ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1784/2021 от 19.08.2021 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2021 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Жигало И.В.,

с участием представителя административного истца Лукина А.Э., административного ответчика Гельтищевой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №71RS0028-01-2021-002686-17 (производство № 2а-1784/2021) по административному иску акционерного общества «Экспро» к министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании предписания незаконным,

установил:

административный истец АО «Экспро» обратилось в суд с административным иском к министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании предписания незаконным, указав в обосновании заявленных требований на то, что на основании приказа министерства труда и социальной защиты Тульской области от 02.04.2021 в период с 14 до 20 апреля 2021 должностным лицом департамента труда и социальной защиты Тульской области была проведена плановая документальная проверка исполнения обязательных требований законодательства РФ и Тульской области в области обеспечения права на труд инвалидов (в части приема инвалидов на работу в пределах установленной квоты и предоставления информации, необходимой для осуществления деятельности органов занятости населения Тульской области, в отношении АО «Экспро». По результатам проверки главным консультантом отдела занятости населения департамента труда и занятости Гельтищевой С.Ю. было вынесено предписание от 20.04.2021, пунктом 3 которого на АО «Экспро» возложена обязанность по обязательному трудоустройству инвалидов, а именно: доложить об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих трудоустройство инвалидов, на все выделенные и (или) созданные в пределах установленной квоты рабочие места, в срок, не позднее 20.04.2022. С данным требованием административный истец не согласен, поскольку в соответствии с законодательством РФ работодатель обязан установить квоты для приема на работу инвалидов, а также выделить из установленной квоты специальное рабочее место. Законодательством о квотировании на работодателя не возложена обязанность по поиску работников-инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Признание обязанности работодателя выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов не означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест в рамках выделенной квоты по причине не обращения инвалидов по вопросу трудоустройства или не направление их службой занятости, может быть квалифицировано как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. В связи с изложенным, ссылаясь на позицию Верховного Суда РФ, выраженную в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 и в определении от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5, административный истец просил признать незаконным пункт 3 предписания от 20.04.2021, возместить уплаченную за подачу искового заявления государственную пошлину.

Представитель административного истца АО «Экспро» по доверенности Лукин А.Э. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – главный консультант отдела занятости населения департамента труда и занятости населения министерства труда и социальной защиты Тульской области Гельтищева С.Ю. в судебном заседании доводы административного искового заявления не признала, просила отказать в его удовлетворении, указав, что оспариваемое истцом предписание, в том числе, и в оспариваемой части, принято в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе, законодательства Тульской области.

Представители административного ответчика – министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном в гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Конституция Российской Федерации, предусматривает в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), в том числе защиты от безработицы (статья 37, часть 3). Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", определяя в качестве основного направления государственной политики в области содействия занятости осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов (абзац шестой пункта 2 статьи 5), закрепляет для инвалидов дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются в том числе путем установления квоты для приема их на работу в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (пункты 1 и 2 статьи 13), а также предусматривает содействие работодателей в обеспечении занятости населения, одной из форм которого является соблюдение установленной квоты для инвалидов (абзац седьмой пункта 1 статьи 25).

Так, частью 1 статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается установление законодательством субъекта Российской Федерации квот для приема на работу инвалидов в отношении работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, а также возможность определения таких квот в отношении работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек. В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 25 Закона РФ "О занятости населения в РФ" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии с Законом Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов» квота для приема на работу инвалидов (далее– квота) - минимальное количество созданных или выделенных рабочих мест, на которые работодатель обязан трудоустроить лиц, признанных в установленном порядке инвалидами.

Согласно ст.6 Закона Тульской области № 679-ЗТО работодатели имеют право: запрашивать и получать информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест для приема на работу инвалидов, в государственном учреждении службы занятости населения, органах исполнительной власти Тульской области и других организациях, содействующих занятости населения; самостоятельно в счет установленной квоты принимать на работу инвалидов; арендовать рабочие места на условиях договора в случае невозможности создания или выделения в своей организации рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты; финансировать создание рабочих мест в организациях, находящихся в собственности общественных объединений инвалидов, в счет установленной квоты; создавать по договоренности между несколькими работодателями совместные специальные цеха, участки в счет установленной квоты.

Работодатели обязаны:в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, а также создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида; ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять государственным учреждениям службы занятости населения информацию (сведения) о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов; при увольнении инвалидов с квотируемых рабочих мест обеспечивать сохранение общего количества рабочих мест для приема на работу инвалидов, установленного квотой.

Выполнением квоты считается создание или выделение работодателем рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденные локальным нормативным актом, содержащим сведения о данных рабочих местах. Обязанность по квотированию считается выполненной с момента приема работодателем инвалидов на все выделенные или созданные в пределах установленной квоты рабочие места (ст. 7 Закона № 679-ЗТО).

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.8 Закона № 679-ЗТО).

Надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов осуществляет орган исполнительной власти Тульской области, уполномоченный в области содействия занятости населения в Тульской области (ст.8.1 Закона № 679-ЗТО).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Министерство труда и социальной защиты Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим на территории региона государственную политику в сфере социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, труда, трудовых и иных связанных с ними отношений, и осуществляющим полномочия органов государственной власти Тульской области в области содействия занятости населения.

Приказом министерства труда и социальной защиты тульской области от 09.10.2013 № 472-осн утвержден административный регламент исполнения государственной функции "осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов", в соответствии с которым Исполнение государственной функции осуществляется министерством труда и социальной защиты Тульской области (далее - орган, исполняющий государственную функцию). Государственная функция исполняется непосредственно уполномоченными государственными гражданскими служащими департамента труда и занятости населения министерства труда и социальной защиты Тульской области.

В соответствии с п. 13 Административного регламента Проведение плановой документарной проверки включает следующие административные процедуры (действия):

1) изучение материалов и документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего государственную функцию, актов предыдущих проверок, материалов рассмотрения дел об административных правонарушениях и иных документов о результатах осуществленных в отношении этого юридического лица, индивидуального предпринимателя надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

2) направление (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте) в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированного запроса с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего государственную функцию, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, с приложением к запросу заверенной печатью копии приказа (распоряжения) о проведении проверки;

3) принятие решения о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов на основе изучения материалов и документов, поступивших из организации, с целью проверки соблюдения организацией следующих положений:

соответствие количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;

соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов;

полнота и достоверность представления организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в установленные сроки;

полнота и достоверность представления организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в установленные сроки;

4) подготовка проекта акта проверки, приобщение к нему приложений, представление проекта акта проверки на рассмотрение должностному лицу органа, исполняющего государственную функцию, ответственному за проведение проверки;

5) подписание акта проверки в двух экземплярах;

6) предусмотренные подпунктами 12 - 13 пункта 18 настоящего административного регламента;

7) приобщение к акту проверки уведомления о вручении заказного почтового отправления и (или) иного подтверждения получения акта, а также письменных возражений руководителя организации (при наличии) в случае несогласия руководителя организации с содержанием акта проверки;

8) осуществление административных процедур (действий), предусмотренных пунктом 24 настоящего административного регламента, при наличии в акте проверки фактов нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Таким образом, данным нормативным актом ограничен круг вопросов, подлежащих изучению компетентным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках выездной плановой проверки приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Приказом от 02.04.2021 -осн назначено проведение плановой документальной проверки АО «Экспро» с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства РФ и Тульской области в части приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты и представления информации, необходимой для осуществления деятельности органов занятости населения. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, была назначена главный консультант отдела занятости населения департамента труда и занятости населения минтруда Тульской области Гельтищева С.Ю.

Согласно акта от 20.04.2021, по сведениям, предоставленным АО «Экспро» приказом от 03.12.2007 -к на данном предприятии установлена квота для приема инвалидов на работу в размере 4% от среднесписочной численности работников. При этом количество и наименование квотируемых рабочих мест указанным приказом не регламентированы.

Как указано в акте от 20.04.2021, по сведениям, представленным АО «Экспро» в Центр занятости населения г. Тулы ГОУ ТО «Центр занятости населения Тульской области», в проверяемые отчетные периоды с апреля 2020 г. по март 2021 г. среднесписочная численность работников организации составляла 141 чел.; количество работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, - 20 чел.; рассчитанное организацией количество квотируемых рабочих мест – 5. Количество выделенных в счет установленной квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов по итогам отчета за март 2021 г. – 5, численность работающих в счет установленной квоты – 0.

