№ 2а-1780/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 14 августа 2019 года
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Зобовой Л.В.,
при секретаре Гришиной П.А.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» - ФИО2,
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1780/2019 по административному иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании взысканий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области) о признании взысканий незаконными. Исковые требования мотивированы тем, что 24 апреля 2019 года он узнал о наличие дисциплинарных взысканий в виде выговоров, наложенных ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области 09 января 2019 года, 18 января 2019 года, 22 января 2019 года. Он каких-либо нарушений режима при нахождении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не совершал. За период отбытия наказания у него не было ни одного взыскания. О применении взысканий ему не сообщали, каких-либо объяснений по факту совершения нарушений у него не отбиралось. Его лишили права на защиту. В связи с указанным, со ссылками на нормы Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 просит суд признать незаконными решений ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области об объявлении ему выговора от 09 января 2019 года, 18 января 2019 года, 22 января 2019 года.
В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении административных исковых требований настаивал, привел доводы, аналогичные указанным в иске. Дополнительно пояснил, что постановления о наложении взысканий вынесены в отношении другого лица, так в них неверно указано его отчество.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области - ФИО2 исковые требования не признал в полном объеме, указав на то, что учреждением нарушений прав административного истца допущено не было. Дополнительно пояснил, что в личном деле ФИО1 имеется постановление о наложении взыскания на ФИО4 от 22 января 2019 года. Указал на то, что истцом пропущен срок на обжалование решения дисциплинарной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от 09 января 2019 года, 18 января 2019 года.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Ульяновской области – ФИО3 просил в удовлетворении исковых требований к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области отказать в полном объеме. указав на то, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области нарушений прав административного истца допущено не было, истцом пропущен срок на обжалование решения дисциплинарной комиссии.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношении (ч.9).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в период с 04 декабря 2018 года по 13 марта 2019 года.
Приговором Чердаклинского районного суда г. Ульяновской области от 04 декабря 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. № УК РФ, ему назначено наказание в виде <данные изъяты>. Приговор суда вступил в законную силу 20 февраля 2019 года.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу определяется Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - содержание под стражей) осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Из содержания ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следует, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемые и обвиняемые обязаны:
1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка;
2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
4) соблюдать правила пожарной безопасности;
5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.
Подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в соответствии с частью четвертой статьи 25 настоящего Федерального закона, а также хранить их и пользоваться ими.
Из содержания ст. 38 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следует, что за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания:
выговор;
водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
В силу ст. 39 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.
До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право обратиться с обжалованием взыскания к вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача жалобы не приостанавливает исполнение взыскания.
Приказом Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п. 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказ Минюста России от 14.10.2005 N 189 (далее - Правил) в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В силу п. 3 Правил обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии с п. 4 Правил лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1).
Согласно п.1 Приложения № 1 Правил (в редакции, действовавшей на момент нахождения ФИО1 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области) подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах (далее - СИЗО), обязаны, в том числе:
- соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы;
- выполнять законные требования администрации СИЗО;
- соблюдать требования гигиены и санитарии;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- бережно относиться к имуществу СИЗО;
- проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения;
- после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя;
- не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников СИЗО, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
- не препятствовать сотрудникам СИЗО, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
- не совершать умышленных действий, угрожающих жизни и здоровью других лиц;
- быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками СИЗО;
- соблюдать тишину.
При прибытии в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области 04 декабря 2018 года ФИО1 были разъяснены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказ Минюста России от 14.10.2005 N 189.
Из рапорта оператора ЦПСОТ мл. сержанта внутренней службы ФИО5 от 09 января 2019 года следует, что 09 января 2019 года в 09 час. 49 мин. заключенный под стражу ФИО1 в не отведенное для сна время находился на своем, определенном ему НКО, спальном месте и спал, укрывшись одеялом.
Из рапорта мл. инспектора ФИО6 следует, что 09 января 2019 года ФИО1, находящийся в камере №, в не отведенное для сна время находился на своем, определенном ему НКО, спальном месте и спал, укрывшись одеялом. На неоднократные законные требования сотрудников встать со своего спального места и заправить его ФИО1 отвечал категорическим отказом, после чего продолжал спать.
Из акта № от 09 января 2019 года следует, что ФИО1, находящийся в камере №, в не отведенное для сна время находился на своем, определенном ему НКО, спальном месте и спал, укрывшись одеялом. На неоднократные законные требования сотрудников СИЗО-1 встать со своего спального места и заправить его ФИО1 отвечал категорическим отказом, после чего продолжал спать.
Из акта, составленного сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, следует, что ФИО1 отказался дать объяснения по акту № от 09 января 2019 года.
Таким образом, факт нарушения ФИО1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подтверждается письменными материалами дела.
Постановлением от 18 января 2019 года ФИО1 объявлен выговор.
Постановление о наложении взыскания было объявлено ФИО1 18 января 2019 года.
ФИО1 от подписи отказался.
Указанный факт подтверждается актом.
Из рапорта оператора ЦПСОТ прапорщика внутренней службы ФИО7 от 06 января 2019 года следует, что следует, что 06 января 2019 года в 10 час. 37 мин. заключенный под стражу ФИО1 в не отведенное для сна время находился на своем, определенном ему НКО, спальном месте и спал, укрывшись одеялом.
Из рапорта мл. инспектора ФИО8 следует, что 06 января 2019 года в 10 час. 37 мин. заключенный камеры № ФИО1 в не отведенное для сна время находился на своем, определенном ему НКО, спальном месте и спал, укрывшись одеялом. На неоднократные законные требования сотрудников встать со своего спального места и заправить его ФИО1 отвечал категорическим отказом, после чего продолжал спать.
Из акта № № от 06 января 2019 года следует, что ФИО1, находящийся в камере № 810, в не отведенное для сна время находился на своем, определенном ему НКО, спальном месте и спал, укрывшись одеялом. На неоднократные законные требования сотрудников СИЗО-1 встать со своего спального места и заправить его ФИО1 отвечал категорическим отказом, после чего продолжал спать.
Из акта, составленного сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, следует, что ФИО1 отказался дать объяснения по акту № от 06 января 2019 года.
Таким образом, факт нарушения ФИО1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подтверждается письменными материалами дела.
Постановлением от 09 января 2019 года ФИО1 объявлен выговор.
Постановление о наложении взыскания было объявлено ФИО1 18 января 2019 года.
ФИО1 от подписи отказался.
Указанный факт подтверждается актом.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей сотрудники ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области ФИО9, ФИО10 подтвердили факт нарушений ФИО1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Свидетель ФИО9 подтвердил факт отказа ФИО1 от подписи об ознакомлении с актом от 09 января 2019 года.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснил, что в случае отказа лиц, находящихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от подписи об ознакомлении с постановлением о наложении взыскания оставляется акт, дата в акте не проставляется, так как она указана в постановлении. Составление акта свидетельствует об отказе ФИО1 от ознакомления с постановлениями.
Порядок наложения взыскания, установленный ст. ст. 39 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области нарушен не был.
Из содержания ч. 1 ст. 219 КАС РФ следует, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Из пояснений ФИО1 в судебном заседании следует, что о наложении взысканий ему стало известно 24 апреля 2019 года.
Из материалов дела следует, что ФИО1 отказался от ознакомления с постановлениями о наложении взысканий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 был ознакомлен с постановлениями о наложении взысканий от 09 января 2019 года и 18 января 2019 года.
ФИО1 не представлено суду доказательств того, что имелись обстоятельства, которые объективно препятствовали истцу своевременно обжаловать постановления о наложении взысканий от 09 января 2019 года и 18 января 2019 года.
Постановления о наложении взысканий 22 января 2019 года в отношении ФИО1 не выносилось.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о признании взысканий незаконными.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании взысканий незаконными отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В. Зобова