дело № 2а-1792/2023
03RS0044-01-2023-001527-13
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
при секретаре Вагизовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Калимуллина Р.Р. к отделу по Иглинскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействие с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконными действий, об обязании опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства,
У С Т А Н О В И Л:
Калимуллин Р.Р. обратился в суд с иском к отделу по Иглинскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействие с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконными действий, об обязании опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства, указывая в обоснование, что им в адрес Отдела Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Иглинскому району посредством портала Услуги подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населённых пунктов, площадью 1551 кв.м, расположенного по адресу: РБ<адрес> сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) на основании п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Испрашиваемый земельный участок согласно генеральному плану сельского поселения Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ находится в зоне ЖМ. Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ, зона ЖМ-приусадебный участок личного подсобного хозяйства для размещения жилого дома. Указанное заявление зарегистрировано в Отделе Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Иглинскому району 13 декабря 2022 года. По результатам рассмотрения указанного заявления административным ответчиком направлен в адрес административного истца ответ (исх. №135-Г от 31 января 2023 года). В ответе от 17 февраля 2023 года указывается, что отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (согласно прилагаемой схеме), поскольку испрашиваемый земельный участок согласно заключению отдела архитектуры и градостроительства администрации МР Иглинский район РБ от 27 января 2023 года №01-24-472 на месте испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № формируется земельный участок для предоставления льготной категории граждан. С данным отказом истец не согласен. Административный истец, отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка (согласно прилагаемой схеме) ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок формируется для предоставления льготной категории граждан. При этом никаких подтверждающих документов или ссылок на них не представляет. На основании изложенного истец просит признать незаконными действия, выразившиеся в ответе отдела Министерства земельных и имущественных отношении РБ по Иглинскому району исх. №135-Г от 31 января 2023 года, обязать Отдел Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Иглинскому району опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) из земель населённых пунктов, расположенного по адресу: РБ, Иглинский район, с. Иглино, ул. Соловьиная, площадью 1551 кв.м., на сайте torgi.gov и на сайте администрации для приема заявок от других лиц.
Определением судьи Иглинского межрайонного суда РБ от 23 мая 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в качестве заинтересованного лица – администрация МР Иглинский район РБ, администрация сельского поселения Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ.
На судебное заседание стороны, заинтересованные лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, административный истец просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, 18 декабря 2022 года Калимуллин Р.Р. обратился в отдел по Иглинскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействие с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1551 кв.м. (вх. 2345828338).
31 января 2023 года за иск №МОиТО-05-20-исх -135-Г начальником отдела Горустович Е.Н. Калимуллину Р.Р. был дан ответ о том, что согласно заключению отдела архитектуры и градостроительства администрации МР Иглинский район РБ от 27 января 2023 года №01-24-471 формирование земельного участка с кадастровым номером 02:26:010708:ЗУ1, площадью 1551 кв.м., невозможно, так как на данном месте формируется земельный участок для предоставления льготной категории граждан.
Однако, суд не может согласиться с таким решением государственного органа.
Порядок обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, его рассмотрения регулируется ст. 39.15 ЗК РФ.
Частью 8 ст. 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0148.
Пунктом 4 Требований установлено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в частности о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Оспариваемый отказ административного ответчика мотивирован тем, что на месте испрашиваемого земельного участка формируются земельные участки для предоставления льготной категории граждан.
При этом в ответе от 31 января 2023 года административный ответчик ссылается на заключение администрации МР Иглинский район РБ от 07 января 2023 года №01-24-471, из которого следует, что согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Иглинский сельсовет МР Иглинский раойн РБ, утвержденных решением Совета сельского поселения №135 от 19 августа 2020 года, генеральному плану сельского поселения, утвержденного решением Совета сельского поселения №134 от 19 августа 2020 года, земельный участок с кадастровым номером 02:26:010708:ЗУ1, площадью 1551 кв.м., с целью использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (ВРИ по ПЗЗ- для индивидуального жилищного строительства (Р), малоэтажная многоквартирная жилая застройка (У), для ведения личного подсобного хозяйства (Р), блокированная жилая застройка (У), обслуживание жилой застройки (У), хранение автотранспорта (У), расположенный по адресу: <адрес> находится в границах населенного пункта в жилой территориальной зоне ЖМ, вне границ особо охраняемых природных территорий, санитарно-защитных и водоохранных зон и не относится к землям общего пользования. Месторасположения земельного участка соответствует утверждённым документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки. Согласно градостроительным регламентам в территориальной жилой зоне ЖМ минимально допустимая площадь земельного участка установлена 0,10 га, максимальная о,50 га. Проект межевания не разрабатывался. Формирование земельного участка невозможно, так как данный земельный участок предназначен для льготных категорий граждан.
Таким образом, месторасположение испрашиваемого земельного участка соответствует утвержденным документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки.
При этом вывод административного ответчика со ссылкой на заключение администрации МР Иглинский район РБ от 07 января 2023 года на то, что испрашиваемый земельный участок предназначен для льготных категорий граждан ничем не мотивирован, какие-либо документы и доказательства данного факта ни суду, ни заявителю представлены не были.
Поэтому суд полагает, что административный ответчик отказал административному ответчику в предварительном согласовании предоставления земельного участка преждевременно, в отсутствие на то оснований, поэтому не может быть признан законным и подлежит отмене с обязанием повторно рассмотреть заявление Калимуллина Р.Р. от 18 декабря 2022 года №2345828338.
Требование административного истца об обязании административного ответчика опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) из земель населенных пунктов, расположенного по адресу<адрес>, площадью 1551 кв.м, на сайте torgi.gov.ru и на сайте администрации для приема заявок от других лиц не подлежит удовлетворению, поскольку суд не может подменять собой государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями, которые в силу закона принимают соответствующие решения.
Административным истцом, по мнению суда, в этой части избран ненадлежащий способ защиты права, что является основанием для отказа в удовлетворении требований в указанной части.
В силу изложенного выше, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в этой части.
В удовлетворении исковых требований Калимуллина Р.Р. к отделу по Иглинскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействие с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан также следует отказать, поскольку Отдел является структурным подразделением Министерства земельных и имущественных отношений и не обладает самостоятельной правоспособностью.
Руководствуясь положениями ст. ст. 175 – 178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Калимуллина Р.Р удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ отдела Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Иглинскому району исх №МОиТО-05-20-исх-135-Г от 31 января 2023 года об отказе в предварительном согласовании Калимуллину Р.Р. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1551 кв.м.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление Калимуллина Р.р. от ДД.ММ.ГГГГ №2345828338 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1551 кв.м.
Отказать в удовлетворении исковых требований Калимуллина Р.Р. Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обязании административного ответчика опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 1551 кв.м, на сайте torgi.gov.ru и на сайте администрации для приема заявок от других лиц.
В удовлетворении исковых требований Калимуллина Р.Р. к отделу по Иглинскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействие с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р. Сафина