ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1780/19 от 09.01.2019 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-1780/2019

УИД: 42RS0009-01-2019-001638-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово в составе:

председательствующего судьи Курилова М.К.,

при секретаре Ривной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

10 апреля 2019 года

административное дело по административному исковому заявлению Львовой ЛИЦО_9 об оспаривании решения Управления Росреестра по Кемеровской области об отказе в ознакомлении с материалами проверки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Кемеровской области об отказе в ознакомлении с материалами проверки.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что **.**.****., а затем **.**.****., ФИО1 обратилась к руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в порядке ст. 71 Земельного кодекса РФ провести проверку соблюдения земельного законодательства смежным землевладельцем ЛИЦО_7, проживающим по адресу ... ..., незаконно захватившего часть принадлежащего ей на праве собственности земельного участка по адресу ... и препятствующий ей в его использовании.

**.**.****. за ### заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ЛИЦО_3 проинформировала ФИО1, что по ее обращениям было проведено обследование земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу ..., выразившееся в использовании части территории общего пользования, по результатам внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении собственника земельного участка нарушений не выявлено, о чем составлен акт проверки от **.**.****

**.**.**** административный истец обратилась к руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с просьбой разрешить ознакомиться с материалами проверок, проведенных по ее обращениям с применением фототехники.

**.**.****. за ### заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ЛИЦО_3, отказала ФИО1 в ознакомлении с материалами проверок, проведенных по ее обращениям, по причине того, что ознакомление заявителя с материалами административного обследования и внеплановой выездной проверки законодательством не предусмотрено, и ФИО1 не признана потерпевшей.

По мнению административного истца вышеуказанные действия заместителя руководителя Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ЛИЦО_3 противоречит законодательству и нарушает права административного истца на получение информации, затрагивающие ее имущественные интересы и способные нанести ей имущественный вред. В соответствии с п.53 Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" №П-450 от 26.08.2015г., гражданин по письменному заявлению имеет возможность в здании Росреестра знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в производстве, в том числе с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 года N 59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.02.2000 № 3-П, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Вся иная информация, которая, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции России должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы,затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами , непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в ознакомлении с материалами проверки, проведенной по заявлению ФИО1 Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области предоставить ФИО1 для ознакомления материалы проверки, проведенной по ее обращению, в полном объеме с применением фототехники. Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в пользу ФИО1

В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается распиской в материалах дела.

С учетом положения ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

На основании п. п. 2, 3 ст. 5 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 09.02.2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном порядке федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Как следует из письменных материалов дела, **.**.**** за ### в Управлении Росреестра по Кемеровской области зарегистрировано обращение ФИО1

В указанном обращении ФИО1 просит:

- провести проверку межевания, топографической съемки, проведенной
в июне 2018 отделом геодезии МУП «АТИЗ» (законности местоположения)
земельных участков с кадастровыми номерами ###и ###, расположенных по адресу: ...

- провести проверку по факту нарушения Федерального закона
от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровым
инженером МУП «АТИЗ» ЛИЦО_4, не пожелавшей направить смежному землевладельцу ФИО1 извещение о проведении ею кадастровых работа на смежных земельных участках;

·отказать ЛИЦО_5 и ЛИЦО_6 в постановке на кадастровый учет по результатам межевания земельных участков с кадастровыми номерами ### и ###;

·провести проверку по факту незаконного удержания ЛИЦО_10 ЛИЦО_10 возведения заграждений на не принадлежащем ему участке, и препятствовании в пользовании части в размере 496 кв. м, принадлежащего смежному владельцу ФИО1 земельном участке с кадастровым номером ###

- провести проверку по факту незаконного установления ЛИЦО_7 столбов для ограждения на не принадлежащих емуземлях;

- провести проверку законности постановки на кадастровый учет в
координатах поворотных точек по результатам проведенного межевания -уточнения границ в 2010 году земельного участка с кадастровым номером -###;

- снять с кадастрового учета местоположение в координатах
поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером
###.

В соответствии с ч.4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Во исполнение указанной нормы **.**.**** Управлением Росреестра по Кемеровской области направлено письмо ### с копией обращения ФИО1 от **.**.**** в адрес ФГБУ «ФКП Росреестра», СРО Ассоциации «ОКИС» для его рассмотрения в рамках компетенции в части государственного кадастрового учета и привлечения к ответственностикадастрового инженера. Административному истцу копия указанное письма направлена для сведения, что подтверждается почтовым уведомлением.

