ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1795/2015 от 30.11.2015 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-1795/2015г. Решение в окончательной форме вынесено 30.11.2015г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2015г. г.Мегион

Мегионский городской суд Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

Председательствующего - судьи Строкичевой М.Ю.

При секретаре – Секисовой А.И.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1795/2015 по административному исковому заявлению

Петко Е. Н. об оспаривании заключения органа опеки и попечительства Администрации г.Мегиона о невозможности гражданина быть опекуном,

У С Т А Н О В И Л :

Петко Е.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании заключения органа опеки и попечительства Администрации г.Мегиона о невозможности быть опекуном, поскольку 9.09.2015г. она получила такое письменное заключение от 7.09.2015г. Отказ был мотивирован тем, что она не может обеспечить приемного ребенка жилым помещением до его совершеннолетия, поскольку она проживает в жилом помещении по краткосрочному договору коммерческого найма, имеет задолженность по коммунальным платежам в размере 14.472 руб. 98 коп. Она не согласна с указанным заключением, поскольку в указанной квартире она проживает со своими несовершеннолетними детьми с 2005 года, каждый год с ней заключаются договора коммерческого найма, она работает в бюджетной организации, <данные изъяты>, на момент подачи заявления она жильем обеспечена, будут обеспечены жильем и опекаемые ею дети. Она не собирается увольняться из бюджетного учреждения, поэтому договора коммерческого найма будут с ней постоянно перезаключаться. Задолженность по коммунальным платежам на момент обращения в суд погашена. Истец считает указанные основания заключения надуманными, не соответствующими закону. Петко Е.Н. просит признать заключение незаконным, обязать отдел опеки и попечительства Администрации г.Мегиона принять решение о возможности ей быть опекуном (попечителем, приемным родителем).

В судебном заседании административный истец Петко Е.Н. поддержала свои исковые требования.

Сопко Л.Г., привлеченная к участию в деле в качестве административного ответчика, пояснила, что она, как начальник отдела опеки и попечительства, имеющая доверенность от имени Главы г.Мегиона, вправе принимать указанные решения в виде заключения органа опеки и попечительства о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном (попечителем), подписала заключение о невозможности Петко Е.Н. быть опекуном (попечителем). В заключении указаны основания принятия такого заключения. Она исходила из того, что Петко Е.Н. проживает в жилом помещении по договору коммерческого найма, который является краткосрочным, который в любой момент может быть не продлен на новый срок, либо расторгнут в связи с неуплатой коммунальных платежей, платежей по найму, тогда опекаемые дети будут нуждаться в жилье, будут нарушены их права. У истицы имелась задолженность по коммунальным платежам в размере более 14.000 руб. Кроме того, на протяжении двух лет Петко Е.Н. проживала в указанной квартире без оформления договора коммерческого найма, поскольку не работала в бюджетной организации, занималась частным бизнесом. В настоящее время решается вопрос о предъявлении иска к Петко Е.Н. о выселении. Истица не предоставила доказательств тому, что она оплатила задолженность по коммунальным платежам.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика – Администрации г.Мегиона по правилам ст. 150 КАС РФ, поскольку он надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставил.

Выслушав административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ в отдел опеки и попечительства администрации города Мегиона обратилась Петко Е.Н. с заявлением на получение заключения о возможности быть опекуном (попечителем). К данному заявлению были приложены документы: справка №2311 от 26.08.2015 из «Тюменских энергетических сетей» об отсутствии задолженности за электроэнергию, свидетельство от 24.12.2014 №120 о прохождении подготовки лиц, желающих принять ребенка в семью на воспитание, справка с места работы <данные изъяты> №33 от 2015г., справка с места работы №8 от 13.07.2015 <данные изъяты> согласие членов семьи от 27.08.2015г., копия паспорта Петко В.С., автобиография, копия свидетельства о расторжении брака, информация БУ ЦСОН «Гармония» о проведении диагностического обследования, справка от ДД.ММ.ГГГГ о составе семьи из ЖЭУ, заключение о результатах медицинского освидетельствования, копия паспорта, акт приема-передачи жилого помещения, справка из ОМВД об отсутствии судимости, соглашение о погашении задолженности, лицевой счет из ООО ЖЭУ.

Заключением от 7.09.2015г. органа опеки и попечительства, подписанным начальником отдела опеки и попечительства Администрации г.Мегиона Сопко Л.Г., определено, что заявитель не может быть кандидатом в опекуны (попечители, приемные родители), и принять детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью.

Петко Е.Н. не согласилась с таким заключением, обратилась в суд с административным исковым заявлением.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с правилами ст. 226 ч.9 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности принятого заключения.

В соответствии с ч.1 ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Подпунктом 24.2 ст. 26.3 Закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

По указанным вопросам органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В соответствии с законом ХМАО – Югры от 20.07.2007 №114-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО – Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» органы государственной власти автономного округа передали органам местного самоуправления г.Мегиона осуществление переданных им отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству.

В соответствии со ст.8 п. 10 Закона РФ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органа опеки и попечительства относится - подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Пунктом 9 «Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" определено:

орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

В круг полномочий начальника отдела опеки и попечительства администрации города Мегиона согласно Положению об отделе опеки и попечительства, утвержденному распоряжением Администрации г.Мегиона от 29.09.15г. (п. 3.10, 5.4) входит подписание заключений о возможности граждан быть кандидатами в опекуны (попечители).

Распоряжениями -к от 4.04.13г., -к от 30.01.13г., -к от 3.09.15г., доверенностью № МИ-13 от 26.01.2015г. определено, что должность начальника отдела опеки и попечительства Администрации г.Мегиона исполняет Сопко Л.Г.

Таким образом, Сопко Л.Г. имела полномочия на подписание оспариваемого заключения.

Порядок принятия оспариваемого решения (заключения о невозможности гражданина быть опекуном), регламентированный Пунктом 9 «Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", соблюден, поскольку 10-дневный срок принятия решения (заключения) выдержан, решение принято на основании представленных гражданином документов и акта обследования, решение имеет форму заключения, заключение вручено истцу в течение 3 дней со дня принятия, все представленные документы возвращены заявителю, разъяснен порядок обжалования заключения.

В заключении указано, что из представленных в орган опеки и попечительства документов следует, что Петко Е.Н. проживает в благоустроенной трехкомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> расположенной на 2 этаже двухэтажного жилого дома, деревянного исполнения. Квартира предоставлена ей на основании договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По соглашению о погашении задолженности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГПетко Е.Н. имеет задолженность по указанным платежам в сумме 14 472 рубля 98 копеек, которую она обязуется погасить в течение трех месяцев. Договором коммерческого найма (п.4.5) стороны пришли к соглашению, что в период проживания наниматель вправе вселять в занимаемое жилое помещение без согласия наймодателя только своих несовершеннолетних детей, супруга и нетрудоспособных родителей. В случае расторжения или прекращения настоящего договора и выселения нанимателя из занимаемого им жилого помещения, все граждане, вселенные им, подлежат выселению. Данные условия договора не позволяют обеспечить приемного ребенка жилым помещением до его совершеннолетия.

Учитывая, что полномочия по опеке и попечительству являются полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, согласно закона ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в лице Департамента социального развития ХМАО – Югры, отделом опеки и попечительства был направлен запрос в Департамент социального развития по ситуации с жилым помещением Петко Е.Н.

Из ответа заместителя директора Департамента социального развития ХМАО-Югры от 9.09.2015г. следует, что краткосрочные договоры найма жилого помещения не позволяют обеспечить полноценное содержание и воспитание приемных детей до достижения ими совершеннолетнего возраста, при рассмотрении вопросов о возможности граждан быть опекунами (попечителями) необходимо учитывать возможность обеспечения жилищно-бытовых условий приемному ребенку (детям) в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, либо в жилом помещении на основании договора социального найма, дающего право длительного пользования.

Таким образом, основанием для заключения органа опеки и попечительства о невозможности заявителя быть опекуном, является невозможность, исходя из наличия у заявителя жилищных прав и обязанностей, обеспечить приемного ребенка жилым помещением до его совершеннолетия.

Данное основание заключения следует признать законным и обоснованным. В силу правил ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития, уважение их человеческого достоинства. При отсутствии у истца собственного жилого помещения либо помещения по договору социального найма, и при наличии жилого помещения, проживание в котором носит временный характер в связи с заключением краткосрочного договора коммерческого найма, который в силу гражданского и жилищного законодательства может быть в любой момент расторгнут либо не заключен на новый срок (имеется задолженность по коммунальным платежам, по платежам за пользование жилым помещением), нельзя сделать вывод о наличии у заявителя законной возможности обеспечить приемного ребенка жилым помещением до его совершеннолетия.

В ходе производства по делу было установлено, что у Петко Е.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда коммерческого использования в сумме 5.335 рублей 68 копеек, в том числе пени 221 рубль 03 копейки. Петко Е.Н. данное обстоятельство не опровергла, платежных документов по погашению задолженности не предоставила.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключение органа опеки и попечительства о невозможности заявителя быть опекуном (попечителем) от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным и законным, не нарушает прав и законных интересов административного истца. В удовлетворении административного иска следует отказать.

Заявителем не пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ст. 219 ч.1 КАС РФ, для обращения в суд с заявлением об оспаривании заключения органа опеки и попечительства. Однако, это не влияет на суть принимаемого судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Петко Е. Н. в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании заключения органа опеки и попечительства Администрации г.Мегиона о невозможности гражданина быть опекуном.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда ХМАО-Югры через суд г.Мегиона в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья- М.Ю.Строкичева