ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1784/2023 от 08.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2а-1784/2023

<номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2023 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Лысых Е.Н.,

при секретаре Гаврилове В.О.,

помощнике судьи Соколовской М.Н., с участием:

административного истца Обуховой Н.В.,

представителя административного ответчика старшего помощника прокурора Ленинского района г. Томска Будариной А.В., представителя административных ответчиков УМВД России по Томской области, ОМВД России по Ленинскому району г. Томска Козловой Д.Д., представителя административного ответчика Избирательной комиссии Томской области Мальчуковской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Обуховой Надежды Викторовны о признании незаконным ответа прокурора Ленинского района г. Томска от 21.09.2022 г. в части указания на отсутствия для принятия мер прокурорского реагирования, признании незаконным бездействия отдела по вопросам миграции ОМВД России по Ленинскому району г. Томска,

установил:

Обухова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокурору Ленинского района г. Томска, отделу по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Ленинскому району г. Томска, Избирательной комиссии Томской области в котором просит суд:

- Признать ответ Прокурора Ленинского района г. Томска Миронова Е.А. от <дата обезличена> г. незаконным и необоснованным в части указания на отсутствие мер реагирования к виновным лицам, признать незаконными бездействие отдела по вопросам миграции ОМВД России по Ленинскому району г. Томска, выразившиеся в непредставлении сведений об истице для своевременного внесения их в систему ГАС «Выборы».

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что <дата обезличена> она обнаружила в своей учетной записи на портале «Госуслуги» информацию о том, что ее нет в списках избирателей по Томской области, и она не может голосовать дистанционно. В тот же день она направила письмо в избирательную комиссию по Томской области с требованиями дать разъяснения. В ответ на обращение пришло три письма: <дата обезличена> о том, что пытаются ее внести в ГАС «Выборы»; <дата обезличена> о том, что нашли ее данные и данные о ее регистрации в г. Томске и <дата обезличена> о том, что проголосовать можно будет в школе <номер обезличен>. Явившись лично в г. Томск. Параллельно с обращением в избирательную комиссию Обухова Н.В. обратилась в прокуратуру города Томска с требованием провести проверку и принять срочные меры прокурорского реагирования к виновным лицам, чьи действия и бездействия привели к тому, что она не сможет реализовать свое конституционное право на участие в выборах как избиратель.

<дата обезличена> истцу прокурором был дан ответ, в котором указано, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет. Указывает, что она участвовала дистанционно и выбирала участок в городе Ялта на прошедшем референдуме по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации, а также на выборах в Государственную думу Российской Федерации и всегда была в списках избирателей, при этом выборы проходили в 2020 и в 2021 годах. При этом обращает внимание суда на то, что в день единого голосования <дата обезличена> она смогла принять участие в выборах в качестве кандидата в депутаты Ялтинского городского Совета второго созыва по одномандатному избирательному округу <номер обезличен>. Указывает, что у нее отсутствуют претензии к Избирательной комиссии по Томской области, они реально и оперативно пытались ей помочь, считает что ее права нарушение полицией (паспортным столом) и прокурором, который по результатам проверки не нашел виновников в произошедшем. Также дополнительно указывала, что в августе 2015 года она переехала и проживает в <адрес обезличен>, при этом после развода с супругом зарегистрирована по месту жительства в 2013 году в доме, принадлежащей ее матери по адресу: г. ФИО1, <адрес обезличен> с тем, в связи с фактическим и длительным проживанием в <адрес обезличен> уже 7 лет, совместно с матерью, она каждый год продлевает регистрацию по месту жительства, в связи, с чем и голосует и участвует в выборах дистанционно из г. Ялты, заранее выбирая участок, на котором будет присутствовать в день выборов. Однако на прошедших досрочных выборах губернатора Томской области она была лишена возможности для дистанционного участия в выборах.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Томска от <дата обезличена> к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление внутренних дел Российской Федерации по Томской области.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Томска от <дата обезличена> к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечена Прокуратура г. Томска, отдел Министерства внутренних дел России по Ленинскому району г. Томска, в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Томска.

