Чукотского автономного округа наделено полномочиями по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах названного субъекта Российской Федерации.

Указанный пункт Устава Чукотского автономного округа внесен в него Законом Чукотского автономного округа от 13.12.2007 № 140-ОЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2008.

Как следует из материалов дела, решением прокурора Чукотского автономного округа от 22.04.2021 № 85 назначено проведение прокурорской проверки по обращению гражданина о непринятии органами государственной власти Чукотского автономного округа мер по исполнению требований законодательства об охране окружающей среды, охраны земель, редких и исчезающих почв (л.д. 7).

По результатам указанной проверки установлено, что Правительством Чукотского автономного округа не исполнены требования приведенного выше земельного законодательства по разработке и реализации региональной программы использования и охраны земель, находящихся в границах названного субъекта Российской Федерации.

В этой связи прокурором Чукотского автономного округа председателю Правительства Чукотского автономного округа внесено представление от 23.04.2021 № прдс26-2021, которым на указанный орган государственной власти Чукотского автономного округа возложена обязанность обеспечить разработку и принятие названной выше региональной программы (л.д. 8-10).

В ответе от 27.05.2021 на указанное представление прокурора Правительство Чукотского автономного округа признало его обоснованным и сообщило, что разработка и реализация упомянутой выше региональной программы будет осуществлена после определения соответствующего исполнительного органа государственной власти Чукотского автономного округа и наделения его соответствующими полномочиями (л.д. 11-12).

После этого в течение более полугода прокурор Чукотского автономного округа неоднократно запрашивал в Правительстве Чукотского автономного округа сведения о принятых мерах по исполнению представления от 23.04.2021 № прдс26-2021 (л.д. 13-20).

Согласно рапорту старшего помощника прокурора Билыка М.В. от 07.03.2022, по состоянию на день его подачи представление прокурора Чукотского автономного округа от 23.04.2021 № прдс26-2021 Правительством Чукотского автономного округа не исполнено, региональная программа использования и охраны земель, находящихся в границах названного субъекта Российской Федерации, не разработана и не принята (л.д. 21-23).

Указанные фактические обстоятельства дела ответчиками не оспаривались.

Как следует из объяснений прокурора и представителя одного из ответчиков в судебном заседании, на день рассмотрения судом настоящего административного дела указанная программа также не разработана и не принята.

Суд относится критически к представленному представителем ответчика в судебном заседании проекту региональной программы «Использование и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа на 2022-2024 годы».

Согласно приложенному к указанному проекту листу согласования, он не подписан ни подготовившем его лицом ФИО8, ни иными указанными в листе согласования лицами: ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 и ФИО19

В этой связи суд признает убедительными возражения прокурора о том, что указанный выше проект не может быть признан разработанной в установленном порядке региональной программой использования и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа.

При таких обстоятельствах суд признает достоверно установленным по делу факт бездействия со стороны Правительства Чукотского автономного округа по исполнению возложенной законом на указанный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по разработке и принятию региональной программы использования и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа.

Указанное бездействие является длящимся и началось с 01.01.2008, то есть со дня вступления в законную силу упомянутого выше Закона Чукотского автономного округа от 13.12.2007 № 140-ОЗ «О внесении изменений в Устав Чукотского автономного округа», которым в ст. 44 Устава введен п. 6.1, наделяющий Правительство Чукотского автономного округа полномочиями по разработке и реализации упомянутой региональной программы.

Как следует из материалов дела, распоряжением Губернатора Чукотского автономного округа от 28.03.2022 № 95-рг полномочиями по разработке указанной региональной программы наделен Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (л.д. 38, 39).

Обобщая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и.о. прокурора Чукотского автономного округа о признании незаконным бездействия Правительства Чукотского автономного округа по разработке и принятию региональной программы использования и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа, возложении на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обязанности разработать указанную региональную программу, а на Правительство Чукотского автономного округа – обязанности принять указанную региональную программу.

Предложенный прокурором срок для исполнения каждым из ответчиков указанных обязанностей продолжительностью три месяца со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу суд признает разумным и способным обеспечить баланс прав и законных интересов ответчиков по делу и неопределенного круга лиц.

Суд также принимает во внимание позицию представителя Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, который в судебном заседании признал такой срок разумным и достаточным для исполнения возложенной на ответчиков обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить в полном объеме административные исковые требования прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Чукотского автономного округа, председателю Правительства Чукотского автономного округа Копину Р.В. и Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа.

Признать незаконным бездействие Правительства Чукотского автономного округа по разработке и принятию региональной программы использования и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа.

Возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу разработать региональную программу использования и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа.

Возложить на Правительство Чукотского автономного округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу принять региональную программу использования и охраны земель, находящихся в границах Чукотского автономного округа.

Возложить на Правительство Чукотского автономного округа и Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обязанность сообщить суду и прокурору Чукотского автономного округа об исполнении настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Кодес

В окончательной форме мотивированное решение суда составлено 10 июня 2022 года.