РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 15 мая 2018 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 мая 2018 г.
г.Выборг 15 мая 2018 года
Дело N 2а-1780/2018
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б., с участием представителя административного истца Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации Качановой Г.М., представителя административного ответчика государственного инспектора Отдела государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Новохатней С.А., действующей также в интересах второго административного ответчика Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации к государственному инспектору Отдела государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Новохатней С.А., Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об оспаривании предписания государственного инспектора Отдела государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.11.2017 N670-1/1,
установил:
Выборгская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее – Выборгская таможня) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к государственному инспектору Отдела государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – СЗМТУ Росстандарта) Новохатней С.А., указав в обоснование, что предписанием государственного инспектора Отдела государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области СЗМТУ Росстандарта Новохатней С.А. от 24.11.2017 N670-1/1 Выборгской таможне было запрещено применение средств измерения – системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарных таможенных (далее – СТСО ДРМ) «Янтарь-1А» ДЦКИ.412159.003 ТУ, серийный номер 0153-01; «Янтарь-1П» ДЦКИ.412159.003, серийный номер 0278-01; «Янтарь-1А» ДЦКИ.412159.008РЭ, серийный номер 0151-01 до устранения выявленных нарушений в части несоблюдения порядка поверки средств измерений, а до 24 мая 2018 года предписано поверить указанные средства измерений. Считая, что оспариваемым предписанием нарушаются права и законные интересы, Выборгская таможня просила признать указанное предписание незаконным и отменить, поскольку СТСО ДРМ «Янтарь», выпущенные или модернизированные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ, в том числе СТСО ДРМ «Янтарь-1А» ДЦКИ.412159.008 не относятся к классу средств измерений, так как в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации, отнесены к субпозиции – «прочие», с Общероссийским классификатором продукции к коду ОКП 703250 – к средствам обнаружения пассивным, а для проведения поверки они должны быть внесены предприятием-изготовителем в реестр средств измерения, разработана и утверждена методика поверки.
В ходе рассмотрения, исходя из характера возникших спорных правоотношений, к участию в деле в качестве второго административного ответчика в порядке ч.2 ст.221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) привлечено СЗМТУ Росстандарта.
Представитель административного истца Выборгской таможни по доверенности Качанова Г.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик государственный инспектор Отдела государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области СЗМТУ Росстандарта Новохатняя С.А., действующая также по доверенности в интересах второго административного ответчика СЗМТУ Росстандарта с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на то обстоятельство, что оспариваемое предписание вынесено в строгом соответствии с Законом и на основании результатов проверки, выявившей нарушения со стороны административного истца обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Просила в удовлетворении административного иска отказать, за отсутствием правовой состоятельности.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Отделом государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области СЗМТУ Росстандарта на основании приказа руководителя Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.10.2017 N 670 проведена плановая документарная выездная проверка Выборгской таможни на предмет соблюдения обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, по результатам которой составлен акт от 24.11.2017 N 670-1.
В ходе проверки Отделом проверено 35 единиц применяемых Выборгской таможней средств измерений, выявлено нарушение части 1 статьи 9 и части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а именно применение не поверенных средств измерений на таможенном посту МАПП Торфяновка: СТСО ДРМ «Янтарь-1А» ДЦКИ.412159.003 ТУ, серийный номер 0153-01 (1 единица), «Янтарь-1П» ДЦКИ.412159.003, серийный номер 0278-01 (1 единица), «Янтарь-1А» ДЦКИ.412159.008РЭ, серийный номер 0151-01 (1 единица).
В связи с этим Выборгской таможне на основании части 4 статьи 17 Закона N 102-ФЗ выдано предписание от 24.11.2017 N 670-1/1, в соответствии с которым Выборгской таможне запрещено использование указанных средств измерений с 24.11.2017 до устранения выявленных при проверке нарушений и в срок до 24.05.2018 предписано поверить указанные средства измерений.
Выборгская таможня, не согласившись с предписанием, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя законность вышеуказанного предписания, суд приходит к выводу о том, что у государственного инспектора Отдела государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области СЗМТУ Росстандарта Новохатней С.А. отсутствовали правовые основания для его вынесения, исходя из следующего.
ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции в том числе по контролю и надзору в области таможенного дела (пункт 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809).
П.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании в РФ) проведение таможенного контроля, совершенствование методов его проведения обозначает в качестве основных функций таможенных органов.
В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пп. 41 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Основная цель таможенного контроля заключается в определении с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства, а также выявление, пресечение и предупреждение совершения нарушений в данной области правового регулирования.
Организация радиационного контроля таможенными органами осуществляется в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, утвержденной приказом ГТК России от 04.02.2004 N 154 (далее - Инструкция). Согласно пункту 4 Инструкции при проведении таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации ДРМ, товаров и транспортных средств с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения, уполномоченные должностные лица таможенного органа согласно установленному Инструкцией порядку и с учетом системы управления рисками применяют следующие формы таможенного контроля:
- таможенное наблюдение с использованием ТС ТКДРМ (первичный радиационный контроль);
- таможенный осмотр товаров и транспортных средств с использованием ТС ТКДРМ (дополнительный радиационный контроль товаров и транспортных средств без их вскрытия);
- таможенный досмотр товаров и транспортных средств с использованием ТС ТКДРМ (дополнительный радиационный контроль и углубленное обследование).