Административный истец Обухова Н.В., чье участие в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференцсвязи, на удовлетворении административного иска настаивала, приведя основания, изложенные в иске.

Представитель административных ответчиков Прокурора Ленинского района г. Томска, Прокуратуры Томской области, старший помощник прокурора Ленинского района г. ФИО1 Бударина А.В., действующая на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>, в судебном заседании требования Обуховой Н.В. считала не подлежащими удовлетворению, указала в обоснование своих возражений, что оспариваемый ответ прокурора от <дата обезличена> соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Прокуратурой обращение Обуховой Н.В. было рассмотрено в установленном порядке, а 21.09.2022 г. прокурором Ленинского района г. Томска Мироновым Е.А. в ответе заявителю указано, что в связи с уничтожением документов, подтверждающих исполнение обязанности по передаче сведений о регистрации по месту жительства за август 2013 г. виду истечения установленного срока хранения, нарушения в действиях органа регистрационного учета не установлены, в связи с чем, основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют. Ответ заявителю прокурором дан в установленные сроки, правомочным лицом, с соблюдением установленного порядка. Обращаясь с административным иском Обуховой Н.В. не представлены доказательства, что обжалуемым решением прокурора нарушены ее права, свободы и законные интересы.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Томской области Мальчуковская Е.В., действующая на основании доверенности от <дата обезличена>, выданной сроком до <дата обезличена>, представившая сведения о высшем юридическом образовании, в судебном заседании считала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения на иск.

Представитель административных ответчиков УМВД России по Томской области, ОМВД России по Ленинскому району г. Томска УМВД России по Томской области Козлова Д.Д., действующая на основании доверенностей № <номер обезличен> от 02.08.2023 г., выданных на срок до 31.12.2023 г, представившая сведения о высшем юридическом образовании, в судебном заседании считала иск Обуховой Н.В. не подлежащим удовлетворению, представив письменные возражения на иск.

Представитель заинтересованного лица администрация Города Томска Марникова К.Е., действующая на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>, в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения на иск, полагая заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ч. 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В частях 2, 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1).

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.10.2020 № 43-П указано, что право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, признается и гарантируется в Российской Федерации наряду с другими правами и свободами человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и призвано обеспечить каждому гражданину на основе принципа равенства возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений участвовать в свободных выборах, являющихся, как и референдум, высшим выражением власти народа.

Этот вывод соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 11 и статья 3 Протокола № 1), а также Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, согласно которой при подлинных и справедливых выборах обеспечивается выявление свободно выраженной воли народа и непосредственное ее осуществление (пункт 1 статьи 9); создаются равные правовые условия для всех участников избирательного процесса (пункт 1 статьи 10).

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2021 г. № 6-П, указанное право относится к основным политическим правам, определяющим конституционно-правовой статус гражданина, важнейшую форму его участия в управлении делами государства. Особенностями избирательных прав обусловлена необходимость обеспечения их надлежащих гарантий на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом сообразно предписаниям Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 9, 11 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ) выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица; гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Закона № 67-ФЗ участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Закон № 20-ФЗ) списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании заявлений избирателей, поданных в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в больницах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, составляются также на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, и заявлений избирателей, поданных в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Согласно части 4.1 статьи 17 Закона № 20-ФЗ избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения (далее в настоящей части - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящей части - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня (первого дня) голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком.

Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения. В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения.

В соответствии с постановлением Законодательной Думы Томской области от 09.06.2022 № 326 «О назначении досрочных выборов Губернатора Томской области» назначены досрочные выборы Губернатора Томской области на 11 сентября 2022 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии России 8 июня 2022 г. № 86/714-8 предусмотрено, что в целях создания дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации, в том числе в Томской области предусмотрена возможность дистанционного электронного голосования на выборах, которые должны быть назначены на 11 сентября 2022 года.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, <дата обезличена> Обухова Н.В. обратилась с заявлением в Избирательную комиссию Томской области с заявлением о внесении в список избирателей по Томской области, в связи с тем, что она не обнаружила себя в списках для дистанционного голосования.

Согласно сообщению Избирательной комиссии Томской области <номер обезличен> от <дата обезличена> Обуховой Н.В. сообщено, что в региональном фрагменте Регистра избирателей, участников референдума ГАС «Выборы» в сведениях о Вас не содержится адрес места жительства, указанный в обращении. В связи с чем, Избирательная комиссия Томской области направила запрос на имя и.о. Мэра Города Томска о предоставлении корректных сведений о Вас.

<дата обезличена><номер обезличен> от заместителя Мэра Города Томска председателю избирательной комиссии Томской области поступили откорректированные сведения о гражданах Российской Федерации, выявленных в процессе формирования территориального фрагмента регистра избирателей. В приложении к которому указаны сведения, в том числе относительно Обуховой Н.В.

В соответствии с письмом Избирательной комиссии Томской области <номер обезличен> от <дата обезличена> Обуховой Н.В. сообщено, что администрация Города Томска предоставила о ней корректные сведения в части места жительства. В установленные законом сроки Избирательная комиссия Томской области внесла данные в части адреса регистрации по месту жительства в базу данных ГАС «Выборы» (ПРИУР). Вместе с тем, в соответствии с временным графиком актуализации базы данных подсистемы «Регистр избирателей, участников референдума», определенным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (письмо от <дата обезличена><номер обезличен>) учетная запись портала Госуслуги не может быть сопоставлена с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС «Выборы» до окончания срока подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании. В связи с чем, сообщено, что Обухова Н.В. может проголосовать на досрочных выборах Губернатора Томской области на избирательном участке <номер обезличен> (634009, <адрес обезличен>, ФИО1, <адрес обезличен>, здание <данные изъяты><номер обезличен> г. ФИО1).

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Обухова Н.В. указывает, что она также обратилась в <адрес обезличен> с заявлением, в котором требовала срочного вмешательства в защиту ее избирательных прав как томички, которую хотят лишить права на дистанционное голосование <дата обезличена> Указывала, что не может подать заявление в ЦИК по <адрес обезличен>, в связи с чем, пришлось писать письмо-жалобу <дата обезличена>, их ответ также прилагала. Указывала, что у нее как у кандидата в депутаты имеется вопрос: «Почему сведения о ней Избирательной комиссии <адрес обезличен> запрашивают у ФИО1, а не в МВД РФ, где хранится база данных обо всех прописанных в г. ФИО1 гражданах РФ. Сроки подачи заявления о голосовании истекают, дозвониться по Избирательной комиссии <адрес обезличен> невозможно».

Как следует из представленных скриншотов, обращение поступило в <адрес обезличен><дата обезличена>.

<дата обезличена> Обуховой Н.В. письмом заместителя Прокурора г. Томска <номер обезличен> сообщено, что ее обращение для оценки деятельности ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Томска при предоставлении сведений для учета избирателей направлено Прокурору Ленинского района г. Томска. При этом, автору обращения относительно довода о причинах направления сведений об избирателе органом местного самоуправления заявителю разъяснено, что согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации городского округа. Основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства избирателей на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

14.09.2022 г. заместителем прокурора Ленинского района г. Томска в адрес Врио начальника ОМВД России по Ленинскому району г. Томска УМВД России по Томской области направлено требование № <номер обезличен>, в котором просил сообщить информацию о регистрации по месту жительства Обуховой Надежды Викторовны, 24.06.1980 года рождения, а также об исполнении требований п. 2.7 Постановления ЦИК России от 06.11.1997 г<номер обезличен> в отношении Обуховой Н.В. (с приложением подтверждающих документов).

16.09.2022 г. ответом Врио начальника ОМВД по Ленинскому району г. Томска за <номер обезличен> сообщено, что Обухова Н.В., 24.06.1980 года рождения значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: г. Томск, ул. Водяная, д. 50, стр. 6 с 06.08.2013 г. по настоящее время. Указано, что сведения о предоставлении информации по форме 1.1 риур в администрацию Ленинского района г. Томска в отделе по вопросам миграции ОМВД России по Ленинскому району г. Томска не сохранились, в связи с истечением сроков хранения.

Ответом прокурора Ленинского района г. Томска от 21.09.2022 г. <номер обезличен> Обуховой Н.В. сообщено, что в ходе проверки установлено, что она с 06.08.2013 г. значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: г. Томск, ул. Водяная, д. 50, стр. 3. По информации ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Томска, документы, подтверждающие исполнение обязанности по передаче сведений о регистрации по месту жительства за август 2013 г., не сохранились в связи с истечением сроков их хранения. С учетом изложенного нарушения в действиях органа регистрационного учета не установлены, в связи с чем, основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют.

Полагая, что ее обращение не было рассмотрено надлежащим образом, Обухова Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата обезличена> № 59-ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Так, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон «О прокуратуре Российской Федерации») прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Исходя из положений статьи 10 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

В силу статьи 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).

Пунктами 3.1 и 3.2 Инструкции предусмотрено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению, по результатам которых принимается одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для рассмотрения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.

Согласно пункту 5.1 вышеуказанной Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя (пункт 3.4 Инструкции).

В пунктах 6.1, 6.5 Инструкции указано на то, что обращения считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям. При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Пунктом 7.8 Инструкции регламентирован порядок рассмотрения устных обращений граждан, а также письменных обращений, принятых на личном приеме.

Необходимо учитывать, что статья 5 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет принцип недопустимости вмешательства, в том числе судебных органов, в осуществление прокурорского надзора. В силу статьи 10 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятие конкретных мер прокурорского реагирования, в том числе реализация полномочий, установленных статьей 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» является правом прокурора и не может быть ему навязана, вмешательство в осуществление прокурорского надзора недопустимо.

При этом, в компетенцию суда оценка целесообразности принятых прокуратурой решений не входит, суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.

Выраженное несогласие Обуховой Н.В. с представленным ответом по существу не свидетельствует о незаконности решения, действия (бездействия) должностного лица (органа) при рассмотрении обращения.

Несогласие административного истца с ответом прокурора не является свидетельством бездействия последнего, поскольку в силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Поскольку по настоящему делу судом установлено и подтверждается материалами дела, что, обращение Обуховой Н.В. рассмотрено компетентным должностным лицом, ответ на него является мотивированным, соответствует требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации у суда отсутствуют основания для признания его незаконным и необоснованным в части указания на отсутствие оснований для применения мер для реагирования к виновным лицам.

Разрешая требования Обуховой Н.В. о признании незаконными бездействия Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Ленинскому району г. Томска, выразившиеся в непредоставлении сведений об истце для своевременного внесения их в систему ГАС «Выборы» суд исходит из следующего.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2. Постановления ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации организуется в целях обеспечения гарантий и реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации представляет собой комплекс мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях, участниках референдума. Государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации организуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают функционирование Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, главами местных администраций муниципальных образований, вырабатывают меры по совершенствованию системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума, ведению Регистра избирателей, участников референдума.

В соответствии с п. 2.1 Постановления ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» учет избирателей, участников референдума, проживающих на территории муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения (далее - глава местной администрации).

При этом согласно п. 2.7 Постановления ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» предусматривает, что органы регистрационного учета, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации, не реже чем один раз в месяц представляют главе местной администрации, главе администрации города Байконур по месту своего нахождения по форме № 1.1 риур (Приложение № 1 к настоящему Положению), а также в виде электронного файла в формате согласно приложению № 15 к настоящему Положению следующие сведения: о фактах выдачи и замены паспорта; о фактах сдачи паспорта лицами, у которых прекратилось гражданство Российской Федерации; о фактах регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев - по месту пребывания) граждан, имеющих паспорт; об установленных фактах выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации.

Из предоставленной копии паспорта Обуховой Н.В. <номер обезличен> выданного <дата обезличена> Ленинским РОВД г. ФИО1 следует, что с <дата обезличена> она зарегистрирована по месту жительства пол адресу г. ФИО1, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>

С учетом изложенных выше положений, суд приходит к выводу о том, что сведения о регистрации Обуховой Н.В. по указанному месту жительства подлежали передаче в Избирательную комиссию <адрес обезличен> в августе – сентябре 2013 года.

