Дело № 2а-1793/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2022 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Донгак А.А., при секретаре судебного заседания Саая А-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Кызыла Аронова Д.А. в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия мэрии г.Кызыла и Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, выразившегося в непринятии мер по присвоению наименования улицам и адресов объектам капитального строительства, расположенных на всей территории микрорайона «Вавилинский затон» в границах г. Кызыла Республики Тыва, а также по не размещению сведений об адресных объектах в федеральную информационную адресную систему, возложении обязанности принять меры по присвоению наименования улицам и адресов объектам капитального строительства, расположенных на территории всего микрорайона «Вавилинский затон» в границах г. Кызыла Республики Тыва, а также размещении указанных сведений об адресных объектах в федеральную информационную систему в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
с участием помощника прокурора Шаалы А.А., представителя административного ответчика мэрии г. Кызыла ФИО1, представителя Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам о признании незаконным бездействия мэрии г.Кызыла и Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, выразившегося в непринятии мер по присвоению наименования улицам и адресов объектам капитального строительства, расположенных на всей территории микрорайона «Вавилинский затон» в границах г. Кызыла Республики Тыва, не размещению сведений об адресных объектах в федеральную информационную адресную систему, возложении обязанности принять меры по присвоению наименования улицам и адресов объектам капитального строительства, расположенных на территории всего микрорайона «Вавилинский затон» в границах г. Кызыла Республики Тыва, а также размещению указанных сведений об адресных объектах в федеральную информационную систему в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО21 о бездействии мэрии г. Кызыла в не присвоении адресов жилым домам, расположенным на территории микрорайона «Вавилинский затон» г. Кызыла. Проверкой установлено, что ФИО21 с 2016 года владеет на праве собственности жилым домом и земельным участком (кадастровый №), расположенные по адресу: <адрес> с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. ФИО21 обращался 03.08.2020 в мэрию г. Кызыла по вопросу о присвоении адреса его жилому дому и земельному участку. По результатам его рассмотрения мэрией г. Кызыла отказано в осуществлении полномочий по присвоению адресов объектам ввиду выполнения работ по корректировке генерального плана и правил землепользования и застройки г. Кызыла. Установлено, что в нарушение п. 27 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон № 131-Ф3 мэрией г. Кызыла до настоящего времени не осуществляются полномочия по присвоению наименований улицам и адресов объектам капитального строительства в микрорайоне «Вавилинский затон», что препятствует реализации собственниками объектов недвижимого имущества права на оформление градостроительных и правоустанавливающих документов. С 2016 года до настоящего времени после передачи указанных земельных участков от Пий-Хемского района городскому округу «Город Кызыл Республика Тыва» мэрией г. Кызыла не принимались решения об изменении адресного ориентира, присвоение наименований улицам, нумерации объектам капитального строительства, за исключением отдельных улиц. Департаментом выборочно принимались меры по присвоению наименований улицам Лиственная, Бульвар Богатый, Береговая, Большеенисейская, Вавилинская, Виктории, Воинская, Звездная, Кара-Хаакская, Кедровая, Крымская, Кызылская, Пий-Хемская, Приусадебная, Равниная, Речная, Танкистов, Солнечная, Туранская, а также переулкам Никитинский, Чаатынский, Удачный, что свидетельствует о незаконном ограничении большого количества граждан в получении муниципальной услуги по присвоению адресов объектам капитального строительства. Так, земельные участки с кадастровыми номерами с № до №, которые расположены в ряд имеют наименование «улица Лиственная г. Кызыла». Решением Департамента от 19.11.2018 № А18-1 ВЗ «О присвоении наименований элементам планировочной структуры» некоммерческим садоводческим товариществам, расположенным на территории микрорайона «Вавилинский затон» присвоены новые адреса (ДНП «Удачное», СНТ № 14 «Мелиоратор», ДНТ «Догээ», ДИТ «Рассвет»). Решением Департамента от 13.04.2020 № А18-37С «О присвоении, внесении, изменении адреса объектов недвижимости в Федеральной информационной адресной системе» присвоены адреса микрорайону «Вавилинский затон» г. Кызыла, садоводческим некоммерческим товариществам № 12 по улице Большеенисейская. Во исполнение постановления мэра г. Кызыла от 17.09.2018 № 1086 ООО «НПО «ЮРГЦ» разработан проект планировки территории местечка «Вавилинский затон». Несмотря на принятие проекта планировки территории данного микрорайона, градостроительные документы (справки о присвоении адресов, разрешение на строительство, уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства) Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии <адрес> необоснованно не выдаются до настоящего времени. По указанному нарушению закона прокуратурой города 31.05.2021 мэру г. Кызыла внесено представление, по которому нарушения не устранены мэрией города. Бездействие мэрии <адрес> и Департамента в неисполнении указанных полномочий не отвечают требованиям градостроительного законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на указанной территории, которые не могут оформить правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства и реализовать иные законные права из-за не присвоения адресов домам и наименований улицам. Установить конкретное количество улиц и объектов капитального строительства, которые подлежат адресации не представляется возможным ввиду большого количества указанных объектов на территории микрорайона «Вавилинский затон».
Представителем Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла ФИО2 подано возражение на административное исковое заявление, в котором указано, что процесс присвоения наименования улицам и адресов объектам капитального строительства входит в компетенцию Хурала представителей города Кызыла на основании ч. 22 ст. 33 Решения Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 № 50 (ред. От 25.02.2022 г.). Обращения могут быть поданы председателями садоводческих некоммерческих товариществ к Департаменту, а Департамент перенаправляет в Хурал представителей города Кызыла. Хурал представителей г. Кызыла рассматривает обращения на топонимической комиссии по принятию решения по присвоения наименованиям улицам и адресам объектов капитального строительства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц. Департамент в соответствие с административным регламентом еженедельно проводит прием граждан, а также принимаются решение о внесения в федеральную информационную адресную системы (ФИАС), с последующей регистрацией в Единый Государственный реестр недвижимости по поступившимся заявлениям от граждан и юридических лиц. Доводы прокуратуры г. Кызыла Республики Тыва о бездействии Департамента неправомерно, так как проделана существенная работа по присвоению наименования улиц и адресов объектам капитального строительства на территории микрорайона «Вавилинский Затон». Работы все еще продолжаются. Ускорить процесс не представляется возможным в виду технических ограничений и текучести кадров.
От представителя Мэрии г. Кызыла ФИО3 поступило возражение на административное исковое заявление в котором указано, что согласно п.6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014г. №1221 присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляются органами местного самоуправления. Присвоение объекту адресации адреса осуществляется: a) в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О кадастровой деятельности», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет; б) в отношении зданий (строений), сооружений, в том числе строительство которых не завершено, в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство или направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Таким образом, в силу указанной нормы Правил присвоение адресов в отношении земельных участков возможно при утверждении документации по планировке территории. Постановлением мэрии г.Кызыла от 11.11.2020г «Об утверждении проекта планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». В соответствии с ч.13.1 ст.45 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 настоящего Кодекса. В отношении садоводческих некоммерческих организаций, расположенных на территории местечка «Вавилинский затон», в соответствии с подп.2 п.5.1 ст.46 Гр.кодекса РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся в случаях, если проект планировки территории и проект межевания территории подготовлены в отношении: территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества. Таким образом, садоводческие общества, расположенные на территории местечка «Вавилинский затон» после утверждения проекта планировки территории мэрией города Кызыла, по заявлению граждан и в соответствии с административным регламентом присваиваются адреса объектам недвижимости. Кроме того, постановлением мэрии г.Кызыла от 07.04.2021г. №225 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам недвижимости на территории города Кызыла». Пунктом 2.7 регламента предусмотрено перечень документов, необходимых для предоставления Услуги, которые Заявитель вправе предоставить самостоятельно: 1) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации; 2) выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объекта адресации (в случае преобразования объектов недвижимости с образованием одного и более новых объектов адресации); 3) разрешение на строительство объекта адресации (при присвоении адреса строящимся объектам адресации) (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания (строения), сооружения получение разрешения на строительство не требуется) и (или) при наличии разрешения на ввод объекта адресации в эксплуатацию или уведомлении о соответствии указанных в уведомлении планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности; 4) схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса); 5) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет); 6) решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (в случае присвоения помещению адреса, изменения и аннулирования такого адреса вследствие его перевода из жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение); 7) акт приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения, приводящих к образованию одного и более новых объектов адресации (в случае преобразования объектов недвижимости (помещений) с образованием одного и более новых объектов адресации); 8) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, который снят с государственного кадастрового учета, являющемся объектом адресации (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте «а» пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов»; 9) уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений по объекту недвижимости, являющемуся объектом адресации (в случае аннулирования адреса объекта адресации по основаниям, указанным в подпункте «а» пункта 14 постановления правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов»). Согласно п.2.2 Административного регламента услуга предоставляется департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла. Согласно п.2 Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла и предельной численности работников, утвержденного Решением Хурала представителей города Кызыла от 21.02.2019г. №27. Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках в соответствии с действующим законодательством, круглую печать со своим полным наименованием и гербом города Кызыла, фирменные штампы и бланки установленного образца. Департамент от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством. С пунктами 3.1.1 и 3.1.2 Положения Департамент обеспечивает управление и обеспечение решения вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством в области архитектурной, градостроительной деятельности земельных отношений на территории города Кызыла. Таким образом, в соответствии с Положением Департамент является уполномоченным органом мэрии города Кызыла в области архитектурной, градостроительной деятельности и земельных отношений на территории города Кызыла. В связи с чем, мэрия города Кызыла не является надлежащим ответчиком по данному делу. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований к Мэрии г. Кызыла.
От представителя Мэрии г. Кызыла ФИО1 поступили письменные пояснения из которых следует, что уполномоченным органом - Департаментом архитектуры, в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014г. №1221, его Положением, утвержденным решением Хурала представителей г. Кызыла от 21.02.2019 № 27, административным регламентом предоставления муниципальной «Присвоение, услуги изменение и аннулирование адресов объектам недвижимости на территории города Кызыла», утвержденным постановлением мэрии г.Кызыла от 07.04.2021г. №225» присваиваются адреса объектам капитального строительства, земельным участкам расположенным на территории «Вавилинского затона», что подтверждается многочисленными решениями Департамента архитектуры от 2022 года №A18-36, №A18-24, №A18-23, №18-22, №A18-21, №A-18-20, №A18-19, №A18-18, A18-16, №18-15, которые содержат многочисленные пункты о присвоении адреса объектам Решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 № 433. Также, на основании Положения о порядке присвоения наименований и переименования улиц, скверов, площадей и других топонимических объектов на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» утверждённым решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 № 433, решением Хурала представителей города Кызыла присваиваются наименования и переименование улиц, скверов, площадей и других топонимических объектов по г.Кызылу, в том числе по Вавилинскому затону. Ранее к судебному делу приобщались решения Хурала представителей г.Кызыла от 22 июня 2022г. №228 «Об увековечении памяти генерал-майора ФИО4 путем присвоения наименования улице на территории Вавилинского затона города Кызыла», от 27 апреля 2022г №211 «О присвоении наименования улице на Вавилинском затоне города Кызыла «Кузбасская». Также Прокуратурой к иску приложено сведения, выписки о размещении изменений наименований адресов на федеральной системе ФИАС, доводы прокуратуры по не размещению изменения адресов в федеральной системе опровергаются теми же документами приложенными самой Прокуратурой. В возражении Мэрии даны доводы со ссылками на нормы действующего законодательства, по - которому адреса присваиваются объектам которые состоят на кадастровом и регистрационном учетах в Едином государственном реестре недвижимости (земельные участки, объекты). На Вавилинском затоне большинство объектов не состоят в ЕГРН, не идентифицированы, соответственно на них без правоустанавливающих документов невозможно присвоить адрес в силу закона. Голословное абстрактное суждение прокуратуры, о выборочном присвоении адресов объектам на Вавилинском затоне не подтверждаются какими- либо доказательствами. Прокуратура составила иск на основании обращения ФИО21 которому Департаментом архитектуры было отказано в присвоении адреса от 2020г. Указанный отказ в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ, с главой 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-Ф3 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» гражданин, заявитель в установленном порядке и сроки не обжаловал. В связи с чем, отказ Департамента архитектуры в присвоении адреса объекту ФИО21 является законным. Как следует из материалов дела ФИО21 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 17:18:003004:427 из категории земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 858 кв.м. по адресу (местонахождению): <адрес>. Поставленного на кадастровый учет, регистрационный учет в Росреестре объекта недвижимого имущества на данном земельном участке не имеется. В соответствии с подпунктом в п.5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221, объектом адресации являются земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на НИХ объектов капитального строительства). Земельный участок ФИО21 не относится к землям населенных пунктов, состоит в категории земли сельскохозяйственного назначения. Таким образом, Департамент архитектуры не может в нарушение указанной нормы присваивать адрес его земельному участку. Изменение категории земли в соответствии со ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» осуществляется на основании волеизъявления, заявления правообладателя земельного участка, на основании которого вносятся изменения в ЕГРН по земельному участку. Департамент архитектуры при наличии в ЕГРН записи категория земля - земли сельскохозяйственного назначения не может присвоить адрес в нарушение вышеуказанных федеральных норм права. Таким образом, все приводимые истцом доказательства и доводы опровергаются вышеуказанными нормами права, порядками, процедурами и приложенными документами. Бездействия Департамента архитектуры, Мэрии города Кызыла по не присвоению адресов улицам, объектам капитального строительства, расположенных на территории микрорайона «Вавилинской затон» не имеется. Иск прокуратуры о бездействии ответчиков по не присвоению адресов объектам и улицам на Вавилинском затоне опровергаются вышеуказанными нормативно-правовыми актами, размещенными в публичной доступной сети интернет, на сайтах и порталах справочно-правовых систем. Решениями Хурала представителей г.Кызыла от 22 июня 2022г. №221, №222 внесены изменения (корректировка) Генерального плана городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», Правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» по которому принимался генеральный план, правила землепользования и застройки в отношении также «Вавилинского затона». Присвоение наименований улиц, проездов внутри садоводческих обществ, товариществ и нумерация жилых домов с земельными участками осуществляется самим садоводческим обществом согласно их заказанному проекту планировки территории. Указанный проект планировки территории садоводческого общества, товарищества включающий в себя все элементы (земельные участки, дома, проезды, улицы, социальные объекты, площади, скверы, элементы благоустройства, жизнеобеспечения (электросети, водоснабжение и т.д.) с наименованиями и нумерацией заказывается за счет средств общества. В соответствии с подпунктом 5 п.1.1 ч.1 ст.45 Градостроительного кодекса РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества. Подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями B соответствии с законодательством Российской Федерации. На территории Вавилинского затона расположены садоводческие общества, товарищества проекты планировки которых уже утверждены ранее решениями администрации Пий-Хемского кожууна. В случае если садоводческое общество, товарищество изъявит желание внести изменения в утвержденный проект планировки своего общества, товарищества, то в заявительном, добровольном порядке обращается в Департамент архитектуры по утверждению вносимых изменений в планировку территории. Собственники, правообладатели земельных участков, жилых домов внутри садоводческого общества, товарищества также в заявительном, добровольном порядке обращаются за получением услуги по присвоению адреса их объекта согласно вышеуказанному регламенту. Просит отказать полностью в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного истца прокурор Шаалы А.А. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление, просила удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика мэрии г. Кызыла ФИО1, представитель Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла ФИО8 в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска, поддержали доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.
Заинтересованные лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Тыва, ФИО21 извещены о дате, месте, времени рассмотрения, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно которых присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы (пункт 6).
В силу п. 7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил.
При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (пункт 9 Правил).
В соответствии с пунктом 40 Правил, в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил. Пунктом 41 вышеприведенного Порядка установлено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения. В силу п. 37 Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, а также решение об отказе в таком присвоении или аннулировании принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления.
Согласно п. 25 Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Постановлением мэрии города Кызыла от 7 апреля 2021 года № 225 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение, изменение, аннулирование адресов объектам недвижимости в городе Кызыле» (далее – административный регламент), в котором предусмотрены аналогичные правила присвоения адресов объектам недвижимости.
Согласно п.п. 1.1, 1.2 административного регламента услуга предоставляется физическим или юридическим лицам (уполномоченным представителям), которые являются собственниками объектов адресации, либо обладают правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления, правом пожизненно наследуемого владения, правом постоянного (бессрочного) пользования объектом адресации (далее - Заявители).
С заявлением вправе обратиться представители заявителя, действующие в силу полномочий, основанных на оформленной в установленном законодательством Российской Федерации порядке доверенности, на указании федерального закона либо на акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (далее - представитель заявителя).
Заявление о предоставлении Услуги (далее - Заявление) с прилагаемыми документами подается: лично при предъявлении документа, удостоверяющего личность (через уполномоченного представителя при предъявлении документов, подтверждающих полномочия), в КГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ); в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и функций (далее - Портал) на сайте: www.gosuslugi.tuva.ru (п.1.3 административного регламента).
Услуга предоставляется департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла (далее - Департамент). При наличии на территории г. Кызыла МФЦ Услуга предоставляется на основании соглашения между мэрией г. Кызыла и МФЦ (п. 2.2 административного регламента).
Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 01.07.2016 года земельный участок с кадастровым номером № площадью 858 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, <адрес>, принадлежит на праве собственности истцу ФИО21
02 февраля 2019 года ФИО21 обратился к мэру г. Кызыла с обращением о даче поручения мэром г. Кызыла отделу архитектуры и градостроительства Мэрии г. Кызыла начать оформление жилых домов, построенных на Вавилинском затоне, присвоить адрес, принять уведомление о начале строительства жилого дома.
26 февраля 2019 года начальником Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений ФИО5 был предоставлен ответ о том, что Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла (далее по тексту Департамент), рассмотрев заявление вх. № 08-04-18/203 от 02.02.2019 г. сообщает, что в связи с корректировкой Правил землепользования и застройки присвоение адреса земельным участкам территории «Вавилинский затон», включенных в границы города Кызыла, а именно местоположение, которых определены в километрах от трассы Кызыл-Кара-Хаак и не прикрепленных к дачным обществам не предоставляется возможным.
05 марта 2019 года ФИО21 обратился в прокуратуру г. Кызыла с жалобой на действия мэрии г. Кызыла, просил принять меры прокурорского реагирования к действиям Мэрии г. Кызыла, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и его конституционных прав как собственника построенного жилого дома; обязании присвоить адрес дому, который находится по адресному ориентиру: <адрес> с кадастровым номером № и совершении других действий направленных на оформление дома согласно законодательству России.
02 апреля 2019 года заместителем прокурора Цыганок М.А. был предоставлен ответ ФИО21 о том, что прокуратурой города жалоба на бездействие должностных лиц Департамента архитектуры, градостроительства и земельных мэрии г. Кызыла по не присвоению адреса и не принятии уведомлений о начале строительства жилого дома, расположенного по адресу <адрес>., рассмотрена. Установлено, что ДАГИЗО мэрии г.Кызыла 23.10.2017 с победителем электронного аукциона 000 «Сибпроект» заключен муниципальный контракт № Ф.2017.453747 на выполнение работ по корректировке генерального плана городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» и корректировке правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Согласно п. 9 данного контракта срок выполнения работ со дня заключения контракта в течение 60 календарных дней. В нарушение п. 6 контракта 000 «Сибстрой» обязательства, предусмотренные муниципальным контрактом № Ф.2017.453747 от 23.10.2017, не исполнены в установленный срок, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ДАГИЗО мэрии г.Кызыла полномочий муниципального заказчика, в частности неисполнении предусмотренной ч.1 ст. 101 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязанности заказчика осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки прокуратурой города мэру г.Кызыла внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. О результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования можно узнать в прокуратуре города по истечении установленного законом месячного срока. В случае несогласия с данным ответом, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору либо в суд.
28 июля 2020 года врио начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла ФИО11 предоставлен ответ ФИО21 о том, что в соответствии с Решением Хурала представителей города Кызыла от 27 ноября 2012 г. № 432 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне природного ландшафта (P-1), которая предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически-чистой окружающей среды, обустройства территории для отдыха населения. В настоящее время на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» выполняются работы по корректировке генерального плана и правил землепользования и застройки в соответствии с Постановлением мэрии от 07.02.2018г. №109. Согласно со ст. 23 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Генеральный план содержит карту функциональных зон поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. В соответствии со ст. 30 ГК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесенных в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. На карте градостроительного зонирования территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Ст. 51 ГК РФ предусмотрено, что не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
03 августа 2020 года ФИО21 обратился в прокуратуру г. Кызыла с жалобой на действия мэрии г. Кызыла, просил принять меры прокурорского реагирования к действиям Мэрии г. Кызыла, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и его конституционных прав как собственника построенного жилого дома. Обязании присвоить адрес дому, который находится по адресному ориентиру: <адрес> с кадастровым номером № и совершении других действий направленных на оформление дома согласно законодательству России.
04 сентября 2020 года заместителем прокурора г. Кызыла Кузьминых О.Л. был предоставлен ответ ФИО21 о том, что прокуратурой города Кызыла рассмотрена жалоба на бездействие должностных лиц Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла по не присвоению адреса и непринятию уведомлений о начале строительства жилого дома. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Согласно части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. В силу действующего законодательства спор в порядке административного судопроизводства и в соответствии со статьей 21 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации» не входит в предмет прокурорского надзора. По доводам, изложенным в обращении, относительно защиты прав неопределенного круга лиц по бездействию Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла по непринятию мер по корректировке генерального плана городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» установлено, что генеральный план городского округа Кызыл утвержден решением решение Хурала представителей г. Кызыла от 26.04.2011 № 289. В связи с изменением территориальных границ муниципального образования постановлением мэрии г. Кызыла от 07.02.2018 создана согласовательная комиссия по согласованию работ при корректировке генерального плана и правил землепользования и застройки городского определения территориальных границ зон правил землепользования и застройки при постановке на кадастровый учет. 23.10.2017 Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла заключен муниципальный контракт на выполнение работ по корректировке генерального плана городского округа от 23.12.2018. Однако до настоящего времени работы по корректировке генерального плана и правил землепользования и застройки не выполнены. 19.06.2020 сторонами принято решение о расторжении муниципального контракта по соглашению сторон. Повторно закупка работ по указанному предмету не осуществлена. Изложенное свидетельствует о нарушении мэрией г. Кызыла требований ст. 16 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил и застройки, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории. По указанному факту прокуратурой города в интересах неопределенного круга лиц подготовлено административное исковое заявление о признании бездействия мэрии г. Кызыла незаконным.
11 ноября 2020 года постановлением Мэрии города Кызыла утвержден проект планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
16 апреля 2021 года заместителем прокурора г. Кызыла Ховалыг И.Р. был предоставлен ответ ФИО21 о том, что проведенной проверкой установлено, что ФИО21 проживаете в жилом доме, расположенном на земельном участке по адресу: <адрес> и до настоящее времени адрес дому не присвоен. Законом Республики Тыва от 30.12.2016 № 237-3РТ «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» в картографические описания границ городского округа «Город Кызыл» внесены изменения путем передачи земель в местечке «Вавилинский затон» Пий-Хемского района городскому округу г. Кызыл. С 2016 года после передачи указанных земельных участков от <адрес> городскому округу «<адрес>» мэрией г. Кызыла необоснованно не принимались решения об изменении адресного ориентира, присвоение наименований улицам, нумерации объектам капитального строительства. Вместе с тем, во исполнение постановления мэрии г. Кызыла от 17.09.2018 № 1086 000 «НПО «ЮРГЦ» (г. Ростов-на-Дону) разработан проект планировки территории местечка «Вавилинский затон». В нарушение ч. 27 ст. 16 Федеральный закон № 131-ФЗ мэрией г. Кызыла до настоящего времени не осуществляются полномочия по присвоению наименований улицам и адресов объектам капитального строительства в микрорайоне «Вавилинский затон», что препятствует реализации собственниками объектов недвижимого имущества права на оформление градостроительных и правоустанавливающих документов, а также жилищных прав. Несмотря на принятие проекта планировки территории данного микрорайона градостроительные документы мэрией г. Кызыла необоснованно не выдаются. По результатам проверки прокуратурой города мэру г. Кызыла представление, о результатах рассмотрения будете проинформированы.
30 мая 2021 года заместителем прокурора г. Кызыла Ховалыг И.Р. на имя Мэра города Кызыла внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.
30 июня 2021 года заместителем мэра по строительству Чооду А-Х.М. предоставлен ответ заместителю прокурора Ховалыг И.Р. о том, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Решение о разработке проекта планировки территории постановлением мэрии местечка Кызыла «Вавилинский затон» утверждено от 17.09.2018 г. № 1086. ООО «НПО ЮРГЦ» разработан данный проект планировки территории. Согласно части 13.1 статьи 45 Градостроительного кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Решением Кызылского городского суда РТ от 22 декабря 2020 года удовлетворен административный иск ФИО14 к мэрии г. Кызыла. Суд признал несостоявшимися и недействительными общественные обсуждения по проекту планировки территории «Вавилинский затон» городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Апелляционным определением Верховного суда РТ от 20.05.2021 1910 решение Кызылского городского суда апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения. Согласно должностной инструкции и положению отдела архитектуры и градостроительства данное заявление было поручено начальнику отдела ФИО6 В связи с увольнением начальника отдела архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла ФИО6 применение дисциплинарного взыскания в отношении уволенного сотрудника не представляется возможным. Ответственным специалистам Департамента градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла разъяснено о недопущении впредь нарушений законодательства.
24 ноября 2021 года ФИО21 обратился к Мэру города Кызыла с заявлением о присвоении адресов домам жителей Вавилинского затона, выдаче ГПЗУ и других действий, направленных на оформление жилых домов согласно законодательству России; установлении колонки (резервуара) с чистой водой на 6 по <адрес>; подключении готовой инфраструктуры уличного освещения, принадлежащие АО «Тываэнерго», с <адрес> затона и заключении дополнительного соглашения с гарантирующим поставщиком по освещению данных территорий; обеспечении создания комфортных условий проживания для населения Вавилинского затона по федеральной программе «Комфортная среда», установке детских площадок и другой инфраструктуры.
Решением и.о. начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений ФИО22 от 19 ноября 2018 года территории «Вавилинский затон местечко» с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес> тип Территория.
Решением начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений ФИО16 от 13 апреля 2020 года элемент планировочной структуры - Вавилинский затон Территория, с указанным ранее адресом: <адрес> затон Территория изменено в ФИАС: <адрес>; элемент улично-дорожной сети <адрес>, внесено в ФИАС: <адрес>
Решением заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла ФИО7 «О присвоении адреса объектам недвижимости» от 16 марта 2022 года земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес> земельному участку с кадастровым номером № указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес> объекту недвижимости жилому дому с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: Российская <адрес> присвоен новый адрес <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес> земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> а, присвоен новый адрес: <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес> земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес <адрес> земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес>; объекту недвижимости - жилому
дому с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес>, присвоен новый адрес: <адрес> земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: Российская <адрес> присвоен новый адрес: <адрес>; Земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: Российская <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: Российская <адрес> земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес> объекту недвижимости жилому дому с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес>; Объекту недвижимости – жилому дому с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес>, присвоен новый адрес: <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес> земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес>, земельный участок № присвоен новый адрес: <адрес>.
Решением заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла от ФИО7 «О присвоении адреса объектам недвижимости» от 24 марта 2022 года земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: Российская <адрес> присвоен новый адрес: Российская <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес>., присвоен новый адрес: <адрес>; Земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес>, <адрес> присвоен новый адрес: <адрес> земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> присвоен новый адрес: <адрес>.
Решением заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла ФИО7 «О присвоении адреса объектам недвижимости» от 28 марта 2022 года земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, объектам недвижимости – жилым домам с кадастровыми номерами №, №, №, расположенным по адресу: <адрес> присвоены новые адреса.
Решением заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла ФИО7 «О присвоении адреса объектам недвижимости» от 1 апреля 2022 года земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, объектам недвижимости – жилым домам с кадастровым номерами №, №, №, №, расположенным по адресу: <адрес> присвоены новые адреса.
Решением заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла ФИО7 «О присвоении адреса объектам недвижимости» от 6 апреля 2022 года земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, объекту недвижимости – жилому дому с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>» присвоены новые адреса.
Решением врио заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла ФИО6 «О присвоении адреса объектам недвижимости» от 18 апреля 2022 года земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, объектам недвижимости – жилым домам с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, № расположенным, по адресу: <адрес>» присвоены новые адреса.
Решением врио заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла ФИО6 «О присвоении адреса объектам недвижимости» от 22 апреля 2022 года земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, объектам недвижимости – жилым домам с кадастровыми номерами №, №, №, № №, №, №, № расположенным, по адресу: <адрес> присвоены новые адреса.
Решением врио заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла ФИО6 «О присвоении адреса объектам недвижимости» от 29 апреля 2022 года земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, объектам недвижимости – жилым домам с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, расположенным, по адресу: <адрес> присвоены новые адреса.
Решением Врио заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла ФИО6 «О присвоении адреса объектам недвижимости» от 24 мая 2022 года земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, объектам недвижимости – жилым домам с кадастровыми номерами №, расположенным, по адресу: <адрес>, м. «Вавилинский затон» присвоены новые адреса.
Решением начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла ФИО9 «О присвоении адреса объектам недвижимости» от 27 мая 2022 года земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, объектам недвижимости – жилым домам с кадастровыми номерами №, № расположенным, по адресу: <адрес> присвоены новые адреса.
Решением Хурала представителей города Кызыла № 211 от 27 апреля 2022 года присвоено наименование улице «Кузбасская», расположенной на 8 км. местечка Вавилинский затон с левой стороны от трассы Кызыл-Кара-Хаак, начиная с земельного участка с северной стороны с кадастровым номером № и завершая на земельном участке № 10/2 с кадастровым номером №, протяженностью 480 м., согласно прилагаемой схеме.
Решением Хурала представителей города Кызыла № 221 от 22 июня 2022 года внесены изменения в Генеральный план городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденные Решением Хурала представителей города Кызыла от 26 апреля 2011 года № 289.
Решением Хурала представителей города Кызыла № 222 от 22 июня 2022 года внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», изложены в новой редакции согласно приложению к настоящему решению.
