Дело № 2а-1786/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2017 года город Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Шалагиновой Е.В.,
при секретаре Соколенко Т.И.,
с участием представителя административного истца .... по доверенности, судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП России по Пермскому краю ...
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «ПЗСП» к судебному приставу-исполнителю ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № 2 УФССП России по Пермскому краю ..., начальнику ОСП по взысканию штрафов г.Перми № России по Пермскому краю, старшему судебному приставу, ... о признании незаконными действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности возвратить излишне уплаченные денежные средства,
установил:
Акционерное общество «ПЗСП» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по взысканию штрафов по г. Перми №... начальнику ОСП по взысканию штрафов г.Перми № старшему судебному приставу, ... о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП России по Пермскому краю выразившееся в необоснованном списании денежных средств со счетов административного истца; признании незаконным бездействие начальника ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП России по Пермскому краю старшего судебного пристава .... выразившееся в длительном ответе на представленное заявление о возврате денежных средств и отказе в таком возврате; возложении обязанности вернуть излишне уплаченные денежные средства в сумме .... по исполнительному производству №
Требования обоснованы тем, что Дата судебным приставом-исполнителем ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № было возбуждено исполнительное производство № на основании постановления №. Административным истцом Дата судебному приставу-исполнителю было сообщено о том, что названное постановление было исполнено добровольно еще до возбуждения исполнительного производства. Между тем, в рамках исполнительного производства были дополнительно списаны денежные средства в сумме ... Возвращено было лишь ...Дата старшему судебному приставу ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № было направлено письмо с требованием возвратить оставшиеся денежные средства в сумме ... Письмом от Дата№ было сообщено о невозможности осуществления возврата ввиду того, что указанные денежные средства не являются исполнительским сбором и не взыскивались. Однако старшему судебному приставу были представлены все доказательства перечисления денежных средств и требование о взыскании исполнительского сбора не заявлялись. Приставу также было сообщено, что оставшиеся денежные средства в сумме ... являются ошибочно списанными. Таким образом, в настоящее время приставами ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № допущено бездействие и незаконно удерживаются денежные средства в сумме ...
Представитель административного истца в судебном заседании доводы административного иска поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, пояснил, что излишне взысканные денежные средства в сумме .... до настоящего времени не возвращены.
Административный ответчик СПИ ОСП взысканию штрафов № УФССП России по Пермскому краю ... в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. Пояснила, что требуемые административным истцом денежные средства будут возвращены в ближайшее время, т.к. взыскателю уже выставлено требования о возврате указанной суммы.
Старший судебный пристав СПИ ОСП взысканию штрафов № УФССП России по Пермскому краю, представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате судебного разбирательства.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства административного дела, материалы исполнительного производства №, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 и ч.3 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Мерами принудительного исполнения являются, в том числе: обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Статьей 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливается порядок обращения взыскания на имущество должника, согласно которому взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.
В силу ст. 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму.
Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП по Пермскому краю от Дата возбуждено исполнительное производство № в отношении ...» с предметом исполнения: ...
Из материалов исполнительного производства следует, что Дата судебным приставом-исполнителем ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП по Пермскому краю вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП по Пермскому краю Дата произведено распределение денежных средств по исполнительному производству №
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП по Пермскому краю от Дата отменены меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах ...
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП по Пермскому краю от Дата исполнительное производство № окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Судом также установлено и из материалов дела следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства № поступило в ...» Дата при этом постановление суда от Дата о назначении административному истцу штрафа фактически было исполнено добровольно до возбуждения исполнительного производства, что подтверждается представленным платежным поручением от Дата
Как следует из имеющегося в материалах дела заявления административного истца о прекращении исполнительного производства в связи с фактическим его исполнением, оно было получено судебным приставом-исполнителем Дата
При этом как следует из представленных в материалы дела платежных документов, со счета ... на счет ОСП по взысканию штрафов г. Перми № УФССП России по Пермскому краю в рамках указанного исполнительного производства № были списаны денежные средства в общей сумме ...
Таким образом, учитывая, что при вынесении оспариваемого постановления судебный пристав-исполнитель располагал сведениями о фактическом исполнении должником исполнительного документа - постановления по делу об административном правонарушении от Дата, на основании которого было возбуждено исполнительное производство №, следовательно, оснований для применения в отношении АО «ПЗСП» мер принудительного исполнения в соответствии со ст.ст. 68, 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», в виде обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что действия судебного пристава-исполнителя ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП России по Пермскому краю по списанию денежных средств со счета административного истца ...» по постановлению от Дата об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации в рамках исполнительного производства № являются незаконными.
Из материалов дела следует, что возврат ошибочно перечисленных денежных средств был осуществлен ОСП по взысканию штрафов г. Перми № УФССП России по Пермскому краю на счет ...» платежным поручением от Дата
Таким образом, административным ответчиком в адрес административного истца произведен возврат излишне взысканных денежных средств по исполнительному производству №.
Сведений о возврате оставшейся суммы излишне взысканных денежных средств в размере ... материалы настоящего административного дела и исполнительного производства, не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом произведено неправомерное удержание денежных средств административного истца в сумме ...., в связи с чем на ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП России по Пермскому краю должна быть возложена обязанность вернуть на расчетный счет АО ... излишне взысканные денежные средства в сумме ...
Также административным истцом заявлено о признании незаконным бездействие начальника ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП России по Пермскому краю старшего судебного пристава ... по длительному не направлению ответа на письменное заявление АО «ПЗСП» от Дата о возврате денежных средств.
Согласно ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - ФЗ «О судебных приставах») судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта. Старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» дано разъяснение о том, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Из материалов дела усматривается, что письмом от Дата АО «ПЗСП» обратилось к старшему судебному приставу ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП России по Пермскому краю с требованием о возврате незаконно удержанных денежных средств в сумме ... Отметкой на данном письме подтверждается его получение ОСП по взысканию штрафов г. Перми Дата.
Пунктом 12 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» к исполнительным действиям, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель, отнесены, в том числе, рассмотрение заявлений и ходатайств сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве.
В соответствии с ч. 3 ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.
В соответствии с ч. 5 ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Вместе с тем ответ ОСП по взысканию штрафов г. Перми № на обращение АО «ПЗСП» от Дата о возврате денежных средств направлено в адрес административного истца только Дата т.е. через ... что свидетельствует о нарушении административным ответчиком - старшим судебным приставом .... положений ст.ст. 10, 64, 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», выразившемся в несвоевременном направлении ответа на письменное обращение стороны исполнительного производства. Доказательств, свидетельствующих об обратном, административным ответчиком не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование о признании незаконным бездействие начальника ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП России по Пермскому краю старшего судебного пристава ... по длительному не направлению ответа на письменное заявление АО «ПЗСП» от Дата о возврате денежных средств, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Срок обращения с административным исковым заявлением административным истцом соблюден, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества «ПЗСП» к судебному приставу-исполнителю ОСП по взысканию штрафов по г. Перми №... начальнику ОСП по взысканию штрафов г.Перми № старшему судебному приставу, ... удовлетворить.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП России по Пермскому краю по списанию денежных средств со счета административного истца АО «ПЗСП» по постановлению от Дата об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации в рамках исполнительного производства №
Признать незаконным бездействие начальника ОСП по взысканию штрафов по г.Перми № УФССП России по Пермскому краю старшего судебного пристава ... по длительному не направлению ответа на письменное заявление АО «ПЗСП» от Дата о возврате денежных средств.
Возложить на ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № УФССП России по Пермскому краю обязанность вернуть на расчетный счет АО «ПЗСП» излишне взысканные денежные средства в сумме .... в рамках исполнительного производства № в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
На решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья
Е.В. Шалагинова