Вместе с тем, как следует из представленных суду актов <номер обезличен> от <дата обезличена>, утвержденного начальником ОМВД России ОМВД России по Ленинскому району г. Томска и № 5 от 04.04.2016 г. утвержденного Председателем Избирательной комиссии Томской области переписка с администрацией по г. Томску за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а также обобщенные сведения о гражданах, предоставленные Главой администрации ФИО1, для формирования территориального фрагмента РИУР ГАС «Выборы», включая машиночитаемые носители за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> уничтожены путем механического измельчения и физического разрушения в связи с истечением сроков хранения.

Как следует из пояснений административного истца Обуховой Н.В. и подтверждается представленной распечатываемой части заявления <номер обезличен> о включении в список избирателей по месту нахождения от <дата обезличена> она была включена в список избирателей по месту нахождения, в связи с чем, суд соглашается с позицией стороны ответчиков о том, что сведения об избирателе Обуховой Н.В. были поданы в установленные законом сроки.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителя Избирательной комиссии Томской области, и не опровергнуто административным истцом сведения об избирателе Обуховой Н.В. отсутствовали в территориальном фрагменте «Регистр избирателей, участников референдума» ГАС «Выборы».

В связи с чем, суд не находит оснований для признания признании бездействия отдела по вопросам миграции ОМВД России по Ленинскому району г. Томска незаконным. При этом, судом также принимается во внимание, что согласно п. 2 Положения об отделе по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району города Томска Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области отдел по вопросам миграции ОМВД России по Ленинскому району г. Томска является структурным подразделением Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району города Томска Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, следовательно, самостоятельным юридическим лицом не является, в связи с чем является ненадлежащим административным ответчиком.

Согласно п. 3.1 Постановления ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II (ред. от 21.12.2022) «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» ЦИК России совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации формирует и ведет Регистр избирателей, участников референдума (далее - Регистр). Формирование и ведение Регистра обеспечивают Федеральный центр информатизации при ЦИК России, информационные центры избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, системные администраторы КСА избирательных комиссий городских округов, имеющих территориальное деление (далее - КСА ИКМО).

Пункт 3.8 Постановления ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II (ред. от 21.12.2022) «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» предусматривает, что изменения соответствующего территориального фрагмента базы данных, в том числе территориального фрагмента базы данных федеральной территории, передаются на КСА ИКМО, КСА ИКСРФ ГАС «Выборы» в порядке и сроки, предусмотренные регламентом, но не реже чем один раз в три месяца.

В соответствии с п. 3.9 Постановления ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II (ред. от 21.12.2022) «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» контроль за полнотой и корректностью сведений о гражданах, переданных главой местной администрации и вводимых в базу данных, осуществляет избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в соответствии с регламентом. При выявлении некорректных сведений избирательная комиссия субъекта Российской Федерации незамедлительно направляет информацию об этом главе местной администрации (главам местных администраций) для проверки. Проверка проводится в течение 10 дней с момента получения информации. Результаты проверки включаются главой местной администрации в очередные сведения, передаваемые в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.14 настоящего Положения.

При этом согласно п. 3.10. Постановления ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II (ред. от 21.12.2022) «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» изменения соответствующего регионального фрагмента базы данных передаются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на КСА ЦИК России ГАС «Выборы» в порядке и сроки, предусмотренные регламентом, но не реже чем один раз в три месяца. При получении указанных изменений регионального фрагмента на КСА ЦИК России ГАС «Выборы» проводится контроль корректности сведений о гражданах, введенных в базу данных, в соответствии с регламентом. Информация о выявленных некорректных сведениях незамедлительно направляется в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) для проверки в порядке, предусмотренном пунктом 3.9 настоящего Положения.

Из письма Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации № 01-13/3234 от 06.07.2022 г. следует, что в целях повышения актуальности сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в базе данных подсистемы «Регистр избирателей, участников референдума» ГАС «Выборы» (далее ПРИУР), обеспечить подготовку и передачу на КСА ЦИК России изменений территориальных фрагментов базы данных ПРИУР в части сведений, предусмотренных п. 2.7 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 06.11.1997 года № 134/973-II в порядке и сроки, определенные временным графиком актуализации базы данных ПРИУР на КСА ГАС «Выборы». Также указано, что выгрузку с КСА ТИК на КСА ИКСРФ, а также с КСА ИКСРФ на КСА ЦИК России очередной порции изменений территориальных фрагментов базы данных ПРИУР производить только после проведения приема и обработки технологических подтверждений об обработке предыдущей порции изменений, полученной от вышестоящего КСА.