Решением Хурала представителей города Кызыла № 228 от 22 июня 2022 года увековечена память генерал-майора ФИО4 путем присвоения наименования «Генерала-майора Александра Захарченко» улице, расположенной на северо-восточной части города Кызыла на территории Вавилинского затона, начиная с земельных участков с кадастровыми №№, завершая на земельных участках с кадастровыми номерами №, № протяженностью улицы - 230 м., с общим домовладением - 16, согласно прилагаемой схеме. На Мэрию города Кызыла возложена обязанность, установить за счет бюджетных средств города Кызыла таблички с наименованием улицы; изготовить таблички с наименованием улицы со следующим текстом: «Генерала-майора Александра Захарченко»; осуществить иные мероприятия по реализации данного решения; опубликовать настоящее решение на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Тыва от 9 декабря 2021 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2020 года отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО14, ФИО19
Как следует из материалов дела, ФИО21 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № из категории земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 858 кв.м. по адресу (местонахождению): <адрес>, поставленного на кадастровый учет, регистрационный учет в Росреестре объекта недвижимого имущества на данном земельном участке не имеется. Земельный участок ФИО21 не относится к землям населенных пунктов, состоит в категории земли сельскохозяйственного назначения. Изменение категории земли в соответствии со ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» осуществляется на основании волеизъявления, заявления правообладателя земельного участка, на основании которого вносятся изменения в ЕГРН по земельному участку. Департамент архитектуры при наличии в ЕГРН записи категория земель - земли сельскохозяйственного назначения не может присвоить адрес в нарушение вышеуказанных федеральных норм права.
Из анализа изложенных выше норм законодательства следует, что присвоение адреса объекту недвижимости возможно по собственной инициативе административного органа, уполномоченного на присвоение адреса, а также носит заявительный характер, присваивается на основании заявлений собственников объектов недвижимости и иных лиц, имеющих право на подачу такого заявления.
В данном случае, заинтересованное лицо ФИО21 письменно отказывалось в присвоении адреса его жилому помещению с указанием причин принятия такого решения, которые не были обжалованы заинтересованным лицом. В данном случае бездействия административных ответчиков по не присвоению адреса объекту его недвижимости судом не усматривается.
Исходяиз требований административного искового заявления, суд полагает, что административный истец в обоснование своих требований ссылается на то обстоятельство, что административными ответчиками присваиваются адреса объектам недвижимости на территории Вавилонского затона выборочно, другим объектам недвижимости до настоящего времени не присвоены адреса, вместе с тем, данные обстоятельства ничем объективно не подтверждены, доказательств указанных фактов, нарушения прав жителей, суду не предоставлено. Иных доводов, которые свидетельствовали бы о бездействии административных ответчиков, не приводит.
Вместе с тем, в материалы дела представлены сведения о том, что по обращениям граждан и иных лиц, адреса объектам недвижимости на территории Вавилинского затона присваиваются, а также необходимо учесть, что на момент обращения в суд с административным иском в суд не был утвержден генеральный план г.Кызыла, что также является основанием для воспрепятствования для присвоения адресам некоторым объектам недвижимости, для присвоения адреса которых необходимо наличие данного документа.
Ввиду изложенного, судом не установлено, что бездействие административных ответчиков противоречит нормам постановления Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221, федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемое бездействие не подтверждён материалами дела, сведений о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц не установлено, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Таким образом, бездействия Департамента архитектуры, Мэрии города Кызыла по не присвоению адресов улицам, объектам капитального строительства, расположенных на территории микрорайона «Вавилинской затон» не имеется.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходит из того, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав оспариваемыми действиями (бездействием) административных ответчиков.
В этой связи совокупности предусмотренных статьей 227 КАС РФ условий для признания действий (бездействия) административного ответчика незаконными не имелось.
Таким образом, требования административного истца к административным ответчикам удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление прокурора г. Кызыла Аронова Д.А. в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия мэрии г.Кызыла и Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, выразившегося в непринятии мер по присвоению наименования улицам и адресов объектам капитального строительства, расположенных на всей территории микрорайона «Вавилинский затон» в границах г. Кызыла Республики Тыва, а также по не размещению сведений об адресных объектах в федеральную информационную адресную систему, возложении обязанности принять меры по присвоению наименования улицам и адресов объектам капитального строительства, расположенных на территории всего микрорайона «Вавилинский затон» в границах г. Кызыла Республики Тыва, а также размещении указанных сведений об адресных объектах в федеральную информационную систему в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда – 15 августа 2022 года (с учетом выходных дней).
Судья А.А. Донгак