ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1785/2018 от 26.04.2018 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-1785/2018

Поступило 13.02.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2018 года город Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Заря Н.В.,

при секретаре Ларионовой В.В.,

при участии представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к <адрес> об оспаривании отказа администрации в признании нуждающейся в жилом помещении,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации <адрес>, выраженный в ответе от . о признании ФИО3 нуждающейся в жилых помещениях; обязать ответчика поставить ФИО3 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

В обоснование административного иска указано, что

ФИО3 обратилась в <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ФИО3 в <адрес> были представлены указанные в ч. 1 ст. 4 гл. 2 закона <адрес> от /дата/ документы, в том числе и выписка из домовой книги жилого помещения: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 32,7 кв.м. В соответствии с указанной выпиской в квартире по адресу: <адрес> состоят на регистрационном учете ФИО3, ее муж ФИО4 и ее сын ФИО5 Согласно п. 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом <адрес>, принятого решением Совета депутатов <адрес> от /дата/, установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 и менее квадратных метров площади жилого помещения. Таким образом, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из членов семьи ФИО3 составляет 10,9 м2 (32,7/3), что менее учетной нормы площади жилого помещения, установленного решением Совета депутатов <адрес> от /дата/. При этом ни у ФИО3, ни у ФИО4, ни у ФИО5 не имеется в собственности иных жилых помещений, в том числе на территории <адрес>. Ответом от /дата/<адрес>, ФИО3 было предложено представить ряд дополнительных документов, при этом ответом указано, что у <адрес> нет оснований в признании ФИО3 нуждающейся в жилых помещениях. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от /дата/ по делу отказ <адрес> от /дата/ признан незаконным, <адрес> обязана устранить нарушение прав ФИО3 и рассмотреть заявление о признании нуждающейся в жилом помещении по существу.

Ответом <адрес> от /дата/ФИО3 вновь предложено предоставить дополнительные документы.

Указанный ответ противоречит положениям ч. 4 ст. 5 закона <адрес> от /дата/, а также содержит требования о представлении документов, не предусмотренных ст. 4 гл. 2 закона <адрес> от /дата/. Данные обстоятельства были ранее установлены решением Октябрьского районного суда <адрес> от /дата/ по делу Кроме того, в соответствии с приложенным к указанному ответу заключением б/н, б/д — ФИО3 отказано в признании нуждающейся в жилом помещении. При этом, по существу, <адрес>, принимая решение об отказе ФИО3 в признании нуждающейся в жилом помещении, ссылается на то, что срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ не истек. ФИО3 с года и по настоящее время осуществляет трудовую деятельность на территории <адрес>, в связи с чем /дата/ продала, принадлежавшую ей <адрес> в <адрес> и /дата/ приобрела <адрес> строящемся в доме IP So 9, по <адрес> горка <адрес>. В связи с тем, что до настоящего времени указанный объект строительством завершен не был, в эксплуатацию не введен, участнику долевого строительства не передан, ФИО3 вынуждена проживать с мужем — ФИО4 и сыном — ФИО5 в квартире своего отца — ФИО6 в квартире по адресу: <адрес>. Учитывая изложенное ФИО3 не совершалась никаких намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, переезд ФИО3 в <адрес> был связан с осуществлением трудовой деятельности, никаких достаточных оснований полагать, что объект, приобретенный ФИО3 на территории <адрес> не будет введен в эксплуатацию у ФИО3 не было.

Считает, что оспариваемым ответом, который по существу является отказом в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, нарушается право административного истца.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 78-79), указала, что истцу предложено представить дополнительные документы в связи с необходимостью проверки наличия оснований состоять на учете нуждающихся с учетом положений ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. <адрес> от /дата/ не содержит требований о представлении таких документов, однако предоставление дополнительных документов предусмотрено Регламентом по оказанию муниципальной услуги <адрес>.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства, Российской Федерации (далее –КАС РФ), обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от /дата/ по отказ <адрес> от /дата/ признан незаконным, <адрес> обязана устранить нарушение прав ФИО3 и рассмотреть заявление о признании нуждающейся в жилом помещении по существу (л.д. 25-30).

Так, указанным решением суда установлено, что ФИО3 с целью реализации права на получение указанной субсидии истец ФИО3 обратилась в администрацию <адрес> с соответствующим заявлением от /дата/, зарегистрированным за номером 471. К указанному заявлению ей были приложены следующие документы:

- выписка из домовой книги по <адрес> в <адрес>, площадью 32,7 кв.м., согласно которой с /дата/ зарегистрированы ФИО3 – дочь собственника, ФИО4 - зять, ФИО5- внук, собственник квартиры ФИО6 в квартире не зарегистрирован;

- паспорта ФИО3 и ФИО4;

- свидетельство о заключении брака между ФИО3 и ФИО4,

- свидетельство о рождении ребенка ФИО5

- свидетельство о перемене имени (в случае перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества гражданина и (или) членов его семьи).

- свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от /дата/, согласно которому собственником <адрес> в <адрес> является ФИО6;

- выписки из домовой книги о регистрации по месту жительства, выданной ООО «Комунстройцентр»», ФИО3 в период с /дата/ по /дата/ была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>

- свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от /дата/, согласно которому собственником жилого помещения по адресу: <адрес> являются ФИО7 И ФИО8,

- адресная справка о регистрации ФИО3 по месту жительства в период с /дата/ по /дата/ по адресу: <адрес>, Рубцовский эайон, <адрес>;

- свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО9 и ФИО6 на квартиру по адресу: <адрес>, Рубцовский эайон, <адрес>;

- адресная справка о регистрации ФИО3 по месту жительства в период с /дата/ по /дата/ по адресу: <адрес>а;

- договор купли-продажи в отношении квартиры по адресу: <адрес>

На заявление по вопросу предоставления субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома, администрацией <адрес> был дан ответ /дата/, согласно которому заявителю предложено предоставить дополнительные документы – выписки из домовой книги о регистрации по месту жительства заявителя с указанием лиц, зарегистрированных с ней в жилом помещении в этот период, а именно по <адрес> в <адрес> с /дата/ по /дата/, по <адрес><адрес> с /дата/ по /дата/ Указано, что вопрос о признании заявителя нуждающейся в жилом помещении будет рассмотрен после предоставления указанных дополнительных документов.

Судом установлено, что исполняя указанное решение суда, администрация <адрес> отказала в удовлетворении заявления ФИО3, основанием к такому отказу, как и в предыдущий раз, послужило непредоставление заявителем дополнительных документов – выписки из домовой книги о регистрации по месту жительства заявителя с указанием лиц, зарегистрированных с ней в жилом помещении в этот период, а именно: по <адрес> в <адрес> с /дата/ по /дата/, по <адрес><адрес> с /дата/ по /дата/ (л.д. 32-34).

Проверка законности требования таких дополнительных документов уже была предметом судебного разбирательства согласно вышеуказанного судебного решения. Частично удовлетворяя требования административного истца, суд пришел к выводу, что требование дополнительных документов, не предусмотренных установленным перечнем, незаконно и нарушает права заявителя.

Вместе с тем, ни <адрес> от /дата/-ОЗ "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в <адрес> по договорам социального найма" (принят постановлением <адрес> Совета депутатов от /дата/ N 337-ОСД), ни административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным Постановлением мэрии <адрес> от /дата/ (далее -Регламент) не предусмотрено предоставление запрашиваемых административным ответчиком дополнительных документов. Административным истцом представлен полный перечень документов, установленных указанными нормативно-правовыми актами.

Довод представителя ответчика о том, что предоставление указанных документов предусмотрено п. 2.8. Регламента, суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм материального права, поскольку данным положением предусмотрено предоставление другого документа - выписки ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах, требование дополнительных документов, не предусмотренных установленным перечнем, незаконно и нарушает права заявителя.

Судом установлено, что из оспариваемого ответа следует, что ФИО3 также отказано в признании семьи нуждающейся в жилом помещении по основанию ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которое в процессе судебного разбирательства отпало, что сторонами не оспаривалось.

Вместе с тем, административным истцом заявлено требование обязать ответчика поставить ФИО3 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Разрешая данные требования, суд не вправе подменять функции административного органа, в компетенцию которого входит принятие такого решения. Признание лица нуждающимся в жилых помещениях и постановка его учет является результатом рассмотрения соответствующего заявления уполномоченным административным органом, обязать который принять конкретное решение суд не вправе. Признание семьи ФИО3 нуждающейся в жилом помещении, в случае отказа такого признания в административном порядке, является спором о праве и, следовательно, подлежит рассмотрению в ином судебном порядке- в порядке гражданского судопроизводства.

При указанных обстоятельствах, требования административного истца в указанной части удовлетворению не подлежат.

В совокупности изложенного, суд приходит к выводу, что <адрес> незаконно и необоснованно отказано в рассмотрении заявления ФИО3 по существу, в связи с чем исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Так, администрацией <адрес> должны быть устранены допущенные нарушения, а именно, поданное истцом заявление о признании нуждающейся в жилом помещении, должно быть рассмотрено администрацией района в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Требования административного искового заявления удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации <адрес> в рассмотрении заявления ФИО3 о признании нуждающейся в жилом помещении, выраженный в ответе от .

Обязать <адрес> устранить нарушение прав ФИО3 и рассмотреть ее заявление о признании нуждающейся в жилом помещении по существу.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий судья Заря Н.В.

Мотивированное решение суда изготовлено /дата/.