Дело № 2а-179/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при секретаре Дьяченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Кузьмичева И.Г.И. Г. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмичёва И.Г. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее по тексту Департамент, административный ответчик) о признании незаконным решения, выразившегося в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ за № № об отказе в предоставлении государственной услуги – определения вида разрешенного использования и категории земель земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Требования административного истца мотивированы тем, что она обратилась к административному ответчику с заявлением об определении видов разрешенного использования относительно принадлежащего ей земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый №, расположенного на территории <адрес> - определить следующие виды разрешенного использования –1.1. «Растениеводство», 1.7. «Животноводство», категория земель: «Земли населенных пунктов». Решением, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №, ответчик отказал в определении видов разрешенного использования и категории земель вышеуказанного земельного участка, сославшись на то, что процедура изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя, регулируются Постановлением Правительства Севастополя от 28.02.2016 №228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории Севастополя».
Отказ мотивирован тем, что согласно информации, указанной Департаментом архитектуры и градостроительства на межведомственный запрос, в настоящее время границы населенных пунктов города Севастополя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не установлены, документация по землеустройству, утвержденная в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в Департаменте архитектуры и градостроительства отсутствует. Границы населенных пунктов не утверждены. Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114, вышеуказанный земельный участок расположен в функциональной зоне ООПТ «Байдарский»; в зоне незастроенных территорий; зоне природно-заповедного фонда, частично в границах красных линий проектируемой дороги. Указанный земельный участок расположен в зоне лесохозяйственного значения.
С указанным ответом истец не согласна, считает, что решением административного ответчика нарушены её права и интересы. Спорный земельный участок принадлежит ей на основании Государственного акта о праве собственности, он поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер. В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 28.02.2016 №228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя» ей предоставлено право испрашивать виды разрешенного использования земельного участка и согласно Порядка № 228-ПП, получить решение об определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка.
Административный истец считает решение административного ответчика незаконным, поскольку такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует действующему законодательству.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, причин неявки суду не сообщила, обеспечила явку представителя Усова Р.С.
Представитель административного истца Усов Р.С., действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще,предоставил материалы, послужившие основанием к вынесению обжалуемого решения. В письменном ходатайстве просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме и рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемое решения вынесено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Судом установлено, что Кузьмичёвой И.Г. на основании государственного акта на право собственности серии №№ принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый №, расположенный на территории <адрес> с целевым назначением «для ведения личного крестьянского хозяйства».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением об определении видов разрешенного использования относительно принадлежащего ей земельного участка расположенного по вышеуказанному адресу - определить следующие виды разрешенного использования –1.1. «Растениеводство», 1.7. «Животноводство», категория земель: «Земли населенных пунктов».
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № № в предоставлении государственной услуги отказано. Учитывая отсутствие заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя, Департамент не имеет правовых оснований для определения категории земель земельного участка. При этом, в ответе указано, что Департамент считает возможным определение вида разрешенного использования земельного участка как: «Растениеводство» (код 1.1.), «Животноводство» (код 1.7).
Согласно информации, указанной Департаментом архитектуры и градостроительства на межведомственный запрос, в настоящее время границы населенных пунктов города Севастополя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не установлены, документация по землеустройству, утвержденная в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в Департаменте архитектуры и градостроительства отсутствует. Границы населенных пунктов не утверждены.
Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114, вышеуказанный земельный участок расположен в функциональной зоне ООПТ «Байдарский»; в зоне незастроенных территорий; зоне природно-заповедного фонда, частично в границах красных линий проектируемой дороги. Указанный земельный участок расположен в зоне лесохозяйственного значения.
Как усматривается из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ относительно земельного участка административного истца, ему присвоена категория «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства».
Данные обстоятельства материалами дела не опровергаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и т. п; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Перевод земель, находящихся в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписаниями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в частности несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3 статьи 4).
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае его отсутствия – в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территорий, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Как видно из ответа Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в функциональной зоне <данные изъяты>; в зоне незастроенных территорий; зоне природно-заповедного фонда, частично в границах красных линий проектируемой дороги. Указанный земельный участок расположен в зоне лесохозяйственного значения, имеет пересечение с земельным участком с КН №, с видом разрешенного использования «Отдых (рекреация)» (код 5,0) «Использование лесов» (код 10.0), а также градостроительную ситуацию, определить вид разрешенного использования и категорию земель испрашиваемому земельному участку не представляется возможным.
Из материалов дела следует, что принадлежащему истцу земельному участку присвоена категория — «земли сельскохозяйственного назначения».
Пунктом 1.1. Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя определено, что Департамент это исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 4.42. Положения Департамент осуществляет отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую, в том числе при включении земельных участков в границы населенных пунктов (в отношении земель, находящихся в собственности города Севастополя, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности). При этом, отнесение земельного участка к соответствующей категории земель устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя (ч.2 ст. 5).
Относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка, суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Украины виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На территории города Севастополя правоотношения по определению видов разрешенного использования земель регулируются Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории Севастополя».
В соответствии с указанным Порядком (п.2) виды разрешенного использования определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с правоустанавливающим документом; градостроительной документацией, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ; землеустроительной документацией, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из материалов дела целевое назначение земельного участка, установленное в соответствии с законодательством Украины «для ведения личного крестьянского хозяйства».
В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» личное крестьянское хозяйство - это хозяйственная деятельность, которая проводится без создания юридического лица физическим лицом индивидуально или лицами, которые находятся в семейных или родственных отношениях и совместно проживают, с целью удовлетворения личных потребностей путем производства, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции, реализации ее излишков и предоставления услуг с использованием имущества личного крестьянского хозяйства, в том числе и в сфере сельского зеленого туризма.
Как следует из обжалуемого ответа, Департамент считает возможным определение вида разрешенного использования земельного участка как: «Растениеводство» (код 1.1), «Животноводство» (код 1.7).
Таким образом, административный ответчик в пределах полномочий определил категорию земельного участка, принадлежащего истцу и вид его разрешенного использования.
Изменение вида разрешенного использования и категории земельного участка осуществляется соответствующим Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя по обращению с заявлением заинтересованного лица, согласно Положению об этом органе.
Исходя из положений ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Доказательства в порядке ст. 226 КАС РФ, сведения, представленные Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в полномочия которого входит определения вида разрешенного использования и категории земель, административным истцом и ее представителем не опровергнуты.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В ходе судебного разбирательства не установлено несоответствие оспариваемого решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ за № ГУ-исх-13812/19 требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца, сторона, которой не обосновала, какие неблагоприятные последствия возникли у нее в результате принятия оспариваемого решения.
Отказ административного ответчика в удовлетворении заявления Кузьмичёвой И.Г. вынесен в пределах его полномочий. Оспариваемое решение содержит законное основание отказа для определения вида разрешенного использования и категории земель со ссылкой на нормы права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кузьмичева И.Г.И. Г. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 06.03.2020.