ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1792/2023 от 27.12.2023 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2023 г. <адрес>

Тайшетский городской судв составе председательствующего судьи Лаптева Е.А., с участием административного истца М.И.А., представителя административного ответчика муниципального учреждения «Дума <адрес>» ФИО21, при секретаре Соболевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело административному исковому заявлению М.И.А. к административному ответчику Муниципальному учреждению «Дума <адрес>» о признании незаконным и отмене решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об удовлетворении требований <адрес> межрайонного прокуратуры и досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы <адрес>М.И.А. в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения»,

установил:

М.И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, указывая в его обоснование о том, что ДД.ММ.ГГГГ Думой <адрес> принято решение «Об удовлетворении требований <адрес> межрайонной прокуратуры и досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы <адрес>М.И.А. в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения». В пункте 1 решения указано: «Удовлетворить требования <адрес> межрайонной прокуратуры и досрочно прекратить полномочия (освободить от должности) депутата Думы <адрес> четвертого созыва по избирательному округу М.И.А. в связи с утратой доверия за совершение ею коррупционного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции». ДД.ММ.ГГГГ решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об удовлетворении требований <адрес> межрайонной прокуратуры и досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы <адрес>М.И.А. в связи с утратой доверия за совершения коррупционного правонарушения» было опубликовано на сайте Думы <адрес> https<адрес>.ru/duma в разделе «действующие НПА». ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было опубликовано в газете «Официальная среда» . Административный истец не согласен с принятым решением, считает его незаконным в связи с нарушением порядка применения ответственности, предусмотренного ст. 40 Федерального закона -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции», Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления отдельных мер ответственности». Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (п. 11 ст. 40 Федерального закона -Ф3). Порядок досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования должен быть установлен муниципальным правовым актом.В МО «<адрес>» отсутствует муниципальный нормативный акт, регламентирующий порядок досрочного прекращения полномочий депутатов Думы <адрес>. Принятое решение инициировано неуполномоченными лицами. ДД.ММ.ГГГГ в Думу <адрес> было внесено требование о проведении внеочередной сессии Думы <адрес>. Данное требование подписано депутатами Думы <адрес>ФИО17, ФИО18, ФИО7, ФИО11, ФИО8, Валынкиной O.Л., ФИО15 Согласно отметок, имеющихся на указанном требовании, копии были направлены в Администрацию <адрес> (входящий от ДД.ММ.ГГГГ). Из указанного требования следует, что депутаты, внесшие инициативу, в своем требовании ссылаются на представление <адрес> межрайонной прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» и требуют досрочно прекратить полномочия (освободить от должности) депутатов Думы <адрес>ФИО12ФИО9 и М.И.А. в связи с утратой доверия за совершение коррупционного нарушения. Там же депутаты указывают, что вышеприведенное представление <адрес> межрайонной прокуратурой было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на двадцать четвертой внеочередной сессии Думы <адрес> и что от Губернатора <адрес> на протяжении прошедшего времени каких-либо решений в части лишения полномочий в отношении депутатов ФИО12, ФИО9 и М.И.А. не поступало. К требованию был приложен пакет документов: проекты решений Думы <адрес>, проект повестки сессии, копия представления <адрес> межрайонной прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», копия ответа Управления по профилактике коррупционных и иных нарушений Аппарата <адрес> и Правительства <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, копия ответа <адрес> межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, копия письма <адрес> межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. Иных документов до заседания Думы внесено не было. ДД.ММ.ГГГГ года в 16 часов 57 минут аппаратом Думы <адрес> в адрес депутатов на электронную почту был направлен следующий пакет документов: требование инициативной группы депутатов о созыве внеочередной сессии Думы <адрес>, протокол внеочередной 24 сессии Думы, ответ Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора <адрес>, решение Верховного суда РФ, закон <адрес> и закон <адрес><адрес>. Иных документов в адрес депутатов до заседания Думы <адрес> не направлялось. ДД.ММ.ГГГГ Председателем Думы <адрес><адрес> было созвано заседание 45 внеочередной сессии Думы <адрес><адрес>. На сессии присутствовало 14 депутатов: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО7, ФИО17, ФИО18, ФИО29., ФИО19, ФИО20 В ходе рассмотрения вопросов, внесенных инициативной группой депутатов, председателем Думы <адрес> было объявлено о том, что решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутатов Думы <адрес>ФИО12, ФИО9. М.И.А. в связи с утратой доверия за совершения коррупционного правонарушения принимается 11 голосами. В ходе голосования «за» принятие решения проголосовало 11 депутатов, 2 - «против» и 1 депутат «воздержался». Председателем было объявлено о том, что решение принято в соответствии с Регламентом Думы <адрес>. При этом представление прокурора <адрес> «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» уже было рассмотрено Думой <адрес> на заседании ДД.ММ.ГГГГ, принято решение учесть допущенные нарушения при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ год, а также рекомендовать депутатам Думы <адрес> направлять соответствующие сведения заблаговременно. Принятое Думой <адрес> по итогам рассмотрения представления межрайонным прокурором не оспаривалось, исковое заявление об обязании Думы совершить какие-либо действия прокурором не направлялось. Более того, указанное представление прокурора вообще не содержит требований о досрочном прекращении полномочий депутатов, допустивших нарушения законодательства. Иными лицами, в том числе и депутатами из инициативной группы, данное решение также не обжаловалось, судом решений об его отмене не принималось. Закон <адрес> – 0З от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления отдельных мер ответственности» предусматривает порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, выборному должностному лицу местного самоуправления (далее соответственно - решение, лицо, заметающее муниципальную должность) мер ответственности, указанных в часта 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В указанном законе установлены основания для обращения с заявлением, субъекты правотворческой инициативы и порядок рассмотрения такой инициативы. Решение принимается представительным органом муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования заявления Губернатора <адрес>, а если это основание появилось в период между заседаниями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня поступления в представительный орган муниципального образования заявления Губернатора <адрес>. При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности лицу, замещающему муниципальную должность, предоставляется слово для выступления. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов представительного органа муниципального образования. Специальные нормативные акты предусматривают ограниченный круг субъектов правотворческой инициативы по вопросу принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий, сроки внесения такой инициативы и порядок рассмотрения указанного вопроса. Субъектами инициативы могут являться прокуратура РФ в рамках своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», и Губернатор <адрес> <адрес>ной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями районной Думы, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Данный срок установлен п. 11 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 13I-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и является пресекательным, так как иное его трактование вело бы к правовой неопределенности в части возможности применения мер ответственности в любой момент времени исполнения полномочий членом выборного муниципального органа. Голосование по указанному вопросу проводится не менее, чем двумя третями от установленного числа депутатов представительного органа муниципального образования (14 голосами) с соблюдением процедуры, предшествующей принятию решения, в связи с тем, что прекращение полномочий депутата представительного органа фактически нивелирует решение, принятое избирателями в ходе голосования в результате процедуры, установленной Законом РФ, является экстраординарным и фактически поражает в правах лицо, имеющее специальный статус и наделенное властными полномочиями, а так же влечет дополнительное расходование средств бюджета соответствующего уровня в связи с организацией досрочных выборов депутата представительного органа на соответствующем избирательном округе. Таким образом, Думой <адрес> рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы <адрес>М.И.А. в связи с утратой доверия за совершения коррупционного правонарушения, внесенный инициативной группой депутатов в количестве 1/3 от установленного числа депутатов представительного органа муниципального образования вне рамок рассмотрения представления <адрес> межрайонного прокурора, за пределами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и за пределами сроков, предусмотренных этим же законодательным актом. В соответствии с ч. 4.2 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения и на момент подачи искового заявления, лицо замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера только в случаях совершения за отчетный период, сделок по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Кроме того, оспариваемое решение не соответствует требованиям, предъявляемым к форме и содержанию муниципальных ненормативно-правовых актов. В соответствии с п. 2, 3 ст. 33 Регламента Думы <адрес> вносимый в Думу проект решения по форме и по содержанию должен соответствовать требованиям настоящего Регламента, законодательства и нормативным правовым актам муниципального образования "<адрес>". Проект решения должен быть выполнен в соответствии с правилами юридической техники, предмет регулирования, заявленный в названии проекта, должен соответствовать его содержанию. Инициатива группы депутатов не может служить основанием для отмены ранее принятого решения Думы по представлению прокуратуры и не может быть основанием для повторного рассмотрения вопроса, ранее рассмотренного Думой <адрес> с принятием соответствующего решения. Оспариваемое решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нарушает право административного истца, как гражданина Российской Федерации, быть избранным в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С учетом выше указанного административный истец просит суд, признать решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об удовлетворении требований <адрес> межрайонной прокуратуры и досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы <адрес>М.И.А. в связи с утратой доверия за совершения коррупционного правонарушения» незаконным, как противоречащее требованиям федерального законодательства. Отменить решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об удовлетворении требований <адрес> межрайонной прокуратуры и досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы <адрес><адрес>М.И.А. в связи с утратой доверия за совершения коррупционного правонарушения». Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация муниципального образования «<адрес>», Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес>. Административный истец М.И.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, по доводам приведенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил суду о том, что фактически им была исполнена обязанность по направлению сведении о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес>, так как он направил указанные сведения посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть в последний день установленного срока. Данную информацию он сообщал на заседании Думы <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г, однако его пояснения были проигнорированы. Сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера им были направлены в последний день срока, так как у него отсутствовала указанная информация в отношений его супруги с которой он находился в процессе расторжения брака. Он направил письмо своей супруге, с которой на тот момент уже проживал раздельно, с просьбой представить соответствующую информацию, однако она его проигнорировали. О том, что у него отсутствует возможность представить сведения о доходах в отношений супруги, он направил соответствующее заявление в Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес>. Представитель административного истца ФИО12 в судебных заседаниях назначенных на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, доводы административного искового заявления поддержала. Пояснила суду о том, что Думой <адрес>, была нарушена процедура принятия решения о досрочном прекращении полномочии депутата Думы <адрес>М.И.А. Кроме того, её доверителем информация о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес> была представлена своевременно, а соответственно не имелось законных основании для лишения полномочии М.И.А. Представитель административного ответчика МУ «Дума <адрес>» ФИО21 заявленные исковые требования не признала в полном объеме, по доводам приведенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Из письменных возражений представителя административного ответчика следует, что сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г., были представлены ФИО22 в Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес> не своевременно, с нарушением установленного порядка. Процедура по принятию решения о прекращений полномочий депутат Думы <адрес>М.И.А. была соблюдена, оспариваемое решение соответствует требованиям закона. Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. Согласно письменного отзыва представителя заинтересованного лица, следует, что администрация муниципального образования «<адрес>», считает заявленные административные исковые требования М.И.А. необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Представитель заинтересованного лица Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении административного дела в свое отсутствие. Согласно письменного отзыва третьего лица, следует, что Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес>, считает заявленные административные исковые требования М.И.А. необоснованными и неподлежащими удовлетворению. <адрес> межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, письменные пояснения не представил. Явка сторон в судебное заседание обязательной не признана. В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке, поскольку имеются данные о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ.N 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения. В Определении отДД.ММ.ГГГГ N1006-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226). В соответствии с диспозитивным началом, выражающим цели правосудия по административным делам, прежде всего конституционную цель защиты прав и свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4), а судья выносит определение о принятии административного искового заявления к производству суда, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (часть 2 статьи 127). Судом установлено, чтов ходе проведения выборов депутатов Думы <адрес> четвертого созыва ДД.ММ.ГГГГ, на должность депутата по одномандатному избирательному округу был избран М.И.А.. На основании решения <адрес> территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, М.И.А. был зарегистрирован в качестве депутата Думы <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу . ДД.ММ.ГГГГ в Думу <адрес>, а также Администрацию <адрес>, поступило требование от депутатов Думы <адрес>ФИО17, ФИО18, ФИО7, ФИО11, ФИО8, ФИО23, Семёнова С.И. о проведении внеочередной сессии Думы <адрес>. При этом указанные выше депутаты просили включить в повестку сессии рассмотрение проектов решений Думы <адрес> об удовлетворении требований <адрес> межрайонной прокуратуры и досрочном прекращении полномочии (освобождении от должности) депутатов Думы <адрес>ФИО12, М.И.А., ФИО9 в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Согласно заключения мэра <адрес> на проекты решений Думы <адрес> об удовлетворении требований <адрес> межрайонной прокуратуры и досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутатов Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, какие-либо замечания внесены не были. Мэр <адрес><адрес>ФИО24 сделал вывод о том, что указанные выше проекты решений Думы <адрес><адрес> не нарушают действующее законодательство и подлежат рассмотрению представительным органом муниципального образования «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Думы <адрес>, было принято решение о досрочном прекращении полномочии депутата Думы <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу М.И.А., в связи с утратой доверия за совершение им коррупционного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В свою очередь в решений Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указано о том, что оно вступает в законную силу со дня его официального опубликования. Указанное решение было опубликовано на сайте Думы <адрес><адрес> в разделе «действующие НПА». ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было опубликовано в газете «Официальная среда» выпуск . Как следует из решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочии депутата Думы <адрес>М.И.А., послужило требование <адрес> межрайонной прокуратуры. В оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ Думы <адрес> указано о том, что оно принято в результате рассмотрения представления <адрес> межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, письма <адрес> межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении представления прокурора, обращения группы депутатов Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключения Комиссии по мандатам, регламента и депутатской этике Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Согласно представления заместителя <адрес> межрайонного прокурора Суворовой И.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлены нарушения, допущенные депутатами Думы <адрес>. В частности было установлено, что депутат Думы <адрес>М.И.А., представил с нарушением установленного срока сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Требования <адрес> межрайонной прокуратуры заключались в необходимости принятия мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, недопущению подобных нарушений впредь. Указанное представление было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на двадцать четвертой внеочередной сессии Думы <адрес> четвертого созыва. По итогам рассмотрения представления <адрес> межрайонного прокурора было решено: аппарату Думы <адрес> направить запрос в управление по профилактике коррупционных и иных нарушений аппарата Губернатора <адрес> и Правительства <адрес> о предоставлении более полной (детальной) информации о допущенных депутатами районной думы нарушениях; учесть допущенные нарушения при предоставлении сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ<адрес> того, было рекомендовано заблаговременно направлять информацию о доходах. ДД.ММ.ГГГГ<адрес> межрайонной прокуратурой была направлена информация по факту рассмотрения обращения депутатов Думы <адрес>, согласно которой следует, что представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено на внеочередном заседании Думы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ По результатам рассмотрения представления, Думой <адрес> не было принято в установленном порядке соответствующее требованиям закона решение. Однако указанное не является основанием к возврату рассмотрения представления. ДД.ММ.ГГГГ<адрес> межрайонной прокуратурой было направлено информационное письмо в адрес Председателя Думы <адрес>ФИО10, в котором было указано о том, что ранее в адрес Думы <адрес> прокуратурой было направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с допущенными нарушениями законодательства о противодействии коррупции со стороны ряда депутатов Думы <адрес>, вместе с тем по результатам рассмотрения указанного представления не было принято в установленном порядке соответствующее требованиям закона решение, не выполнены прямые предусмотренные законом обязанности. Кроме того, в указанном информационном письме было указано о том, что ДД.ММ.ГГГГ Думой <адрес> в прокуратуру в рамках Соглашения о порядке взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ представлены проекты решений Думы <адрес> для рассмотрения на 44 сессии Думы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ В том числе проект решения «О досрочном прекращении полномочии (освобождения от должности) депутата Думы <адрес>М.И.А.», а также еще двух депутатов. Рассмотрение проектов решении о досрочном прекращении полномочии (освобождения от должности, является этапом рассмотрения вопроса о наличии основании для досрочного прекращения полномочий депутатов в связи с утратой доверия в рамках рассмотрения представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГа/2021. Федеральный закон №273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О противодействии коррупции", устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно ст. 2 Федерального закона №273-ФЗ, правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации являются, признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. В силу части 4 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона - ФЗ (в редакции действующей на момент спорных правоотношений), если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В редакции Федерального закона №273-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого решения Думой <адрес>, обязанность по предоставлению сведении о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, возникает применительно к депутату органов местного самоуправления, в случае совершения сделок в отчетный период предусмотренной частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Согласно ч. 4.3 ст. 12.1 Федерального закона - ФЗ (в редакции действующей на момент спорных правоотношений), сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами. Согласно ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона - ФЗ (в редакции действующей на момент спорных правоотношений), при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. Непредставление лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, влечет за собой его увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия (пункт 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся, в частности, депутаты, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе. Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Частью 6 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, предусмотрено, что численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку; 11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования (ч. 10 ст. 35, № 131-ФЗ). Согласно ч. 11 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, предусмотрено, иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 5.1 ст. 40, № 131-ФЗ). Согласно части 7.1 статьи 40 названного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Частью 7.3 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ предусмотрено, что при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: предупреждение; освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий (часть 7.3.1 статьи 40). Внесенные ДД.ММ.ГГГГ в статью 40 Федерального закона № 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт «<адрес>» пункта 7 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ следует, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Частью 1 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ определено, что Уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. Как следует из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О порядке принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления отдельных мер ответственности», установлен порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае поступления заявления Губернатора <адрес>, предусмотренного абзацем вторым части 4 статьи 7 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Мера ответственности избирается представительным органом муниципального образования <адрес> или сходом граждан (в случае осуществления полномочий представительного органа муниципального образования сходом граждан) с учетом основы осуществления лицом, замещающим муниципальную должность, своих полномочий, замещаемой им соответствующей муниципальной должности, исходя из обстоятельств совершенного коррупционного правонарушения (статья 2 Закона <адрес>-ОЗ). В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона <адрес>-ОЗ решение принимается представительным органом муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования заявления Губернатора <адрес>, а если это основание появилось в период между заседаниями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня поступления в представительный орган муниципального образования заявления Губернатора <адрес>. При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности лицу, замещающему муниципальную должность, предоставляется слово для выступления. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов представительного органа муниципального образования. Согласно ст. 3 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ОЗ "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", лицо, замещающее должность, за исключением лица, замещающего должность, указанную в абзаце первом части 2(1) настоящей статьи, представляет ежегодно, не позднее 31 мая года, следующего за отчетным: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода по сведениям о расходах, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду по сведениям о расходах, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки. Таким образом, с учетом установленных выше обстоятельств и требовании действующего законодательства, необходимым условием для принятия решения о прекращений полномочий депутата Думы <адрес>М.И.А., является факт непредоставления сведении предусмотренных Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ОЗ, либо предоставление указанных сведении с нарушением установленного срока. Как было указано выше, Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ОЗ предусмотрено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны быть представлены не позднее 31 мая года, следующего за отчетным. В связи с чем, указанные выше сведения за ДД.ММ.ГГГГ г., должны были быть представлены не позднее ДД.ММ.ГГГГ Из представленной административным истцом копии почтового конверта с почтовым идентификатором следует, что М.И.А., направил заказное почтовое отправление в Управление по профилактике коррупционных правонарушении <адрес>. Согласно ответа на запрос суда предоставленного и.о. начальником <адрес> почтамта УФПС <адрес>ФИО26 следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ОПС 665009 Тайшет, была принята заказная бандероль 1 класса по адресу 664027 Аппарат губернатора <адрес>, отправитель М.И.А.. ДД.ММ.ГГГГ заказная бандероль 1 класса вручена. Согласно информации представленной Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес> следует, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поступили от М.И.А. почтовым отправлением с идентификатором . Из информации представленной начальником <адрес> почтамта УФПС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно сайта ОАСУ РПО, ДД.ММ.ГГГГ в 18.22 час. в отделение почтовой связи <адрес>, была принята заказная бандероль 1 класса по адресу, <адрес>, Аппарат Губернатора <адрес>, отправитель М.И.А., после обмена почтовой автомашины. Вся принятая корреспонденция после обмена почты ДД.ММ.ГГГГ, была сформирована и отправлена ДД.ММ.ГГГГ с первой отходящей почтой. По вине оператора ОПС <адрес> приеме заказной бандероли ДД.ММ.ГГГГ, не поставлен оттиск календарного штемпеля. В отзыве представителя заинтересованного лица по делу Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес> в том числе указано о том, что в рамках декларационной компании ДД.ММ.ГГГГ года, лица предоставляющие сведения и Управление, руководствовались Методическими рекомендациями по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в ДД.ММ.ГГГГ г. (за отчетный ДД.ММ.ГГГГ г.), подготовленными Минтрудом России. В судебном заседаний представитель административного ответчика, также пояснила суду о том, что при направлений соответствующих сведений за отчетный ДД.ММ.ГГГГ г., М.И.А. необходимо было руководствоваться указанными выше методическими рекомендациями. Согласно п. 5 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в ДД.ММ.ГГГГ году (за отчетный ДД.ММ.ГГГГ год)" (Письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N ), при невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций. Таким образом, судом установлено, что сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотренные Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ОЗ, за ДД.ММ.ГГГГ г. административным истцом были предоставлены своевременно. Тот факт, что сотрудником почтового отделения был нарушен установленный порядок приема почтовой корреспонденции, не может явиться основанием для того, чтобы считать, что административным истцом был нарушен установленный срок для предоставления соответствующих сведений. В связи с чем отсутствуют законные основания для вынесения в отношений административного истца оспариваемого решения о прекращении его полномочий депутата Думы <адрес>. При этом суд отмечает, что из протокола двадцать четвертой внеочередной сессии Думы <адрес> четвертого созыва следует, что при даче пояснений М.И.А. сообщил о том, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, были направлены им в аппарат губернатора <адрес> посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседаний М.И.А. пояснил о том, что соответствующие сведения им были направлены в последний день установленного срока в Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес> с учетом того, что он ждал информацию от супруги, которую заблаговременно запросил у последней. Однако информация от супруги ему не поступила, в связи с чем им били направлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также заявление о том, что сведения в отношений супруги он представить не может, с обоснованием причины указанного. Кроме того, М.И.А. сообщил в своем заявлений о том, что брак с ФИО27 им расторгнут. С учетом установленных выше обстоятельств, доводы представителя административного ответчика о соблюдений Думой <адрес> установленной процедуры принятия решения о прекращений полномочии депутата Думы <адрес>М.И.А., не влияют на выводы суда об отсутствии законных оснований для принятия оспариваемого решения. Доводы содержащиеся в письменном отзыве на административный иск представителя заинтересованного лица Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес>, относительно того, что ФИО22 были представлены сведения не в полном объеме. В частности, не были представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу М.И.А. А также доводы представителя административного ответчика о том, что ФИО22 были направлены соответствующие сведений почтовым отправление без описи вложения. Не влияют на выводы суда, относительно отсутствия законных оснований для принятия Думой <адрес> оспариваемого решения. При этом суд исходит из того, что в представлений заместителя <адрес> межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГа/2021, на основании, которого было принято решение о прекращении полномочии административного истца, равно как и в иных документах на оснований которых было принято оспариваемое решение. Содержится информация лишь относительно того, что М.И.А. нарушил срок представления соответствующих сведений, указание на их неполноту отсутствует, равно как и на нарушения порядка направления данных сведений. Объяснения по поводу представления неполного комплекта документов у М.И.А. не отбирались. Данное нарушение М.И.А. не вменялось, при решений вопроса о досрочном прекращении его полномочий. Более того, М.И.А. не уведомляли относительно того, что у Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес>, имелись замечания относительного представленных им документов, в частности, что они представлены не в полном объеме. Проверка по указанному поводу в установленном порядке не проводилась. М.И.А. в свою очередь, при предоставлении соответствующих сведений в Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес>, в том числе сообщил о том, что у него отсутствует возможность представить сведения в отношений супруги, в связи с отказом последней сообщить ему указанные сведения. Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушении <адрес>М.И.А. не было сообщено о том, что поданное им заявление по факту отсутствия возможности представить сведений о доходах супруги, не отвечает установленным требованиям. В принципе какие-либо замечания по представленным им документам, помимо нарушения срока их представления, обозначены не были. Кроме того, суд отмечает, что согласно статье 28 Устава муниципального образования «Тайшетский муниципальный район» следует, что районная Дума состоит из 21 депутата, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет. В соответствии со ст. 30 Устава, Дума <адрес> в том числе правомочна на принятие отставки по собственному желанию мэра района, депутата районной Думы, констатация досрочного прекращения полномочий мэра района, депутата районной Думы по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно ч. 2 ст. 36 Устава, полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, имеющего право на основании международного договора Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 8) отзыва избирателями; 9) досрочного прекращения полномочий районной Думы; 10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. 10.1) решения районной Думы в случае отсутствия депутата без уважительных причин на всех сессиях районной Думы в течение шести месяцев подряд; 11) в иных случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Устава, досрочное прекращение полномочий депутата наступает со дня наступления соответствующего события, либо вступления в силу соответствующего судебного акта, либо со дня вступления в силу закона о досрочном прекращении полномочий районной Думы, либо с даты, указанной в решении районной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата. <адрес>ной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями районной Думы, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Согласно информации представленной суду представителем Думы <адрес> следует, что в муниципальном образовании «<адрес>» отсутствует правовой акт, регулирующий порядок досрочного прекращения полномочий депутата Думы. Регламентом Думы <адрес> утвержденным решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, статьей 25 предусмотрено, что <адрес>ной Думы правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного Уставом муниципального образования "<адрес>" числа депутатов Думы. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Регламента Думы <адрес>, правом внесения проектов решений районной Думы на рассмотрение Думой в соответствии с Уставом муниципального образования "<адрес>" обладают мэр района, депутаты районной Думы, председатель Контрольно-счётной палаты <адрес>, инициативные группы граждан, прокурор. Пунктом 11 ст. 44 Регламента Думы <адрес> предусмотрено, что решения районной Думы по вопросам утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении, установления местных налогов и сборов, досрочного прекращения полномочий районной Думы в случае самороспуска, удаления мэра района в отставку, о принятии Устава муниципального образования "<адрес>" и о внесении в него изменений и дополнений принимаются двумя третями от установленного Уставом муниципального образования "<адрес>" числа депутатов районной Думы. Согласно п.12 -13 Регламента Думы <адрес> следует, что решение районной Думы по процедурным вопросам принимается большинством голосов присутствующих на заседании депутатов, если иной порядок не предусмотрен решениями районной Думы, и как правило, заносится в протокол без оформления отдельного решения. К процедурным относятся вопросы: о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания; о предоставлении дополнительного времени для выступления; о продолжительности времени для ответов на вопросы по существу рассматриваемого вопроса; о предоставлении слова приглашенным на заседание; о прекращении прений по обсуждаемому вопросу; об общем времени обсуждения вопроса по повестке; об изменении очередности выступлений; о проведении дополнительной регистрации депутатов; о голосовании без обсуждения; о способе голосования; об изменении способа проведения голосования; о проведении повторного голосования; о пересчете голосов; о приглашении на заседание должностных лиц органов местного самоуправления; иные вопросы по порядку проведения заседаний, слушаний, осуществления иных форм работы районной Думы. Из выше указанного следует, что вопрос о порядке проведения голосования по вопросу о досрочном прекращении полномочии депутата Думы <адрес>, муниципальными актами не урегулирован. При этом, суд отмечает, что принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутат Думы <адрес><адрес>, не может быть отнесен к процедурным вопросам, исходя из содержания ст. 44 Регламента Думы <адрес>. В свою очередь исходя из содержания Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ОЗ "О порядке принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления отдельных мер ответственности", которым регламентирован порядок принятия решения о досрочном прекращений полномочии в том числе депутата органа местного самоуправления по инициативе Губернатора. Предусмотрено, что решение о досрочном прекращении полномочии депутата органа местного самоуправления, считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов представительного органа муниципального образования. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В рамках рассмотрения административного дела, представителем административного ответчика не было представлено должного обоснования возможности принятия оспариваемого решения, большинством голосов от общей численности депутатов Думы <адрес>. При этом за принятие решения о досрочном прекращений полномочий административного истца, проголосовало 11 депутатов Думы <адрес>, в состав Думы <адрес> входит 21 депутат. Кроме того, как было указано выше, в соответствии с ч. 3 ст. 36 Устава муниципального образования «Тайшетский муниципальный район», решение районной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями районной Думы, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ следует, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. При этом из протокола двадцать четвертой внеочередной сессии Думы <адрес> четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление <адрес> межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГа/2021 поступило в Думу ДД.ММ.ГГГГ Данное представление, было рассмотрено в том числе при участии заместителя <адрес> межрайонного прокурора ФИО25 Из содержания протокола двадцать четвертой внеочередной сессии Думы <адрес> четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на основании представления <адрес> межрайонного прокурора было принято решение. В частности было решено, учесть допущенные нарушения при предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 <адрес> депутатам Думы <адрес>: направлять сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера в Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора <адрес> и Правительства <адрес> заблаговременно. Представлять в аппарат Думы документы, подтверждающие направление сведении в Управление (для оглашения на сессии в мае 2022 г.). Из указанного выше протокола следует, что повестка заседания была исчерпана. При этом единственным вопросом поставленным на обсуждение Думы <адрес>, было рассмотрение представление <адрес> межрайонной прокуроры от ДД.ММ.ГГГГа/2021. В данном протоколе не указано, что Дума <адрес> в последующем намерена вернуться к разрешению данного представления. Указанное выше решение Думы <адрес>, отраженное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, кем-либо оспорено не было, в том числе Тайшетским межрайонным прокурором. Повторное представление <адрес> межрайонной прокуратурой по факту нарушения антикоррупционного законодательства депутатом ФИО22, со стороны <адрес> межрайонного прокурора в Думу <адрес> не направлялось. Более того, из ответа заместителя <адрес> межрайонного прокурора ФИО25, данного в ответ на обращение депутата Думы <адрес>ФИО17, о необходимости принятия мер к депутатам допустившим нарушение антикоррупционного законодательства, а также о возврате к рассмотрению представления <адрес> межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ В том числе указано на то, что не имеется основании для повторного рассмотрения представления <адрес> межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, Думой <адрес> принято решение о досрочном прекращении полномочии административного истца, именно в исполнение представления <адрес> межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, суд отмечает, что из представления <адрес> межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГа/2021 в рамках рассмотрения которого было принято решение о прекращении полномочии административного истца, следует, что Тайшетская межрайонная прокуратура просит принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, недопущению подобны нарушений впредь. При этом, из указанного представления не следует, что в качестве единственно возможной меры воздействия к лицам допустившим нарушения антикоррупционого законодательства, следует применить лишение полномочий. По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. С учетом того, что административный истец фактически не совершал вмененное ему нарушение, направил в соответствующий орган сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законом срок, а также с учетом иных установленных по делу обстоятельств, которые приведены судом выше. Суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования М.И.А. в полном объеме. Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление М.И.А. к административному ответчику муниципальному учреждению «Дума <адрес>» удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об удовлетворении требований <адрес> межрайонной прокуратуры и досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутата Думы <адрес>М.И.А. в связи с утратой доверия за совершения коррупционного правонарушения». Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным <адрес> суда путем подачи жалобы <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Лаптев

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