С учетом указанных данных должностное лицо министерства труда и социальной защиты населения пришло к выводу о нарушении АО «Экспро» ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», ст.7 Закона Тульской области о квотировании, что выразилось в отсутствии фактического трудоустройства инвалидов на все вакантные места в пределах установленной законом квоты 5 рабочих места.

В связи с этим контролирующим органом выдано предписание от 20.04.2021, пунктами 1,3 которого предусмотрена обязанность АО «Экспро» выполнить установленную АО «Экспро» квоту для приема на работу инвалидов, обеспечив создание (выделение) необходимого количества рабочих мест для приема на работу инвалидов и их трудоустройство на все выделенные или созданные в пределах установленной квоты рабочие места и в срок, не позднее 20.04.2022 сообщить об исполнении настоящего предписания в письменной форме в департамент труда и занятости населения минтрудсоцзащиты Тульской области с приложением документов, подтверждающих трудоустройство инвалидов на все выделенные и (или) созданные в пределах установленной квоты рабочие места.

Вместе с тем, в соответствии со ст. ст. 2, 4 ТК РФ исходя изобщепризнанных принципови норм международного права и в соответствии сКонституциейРоссийской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.

Таким образом, проверяющий орган вышел за рамки пределов плановой выездной проверки, определенных в Федеральном государственном стандарте государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, при этом не учел положения части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", согласно который гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду, в связи с чем возложение на АО «Экспро» обязанности в определенный срок трудоустроить инвалидов, не обратившихся за трудоустройством, на вакантные места в пределах установленной законом квоты не может быть признано соответствующим законодательству.

Положения статьи 6 Закона Тульской области предусматривают возможность выполнения работодателем квоты предусмотренными в этой статье способами, в то время как обязанности работодателя по обеспечению содействия в занятости инвалидов определены в пункте 3 статьи 25 Закона РФ "О занятости населения в РФ" и включают, в частности, обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Как следует из представленных копий отчетов по форме «Сведения о выполнении установленной квоты АО «Экспро» за проверяемый период с апреля 2020 г. по март 2021 г., административным истцом ежемесячно в установленный срок производилось представление сведений о выделенных квотах и их выполнении. При этом, как следует из ответа на запрос Центром занятости населения города Тулы от 13.04.2021 , по предложенным вакансиям по квотам ни одного направления на работу не было выдано, что свидетельствует не о отсутствии принятия работодателем необходимых мер для выполнения своих обязанностей, связанных с организацией и исполнением квот для инвалидов, а об отсутствии кандидатов на заполнение имеющихся у работодателя в пределах соответствующих квот вакансий.

Таким образом, законом на работодателя не возложена дополнительная обязанность по обязательному поиску и подбору кадров на квотируемые рабочие места для инвалидов и их заполнение вне отсутствия соответствующих обращений инвалидов для трудоустройства и направления их соответствующей службой занятости.

При таких обстоятельствах пункты 1, 3 предписания от 20.04.2021 в той части, в которой они предусматривают обязанность АО «Экспро» в срок до 20.04.2022 предоставить документы, подтверждающие трудоустройство инвалидов на все выделенные и (или) созданные в пределах установленной квоты рабочие места, не могут быть признаны законными, и заявленные административным истцом требования о признании их незаконными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренныхстатьей 107ичастью 3 статьи 109настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Несение административным истцом расходов в виде государственной пошлины в сумме 300 руб. подтверждается платежным поручением от 29.08.2021, в связи с чем с учетом удовлетворения заявленных требований данные расходы подлежат возмещению с ответчика.

Рассмотрев административное дело в пределах заявленных административных исковых требований, руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Экспро» к министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании предписания незаконным удовлетворить.

Признать пункты 1 и 3 предписания от 20.04.2021, выданного главным консультантом отдела занятости населения департамента труда и занятости населения министерства труда и социальной защиты Тульской области Гельтищевой С.Ю. в той части, в которой они предусматривают обязанность АО «Экспро» в срок до 20.04.2022 предоставить документы, подтверждающие трудоустройство инвалидов на все выделенные и (или) созданные в пределах установленной квоты рабочие места незаконными и отменить.

Взыскать с министерства труда и социальной защиты Тульской области в пользу АО «Экспро» судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий