ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1792/2021 от 15.10.2021 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-1792/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Борисовой Н.А.,

при секретаре Гороховой А.А.,

с участием: представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску А.Х. к отделу МВД России по Октябрьскому району г. Иваново, Управлению министерства внутренних дел России по Ивановской области об оспаривании решения об отказе в принятии заявления на выдачу вида на жительство на территории Российской Федерации,

установил:

Аджеил ФИО2 обратился в суд с административным иском к отделу МВД России по Октябрьскому району г. Иваново об оспаривании решения об отказе в принятии заявления на выдачу вида на жительство на территории Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что административный истец является гражданином Сирии. 28.05.2021 он обратился по месту своего фактического пребывания в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново с заявлением об оказании ему государственной услуги по выдаче иностранному гражданину вида на жительство в РФ в соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Вместе с заявлением были приложены все необходимые документы. Документы были просмотрены и проверены должностным лицом ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново, каких-либо замечаний к представленному пакету документов у должностного лица не имелось. Однако документы на выдачу вида на жительство в РФ у административного истца приняты не были по причине незаконного нахождения истца на территории РФ. С данным отказом административный истец не согласен, считает его незаконным и не соответствующим положениям Административного регламента. На момент обращения в ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району города Иваново с заявлением о выдаче вида на жительство в РФ, А.Х. находился на территории РФ без нарушения установленного порядка пребывания (проживания), так как в это время заявитель обжаловал решение УВМ УМВД России по Ивановской области об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ. Кроме того, административный истец имеет законность нахождения в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», согласно которому справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории РФ на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища. Указывает, что основанием для отказа в принятии заявления является только несоответствие приложенных документов перечню, установленному Административным регламентом. В рассматриваемом случае все необходимые документы были представлены. Отмечает, что Административный регламент вообще не ставит условия получения государственной услуги в зависимости от наличия, либо отсутствия у заявителя визы. Основным необходимым условием является законность нахождения иностранного гражданина на территории РФ. Отказ в приеме заявлений и документов на выдачу вида на жительство в РФ, как единственного способа для легализации в РФ административного истца, нарушает его законное право на пребывание (проживание) в РФ со своей семьей, своими детьми и с высокой вероятностью может повлечь высылку из РФ, как нарушителя режима пребывания. На основании вышеизложенного административный истец просит суд признать незаконным отказ начальника ОВМ ОМВД России Октябрьскому району г. Иваново ФИО3 в принятии, регистрации и рассмотрении по существу заявления и документов на выдачу вида на жительство в РФ гражданину Сирийской Арабской Республики А.Х.; обязать ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново принять у гражданина Сирийской Арабской Республики А.Х. заявление и пакет документов, подаваемый административным истцом 28.05.2021 на выдачу вида на жительство в РФ для рассмотрения по существу.

Административный истец Аджеил ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании административный иск поддержала по основаниям, в нем изложенным.

Представитель административного ответчика ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв на исковое заявление, суть которого сводится к следующему. А.Х. 28.05.2021 обратился в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново с заявлением об оказании ему государственной услуги по выдаче вида на жительство, в соответствии п.4 ч.2 ст.8 ФЗ-115 от 25.07.2002, согласно которому без получения разрешения на временное проживание вид на жительство выдается иностранному гражданину, имеющему родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ и постоянно проживающих в РФ. То есть основанием для подачи заявления, явилось наличие родственных связей. Процедура и сроки предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ урегулированы Административным регламентом МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ, утвержденного приказом МВД России от 11.06.2020 №417. В оказании государственной услуги сотрудниками ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново в приеме заявления и документов на вид на жительство на территории РФ административному истцу отказано, в связи с нахождением иностранного гражданина на территории РФ с нарушением установленного порядка пребывания (проживания). Кроме того, истец ссылается на п.5 Постановления правительства РФ 12.2001 №274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». Согласно данной норме при приеме заявления о предоставлении временного убежища подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России выдается справка о рассмотрении указанного заявления на срок, не превышающий трех месяцев. Эта справка подтверждает законное пребывание лица и прибывших с ним членов его семьи на территории РФ на период рассмотрения заявления, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища. Из текста искового заявления не усматривается, что административный истец при подаче заявления в ОМВД России по Октябрьскому району предоставлял указанную справку, которая бы подтвердила тот факт, что он находится на территории РФ на законных основаниях. Таким образом, поскольку административный истец является гражданином Сирийской Арабской Республики, с которой установлен визовый режим въезда в РФ, для принятия заявления о выдаче вида на жительство в РФ в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса, он должен иметь действующую визу и миграционную карту. Просят в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика УМВД России по Ивановской области, привлечённого к участию в деле протокольным определением от 01.10.2021, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст.46 Конституции РФ.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Установлено, что административный истец А.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Сирийской Арабской Республики.

Административный истец приехал в Россию в 2013 году, с указанного времени проживал в г. Москве, с февраля 2021 проживает в г. Иваново, имеет временную регистрацию по адресу: <адрес> ( л.д. 21)

Административный истец состоит в браке с гражданской РФ ФИО5 Имеет несовершеннолетнего ребенка А.М.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося гражданином РФ (л.д. 22-24).

28.05.2021 А.Х. обратился в ОМВД России по Октябрьскому району с заявлением о выдаче вида на жительство на основании с п. 4 п.2 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ как лицо, имеющее сына, состоящего в гражданстве Российской Федерации (л.д. 14-15).

Вместе с заявлением административный истец представил пакет документов, содержащий: нотариально заверенный перевод паспорта, медицинский сертификат, копию миграционного учета, справку об отсутствии судимости на территории Сирийской Республики с нотариально заверенным переводом, копию свидетельства о рождении ребенка, копию свидетельства о регистрации по месту жительства ребенка, справку о наличии вклада, квитанцию об оплате госпошлины (л.д. 15).

В соответствии со справкой от 31.05.2021, подписанной начальником ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново ФИО3, административному истцу отказано в приеме заявления о выдаче вида на жительство с приложенными документами, в связи с нахождением иностранного гражданина на территории РФ с нарушением установленного порядка пребывания (проживания) (л.д. 13).

С данным отказом административный истец не согласен, полагая его незаконным и необоснованным.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности определяется и регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 115-ФЗ).

Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона №115 – ФЗ вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Согласно п.4 ч.2 ст. 8 Федерального закона N 115-ФЗ вид на жительство в Российской Федерации может быть выдан иностранному гражданину без получения разрешения на временное проживание имеющему родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 8 названного закона порядок выдачи вида на жительство иностранным гражданам в Российской Федерации определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 11 июня 2020 года N 417.

Получателем названной услуги в силу пункта 2.5 Административного регламента, может быть иностранный гражданин, имеющий родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации.

Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставленных заявителем лично в подразделение по вопросам миграции, осуществляется сотрудником данного подразделения в день их поступления в журнале учета заявлений о выдаче вида на жительство, заявления о замене вида на жительство, заявлений о выдаче дубликата вида на жительство взамен утраченного (похищенного), заявлений об исправлении опечаток и (или ошибок) и вводится в базу данных ведомственного сегмента МВД России системы "Мир" (пункт 76 Административного регламента).

Пунктами 26 – 49 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

При этом в силу пунктов 52.1, 52.2 Административного регламента запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, равно как и представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с пунктом 109 Административного регламента при подаче заявления о предоставлении государственной услуги сотрудник, ответственный за прием и регистрацию такого заявления, проверяет заполнение необходимых реквизитов заявлений, соответствие указанных заявителем сведений в заявлении сведениям, содержащимся в представленных им документах, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство, наличие оснований отказа в приеме заявления и документов.

В случае, если в результате проверки, выявлено одно или несколько предусмотренных пунктами 53 - 56 Административного регламента оснований для отказа в приеме заявления и документов, заявителю отказывается в их приеме и выдается справка, подтверждающая отказ в приеме заявления (пункт 110 Административного регламента).

В силу пункта 111 Административного регламента при наличии оснований отказа в приеме заявления такое заявление и документы возвращаются заявителю, по согласованию с ним определяется срок его повторного обращения и по желанию заявителя производится предварительная запись на прием.

Пунктом 53 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком доказательств предоставления административным истцом неполного пакета документов, либо наличия иных оснований для отказа в приеме документов на выдачу вида на жительство в РФ, не представлено.

Нормами Административного регламента в совокупности с нормами Федерального закона №115-ФЗ основание для отказа в приеме заявления и документов на выдачу вида на жительство, указанное в справке от 31.05.2021, выданной административным ответчиком А.Х., не предусмотрено.

Одновременно установлено, что 02.03.2021 решением УМВД России по Ивановской области А.Х. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Административный истец обжаловал данное решение в судебном порядке.

Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 05.05.2021 в удовлетворении административных исковых требований А.Х. было отказано (л.д. 33-36).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 13.07.2021 решение Фрунзенского районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба А.Х. – без удовлетворения.

Согласно пункту 5 Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.

Лицо, подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Таким образом, учитывая, что на момент обращения с заявлением о выдаче вида на жительство А.Х. обжаловал решение об отказе в представлении временного убежища, то соответственно, он находился на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Не предоставление А.Х. справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища, которая выдается иностранному гражданину территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, не свидетельствует об отсутствии законных оснований для пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации до решения вопроса по его заявлению о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования этого решения.

При этом сведения об обращении административного истца в УМВД России по Ивановской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища, на период рассмотрения которого выдается соответствующая справка, подтверждающая законность его пребывания на территории Российской Федерации, находились в распоряжении органов, предоставляющих иностранным гражданам государственные услуги в сфере вопросов миграции, соответственно, обязанность предоставления этого документа у административного истца отсутствовала.

Таким образом, отказ в принятии, регистрации и рассмотрении по существу заявления и документов на выдачу вида на жительство в РФ гражданину Сирийской Арабской Республики А.Х., является незаконным.

Учитывая характер требований административного истца, а также факт первоначального обращения с административным иском в Ленинский районный суд г. Иваново, который определением от 19.07.2021 был возвращен, повторное обращение с иском 13.09.2021, суд приходит к выводу о том, что требования ст. 219 КАС РФ административным истцом соблюдены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Иск А.Х. к отделу МВД России по Октябрьскому району г. Иваново Управлению министерства внутренних дел России по Ивановской области об оспаривании решения об отказе в принятии заявления на выдачу вида на жительство на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным отказ начальника ОВМ ОМВД России Октябрьскому району г. Иваново ФИО3 в принятии, регистрации и рассмотрении по существу заявления и документов на выдачу вида на жительство в Российской Федерации гражданину Сирийской Арабской Республики А.Х..

Обязать ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново принять у гражданина Сирийской Арабской Республики А.Х. заявление и пакет документов, подаваемый административным истцом 28.05.2021 на выдачу вида на жительство в РФ для рассмотрения существу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись Н.А. Борисова

КОПИЯ ВЕРНА. Судья:

Секретарь: