Дело №2а-446/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Казацкого В.В.
при секретаре: Лукашовой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску Нестерова И. А., Фроловой Л. В. в лице ее представителя Фроловой Н. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества», ТСН «Ялтинское кольцо», ООО «Севастопольэнерго» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованные лица: ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества», ТСН «Ялтинское кольцо», ООО «Севастопольэнерго» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивируют тем, что они являются собственниками земельных участков, расположенных по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в границах землепользования СТ «Икар-1». С 01.03.2015 года СТ «Икар-1» прекратило свою деятельность на территории РФ. При этом на территории в границах землепользования СТ «Икар-1» остались сети электроснабжения и водоснабжения, которые к муниципальному имуществу не относятся. 24.10.2019 года административные истцы обратились в ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» с заявлением о проведении соответствующей проверки и последующей передаче собранных документов в уполномоченный орган для принятия решения о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества. 19.11.2020 года ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» своим письмом сообщил административным истцам о прекращении проведения проверочных мероприятий, поскольку согласно письма Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.11.2020 года включение данного имущества в реестр бесхозяйного невозможно в виду нахождения имущества на балансе ТСН «Ялтинское кольцо». Считают, что административным ответчиком допущено бездействие, поскольку непринятие в собственность города указанных объектов является нарушением прав административных истцов на надлежащее получение услуг электроснабжения и водоснабжения, в связи с чем за защитой своих прав административные истцы обратились в суд.
Административные истцы и представители административного истца в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просят их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на административный иск не представил.
Представитель заинтересованного лица ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» в судебном заседании с административным иском не согласился и считает его требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представители заинтересованного лица ТСН «Ялтинское кольцо» в судебном заседании также с административным иском не согласились и считают его требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Дополнительно пояснили, что сети электроснабжения и водоснабжения, которые находятся в границах землепользования СТ «Икар-1» не являются бесхозяйным имуществом, принадлежат членам СТ «Икар-1», которые в настоящий момент являются членами ТСН «Ялтинское кольцо», и используются и обслуживаются ТСН «Ялтинское кольцо».
Представитель заинтересованного лица ООО «Севастопольэнерго» в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на административный иск не представил.
Выслушав административных истцов, их представителей, представителей заинтересованных лиц ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» и ТСН «Ялтинское кольцо», исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Как установлено судом, 24 октября 2019 года ряд граждан, в том числе административные истцы Нестеров И.А. и Фролова Л.В., являющиеся собственниками недвижимого имущества в пределах бывшего землепользования СТ «Икар-1», обратились в ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» с заявлением о проведении проверки в отношении инженерных коммуникаций (электрических сетей и водовода), расположенных в границах бывшего СТ «Икар-1», имеющих признаки бесхозяйного имущества, передаче собранных данных о выявленном имуществе в уполномоченный орган и осуществлении подготовки документов для постановки на учет выявленного имущества как бесхозяйного.
Письмом ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» от 22.11.2019 года и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20.11.2019 года было сообщено о нецелесообразности принятия указанных в обращении инженерных сетей в собственность города Севастополя.
Также письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 26.12.2019 года было сообщено об отсутствии необходимых нормативно-правовых документов для рассмотрения вопроса о принятии в собственность города Севастополя сетей электроснабжения и водоснабжения, выстроенных частными лицами, и имеющими признаки бесхозяйного имущества.
Письмами ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» от 15.05.2020 года, 17.07.2020 года и 19.11.2020 года было сообщено, что ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» были проведены мероприятия в соответствии с Порядком учета бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, и обращения их в государственную собственность, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2016 года №-ПП, результатом которых стала подготовка соответствующего пакета документов и направления их в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя для принятия решения о включении электрических сетей, расположенных на территории ТСН «Ялтинское кольцо», в Реестр бесхозяйного имущества.
Факт проведения определенных проверочных мероприятий, сбора необходимых документов ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» в отношении электрических сетей, расположенных в границах бывшего СТ «Икар-1», и предоставления собранных документов в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя также подтверждается копиями соответствующих документов, представленными ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» суду.
Как усматривается из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.11.2020 года включить электрические сети, расположенные в границах бывшего СТ «Икар-1» в Реестр бесхозяйного имущества не представляется возможным, поскольку в соответствии с информацией ООО «Севастопольэнерго» и представленным актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон вышеуказанное имущество находится на балансе ТСН «Ялтинское кольцо». Данное обстоятельство также подтверждается непосредственно ответом ООО «Севастопольэнерго» от 29.05.2020 года и представленным актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон, составленным между ООО «Севастопольэнерго» и ТСН «Ялтинское кольцо».
Кроме того, согласно представленных суду документов, инженерные коммуникации (электрические сети и водовод), расположенные в границах бывшего СТ «Икар-1», были переданы от СТ «Икар-1» к ТСН «Ялтинское кольцо», в настоящее время используются ТСН «Ялтинское кольцо», которое также проводит мероприятия по их обслуживанию и поддержанию в надлежащем состоянии (представлены выписка из собрания правления СТ «Икар-1» от 26.12.2014 года, акт приема-передачи сооружений наружных сетей электроснабжения СТ «Икар-1» от 10.01.2015 года, договор энергоснабжения от 10.01.2017 года и иные документы). Также, в соответствии с письмом членов ТСН «Ялтинское кольцо» от 20.08.2020 года, инженерные сети (электрические сети и водовод), расположенные в границах бывшего СТ «Икар-1», являются собственностью членов СТ «Икар-1», которые в настоящее время являются членами ТСН «Ялтинское кольцо».
