Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2017 года г. Королев
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Трошиной В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-178/17 по административному иску ФИО1 к Королёвскому Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Королёвскому Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, в котором просит признать незаконным решение Королевского управления социальной защиты населения от 10.10.2016 г., и обязать Королевское управление социальной защиты удовлетворить ее заявление о распоряжении средствами (частью средств) регионального материнского (семейного ) капитала Серия № от ДД.ММ.ГГГГ.(решение № 30072739) для оплаты образовательных услуг, ее сыну, Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обучающемуся в (МАУ ДО «<данные изъяты>») и произвести соответствующие выплаты. В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что отказ административного ответчика нарушает ее конституционное право на государственную поддержку семей, имеющих детей. Также указанное решение нарушает ее право и требования на получение дополнительных мер государственной поддержки при рождении второго ребенка.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске и указала, что предоставила все необходимые документы в отношении образовательного учреждения, готового оказать образовательные услуги для ее сына, которое является дошкольным, и не подлежит государственной аккредитации.
Представитель Королёвского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях и указал, что истцу обоснованно было отказано в направлении средств (часть средств) материнского капитала на оплату платных образовательных услуг, поскольку в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» данные средства могут быть направлены только на оплату образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными организациями, а также частными образовательными организациями, получившими соответствующую лицензию и реализующими имеющими государственную аккредитацию. В данном случае истцом не было представлено документов, подтверждающих государственную аккредитацию МАУ ДО «<данные изъяты>».
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 8 ст. 5 Закона Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» к мерам социальной поддержки относится предоставление регионального материнского (семейного) капитала.
Согласно ст.ст. 20.5, 20.6 Закона Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006-03, средства (часть средств) материнского капитала могут быть направлены на: 1) На оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными организациями; 2) На оплату образовательных услуг, оказываемых частными образовательными организациями, получившими соответствующую лицензию и реализующими имеющими государственную аккредитацию образовательные программы.
В соответствии с Законом МО № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» Правительством Московской области утвержден Порядок распоряжения средствами регионального материнского капитала на получение образования ребенком, который устанавливает правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком, перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
В Порядке перечислен перечень необходимых для предоставления документов: а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) копия сертификата на материнский капитал (его дубликата); в) разрешение органа опеки и попечительства на распоряжение средствами (частью средств) материнского капитала - в случае подачи заявления опекунами (попечителями) или приемными родителями несовершеннолетнего ребенка; г) копия договора на оказание платных образовательных услуг, заключенного между заявителем и образовательной организацией (далее - договор); д) копия свидетельства о рождении ребенка. В рамках межведомственного информационного взаимодействия в установленные законодательством Российской Федерации сроки территориальным подразделением Министерства запрашиваются: лицензия на право осуществления образовательной деятельности образовательной организацией; свидетельство о государственной аккредитации образовательной организации.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 имеет двух несовершеннолетних детей: А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
20.05.2012 г. ФИО1 был выдан Сертификат на региональный материнский (семейный) капитал серии №, подтверждающий право на получение регионального материнского (семейного) капитала в соответствии со статьёй 20.2 Закона МО № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в размере <данные изъяты> руб.
29.08.2016 г. ФИО1 обратилась в Королёвское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о направлении средств (часть средств) материнского капитала на оплату платных образовательных услуг предоставляемых Н.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в МАУ ДО «<данные изъяты>». К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе договор, заключенный между истцом и МАУ ДО «<данные изъяты>» от 29.08.2016 г. №2 на обучение по дополнительным образовательным программам, а именно на обучение Н. по образовательной программе «адаптация детей к школьной жизни»; срок обучения 1 год; полная стоимость платных образовательных услуг <данные изъяты> руб. Также была представлена лицензия Министерства образования Московской области №74457 от 08.10.2015 г. на осуществление образовательной деятельности, выданная Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования городского округа Королев Московской области «<данные изъяты>», бессрочно.
Решением Королёвского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 10.10.2016 г. №9 ФИО1 было отказано в удовлетворении заявления о реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала, по основанию отсутствия свидетельства о государственной аккредитации учреждения.
Суд считает данное решение не основанным на нормах действующего законодательства.
Так, согласно п.1 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Пунктом 2 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1039) установлено, что государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также в отношении образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными самостоятельно федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и "Санкт-Петербургский государственный университет", образовательными организациями высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральными государственными образовательными организациями высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.
Действующим законодательством в сфере образования, в том числе приведенным Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" аккредитация образовательных учреждений не предусмотрена, а установлена аккредитация именно в отношении образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Аккредитация образовательных учреждений была предусмотрена статьей 33.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", утратившим силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом, административный ответчик не вправе был требовать от истца предоставления свидетельства о государственной аккредитации учреждения.
Более того, суд учитывает, что приведенными выше нормами Закона Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» предусмотрена необходимость наличия государственной аккредитации именно образовательных программ, а не образовательных учреждений, но только в отношении частных образовательных организаций, на обучение в которых направляются средства материнского капитала (пп.2 п.2 ст.20 Закона). В то же время данной нормой в отношении оплаты платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными организациями, необходимость подтверждения государственной аккредитации образовательных программ не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать решение Королёвского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 10.10.2016 г. №9 отказе в удовлетворении заявления о реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала незаконным, и обязать Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области обязанность направить средства регионального материнского (семейного) капитала в сумме <данные изъяты> руб. для оплаты образовательных услуг Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в МАУ ДО «<данные изъяты>» на основании договора №2 на обучение по дополнительным образовательным программам от 29 августа 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-186 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иску ФИО1 к Королёвскому Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области – удовлетворить.
Признать незаконным решение Королёвского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 10.10.2016 г. №9 отказе в удовлетворении заявления о реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала.
Обязать Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области обязанность направить средства регионального материнского (семейного) капитала в сумме <данные изъяты> руб. для оплаты образовательных услуг Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в МАУ ДО «<данные изъяты>» на основании договора №2 на обучение по дополнительным образовательным программам от 29 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Королёвский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