РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Еланцы 21 октября 2020 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Музеевой Н.А.,
с участием помощника Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Чупровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-178/2020 по административному иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Хужирского муниципального образования, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» об обязании ликвидировать захоронения фосфатных и аммонийных удобрений,
УСТАНОВИЛ:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Хужирского муниципального образования, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» об обязании ликвидировать захоронения фосфатных и аммонийных удобрений в районе д. <адрес>, в точке с координатами N 53°13"18.4" E 107°24"51.3" и привести земельный участок в состояние пригодное для использования по назначению.
В обоснование заявленных требований процессуальным истцом указано, что в районе д. <адрес> по маршруту следования от <адрес> в север-западном направлении к дому №<адрес> в районе заброшенного склада бывшего совхоза «Ольхонский» на земельном участке были обнаружены следы проведения земляных работ в виде сталкивания и перемещения грунта спецтехникой (географические координаты <адрес>
По информации местных жителей, в июле-августе 2018 года, неустановленными лицами в районе заброшенного склада бывшего совхоза «Ольхонский» была вырыта яма – эстакада для выгрузки и погрузки спецгехники. Ранее, при осмотре местными жителями места, где производилась выгрузка и погрузка спецтехники, в вырытой яме на разрезе наблюдалась прослойка белого вещества толщиной примерно 15-20 мм, обнаружены куски разорванных полиэтиленовых мешков, а также найден кусок мешка с надписью Р2О5 46% minimum (фосфатные удобрения).
В месте обнаружения следов проведения земляных работ сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» выполнен отбор проб почвы для проведения анализа на содержание в почве химических веществ. Результаты испытаний проб почвы, а также информация местных жителей указывают на факт захоронения в месте заброшенного склада бывшего совхоза «Ольхонский» (географические координаты N <адрес>) фосфатных и аммонийных удобрений.
Указывает, что обследованная территория расположена в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Прибайкальского национального парка.
Полагает, что выявленные нарушения причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем, нарушают закрепленное ст. 42 Конституции РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.
Помощник прокурора Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры Чупрова А.А. поддержала уточненный иск по доводам, изложенным в нем. просил его удовлетворить.
Административные ответчики администрация Онгуренского муниципального образования, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в судебное заседание своих представителей в суд не направили, надлежаще извещены, причины неявки суду не сообщили.
Ранее в ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика администрации Хужирского МО Маланова В.С. в соответствии со статьей 157 КАС РФ требования признала в полном объеме, о чем представила суду заявление. В дальнейшем возражала против удовлетворения требований. Представитель административного ответчика ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в своем отзыве также возражал против удовлетворения административного иска.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждением чрезвычайных ситуаций признается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1, статьей 2 пунктом 7 Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» установлено, что к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.
Судом установлено, что в районе д. <адрес> по маршруту следования от <адрес> в север-западном направлении к дому №<адрес> в районе заброшенного склада бывшего совхоза «Ольхонский» на земельном участке были обнаружены следы проведения земляных работ в виде сталкивания и перемещения грунта спецтехникой (географические координаты <адрес>
В месте обнаружения следов проведения земляных работ сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» выполнен отбор проб почвы для проведения анализа на содержание в почве химических веществ. Результаты испытаний проб почвы, а также информация местных жителей указывают на факт захоронения в месте заброшенного склада бывшего совхоза «Ольхонский» (географические координаты <адрес> фосфатных и аммонийных удобрений.
Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно преамбуле, озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия.
Байкальская природная территория – это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Статьей 5 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» определено, что в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в том числе химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное с использованием пестицидов, агрохимикатов.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.
Учитывая, что законодательством определены требования к условиям хранения агрохимикатов в целях обеспечения безопасности и предотвращения угрозы причинения вреда окружающей природной среде ликвидация места складирования агрохимикатов на территории поселения является мерой предупреждения чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждением чрезвычайных ситуаций признается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1, статьей 2 пунктом 7 Закона Иркутской области от 03.11.2016 г. № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» установлено, что к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Хужирского муниципального образования было внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, за №. Вместе с тем, исходя из ответа на данное представление от ДД.ММ.ГГГГ№ и ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ№, до настоящего времени администрацией Хужирского муниципального образования выше обозначенные нарушения природоохранного законодательства не устранило.
Кроме того, обследованная территория места захоронения фосфатных и аммонийных удобрений расположена в границах Прибайкальского национального парка в соответствии с публичной кадастровой картой и выписки из ЕГРН.
Согласно ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ).
Согласно п. 13 Устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории Прибайкальского национального парка, предоставляются Учреждению в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 20 Устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного приказом Минприроды России от 24.12.2013г. № 622 целями деятельности ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» является сохранение и изучение типичных природных комплексов и объектов, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ и растений и животных, расположенных на территориях заповедника и национального парка, экологическое просвещение населения, разработка и внедрение научных методов охраны природы, осуществление экологического мониторинга, а также создание условий для регулируемого туризма и отдыха.
Преамбулой Федерального закона 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с ч. 1 ст. 12, 13 Федеральный закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи, в том числе сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, и объектов, осуществление государственного экологического мониторинга, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.02.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несоблюдение административными ответчиками вышеуказанных требований законодательства причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем, нарушают закрепленное ст. 42 Конституции РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.
Сведения о том, что захоронения удобрений были ликвидированы, судом не представлено.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного, самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Хужирского муниципального образования – администрацию сельского поселения, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, ликвидировать захоронения фосфатных и аммонийных удобрений в районе д. <адрес>, в точке с координатами <адрес> и привести земельный участок в состояние пригодное для использования по назначению.
Решение суда стороны вправе обжаловать в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Л.Н. Холодова