Письмом от **.**.****### ФИО1 было сообщено о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером ### проведено административное обследование, по результатам которого выявлены признаки нарушения земельного законодательства собственником указанного участка, в связи с чем, в отношении него в сентябре 2018 года будет проведена внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства. Однако, указанное письмо административным истцом получено не было, вернулось в Управление Росреестра по Кемеровской области за истечением срока хранения, что подтверждается почтовым конвертом.

**.**.**** с письмом Прокуратуры Кемеровской области от **.**.**** N ### в Управление Росреестра по Кемеровской области поступило обращение ФИО1 от **.**.****, в котором Прокуратурой указано Управлению Росреестра по Кемеровской области рассмотреть обращение в части доводов о самовольном занятии земельного участка ЛИЦО_7

Письмом от **.**.****### ФИО1 повторно сообщено о проведенных мероприятиях которые ранее были изложены в письме Управления Росреестра по Кемеровской области от **.**.****###. Однако, указанное письмо было также не получено административным истцом и вернулось в Управление Росреестра по Кемеровской области за истечением срока хранения, что подтверждается почтовым конвертом.

**.**.**** в Управление Росреестра по Кемеровской области за ### поступило обращение ФИО1, в котором повторно административный истец просила провести проверку нарушений требований земельного законодательства ЛИЦО_7 собственником земельного участка с кадастровым номером ###.

Письмом от **.**.****### ФИО1 сообщено о том, что ей неоднократно на предыдущие обращения были даны ответы, однако административным истцом они не были получены. Кроме того, в данном письме административному истцу было сообщено о проведении административного обследования земельного участка с кадастровым номером ###, по результатам которого выявлены признаки нарушения требований земельного законодательства, что послужило основанием для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ЛИЦО_7 По результатам указанной проверки нарушений требований земельного законодательства в действиях ЛИЦО_7 не выявлено, о чем составлен акт проверки от **.**.****. Указанное письмо было получено ЛИЦО_1**.**.****, что подтверждается почтовым уведомлением.

**.**.**** за ### в Управление Росреестра по Кемеровской области поступило обращение ФИО1 от **.**.**** с просьбой ознакомления с материалами проведенной по обращению проверки с применением фототехники на основании части 2статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ.

Письмом Управления от **.**.****### административному истцу было отказано в ознакомлении с материалами проверки соблюдения требований земельного законодательства, проведенной в отношении ЛИЦО_7, указанное письмо было получено лично ФИО1, **.**.**** о чем на обращении письме сделана соответствующая запись.

Порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений, в том числе и на основании обращения, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении правил административного обследования объектов земельных отношений», а так же Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению административным органом государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 №486.

Вместе с тем, внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении ЛИЦО_7 проводилась на основании результатов вышеуказанного административного обследования.

Порядок проведения внеплановой выездной проверки установленположениями Земельного кодекса Российской Федерации, а такжеФедеральным законом от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лици индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственногоконтроля (надзора) и муниципального контроля».

В рамках указанных нормативно-правовых актов ознакомление заявителя с материалами проверки не предусмотрено.

Согласно п.2 ст. 5 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В Определении от 7 февраля 2013 года N 134-О Конституционный Суд проанализировал нормативное содержание пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и указал, что установленное нормой ограничение на предоставление гражданину документов и материалов, касающихся рассмотрения его обращения, предполагает, что уполномоченный орган (должностное лицо) в соответствующих случаях отказывает гражданину в доступе к указанным документам и материалам на том основании, что содержащаяся в них информация, затрагивающая права, свободы и законные интересы других лиц, хотя и не защищается в качестве государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, однако отнесена к сведениям, распространение которых в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке ограничено или запрещено.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Как следует из материалов дела, а также из письменных возражений административного ответчика выездная проверка была проведена в отношении ЛИЦО_7, который не давал своего согласия на раскрытие персональных данных.

При таких обстоятельствах, ознакомление с материалами проверки в отношении ЛИЦО_7 третьих лиц в данном случае будет являться нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца ФИО1 не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Требования Львовой ЛИЦО_11 об оспаривании решения Управления Росреестра по Кемеровской области об отказе в ознакомлении с материалами проверки – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья М.К. Курилов

Решение в мотивированной форме изготовлено 15.04.2019 года.