Целью таможенного наблюдения с использованием ТС ТКДРМ является выявление при перевозке товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций, объектов с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения.
В соответствии с Обязательными требованиями к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденными приказом ФТС России от 06.12.2007 N 1497, СВХ должен быть обеспечен техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 71 Закон о таможенном регулировании в РФ обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, необходимость, количество и тип которых таможенный орган устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом при соблюдении технических регламентов и национальных стандартов, действующих в Российской Федерации является обязательным условием оборудования склада временного хранения. Тип технических средств для проведения радиационного контроля, критерии принятия решений об их необходимости и о количестве определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
В соответствии с пунктом 1 Приказа ФТС России от 09.10.2012 N 2026 "Об определении типа технических средств для проведения радиационного контроля, типа досмотровой рентгеновской техники, критериев принятия решений об их необходимости и количестве" для проведения радиационного контроля могут быть использованы технические средства следующего типа:
а) стационарная система радиационного контроля с детекторами гамма- и нейтронного излучения, оснащенная комплектом видеонаблюдения с выводом информации на автоматизированное рабочее место должностного лица таможенного органа; модификация указанной стационарной системы определяется с учетом вида транспорта, которым осуществляется доставка товаров на склад временного хранения (далее - СВХ);
б) переносной поисковый прибор радиационного контроля с детекторами гамма- и нейтронного излучения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
В п. 21 ст. 2 указанного Федерального закона даны понятия, в том числе, средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений.
Но не каждое техническое средство, обладающее измерительными функциями, является средством измерения, а Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ не содержит указаний о необходимости признания каждого технического устройства с измерительными функциями средством измерения.
Требования к средствам измерений установлены в ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ, согласно которой в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Пунктом 3 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ предусмотрено, что порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
В соответствии со ст. 10 комментируемого Закона к техническим системам и устройствам с измерительными функциями обязательные требования и формы оценки их соответствия устанавливаются законодательством РФ о техническом регулировании.
Согласно письму ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» от 24.11.2017 N601-07/425 системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные «Янтарь», выпущенные по техническим условиям ДЦКИ.425713.001ТУ ЗАО НПЦ «АСПЕКТ» им.Ю.К.Недачина г.Дубна являются средствами измерений утвержденного типа (номер в Госреестре 16756-10). Срок действия свидетельства об утверждении типа до 20.07.2020.
Системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные «Янтарь», выпущенные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ средствами измерений утвержденного типа не являются и в настоящее время поверены быть не могут, поскольку отсутствуют утвержденные требования к метрологическим характеристикам данных устройств и документ, на основании которого может быть осуществлена поверка. Согласно Техническим условиям (далее - ТУ), данная система вырабатывает сигнал тревоги, если контролируемые системой параметры гмма- и (или) нейтронного излучения ЯМ и РВ превышают пределы установленных пороговых значений. Отсюда следует, что данное устройство не предназначено для количественной оценки какой-либо физической величины и к средствам измерений отнесено быть не может.
Кроме того, в ТУ на системы «Янтарь», выпущенные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ указано, что они являются мониторами радиационных материалов и соответствуют ГОСТ Р 51635-2000, в котором прямо указано, что «мониторы, в отличие от радиометрических и дозиметрических приборов не относятся к средствам измерения».
Решение вопроса об отнесении систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные «Янтарь», выпущенные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ к средствам измерений, а следовательно, о необходимости утверждения их типа и поверке, может быть решен на основании Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологиии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений, утвержденного приказом Минпромторга России от 25 июня 2013 года N971.
Письмом от 07.12.2017 завод-изготовитель ЗАО «НПЦ Аспект» систем «Янтарь» сообщил, что СТСО ДРМ «Янтарь», выпущенные или модернизированные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ, в том числе СТСО ДРМ «Янтарь-1А» ДЦКИ.412159.008 не относятся к классу средств измерений, не внесены в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений и поверке не подлежат. Данные технические устройства проходят ежегодное техническое обслуживание и проверку чувствительности блоков детектирования в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в материалы дела доказательств того, что системы «Янтарь», выпущенные или модернизированные по техническим условиям ДЦКИ.412159.003ТУ, в том числе СТСО ДРМ «Янтарь-1А» ДЦКИ.412159.008, являются средствами измерений утвержденного типа и подлежат поверке, административными ответчиками не представлено. При этом в соответствии с положениями части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ бремя доказывания законности оспариваемого предписания возложено на административного ответчика.
Следовательно, оспариваемое предписание, основанное на положениях части 1 статьи 9 и части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", является незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Выборгской таможни к государственному инспектору Отдела государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области СЗМТУ Росстандарта Новохатней С.А., СЗМТУ Росстандарта об оспаривании предписания государственного инспектора Отдела государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области СЗМТУ Росстандарта от 24.11.2017 N670-1/1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора Отдела государственного контроля и надзора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области СЗМТУ Росстандарта Новохатней С.А. от 24.11.2017 N670-1/1, выданное Выборгской таможне.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков