ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1793/18 от 03.05.2018 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

По делу № 2а-1793/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 мая 2018 года г. Нижнекамск

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.И. Гиззатуллина, при секретаре судебного заседания З.К. Мифтаховой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России ... по Республике Татарстан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании незаконным решения ... от ... о запрете для дебетовых операций по счету,

установил:

Представитель ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России ... по ... о признании незаконным решения ... от ... о запрете для дебетовых операций по счету.

В обоснование требований указано, что ФИО1 приходится супругой умершего ...ФИО12, который в свою очередь являлся единственным учредителем Крестьянского фермерского хозяйства «ФИО12» (ИНН/КПП ..., ОГРН ...).

Единственной наследницей денежных средств, находящихся на счете КФХ в АО «...» ..., на основании свидетельства о праве на наследство по закону является ФИО1. При обращении в АО «...» административному истцу было сообщено о наличии запрета для дебетовых операций по счету, на основании решения ... от ..., за не представление налоговой декларации.

При этом, ФИО1 не получала никаких требований о предоставлении деклараций, как и копию решения о приостановлении операций по счету в банке.

... ФИО1 в Межрайонную ИФНС России ... по Республике Татарстан было направлено заявление об отмене приостановления операций по счетам. Письмом налоговой службы от ... за ......., в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на отсутствие сведений о прекращении деятельности КФХ «ФИО12», следовательно, за ним остаются обязательства по сдаче декларации.

Не согласившись с ответом Межрайонной ИФНС России ... по Республике Татарстан, административный истец обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое ответом от ... отказало в удовлетворении заявления. Между тем, административный истец считает, что налоговой службой был нарушен порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, поскольку ФИО1 не была извещена о ведении производства о налоговом правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения материала проверки, что является основанием для отмены решения налогового органа.

Кроме того, при вынесении решения ... от ... налоговой службой не было учтено, что главы КФХ ФИО12 на период предоставления декларации не было в живых, о смерти которого налоговая служба была уведомлена .... Статус наследника ФИО1 получила только ..., то есть по истечении шестимесячного срока после смерти супруга, тогда как срок предоставления налоговой декларации за 2016 год установлен до .... Таким образом, ФИО1 фактически не имела законных оснований для предоставления налоговой декларации за 2016 год, поскольку не являлась членом КФХ.

В этой связи, административный истец просит признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России ... по Республике Татарстан ... от ... о запрете для дебетовых операций по счету.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержали административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции ФНС России ... по Республике Татарстан ФИО16 в судебном заседании с административным иском не согласилась. Пояснила, что КФХ «ФИО12» не представлена декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2016 год, со сроком представления до .... Смерть гражданина – учредителя не влечет ликвидацию учреждения. Право собственности на имущество учреждения переходит в порядке универсального правопреемства, независимо от государственной регистрации этого права за правопреемником. К нему также переходят имущественные права и обязанности правопредшественника, связанные с финансированием учреждения, контролем за его деятельностью, ответственность по его обязательствам. Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю ФИО1 несет бремя содержания принадлежащего ей имущества члена КФХ. За неисполнение публично-правовых обязанностей законом установлены соответствующие меры ответственности и обеспечительные меры. Решением Межрайонной ИФНС России ... по Республике Татарстан ... от ..., на основании пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, приостановлены операции по счету КФХ «ФИО12» в АО «...» ..., за непредставление налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2016 год. Данная мера направлена на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога КФХ «ФИО12». В связи с этим, действия Межрайонной инспекции ФНС России ... по Республике Татарстан, выразившиеся в приостановлении операций по счетам налогоплательщика являются правомерными. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения. Камеральная проверка в отношении КФХ «ФИО12» за 2016 год не проводилась, поскольку декларация за 2016 год сдана не была, в связи с чем у налоговой службы отсутствовала обязанность извещения ФИО1 о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Также отметила, что в решении Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан ФИО1 был разъяснен порядок действий, необходимых для внесения изменений в сведения о юридическом лице КФХ «ФИО12». До настоящего времени никаких документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией КФХ «ФИО12» в налоговый орган не представлено.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Представил возражение на административный иск, в котором указал, что КФХ «ФИО12» было зарегистрировано ... в виде юридического лица. Глава КФХ ФИО12 в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован не был. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. КФХ «ФИО12» не представило налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2016 год, со сроком представления до .... В связи с непредставлением декларации, в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонной ИФНС России ... по Республике Татарстан вынесено решение ... от ... о приостановлении операций по счетам КФХ «ФИО12» в банке, которое является законным и обоснованным. После смерти ФИО12, к его наследнику ФИО1 с момента открытия наследства переходит, в том числе, обязанность по представлению отчетности, налоговых деклараций, а также решение вопроса о прекращении деятельности КФХ. В связи с этим, просил оставить административный иск без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Крестьянским (фермерским) хозяйством согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закона о КФХ) предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица до 1 января 2021 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона N 74-ФЗ, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.

