ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1794-2017 от 04.12.2017 Железногорского городского суда (Курская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело 2а-1794-2017

04 декабря 2017 года г.Железногорск

Железногорский городской суд Курской области в составе

председательствующего -Солодухиной Н.Н.,

с участием – помощника

Железногорского межрайонного прокурора -Хмелевской Т.Ю.,

представителя административного ответчика -ФИО1,

при секретаре -Митиной Г.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Железногорского межрайонного прокурора Курской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Волковского сельсовета *** Курской области о признании бездействия администрации МО «Волковский сельсовет» *** Курской области незаконным, возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

установил:

Железногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Волковский сельсовет» нарушаются требования законодательства в указанной сфере, выразившиеся в длительном непринятии мер к созданию на территории МО «Волковский сельсовет» специализированной службы по вопросам похоронного дела. Так, в апреле 2017 года, было установлено, что на территории сельского поселения МО «Волковский сельсовет» *** в границах земельного участка площадью 4216 кв.м. с кадастровым номером 46:06:010703:46 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, д.Пасерково, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от **.**.**. В границах земельного участка площадью 8221 кв.м. с кадастровым номером 46:06:010901:186 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, д.Пасерково, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **.**.**. В границах земельного участка площадью 1941 кв.м. с кадастровым номером 46:06:013402:8 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, ***, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **.**.**. В границах земельного участка площадью 4219 кв.м. с кадастровым номером 46:06:011701:77 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, ***, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **.**.**. В границах земельного участка площадью 25250 кв.м. с кадастровым номером 46:06:011101:14 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, ***, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **.**.**. В границах земельного участка площадью 5769 кв.м. с кадастровым номером 46:06:013601:3 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, д.Рясник, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **.**.**. Проверкой было установлено, что в нарушение изложенных требований Федерального закона от **.**.** №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированная служба по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления Волковского сельсовета не создана, на территории МО «Волковский сельсовет» обязанности по осуществлению погребения умерших на соответствующую специализированную службу не возложены, порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления не определен. По выявленным нарушениям законодательства межрайонной прокуратурой в адрес главы МО «Волковский сельсовет» **.**.** было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, как следует из ответа администрации Волковского сельсовета от **.**.**№ *** органами местного самоуправления планируется создание специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Волковский сельсовет» ***. В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой в октябре 2017 года, установлено, что по состоянию на **.**.** администрацией Волковского сельсовета требования указанного представления не исполнены, мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления Волковского сельсовета не принято, на территории МО «Волковский сельсовет» обязанности по осуществлению погребения умерших на соответствующую специализированную службу не возложены, порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления не определен, что подтверждается информацией администрации Волковского сельсовета от **.**.**№ ***. С учетом того, что специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, отсутствие указанной специализированной службы, действующей на территории МО «Волковский сельсовет», нарушает права жителей муниципального образования, круг которых не определен, на получение на безвозмездной основе гарантированного перечня ритуальных услуг по погребению, на выбор исполнителя таких услуг. Таким образом, бездействие органов местного самоуправления Волковского сельсовета, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, определению порядка ее деятельности, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. На основании изложенного, Железногорский межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Волковский сельсовет» *** Курской области, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Волковский сельсовет» *** Курской области, определению порядка ее деятельности. Обязать администрацию МО «Волковский сельсовет» *** Курской области создать на территории МО «Волковский сельсовет» *** области специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок ее деятельности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник Железногорского межрайонного прокурора Курской области Хмелевская Т.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме и просила признать незаконным бездействие администрации МО «Волковский сельсовет» *** Курской области, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Волковский сельсовет» *** Курской области, определению порядка ее деятельности. Обязать администрацию МО «Волковский сельсовет» *** Курской области создать на территории МО «Волковский сельсовет» *** Курской области специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок ее деятельности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования признала и не возражала против их удовлетворения.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских поселений отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В силу п.5 ст.1 Закона Курской области от **.**.**№ ***-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения» из числа вопросов местного значения городского поселения предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями Курской области закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно ст.2 названного Закона Курской области он вступил в силу с **.**.**.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от **.**.** №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение (ст. 4 Федерального закона № ***).

В силу ст.9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации в определенных п.3 ст. 9 названного Федерального закона случаях.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ (п.2 ст.12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

Пунктом 3 названной статьи установлено, что услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.15 названного Федерального закона места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

Статьей 18 Федерального закона №8-ФЗ установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п.1 ст. 17 Федерального закона №8-ФЗ).

В силу п.1 ст.25 Федерального закона №8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Пунктом 2 ст.25 Федерального закона №8-ФЗ установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.29 названного Федерального закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что муниципальное образование «Рышковский сельсовет» является сельским поселением.

Также установлено, что на территории сельского поселения МО «Волковский сельсовет» *** Курской области в границах земельного участка площадью 4216 кв.м. с кадастровым номером 46:06:010703:46 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, д.Пасерково, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от **.**.**. В границах земельного участка площадью 8221 кв.м. с кадастровым номером 46:06:010901:186 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, д.Пасерково, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **.**.**. В границах земельного участка площадью 1941 кв.м. с кадастровым номером 46:06:013402:8 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, ***, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **.**.**. В границах земельного участка площадью 4219 кв.м. с кадастровым номером 46:06:011701:77 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, ***, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **.**.**. В границах земельного участка площадью 25250 кв.м. с кадастровым номером 46:06:011101:14 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, ***, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **.**.**. В границах земельного участка площадью 5769 кв.м. с кадастровым номером 46:06:013601:3 по адресу: Курская область? ***, Волковский сельсовет, д.Рясник, расположено общественное кладбище, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Волковский сельсовет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **.**.**.

Кроме того, установлено, что в нарушение изложенных требований Федерального закона от **.**.** №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированная служба по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления Волковского сельсовета не создана, на территории МО «Волковский сельсовет» обязанности по осуществлению погребения умерших на соответствующую специализированную службу не возложены, порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления не определен.

Железногорской межрайонной прокуратурой по выявленным нарушениям законодательства в адрес главы МО «Волковский сельсовет» **.**.** было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, как следует из ответа администрации Волковского сельсовета от **.**.**№ *** органами местного самоуправления планируется создание специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Волковский сельсовет» ***.

Кроме того, проведенной Железногорской межрайонной прокуратурой проверкой в октябре 2017 года, установлено, что по состоянию на **.**.** администрацией Волковского сельсовета требования указанного представления не исполнены, мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления Волковского сельсовета не принято, на территории МО «Волковский сельсовет» обязанности по осуществлению погребения умерших на соответствующую специализированную службу не возложены, порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления не определен, что подтверждается информацией администрации Волковского сельсовета от **.**.**№ ***.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие указанной специализированной службы, действующей на территории МО «Волковский сельсовет», нарушает права жителей муниципального образования, круг которых не определен, на получение на безвозмездной основе гарантированного перечня ритуальных услуг по погребению, на выбор исполнителя таких услуг.

Поскольку бездействие органов местного самоуправления Волковского сельсовета, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, определению порядка ее деятельности, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, суд считает необходимым административные исковые требования Железногорского межрайонного прокурора удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 218 КАС РФ, суд

решил:

Иск Железногорского межрайонного прокурора Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Волковский сельсовет» *** Курской области, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Волковский сельсовет» *** Курской области, определению порядка ее деятельности.

Обязать администрацию МО «Волковский сельсовета» *** Курской области создать на территории МО «Волковский сельсовет» *** Курской области специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок ее деятельности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: