ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1783/19 от 29.10.2019 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

...

Дело № 2а – 1783/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2019 года город Белорецк РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой К.Н.,

при секретаре Аминевой Р.Ф.,

с участием административного истца Мусина А.Д., представителя административного истца Мусина А.Д. – Фархтдинова Р.Т., административного ответчика Муратшина Р.Г, действующего так же как представитель административного ответчика Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, представителя заинтересованного лица Семеновой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мусина А. Д. к Секретарю межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан Касьянову А.А., Межведомственному Совету общественной безопасности Республики Башкортостан, Совету сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Азнабаевой Ф. И., Муратшину Р. Г., Исрафилову Р. Г., Кадыргуловой И. Ф., Галимовой Ф. А., Портновой Л. И., Махмутовой З. М. о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий в качестве депутата, его отмене, восстановлении полномочий,

УСТАНОВИЛ:

Мусин А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Секретарю межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан Касьянову А.А., Совету сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий в качестве депутата, его отмене, восстановлении полномочий.

В последующем Мусин А.Д. обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением к Секретарю межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан Касьянову А.А., Совету сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Азнабаевой Ф. И., Муратшину Р. Г., Исрафилову Р. Г., Кадыргуловой И. Ф., Галимовой Ф. А., Портновой Л. И., Махмутовой З. М. о признании незаконным решения №... от ... о досрочном прекращении его полномочий в качестве депутата, отмене данного решения, восстановлении полномочий в качестве депутата Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

В обосновании уточненных административных исковых требований указано, что ... решением Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ (далее по тексту – Совета) №... необоснованно досрочно прекращены его полномочия в качестве депутата, в связи с не предоставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Согласно частей 1 и 2 статьи 43 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Согласно Устава сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ, совет депутатов не наделен правом досрочно прекращать полномочия депутата, не заработано положение о наделении полномочиями совета депутатов для принятия соответствующих решений. Кроме того, совет состоит из 10 депутатов, которые также не подают соответствующие декларации. Полномочиями по составлению и подаче соответствующих сведений возложены на управляющего делами сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ. Он является безработным, должностей никаких не занимает, заработную плату депутата не получает. Он не является лицом, замещающим муниципальную должность. В адрес совета сельского поселения поступила информация от секретаря межведомственного Совета общественной безопасности РБ Касьянова А.А. В этом письме, не имеющем юридического определения, названия, другой административной квалификации, Касьянов А.А. демонстрирует своё не знание федерального законодательства, а может неправильное понимание прочитанного. В абзаце третьем этой информации буквально написано следующее: Согласно ст.2 Федерального закона от 06 ноября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат является лицом, замещающим муниципальную должность. Это утверждение не соответствует действительности, не соответствует ни одной норме права, действующей в данное время в Российской Федерации. Искажена в представленной информации даже сама статья 2. Буквальное прочтение закона, даёт именно такое простое понимание. Депутат сельского поселения не является лицом, замещающим муниципальную должность. Депутат сельского поселения вправе заниматься коммерческой деятельностью, быть учредителем, депутат вправе иметь счета в зарубежных банках, члены его семьи вправе заниматься любой не запрещенной деятельностью для простого гражданина. Считает, что нет ничего, что связывает его с исполнением обязанностей по муниципальной службе. Поэтому информация о нарушении с его стороны не имеет под собой законодательной основы. Представляя незаконную информацию в представительный орган, Касьянов А.А. совершает грубейшее нарушение действующего законодательства, допускает превышение должностных полномочий. Согласно п.7.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. От 01.05.2019, с изм. От 03.07.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходов», Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или суд». Получается Касьянов А.А. взял на себя функции высшего должностного лица субъекта, однако даже при самовольном возложении на себя функции, исполнил их с нарушением закона. В настоящее время, законодатель уже внёс изменения 26 июля 2019 года № 251-ФЗ в статью 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции». Часть 4.2 дополнить предложениями следующего содержания: Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Уже на государственном уровне есть понимание того, что нет необходимости в разведении ненужной бюрократии, что предоставление сведений о доходах депутатами сельских поселений не влияет на уровень коррупции в Российской Федерации, не ведет Россию к финансовому кризису. Просит признать незаконным решение Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от ... о досрочном прекращении его полномочий в качестве депутата Совета сельского поселения Сосновский сельсовет, отменить данное решение и восстановить его полномочия в качестве депутата Совета сельского поселения Сосновский сельсовет.

Административный истец Мусин А.Д. и его представитель Фархтдинов Р.Т., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержали, дали показания аналогичные вышеизложенным, просили удовлетворить их в полном объёме. На судебном заседании, состоявшемся ..., Мусин А.Д. пояснил, что ранее занимал должность главы сельского поселения, в настоящий момент является депутатом и знает процедуру подачи сведений о доходах, расходах и имуществе. Издан приказ о наделении управляющего делами Надыршиной Р.Л. ответственной за работу со сведениями о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера, которая заполняет данные справки, а все депутаты их подписывают, то есть Надыршина Р.Л. несет ответственность за своевременное представление справок о доходах. В установленные сроки сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера действительно им были не представлены, поскольку он об этом забыл. 23 июля 2019 года в 18 часов ему на телефон пришло SMS-сообщение о том, что 24 июля в 09 часов состоится заседание Совета, на которое он не поехал, потому что отдыхал с семьей в Абзаково. Если бы знал, что на повестке стоит вопрос о досрочном прекращении его полномочий, то обязательно приехал бы. В настоящий момент, а именно 28 октября 2019 года им поданы сведения о доходах и расходах за 2018 год.

Представитель административного истца Фархтдинов Р.Т. суду пояснил, что процедура прекращения полномочий депутата проведена незаконна, повестки дня не было, протокол и решение были подготовлены заранее, счетная комиссия не избиралась, секретарь сказала, что не вела протокол. На заседании присутствовала Надыршина, которая не является депутатом. Депутатам было выдано заранее подготовленное решение. На депутатов Совета оказывалось давление при принятии решения. В Уставе сельского поселения нет указаний, что Совет наделен полномочиями по досрочному прекращению полномочий депутата. Лишить депутата его статуса возможно только путем избирательного процесса. Руководитель Касьянов присвоил себе полномочия высшего должностного лица Республики Башкортостан, не доказав своего права на представления заявления о лишении статуса депутата. Так, если со стороны депутата имеются нарушения антикоррупционного законодательства, то с данным заявлением должен обратиться глава Республики в орган местного самоуправления либо в суд. Также избиратели путем голосования наделены полномочиями по прекращению полномочий избранного ими депутата. Однако Секретарь межведомственного Совета общественной безопасности не наделен полномочиями по направлению писем о досрочном прекращении полномочий депутата. Мусин А.Д. антикоррупционное законодательство не нарушал, он не является ни должностным лицом, ни лицом, замещающим муниципальную должность, а потому на него не может быть возложена обязанность представления сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера.

Административный ответчик Муратшин Р.Г, действующий так же как представитель административного ответчика Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признал, считает их необоснованными по следующим основаниям. Совет сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район входит в структуру органов местного самоуправления сельского поселения, состоит из 10 депутатов, избранных населением. Срок полномочий Совета составляет 4 года. Депутаты в своей деятельности руководствуются Уставом сельского поселения, основанным на федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Республики Башкортостан № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Депутат, согласно ст.2 ФЗ № 131-ФЗ это выборное должностное лицо местного самоуправления. Также депутат является лицом, замещающим муниципальную должность. В исковом заявлении, ссылаясь на ст.2 Федерального Закона № 131-ФЗ «Основные термины и понятия» истец не полностью указывает на все термины. В своем исковом заявлении истец неправильно даёт определение термину «лицо, замещающее муниципальную должность» путая его с определением «муниципальная должность». Согласно Уставу сельского поселения, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами», в том числе и обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Невыполнение данной обязанности является нарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности. Сведения представляются по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации, а именно Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Порядок представления регламентирован Положением о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Законом РБ «О местном самоуправлении в РБ». Мусин А.Д. был избран депутатом в действующий состав Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район в сентябре 2016 года. На организационном заседании Совета депутаты избирают его главой сельского поселения. Являясь депутатом и занимая должность главы сельского поселения, Мусин А.Д. является должностным лицом органа местного самоуправления и лицом, замещающее муниципальную должность. Таким образом, предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, депутат Мусин А.Д, был обязан. За 2016 год данные сведения он представил, что является доказательством того, что он знал про обязанность. За 2017, 2018 года сведения не представлены. В административном исковом заявлении истец указывает на то, что полномочиями по составлению и подаче соответствующих сведений возложены на управляющего делами Администрации сельского поселения и при этом ничем не доказывает данное полномочие. Указом Главы Республики Башкортостан от ...№... четко определены полномочия должностных лиц органа местного самоуправления - принимают от депутатов справки о доходах, для дальнейшей передачи их в Управление Главы РБ по противодействию коррупции. Таким образом, не составлять и не проверять справки о доходах управляющие делами не имеют право. За несоблюдение ограничений, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции», и согласно ст.ст.9 и 10 Устава сельского поселения полномочия депутата Мусина А.Д. прекращены досрочно решением Совета сельского поселения от ...№.... Именно ст.10 Устава сельского поселения гласит, что прекращение полномочий депутата досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом, оформляется решением Совета сельского поселения. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 27 августа 2019 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Межведомственный Совет общественной безопасности Республики Башкортостан, в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального района Белорецкий район РБ.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Семенова Н.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании показала, что считает административные исковые требования необоснованным, просила в их удовлетворении отказать в полном объёме.

Секретарь Межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан Касьянов А.А., а также представитель соответчика Межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В представленном возражении Секретарь Межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан Касьянов А.А. указал, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении Мусина А.Д., не подлежат удовлетворению. На основании ст.2, ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в силу ч.1 ст.12 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» Мусин А.Д., являясь депутатом Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ, обязан предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей. Управлением Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Аппарата Межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан, в соответствии с Положением об Управлении Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Аппарата межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан, утвержденным распоряжением Главы Республики Башкортостан от ...№... в рамках обеспечения осуществления Администрацией Главы Республики Башкортостан полномочий органа Республики Башкортостан по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляются функции по анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, гражданином, претендующим на замещение должности главы местной администрации по контракту, и лицом, замещающим указанную должность. В ходе анализа установлено, что депутат Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ Мусин А.Д., в установленный законом срок, вышеуказанные сведения Главе Республики Башкортостан за 2018 год не представил, тем самым не исполнил обязанности, установленные ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». В связи с изложенным, информация о неисполнении депутатом Мусиным А.Д. обязанности по представлению сведений, предусмотренной действующим законодательством о противодействии коррупции, что является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата, направлена Секретарём межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан в Совет сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, для рассмотрения в соответствии с компетенцией. При этом никакого превышения полномочий не допущено. Оснований для проведения проверки полноты и достоверности сведений и направления заявления Главы Республики Башкортостан в орган местного самоуправления, не возникло, так как депутатом Мусиным А.Д. сведения вообще не были представлены. Просит в удовлетворении требований административного искового заявления Мусина А.Д. отказать в полном объёме. Также просит рассмотреть дело без их участия.

Ответчики, в лице депутатов сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Азнабаева Ф.И., Исрафилов Р.Г., Кадыргулова И.Ф., Галимова Ф.А., Портнова Л.И., Махмутова З.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Определением суда от 30 сентября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан, представитель которой в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено понятие лица, замещающего муниципальную должность, а именно - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе. Депутатом является член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

В силу ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Обязанность соблюдать указанные ограничения, запреты, исполнять обязанности, также установлена в статье 22 Устава сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (л.д. 114).

В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривается, что Мусин А.Д. в сентябре 2016 года был избран депутатом в действующий состав Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район. Таким образом, являясь депутатом, Мусин А.Д. является должностным лицом, замещающим муниципальную должность, а потому в силу указанных законов и нормативно-правовых актов обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также указанные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей.

Согласно решению Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от ... полномочия депутата Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Мусина А.Д. досрочно прекращены в связи с непредставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год.

Не согласившись с данным решением, Мусин А.Д. подал в суд административное исковое заявление, в котором просит признать указанное решение незаконным, отменить его и восстановить его полномочия в качестве депутата Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Согласно Закону Республики Башкортостан от 18.03.2005 N 162-з (ред. от 10.07.2019) «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 17.03.2005) если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Главе Республики Башкортостан в порядке, установленном приложением 1 к настоящему Закону, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (ч.1 ст. 12.2).

Согласно подпункту 2 пункта 3 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предоставляются, в том числе и лицами, замещающими муниципальные должности, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 6 указанного положения, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются Главе Республики Башкортостан через Администрацию Главы Республики Башкортостан и кадровую службу соответствующего органа местного самоуправления. Порядок взаимодействия Администрации Главы Республики Башкортостан с кадровой службой органа местного самоуправления в целях реализации настоящего Положения определяется указом Главы Республики Башкортостан.

Управлением Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Аппарата Межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан, в соответствии с Положением об Управлении Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Аппарата межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан, утвержденным распоряжением Главы Республики Башкортостан от ...№..., в рамках обеспечения осуществления Администрацией Главы Республики Башкортостан полномочий органа Республики Башкортостан по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляются функции по анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, гражданином, претендующим на замещение должности главы местной администрации по контракту, и лицом, замещающим указанную должность. Данное полномочие напрямую следует из п.2.2 п.п. «к» указанного Положения.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 N 162-з (ред. от 10.07.2019) "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" (принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 17.03.2005) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

По результатам проведенного анализа было установлено, что депутат Мусин А.Д. не представил указанные сведения за 2018 год, в связи с чем данная информация в виде письма Секретаря межведомственного Совета общественной безопасности РБ Касьянова А.А. от ...№... (л.д. 16-18) была доведена до сведения Совета сельского поселения Сосновский сельсовет МР Белорецкий район РБ. Информация о неисполнении депутатом Мусиным А.Д. обязанности по представлению сведений, предусмотренных действующим законодательством о противодействии коррупции, направлена Секретарём межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан в Совет сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, для рассмотрения в соответствии с компетенцией.

Доводы представителя административного истца о том, что при принятии оспариваемого решения была нарушена процедура заседания Совета, суд отвергает как несостоятельные по следующим основаниям. О дате и времени заседания Совета Мусин А.Д. был извещен надлежащим образом, что следует из его собственных объяснений и скриншотов СМС-извещений (л.д. 78-81); согласно протокола заседания от ... на заседании присутствовало 8 депутатов, что свидетельствует о соблюдении кворума; вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Мусина А.Д. был поставлен на повестку дня; «за» досрочное прекращении полномочий Мусина А.Д. проголосовало 8 депутатов из 8; по результатам заседания вынесено Решение №... от ..., составлен протокол. На судебном заседании, состоявшемся ..., депутаты подтвердили факт своего присутствия на заседания Совета, также пояснили, что данный вопрос ими действительно обсуждался, они сомневались в правильности принятого решения, однако ими действительно принято оспариваемое решение. Довод представителя административного истца о том, что на депутатов Совета оказывалось давление при принятии решения ничем не подтвержден, в то время как факт участия в заседании Совета с повесткой дня о досрочном прекращении полномочий депутата Мусина А.Д. и принятие Советом оспариваемого решения подтвержден данными в судебном заседании ... объяснениями административных ответчиков, Азнабаевой Ф.И., Муратшиным Р.Г., Исрафиловым Р.Г., Галимовой Ф.А., Портновой Л.И., Махмутовой З.М. Уставом Совета сельского поселения Сосновский сельсовет МР Белорецкий район РБ, а именно п. 10 ст. 22 предусмотрено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается Советом и не позднее 30 дней со дня появления оснований для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Совета – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Данные сроки также были соблюдены, так как решение вынесено ..., а письмо, послужившее основанием, направлено ....

В соответствии с пунктом 16 Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности(приложение 2 к Закону Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан), При выявлении в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Глава Республики Башкортостан обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Согласно статье 22 Устава сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан решение Совета о досрочном прекращении полномочий депутата Совета принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Совета, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В соответствии с пунктом 17 указанного положения по результатам рассмотрения заявления, указанного в пункте 16 настоящего Положения, уполномоченный орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

1) о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или о применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания;

2) об отказе в применении в отношении лица, замещающего муниципальную должность, дисциплинарного взыскания.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что превышения полномочий со стороны Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан не допущено. Оснований для проведения проверки полноты и достоверности сведений и направления заявления Главы Республики Башкортостан в орган местного самоуправления, не возникло, так как депутатом Мусиным А.Д. сведения представлены не были. Довод представителя административного ответчика о том, что Касьянов А.А. взял на себя функции высшего должностного лица субъекта не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что депутат Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ Мусин А.Д., в установленный законом срок сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год Главе Республики Башкортостан не представил, тем самым не исполнил обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан».

Установив совокупность перечисленных выше обстоятельств, а именно факт не представления в установленный законом срок сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, депутатом, а равно лицом, замещающим муниципальную должность, Мусиным А.Д., законность процедуры принятия оспариваемого решения, наличие полномочий у Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ для его принятия, суд признает решение Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от ... о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ Мусина А.Д. законным и обоснованным.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что каких-либо бездействий или незаконных действий со стороны административных ответчиков не имеется, доказательств обратного суду не предоставлено.

Часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает возможность удовлетворения заявленных требований только в том случае, если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таких оснований по делу не установлено.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Мусина А.Д.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Мусина А. Д. к Секретарю межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан Касьянову А.А., Межведомственному Совету общественной безопасности Республики Башкортостан, Совету сельского поселения Сосновский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Азнабаевой Ф. И., Муратшину Р. Г., Исрафилову Р. Г., Кадыргуловой И. Ф., Галимовой Ф. А., Портновой Л. И., Махмутовой З. М. о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий в качестве депутата, его отмене, восстановлении полномочий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 ноября 2019 года.

Председательствующий судья: К.Н. Кузнецова