Дело № 2а-178/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Усть-Мая 26 ноября 2020 г.
Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Тарабукина С.Г., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Усть-Майского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Эжанский национальный наслег» о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении обязанности по опубликованию отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 года в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет», возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по размещению сведений в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Усть-Майского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Эжанский национальный наслег» о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении обязанности по опубликованию отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 г. в Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет на портале https://zakupki.gov.rn и возложении обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять конкретные меры по размещению сведений в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Усть-Майского района во исполнение п. 2.28 решения коллегии прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с частью 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон № 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Согласно ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 4.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ порядок подготовки отчета, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
Из п. 4 указанных правил следует, что отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы отчет размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Датой составления отчета является дата размещения отчета в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте.
Согласно ст. 7 Закона № 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Проверкой установлено, что администрацией МО «Эжанский национальный наслег» отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 года в установленные законом сроки не размещен в единой информационной системе в сфере закупок, то есть до 01.04.2020.
По данному факту прокуратурой района в адрес и.о. главы МО «Эжанский национальный наслег» 03.06.2020 № 7-26-2020/139 внесено представление, которое в установленный срок не рассмотрено, нарушения фактически не устранены.
Таким образом, органом местного самоуправления нарушены принципы открытости и прозрачности, единых принципов и подходов, установленные законодательством о контрактной системе в сфере закупок, а равно нарушаются охраняемые ч.4 ст.29 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц на получение полной информации о размещении заказов.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Административным истцом - заместителем прокурора при подаче административного искового заявления заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства согласно ст. 291 ч. 2 КАС РФ.
Административный ответчик – администрация МО «Эжанский национальный наслег» обратился с ходатайством о рассмотрении административного дела порядке упрощенного (письменного) производства согласно ст. 291 КАС РФ, административный иск признают в полном объеме.
Определением суда от 16 ноября 2020 г. настоящее административное дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Суд, руководствуясь ст. 292 КАС РФ и исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Правомерность предъявления заместителем прокурора иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, основывается положениями ст. 39 КАС РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, при исполнении контрактов регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту -Федеральный закон № 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Из представленных материалов дела усматривается, что в ходе проверки исполнения вышеизложенного законодательства допущены нарушения норм закона администрацией МО «Эжанский национальный наслег» Усть-Майского района, в Единой информационной системе в сети «Интернет» на портале https://zakupki.gov.rn не размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 г, о чем заместителем прокурора составлена справка.
03 июня 2020 г. заместитель прокурора направил в администрацию МО «Эжанский национальный наслег» представление об устранении нарушений федерального законодательства, а именно о принятии конкретных мер по устранению нарушений федерального закона в этой области.
В месячный срок администрация МО «Эжанский национальный наслег» представление заместителя прокурора не рассмотрела и не приняла меры к устранению нарушений Федерального закона.
На момент подачи административного иска в суд меры об устранении нарушений федерального закона на представление заместителя прокурора от 03 июня 2020 г. администрацией МО не приняты о результатах рассмотрения не сообщено, соответственно, срок обращения в суд, предусмотренный ст. 219 ч. 1.1 КАС РФ, заместителем прокурора не пропущен.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 4.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ порядок подготовки отчета, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 г. № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
Из п. 4 названных Правил следует, что отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы отчет размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Датой составления отчета является дата размещения отчета в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, судом установлено, что невыполнение требований федерального законодательства в области размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 года в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет» влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и могут способствовать совершению коррупционных правонарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Указанное обстоятельство нарушает права граждан на свободу поиска и получения информации о деятельности органа местного самоуправления в сфере закупок.
Неисполнение административным ответчиком возложенных законом на него обязанностей может привести к неблагоприятным последствиям неопределенного круга лиц, в частности на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, в связи, с чем заместитель прокурор обоснованно обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. ст. 39, 218 КАС РФ. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.
Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 года в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет» и обязать принять меры по размещению в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет» https://zakupki.gov.rn отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 года.
Разрешая вопрос об установлении срока, до которого должны быть устранены нарушения закона, принимая во внимание характер спора, существо права неопределенного круга лиц, подлежащих защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, характер и объем действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения, временные затраты на них, суд считает возможным установить срок указанный прокурором, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
При разрешении вопроса о судебных расходах, суд исходит из следующего.
Размер государственной пошлины согласно ст. 333.19 п. 1 п.п. 7 Налогового кодекса РФ по указанной категории дел составляет для организаций 2 000 руб.
Между тем, в силу положений п.п. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ заместитель прокурора был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего административного иска, а МО «Эжанский национальный наслег» как административный ответчик по данному делу также освобожден от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах в силу ст. 114 ч. 3 КАС РФ и исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственную пошлину по данному делу в размере 2 000 руб. следует возместить за счет средств бюджета МР «Усть-Майский улус (район)».
Меры предварительной защиты по административному иску не применялись.
Необходимость опубликования решения суда в официальном печатном издании судом не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 180, 227, 293-294.1 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Усть-Майского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Эжанский национальный наслег» о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении обязанности по опубликованию отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 года в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет», о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по размещению сведений в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет» – удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Эжанский национальный наслег» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия), выразившееся в неисполнении обязанности по размещению сведений об исполнении обязанности по опубликованию отчета об объемах закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 года в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет».
Обязать администрацию муниципального образования «Эжанский национальный наслег» в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по размещению сведений в Единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет» https://zakupki.gov.ru отчета об объемах закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2019 года.
Главе администрации МО «Эжанский национальный наслег» ФИО1 сообщить об исполнении настоящего решения суда в Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия), прокурору Усть-Майского района в течение одного месяца со дня его исполнения.
Государственную пошлину в размере 2 000 руб. (две тысячи рублей) возместить за счет средств бюджета МР «Усть-Майский улус (район)».
Меры предварительной защиты по административному иску не применялись.
Не опубликовывать решение суда в официальном печатном издании Усть-Майского района Республики Саха (Якутия).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения сторонами по делу копии решения, через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).
Разъяснить сторонам по делу, если после принятия настоящего решения в 10-дневный срок поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок (ч. 5.1 ст. 292 КАС РФ - не менее 15 дней или 30 дней), либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ, суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене настоящего решения суда и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства.
Председательствующий: п/п С.Г. Тарабукин
Копия ВЕРНА,
Судья Усть-Майского районного суда
Республики Саха (Якутия): С.Г. Тарабукин
Секретарь суда: Л.В. Решетникова