ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1789/2022 от 28.02.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-1789/2022

УИД 75RS0001-02-2022-000737-80

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2022 года

Центральный районный суд г. Читы

в составе председательствующего судьи Марковой О.А.,

при секретаре Верховод Н.Е.,

с участием административного истца Кондрыкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Центрального административного района городского округа «», Администрации городского округа «» о признании незаконным и отмене постановления -а от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Центрального административного района городского округа «» -а от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому несовершеннолетней ФИО3 (дочери истца) объявлено предупреждение об уголовной и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений; истцу, как законному представителю ФИО3 объявлено предупреждение об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетней дочери; администрации МБОУ СОШ осуществить меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетней ФИО3; начальнику ОП «Северный» УМВД России по организовать проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетней ФИО3

Вынесенное постановление полагает незаконным и необоснованным, поскольку отсутствуют надлежащие доказательства совершения ФИО3 действий, характеризующих преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 207 УК РФ. Полагает, что в действия одноклассника ФИО7 должны были быть квалифицированы как подстрекательство, и в отношении него также должна была быть проведена проверка, в том числе, с рассмотрением материалов Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

О результатах проведения проверки, в частности, о вынесении в отношении ФИО3 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела законному представителю стало известно только ДД.ММ.ГГГГ после звонка о вызове на заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на ДД.ММ.ГГГГ Указанное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в адрес истца не направлялось, о необходимости его получения мы также не извещались. В связи с чем, были лишены возможности знакомиться с материалами проверки, приносить свои замечания либо обжаловать действия должностного лица, вынесшего постановление, либо само постановление.

Отсутствуют доказательства, свидетельствующие о хулиганских побуждениях ФИО3

Полагает, что на стадии проверки действия ФИО3 могли быть квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.13 КоАП РФ «Заведомо ложный вызов специализированных служб», а не по ст. 207 УК РФ.

Выражает несогласие с вынесенным предупреждением в отношении дочери, а также в отношении самого административного истца как родителя об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетней дочери. Материалами дела не установлены обстоятельства, которые бы позволяли прийти к выводу о ненадлежащем исполнении истцом обязанностей родителя.

Полагает, что возложение обязанностей на администрацию МБОУ СОШ по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения, а также на ОП «Северный» УМВД России по по проведению индивидуальной профилактической работы без указания срока/периода их проведения (6 месяцев, 1 год и т.д.) нарушает права несовершеннолетней ФИО3

Также полагает, что при вынесении постановления Комиссией не принято во внимание, что неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; что несовершеннолетняя ФИО3 социализирована, воспитывается в законопослушной семье, имеет положительную характеристику по месту учебы, награды за спортивные достижения, совершила проступок впервые, отсутствуют общественно опасные последствия деяния, добросовестно заблуждалась относительно последствий своих действий в силу возраста, осознала свой поступок. В связи с чем, полагает, что объявления предупреждения при таких обстоятельствах было бы достаточным и соответствующим совершенному, основания для постановки на профилактический учет отсутствуют.

В судебном заседании административный истец ФИО2 требования административного иска поддержала.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Центрального административного района городского округа «» представлены письменные возражения по иску.

Исследовав материалы дела, письменные возражения ответчика, выслушав объяснения административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

ДД.ММ.ГГГГ в службу спасения поступил звонок от неизвестной девочки, которая сообщила, что в школе стреляют, убивают. По телефонному сообщению сотрудниками полиции был осуществлен выезд в МБОУ СОШ к 9. где было осмотрено помещение школы, а именно произведен обход 3 этажей. В ходе обхода каких-либо противоправных деяний не выявлено.

В рамках проверки установлена и опрошена ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая по адресу: , мкр. Октябрьский, , учащаяся 3 класса, МБОУ СОШ , которая пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ около 12 часов 45 минут пришла в школу. Со слов ФИО3, перед началом урока к ней подошел одноклассник ФИО12, который попросил ее набрать номер «911». ФИО3 набрала номер «911», после чего самостоятельно сообщила, что в школе убивают. В ходе проверки ФИО3 пояснила, что не знает, почему так сказала, так как противоправных деяний в отношении нее в школе не совершалось.

Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Центрального административного района городского округа «» от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетней ФИО3 вынесено предупреждение об уголовной и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений; о недопустимости повторного совершения правонарушений, преступлений, противоправных действий.

Законному представителю ФИО3ФИО2 вынесено предупреждение об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетней дочери; о необходимости осуществления систематического надлежащего контроля над поведением несовершеннолетней дочери.

Администрации МБОУ СОШ на основании п.2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» постановлено осуществить меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетней ФИО3; обеспечить меры по привлечению несовершеннолетней ФИО3 к участию в общедоступных спортивных секциях, технических или иных кружках, клубах; информацию о принятых мерах направлять в КДН и ЗП один раз в квартал.

Начальнику ОП «Северный» УМВД России по постановлено организовать проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетней ФИО3; информацию о ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетней ФИО3 представлять в КДН и ЗП при администрации не реже 1 раза в квартал.

Анализируя оспариваемое постановление, суд исходит из того, что постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, вынесено в пределах предоставленных полномочий, без нарушения закона и прав административного истца; Комиссией правомерно принято постановление в отношении несовершеннолетней, меры воздействия определены для целей ее защиты, предупреждения правонарушений и антиобщественных действий; порядок рассмотрения материалов Комиссией соблюден.

Так, вопросы, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются, в том числе: предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Пунктом 1 части 2 статьи 11 Федерального закона N 120-ФЗ установлено, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 2 статьи 11 Федерального закона N 120-ФЗ).

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

С.1.от ДД.ММ.ГГГГ N 1023-ЗЗК "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в" (принят ЗаконодательнымДД.ММ.ГГГГ) определено, что Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в(далее также - комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создаваемыми в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, комиссии выполняют функции специализированного государственного органа по применению принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобожденным судом от уголовной ответственности.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 995) комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются: а) наименование комиссии; б) дата; в) время и место проведения заседания; г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии; д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании; е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление; ж) содержание рассматриваемого вопроса; з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии); и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики; м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Пунктом 6 Примерного положения определены задачи комиссий, аналогичные задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленным в статье 2 указанного Федерального закона.

Согласно подпункту "в" пункта 7 Примерного Положения территориальные (муниципальные) комиссии применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Пунктом 9 ст. 5,от ДД.ММ.ГГГГ N 1023-ЗЗК "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в" (принят ЗаконодательнымДД.ММ.ГГГГ) установлено, что муниципальные комиссии рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности муниципальных комиссий.

Согласно п.14. ст.6 вышеназванного закона решения муниципальных комиссий оформляются в форме постановлений.

16. Постановления комиссии содержат:

1) меры, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, склонению их к суицидальным действиям;

2) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, склонению их к суицидальным действиям;

3) иные положения в соответствии с федеральным законодательством.

Муниципальные комиссии рассматривают материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях:

1) по заявлению несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц;

2) по собственной инициативе;

3) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) по представлению правоохранительных органов.

2. Материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях, поступившие в муниципальную комиссию, в целях обеспечения своевременного и правильного решения предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем.

Предварительное изучение указанных материалов (дел) производится в срок не более десяти календарных дней с момента их поступления.

В процессе предварительного изучения указанных материалов (дел) разрешаются следующие вопросы:

1) относится ли рассмотрение данного материала (дела) к полномочиям муниципальных комиссий;

2) имеется ли необходимость в проведении дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного рассмотрения материала, а также в истребовании дополнительных материалов;

3) имеются ли ходатайства или отводы.

3. По результатам предварительного изучения материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, председателем муниципальной комиссии или его заместителем принимается следующее решение:

1) о назначении даты, времени и места проведения заседания муниципальной комиссии и об извещении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), прокурора, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным;

2) об отложении рассмотрения материалов (дел);

3) о возвращении поступивших материалов (дел) органам, направившим материалы, если их рассмотрение не отнесено к полномочиям муниципальных комиссий или если они требуют проведения дополнительной проверки;

4) о рассмотрении ходатайств несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании муниципальной комиссии;

5) о принятии мер по обеспечению явки несовершеннолетнего на заседание муниципальной комиссии.

4. Материалы, подготовленные к заседанию муниципальной комиссии, предоставляются по запросу несовершеннолетним, в отношении которых проводится заседание, их родителям (законным представителям).

5. Материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях, рассматриваются в муниципальных комиссиях в срок не позднее 15 календарных дней со дня поступления указанных материалов (дел).

Материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов рассматриваются в порядке и сроки, установленные пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона.

(часть 5 введенаот ДД.ММ.ГГГГ N 1617-ЗЗК)

6. В случае поступления ходатайств от лиц, участвующих в заседаниях муниципальных комиссий, либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств по рассматриваемым материалам (делам), не связанным с делами об административных правонарушениях, срок рассмотрения материалов (дел) может быть продлен на срок не более одного месяца.

Постановления и представления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.

Постановления и представления комиссии должны быть изложены в письменной форме и мотивированы.

Протокол заседания комиссии ведется на каждом заседании.

Вышеуказанные требования действующего законодательства Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Центрального административного района городского округа «» были соблюдены; поступившая в Комиссию информация содержалась в материалах проверки, зарегистрированной в КУСП №ё18688 от ДД.ММ.ГГГГ по факту поступившего телефонного звонка в службу спасения.

Факт совершения звонка ФИО8 был подтвержден, в том числе письменными объяснениями несовершеннолетней, изложенными в письменных объяснениях; следовательно, административный ответчик вправе был рассмотреть материалы, представленные органом внутренних дел, в отношении несовершеннолетней ФИО3, в целях защиты ее прав и законных интересов, устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, принять в рамках индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетней меры воздействия в отношении нее, поручив образовательному учреждению оказать содействие несовершеннолетнему в организации его досуга, правоохранительному органу – провести профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правонарушения.

Порядок рассмотрения материалов Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Центрального административного района городского округа «» был соблюден, также Комиссией соблюдены сроки рассмотрения материалов.

При этом постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Центрального административного района городского округа «», по поводу которого возник спор, направлено на соблюдение несовершеннолетней правил поведения, а потому не может расцениваться как нарушение прав ребенка.

Доводы о необоснованности квалификации действий ФИО3 являются несостоятельными, так как Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не относится к органам предварительного расследования и дознания, что не позволяет производить какие-либо действия в рамках материалов проверки по факту поступивших телефонных сообщений о преступлениях, в связи с чем опрос проводился сотрудниками полиции, а именно инспекторами ПДН ОП «Северный» УМВД РФ по . По результатам проверки инспектором ПДН ОП «Северный» Чите УМВД РФ капитаном полиции ФИО9, в рамках своей компетенции, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 20.12.2021 г.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не имеет полномочий в принятии решений о постановке на учет несовершеннолетних, так как данное решение находится в компетенции подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, в соответствии с Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», в связи с чем доводы о необоснованной постановке на учет ФИО3 также являются несостоятельными, ФИО3 на профилактический учет Комиссией не поставлена.

Другие доводы, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Комиссией норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с установленным Комиссией в пределах своей компетенции комплексом мер воздействия в отношении несовершеннолетней ФИО3, указывая, что достаточно было вынести в отношении несовершеннолетней предупреждение. Вместе с тем установленные меры, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения, установлены в целях устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Вопреки доводам административного истца постановленные Администрации МБОУ СОШ меры профилактики содержат сроки в виде предоставления информации о их проведении один раз в квартал.

Предупреждение в отношении законного представителя ФИО3 также является профилактической мерой общественного воздействия, а не мерой наказания, тогда как установленный факт ненадлежащего осуществления родительских обязанностей по воспитанию ребенка является основанием для привлечений к административной ответственности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, оспариваемое постановление вынесено компетентным органом, в пределах предоставленных законом полномочий, в соответствии с требованиями закона и является правомерным, оснований для удовлетворения административного иска не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано ввой суд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд .

Судья О.А.Маркова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