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
Порядком учета бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, и обращения их в государственную собственность, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2016 года №-ПП (далее - Порядок), установлена процедура учета и обращения бесхозяйного имущества, выявленного на территории города Севастополя, в государственную собственность.
Согласно п. 1.1 Порядка настоящий Порядок устанавливает процедуру выявления, последующей постановки на учет недвижимого имущества и движимых вещей, находящихся на территории города Севастополя, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался в порядке, предусмотренном статьями 225, 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также признания права собственности города Севастополя на данное имущество.
В соответствии с п. 1.3 Порядка сбор и подготовку документов для постановки на учет недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, выявления движимого имущества и обращения его в собственность города Севастополя осуществляет Государственное казенное учреждение города Севастополя "Фонд государственного имущества" (далее - Фонд).
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя как уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя подает заявление о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (далее - уполномоченный орган), согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2.2 - 2.5 Порядка на основании поступивших заявлений об обнаружении объектов недвижимого имущества с признаками бесхозяйного либо в результате выявления имущества иным способом Фондом проводится первичная проверка объекта.
Первичная проверка включает в себя следующие мероприятия:
- выезд на место обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного, сопровождающийся составлением акта о выявлении объекта недвижимого имущества с признаками бесхозяйного и проведением фотофиксации (за исключением обнаружения такого имущества в результате проведения процедуры инвентаризации);
- сбор информации и документов об объекте;
- внесение сведений в Перечень объектов недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного (далее - Перечень).
По результатам проведения первичной проверки Фонд направляет в уполномоченный орган информацию (акт о выявленном объекте недвижимого имущества с признаками бесхозяйного, фотофиксацию) об объекте недвижимости, имеющем признаки бесхозяйного.
В отношении объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, внесенного в Перечень, Фондом проводится процедура установления собственника такого имущества путем направления запросов. При этом в случае необходимости Фонд готовит и направляет запросы в иные органы исполнительной власти города Севастополя, в том числе касающиеся наличия документации на проведение строительно-монтажных работ, документации о вводе объекта в эксплуатацию, а также возможным собственникам имущества.
В результате проведения процедуры установления собственника имущества, имеющего признаки бесхозяйного, Фондом определяется одно из следующих обстоятельств:
- Установление собственника имущества;
- Установление факта отказа собственника от имущества (подтверждающим документом отказа собственника от имущества является заявление собственника или уполномоченного им лица, при наличии у него соответствующих полномочий, об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества и согласии на постановку на учет этого имущества как бесхозяйного. Отказ собственника от права на имущество должен быть выражен определенно и не должен толковаться иначе как отказ).
- Установление факта отсутствия собственника имущества (документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются:
а) документы, выданные органами учета имущества, о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестре федерального имущества Российской Федерации, Реестре собственности города Севастополя;
б) документы, выданные соответствующими государственными органами, осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество, подтверждающие, что права на данный объект недвижимого имущества не были зарегистрированы этими органами).
В случае если будет установлено отсутствие собственника объекта, имеющего признаки бесхозяйного имущества, Фондом организуются проведение технической инвентаризации имущества, изготовление технического и кадастрового паспортов на объект. Финансирование указанных мероприятий производится за счет бюджета города Севастополя.
В соответствии с п. 2.6, 2.7 Порядка если в результате проверок по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества будет установлено, что выявленное недвижимое имущество подпадает под мероприятия подпунктов 2.5.2, 2.5.3, пункта 2.6 настоящего Порядка, Фонд передает собранные данные о выявленном имуществе, обладающем признаками бесхозяйного, в уполномоченный орган и осуществляет подготовку документов для постановки на учет данного недвижимого имущества как бесхозяйного.
После подготовки документов для постановки на учет Фонд передает их в уполномоченный орган для подачи на регистрацию имущества как бесхозяйного.
Таким образом, в соответствии с действующим ГК РФ, а также Порядком учета бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, и обращения их в государственную собственность, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2016 года №-ПП, для учета недвижимой вещи в качестве бесхозяйной необходимо, чтобы в ходе проведения проверочных мероприятий было установлено, что такая вещь, не имеет собственника или ее собственник неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на такую вещь собственник отказался.
В то же время, как усматривается из материалов дела, в ходе проведения проверочных мероприятий ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества», предусмотренных вышеуказанным Порядком, в отношении электрических сетей, расположенных в границах землепользования СТ «Икар-1», было установлено, что данное имущество используется ТСН «Ялтинское кольцо», которое его обслуживает и поддерживает в надлежащем состоянии, и члены которого, ранее являвшиеся членами СТ «Икар-1», считают указанное имущество своей собственностью.
При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией административного ответчика и заинтересованного лица ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» о том, что указанное имущество не имеет признаков бесхозяйного, в связи с чем его включение в Реестр бесхозяйного имущества не представляется возможным.
Также в ходе судебного разбирательства судом установлено, что первичные проверочные мероприятия, предусмотренные п. 2.2 - 2.5 Порядка, в отношении сетей водоснабжения, расположенных в границах землепользования СТ «Икар-1», ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» не осуществлялись, в связи с чем соответствующий пакет документов, предусмотренный п. 2.6, 2.7 Порядка административному ответчику на рассмотрение не направлялся.
Данное обстоятельство также подтверждается ответом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18.12.2020 года №. Каких-либо доказательств того, что ГКУ города Севастополя «Фонд государственного имущества» административному ответчику направлялись в соответствии с установленным Порядком документы для постановки на учет вышеуказанного имущества как бесхозяйного суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению о необоснованности заявленных исковых требований и считает необходимым в их удовлетворении отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 18 марта 2021 года.
Судья В.В.Казацкий