Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 21 октября 2016 г. Семилукский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Толубаевой Л.В.
при секретаре: Анохиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными действий судебного пристава - исполнителя Семилукского РОСП Управления ФССП России по Воронежской области ФИО2, признании недействительным акта о совершении исполнительных действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу – исполнителю Семилукского РОСП Управления ФССП России по Воронежской области о признании незаконными действий судебного пристава – исполнителя ФИО2 по составлению акта о совершении исполнительных действий и признании недействительным акта о совершении исполнительных действий.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Воронежской области и Семилукский РОСП, в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечена администрация Семилукского муниципального района Воронежской области.
В обоснование своих требований административный истец указывает на то, что в рамках исполнительного производства №, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о совершении исполнительных действий. В нарушение ч. 1 ст.24 Федерального закона № 229 –ФЗ «Об исполнительном производстве» ее. Как лицо, участвующее в исполнительном производстве, о времени и месте совершения исполнительных действий не известили
Поскольку совершаемые судебным приставом-исполнителем действия по составлению актов без извещения лиц. участвующих в исполнительном производстве, о времени и месте совершения исполнительных действий, не соответствуют требованиям Федерального закона № 229-ФЗ, Федерального закона «О судебных приставах» и ущемляют права и законные интересы должника ФИО1. административный истец считает действия судебного пристава-исполнителя незаконными, а составленный с нарушением закона судебным приставом-исполнителем акт о совершении исполнительных действий - недействительным.
Просит признать незаконными действия судебного пристава –исполнителя Семилукского РОСП УФССП России по Воронежской области ФИО2 по составлению актов о совершении исполнительных действий без извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве о времени и месте совершения исполнительных действий, признать недействительным акт о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом. В своем заявлении просит рассматривать дело в ее отсутствие, в удовлетворении требований ФИО1 просит отказать. Поддерживает доводы, изложенные в возражениях представителя административных ответчиков Семилукского РОСП и УФССП по Воронежской области.
Представитель административных ответчиков Семилукского РОСП и УФССП России по Воронежской области по доверенности ФИО3, в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом.
Заинтересованное лицо на стороне ответчиков – администрация Семилукского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явилось, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно, надлежащим образом. Ходатайства об отложении рассмотрения дела, данных об уважительности причин неявки в распоряжении суда нет.
В соответствии с п. 7 ст.150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Явка лиц, участвующих в настоящем деле, не является обязательной, не признана судом таковой, суд рассматривает указанное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, по письменным доказательствам, имеющимся в деле.
Суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пункт 11 указанной статьи устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 13 Федерального Закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.
Статьей 1, п. 2 ст. 3 КАС РФ определены основные задачи административного судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец должен указать сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые по ее мнению, нарушаются оспариваемым действием судебного пристава и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ представить совместно с исковым заявлением, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования.
ФИО1 обратилась с административным иском, в котором просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ФИО2 по составлению актов о совершении исполнительных действий без извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, о времени и месте совершения исполнительных действий, и признании недействительным акта о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО1
Как установлено в судебном заседании, на исполнении в Семилукском РОСП находится исполнительное производство № №, возбужденное на основании исполнительного листа ФС № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Семилукским районным судом Воронежской области. Предмет исполнения: обязать ФИО1 освободить самовольно занятый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., прилегающий к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, в определенных координатах, обязать ФИО1 устранить препятствия в пользовании земельным участком — убрать калитку, расположенную по фасаду между участком № и участком № по <адрес>.
В соответствии со ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным ;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЭ "О рынке ценных бумаг", и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном, и
настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в, и настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Мерами принудительного исполнения являются:
-обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
-обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
-обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
-изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
-наложение ареста на имущество Должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
-обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным ;
-совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
-принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
-принудительное выселение должника из жилого помещения;
-принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
-принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
-принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;
-иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем был совершен выход по адресу: <адрес><адрес> с целью проверки совершения (несовершения) должником ФИО1 действий, направленных на исполнение решения суда. По результатам выхода судебным приставом-исполнителем был составлен соответствующий акт, в котором зафиксирован факт неисполнения должником ФИО1 требований исполнительного документа, которые последняя должна была исполнить еще в срок, предоставленный ей судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Ни каких иных действий в этот день судебным приставом-исполнителем не совершалось, мер принудительного исполнения к должнику не применялось.
Указанное обстоятельство подтверждается актом совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, которым лишь зафиксирован факт неисполнения решения суда (л.д.<данные изъяты>).
На это же обстоятельство ссылается представитель административных ответчиков по доверенности ФИО3, представленных в судебное заседание, указывая на то, что акт от ДД.ММ.ГГГГ был составлен судебным приставом-исполнителем в отсутствие должника ФИО1 Однако, при наличии на то оснований, в том числе при наличии доказательств, свидетельствующих об исполнении должником требований исполнительного документа, последний может обжаловать составленный акт в суд. Доказательств исполнения требований исполнительного документа ни суду, ни судебному приставу-исполнителю должником ФИО1 представлено до настоящего времени не бы (л.д. <данные изъяты>).
Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применению мер принудительного исполнения повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Ссылка ФИО1 на то, что указанным актом нарушены ее права и законные интересы, поскольку совершаемые судебным приставом-исполнителем действия по составлению актов без извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве ущемляет права и законные интересы должника, носит общий характер, является безосновательной.
Административный истец является должником по исполнительному производству и с учетом требований исполнительного документа может исполнить его добровольно. Однако, судом установлено, что до настоящего времени решение Семилукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. должником не исполнено, ФИО1 не совершались какие – либо действия, направленные на исполнение судебного решения, доказательств обратного суду не представлено, а в силу положений, изложенных в ст. 10 ГК РФ, лицу может быть отказано в защите принадлежащего ему права при установлении злоупотребления правом.
Имеющаяся в материалах дела фотография не подтверждает факт исполнения ФИО1 решения суда, в том числе, о демонтаже калитки и никоим образом не доказывает наличие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Отсутствие нарушения прав и свобод административного истца является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что законные интересы и права истца ФИО1 в данном случае нарушены не были, в связи с чем, в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 177-180, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании незаконным действия судебного пристава – исполнителя Семилукского РОСП Управления ФССП России по Воронежской области ФИО2 по составлению актов о совершении исполнительных действий без извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, о времени и месте совершения исполнительных действий и признании недействительным акта о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ.в отношении должника ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Семилукский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л. В. Толубаева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