Согласно представленному скриншоту регистра избирателей участников референдума сведения об Обуховой Н.В., <дата обезличена> года рождения внесены в регистр <дата обезличена>, с указанием адреса места жительства г. ФИО1, <адрес обезличен>

Вместе с тем, как следует из представленного временного графика актуализации базы данных ПРИУР на КСА ГАС «Выборы» выгрузка на КСА ИКСРФ изменений территориальных фрагментов БД ПРИУР происходила <дата обезличена>.

Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 22.06.2022 г. № 87/728-8 утвержден Порядок подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах и референдумах в Российской Федерации, в соответствии с п. 1.3 которого заявление в соответствии с Порядком вправе подать избиратели, участники референдума, которые в день (дни) голосования будут находиться вне места своего жительства, но на территории избирательного округа, округа референдума, в котором они обладают активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

В соответствии со ст. 4 Закона Томской области от 26.06.2012 № 111-ОЗ «О выборах Губернатора Томской области» выборы Губернатора Томской области проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Томской области.

Согласно п. 1.8 Порядка подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах и референдумах в Российской Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии России от 22.06.2022 № 87/728-8 избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту жительства и может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном участке.

Пунктом 1.9 Постановления ЦИК России от 22.06.2022 № 87/728-8 «О Порядке подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах и референдумах в Российской Федерации» предусмотрено если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено голосование избирателей, участников референдума за пределами территории субъекта Российской Федерации, где такие избиратели, участники референдума обладают активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, то они включаются в списки избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с Порядком. В этом случае между избирательными комиссиями соответствующих субъектов Российской Федерации заблаговременно (с учетом сроков подачи заявлений и обработки содержащейся в них информации, установленных в разделе 2 Порядка) должны быть заключены соответствующие соглашения.

Согласно ст. 22 Закона Томской области от 26.06.2012 № 111-ОЗ (ред. от 28.12.2022) «О выборах Губернатора Томской области» избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства (но в пределах территории Томской области), вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения (далее в настоящей части - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящей части - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня (первого дня) голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок, в том числе может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче избирательными комиссиями. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения. В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, в том числе об избирательном участке, на котором избиратель, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием ГАС «Выборы». Информация о числе избирателей, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку размещается в сети «Интернет» в соответствии с порядком.

Таким образом, законом Томской области не предусмотрена возможность голосования на выборах губернатора Томской области за пределами Томской области.

Вместе с тем, как следует из пояснений административного истца Обуховой Н.В., она в день выборов губернатора <адрес обезличен><дата обезличена>, находилась не только вне места своего жительства, но и за пределами территории избирательного округа, округа референдума, в котором она обладает активным избирательным правом, а именно за пределами <адрес обезличен>, что также подтверждается представленными копиями свидетельств о регистрации по месту пребывания <номер обезличен> от <дата обезличена>, согласно которому Обухова Н.В. в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> зарегистрирована по месту пребывания <адрес обезличен>, лит А; <номер обезличен> от <дата обезличена> о регистрации по месту пребывания за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>.

В соответствии со п. 2.7 Постановления ЦИК России от <дата обезличена><номер обезличен> «О Порядке подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах и референдумах в Российской Федерации» в случае если выявлено, что избиратель, участник референдума подал более одного заявления, действительным считается заявление, поданное первым (согласно дате и времени подачи заявления). Дата и время подачи заявления через ЕПГУ определяются по московскому времени как дата и время отправки избирателем, участником референдума заявления в электронном виде. Остальные заявления не учитываются и не являются основанием для включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения.

Как следует из представленного удостоверения <номер обезличен> дата регистрации <дата обезличена>, действительного до <дата обезличена> Обухова Н.В. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва, выдвинутой по одномандатному избирательному округу <номер обезличен> на дополнительных выборах <дата обезличена>, при этом сведения о ней для участия в указанных выборах отражались в ее в личном кабинете Госуслуги, что подтверждается представленным скриншотом личного кабинета Обуховой Н.В.

При этом, суд учитывает, что согласно п. 3.6 Постановления ЦИК России от 22.06.2022 № 87/728-8 «О Порядке подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах и референдумах в Российской Федерации» избиратель, участник референдума, подавший заявление и не аннулировавший его в соответствии с пунктом 2.13 Порядка (не отозвавший его в соответствии с пунктом 2.11 Порядка), явившийся в день голосования на участок по месту жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства только по решению УИК и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на участке по месту нахождения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку Обухова Н.В. была прикреплена в качестве депутата к избирательному округу № 7 г. Ялты Республики Крым, в связи с чем, она имела возможность реализовать свое активное избирательное право посредством посещения в день голосования участка по месту жительства. Вместе с тем, указанные действия ей осуществлены не были. При этом, как следует из пояснений административного истца, данных в ходе рассмотрения административного дела, она с 2015 года постоянно проживает на территории Республики Крым, участия в каких-либо выборах на уровне субъекта российской Федерации - Томской области за период с 2015 года по 2022 год не принимала, поскольку намерений у нее возвращаться проживать на территории Томской области, в том числе по месту регистрации отсутствуют, так как она связывает свою дальнейшую жизнь с Республикой Крым. Также указывала, что регистрация в г. Томске оформлена, поскольку в настоящее время у нее отсутствует возможность для регистрации по постоянному месту жительства на территории Республики Крым, вместе с тем ей ежегодно получаются свидетельства о постановки на учет по месту пребывания.

Вопреки позиции административного истца, суд приходит к выводу о том, обращения истца к прокурору Томской области, в Избирательную комиссию Томской области не относятся к установленным законом способам реализации своего избирательного права. При этом судом учитывается, что дистанционное электронное голосование являлось дополнительным.

При этом позиция административного истца о необходимости применении мер дисциплинарной, административной, уголовной ответственности должностных лиц, не направлены на восстановление избирательного права Обуховой Н.В., поскольку его нарушение действиями кого-либо из административных ответчиков в судебном заседании не установлено. Кроме этого, несмотря на то, что Обухова Н.В. указывая в качестве административного ответчика Избирательную комиссию Томской области, каких-либо требований к ней не предъявляла, пояснила, что претензий к указанному административному ответчику у нее не имеется, в судебном заседании данную позицию поддержала.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу данной нормы, для удовлетворения требований административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) государственного органа, должностного лица необходимо установить совокупность следующих условий: несоответствие закону оспариваемых решения, действия (бездействия) и реальное нарушение данными решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Вместе с тем, такой совокупности условий при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлено.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Тем самым, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции РФ, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения. Поскольку в судебном заседании установлено, что Обухова Н.В. как избиратель могла реализовать свое право на участие в выборах Губернатора Томской области посредством явки на избирательный участок <номер обезличен> (634009, <адрес обезличен>, ФИО1, <адрес обезличен>, здание <данные изъяты>ФИО1), о чем ей сообщено письмом Избирательной комиссии <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена>.

При этом суд учитывает, что конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции РФ во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством; иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.1996 № 4-П, от 03.02.1998 № 5-П, от 28.05.1999 № 9-П, от 11.05.2005 № 5-П).

Установив вышеприведенные обстоятельства и проанализировав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Обуховой Н.В. о признании незаконным и необоснованным ответа <адрес обезличен> г. ФИО1 в части указания мер для реагирования и признании незаконным бездействия отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес обезличен> г. ФИО1.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Обуховой Н.В. о признании незаконным ответа прокурора Ленинского района г. Томска от 21.09.2022 г. в части указания на отсутствия для принятия мер прокурорского реагирования, признании незаконным бездействия отдела по вопросам миграции ОМВД России по Ленинскому району г. Томска, оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Н. Лысых

Мотивированный текст решения изготовлен 14.08.2023 г.