Основания прекращения фермерского хозяйства перечислены в статье 21 Закона о КФХ. При этом смерть членов фермерского хозяйства является основанием для его прекращения только тогда, когда нет наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства (подпункт 2 пункта 1 статьи 21 Закона о КФХ).

В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ от 08 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 данного Кодекса.

В силу пункта 5 статьи 346.9 Налогового кодекса Российской Федерации единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее сроков, установленных статьей 346.10 данного Кодекса для подачи налоговой декларации.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 данного пункта.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного данным подпунктом.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям о записях в Едином государственном реестре юридических лиц, Крестьянское фермерское хозяйство «ФИО12» (ИНН/КПП .../...) с ... является действующим юридическим лицом. Глава КФХ ФИО12, являлся единственным учредителем КФХ, индивидуальным предпринимателем не являлся.

После смерти ФИО12..., его супруга ФИО1 ... направила в налоговый орган уведомление, которым ставила в известность о том, что ФИО12 самостоятельно вел всю документацию по финансово-хозяйственной деятельности КФХ, в том числе отправку отчетности в соответствующие органы, и что доверительное управление в КФХ «ФИО12» не было учреждено, так как в дальнейшем деятельность КФХ заявитель вести не планирует, и будет принято решение о ликвидации юридического лица.

Наследником ФИО12 по закону является ФИО1. Наследство, на которое выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ..., состоит из денежных средств, находящихся на счете КФХ «ФИО12» в АО «...» ....

Между тем, в связи со смертью ФИО12, декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2016 года КФХ «ФИО12», со сроком представления ..., в налоговый орган не была представлена.

Решением Межрайонной ИФНС России ... по Республике Татарстан ... от ... приостановлены операций налогоплательщика-организации КФХ «ФИО12» по счету в АО «...» ..., на основании пункта 3 статьи 76 НК РФ.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от ..., жалоба ФИО1 на решение ... от ... оставлена без удовлетворения.

В связи с тем, что налоговые декларации входят в перечень документов, приведенный в пункте 3 статьи 76 НК РФ, нарушение налогоплательщиком-организацией сроков их представления порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке.

Смерть гражданина – учредителя юридического лица не влечет ликвидацию юридического лица, прекращения его прав и обязанностей. Право собственности на имущество юридического лица переходит в порядке универсального правопреемства, независимо от государственной регистрации этого права за правопреемником (статьи 58, 1110 ГК РФ).

Неисполнение налогоплательщиком-организацией КФХ «ФИО12» обязанности по предоставлению декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2016 год приводит к невозможности определения наличия или отсутствия задолженности последнего по обязательным платежам в бюджет. Приостановление операций по счетам в банке такого лица является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Следует отметить, что в силу пункта 9.1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пункте 3.1, абзаце втором пункта 3.2, пунктах 7 - 9 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 данного Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

Согласно подпункта 1 пункта 3.1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 данной статьи, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке: при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России ... по Республике Татарстан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании незаконным решения ... от ... о запрете для дебетовых операций по счету – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.

Судья Р.И. Гиззатуллин