Дело № 2а-1795/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 июля 2018 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,
при секретаре Фирсове Д.В.,
с участием представителя административного истца ФИО3, по доверенности (л.д. 21), представителя административного ответчика ФИО4, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление административного истца ФИО1 к административному ответчику МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» о признании незаконным действий по неотображению в градостроительном плане земельного участка графических изображений, возложении обязанностей,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» по разработке градостроительного плана земельного участка в части неотображения в разделе 1 (на чертеже) минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которого разрешается строительство объектов капитального строительства, а также границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; обязании МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» отобразить в разделе 1 (на чертеже) градостроительного плана земельного участка:
- минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которого разрешается строительство объектов капитального строительства, выполнив их в виде сплошной линии толщиной 1,2 мм.. Линии отступа графически привязать к реперам или капитальным зданиям, имеющимся на топосъемке. Расстояние указать в метрах.
- границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, устанавливаемые с учетом минимальных отступов от границ земельного участка, указав их в виде участков, заштрихованных сплошными линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм перпендикулярно друг к другу.
Доработанный градостроительный план земельного участка выдать заявителю ФИО1 в 7-дневный срок.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ. административный ответчик выдал ФИО1 градостроительный план земельного участка №№. Раздел «Чертеж градостроительного плана земельного участка» не содержит информации о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства. На чертеже не отображены границы, в пределах, которых разрешается строительство объектов капитального строительства, которые должны быть указаны в виде заштрихованных участков. Тем самым административный ответчик нарушил требования действующего законодательства. В результате незаконных действий административного ответчика созданы препятствия к осуществлению административным истцом права пользования земельным участком, в частности права застройки земельного участка. В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Отсутствие в выданном административному истцу градостроительного плана земельного участка информации о «пятне застройки», то есть о минимальных отступах и о границах, в пределах которых разрешено строительство, не позволяет осуществить архитектурно-строительное проектирование, получить разрешение на строительство, построить объект, ввести его в эксплуатацию и зарегистрировать права на объект. На основании вышеизложенного ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать указанные действия административного ответчика незаконными, возложить обязанность по устранению нарушений его прав.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что в описательной части градостроительного плана указаны все необходимые отступы с размерами для возведения объекта, а на самом чертеже не отображены отступы от границ, в переделах которых разрешается строительство.
Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признал. Пояснил, что пустое пятно застройки на чертеже обозначает, что строительство нельзя производить. Отображено пустое пятно, поскольку территория Кондратовского сельского поселения не обеспечена в полном объеме объектами социальной инфраструктурой (детские сады, школы).
Суд, заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика и оценив письменные доказательства, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – многоквартирные жилые дома до 16 этажей, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 30-32).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 был получен градостроительный план земельного участка №№ (л.д. 6-18).
Градостроительный план земельного участка подготовлен на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Местоположение земельного участка: <адрес>, <адрес><адрес>.
На чертеже градостроительного плана земельного участка не указаны минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешено строительство.
Согласно справке администрации Кондратовского с/п земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> в соответствии с правилами землепользования и застройки <адрес> расположен в территориальной зоне Ж-1 Зона застройки многоэтажными жилыми домами. Зона предназначена для высокоплотной застройки многоквартирными многоэтажными (6-16 этажей) жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущество местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам (л.д. 33).
Данная информация также содержится в градостроительном плане земельного участка №№. В п. 2.2 указана информация о видах разрешенного использования земельного участка, в п. 2.3 указаны предельные размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
В силу ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном плане земельного участка содержится информация в том числе о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр (п. 5 ст. 57.3 Градостроительного кодекса российской Федерации).
Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы (п. 6 ст. 57.3 Градостроительного кодекса российской Федерации).
Согласно п.9 ст. 57.3 Градостроительного кодекса российской Федерации форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 26 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" на чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются:
1) схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план);
2) границы земельного участка с координатами характерных точек;
3) расположенные в границах земельного участка объекты капитального строительства (с указанием номеров таких объектов по порядку), а также расположенные в границах земельного участка сети инженерно-технического обеспечения;
4) красные линии;
5) минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
6) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии);
7) границы территории объекта культурного наследия;
8) границы зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия, охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны) с отдельным условным обозначением для каждой зоны;
9) границы зон действия публичных сервитутов;
10) точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;
11) условные обозначения отображаемой информации.
Административный истец обосновывает свои требования тем, что отсутствие минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства в разделе «чертеж градостроительного плана земельного участка» препятствует ему осуществлять права пользования земельным участком, закрепленные Конституцией Российской Федерации и гражданским законодательством, в частности препятствует застройке земельного участка.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Аналогичные нормы содержится в п. 2 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы, в том числе и градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По существу из анализа положений закона следует, что в градостроительном плане земельного участка указывается информация необходимая для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Градостроительный план является правоустанавливающим документом на земельный участок при получении разрешения на строительство, относится к проектной документации при архитектурно-строительном проектировании.
Земельный участок административного истца с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж-1 Зона застройки многоэтажными жилыми домами. Следовательно, вид разрешенного строительства предполагает застройку земельного участка. Таким образом, административный ответчик в соответствии с требования Градостроительного кодекса и порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения", должен был отобразить в разделе 1 (на чертеже) минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, а так же границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства. Не отображение указанных отступов и границ в разделе 1 (на чертеже) нарушает права истца на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Удовлетворяя требований суд, исходит из того, что административным истцом доказана необходимая совокупность условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявление ФИО1 о признании незаконными действия МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» по неотображению в градостроительном плане земельного участка №№ в разделе 1 (на чертеже) минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которого разрешается строительство объектов капитального строительства, а так же границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства подлежит удовлетворению.
Требования истца о выполнении нарушений в указанный срок не подлежит удовлетворению, поскольку суд не уполномочен в рамках КАС РФ вмешиваться в деятельность органа, решение которого оспаривается.
Руководствуясь ст. ст. 175-180,227 Кодекса Административного
Судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» по неотображению в градостроительном плане земельного участка №№ в разделе 1 (на чертеже) минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которого разрешается строительство объектов капитального строительства, а так же границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.
Обязать МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» устранить нарушения в градостроительном плане земельного участка №№ в разделе 1 (на чертеже).
Остальные требования административного истца ФИО1 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательном виде 20.07.2018г.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Пермского районного суда Е.В. Овчинникова
подлинник подшит
в административном деле № 2а-1795/2018
Пермского районного суда Пермского края