ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1795/2023 от 13.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2а-1795/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владикавказ 13 октября 2023 года

Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Хадиковой З.Т.,

при секретаре судебного заседания Бадтиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТСК ЮГ» к Правительству РСО-Алания и Оперативному штабу по повышению устойчивости развития экономики РСО-Алания в условиях санкций при Главе РСО-Алания (далее – Оперативный штаб) о признании недействующими протокольного решения Оперативного штаба от <дата>.21 в части, послужившей основанием для заключения муниципальных контрактов от <дата>, от <дата>, от <дата>, и протокольного решения от <дата>.21 в части, послужившей основанием для заключения муниципального контракта от <дата>,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «ТСК ЮГ»обратилось в суд с административным иском о признании недействующими протокольного решения Оперативного штаба от <дата>.21 в части, послужившей основанием для заключения муниципальных контрактов от <дата>, от <дата>, от <дата>, и протокольного решения от <дата>.21 в части, послужившей основанием для заключения муниципального контракта от <дата>.

Заявленные требования мотивированы следующими обстоятельствами.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - ЕИС)<дата> и <дата> Администрацией местного самоуправления г. Владикавказ, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия, код закупок , , (далее - закупка).

На официальном сайте ЕИС <дата> в 16 часов 36 минут появилась информация о невозможности заключения контракта на основании результата внеплановой проверки по решению контрольного органа - Управление ФАС по РСО-Алания до исполнения выданного предписания .

Однако, <дата> ВМКУ «Дорожный фонд» и Общество с ограниченной ответственностью «ВЛАДСТРОЙ-СИБ» заключили муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия, место выполнения работ: РСО-Алания, <адрес> от <адрес> до <адрес> и <адрес> от <адрес> до <адрес> составляет ... руб. Работы, предусмотренные Контрактом, должны быть выполнены в срок до <дата>. Данный Контракт заключен на основании и во исполнение протокольного решения Оперативного штаба от <дата>.21.

Также, <дата> ВМКУ «Дорожный фонд» и Общество с ограниченной ответственностью «ВладТрансСтрой» заключили муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия. Место выполнения работ: РСО-Алания, <адрес> от <адрес> до <адрес> и <адрес> от <адрес> до <адрес>. Данный Контракт также заключен на основании и во исполнение протокольного решения Оперативного штаба от <дата>.21.

<дата> ВМКУ «Дорожный фонд» и Общество с ограниченной ответственностью «СевОсетинСтрой» заключили муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия. Место выполнения работ: РСО-Алания, <адрес> на участках от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес> на участках от <адрес> до ул. <адрес> до <адрес> до <адрес> и <адрес> до <адрес> и <адрес> от <адрес> составляет ... руб. Работы, предусмотренные Контрактом, должны быть выполнены в срок до <дата>. Названный Контракт также заключен на основании и во исполнение протокольного решения Оперативного штаба от <дата>.21.

<дата> ВМКУ «Дорожный фонд» и Общество с ограниченной ответственностью «ВЛАДСТРОЙ-СИБ» заключили муниципальный контракт на выполнение работ, место выполнения работ: РСО-Алания, <адрес>, ул. 9-го января от <адрес> до <адрес>; <адрес> от ГБПОУ «ВКЭ» до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес>, тротуары и въезды; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до кладбища; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес> составляет ... руб. Работы, предусмотренные контрактом, должны быть выполнены в срок до <дата>.Названный контракт заключен на основании и во исполнение протокольного решения Оперативного штаба от <дата>.21; обращения главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от <дата>.

Вышеуказанные решения (протоколы заседания)Оперативного штаба от <дата>и от <дата>.21 вынесены с нарушениями законодательства Российской Федерации в силу следующего.

Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон № 46-Ф3) установлено, что решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях. В целях реализации части 2 статьи 15 Закона № 46-Ф3 Правительством Республики Северная Осетия-Алания принято постановление от 15.04.2022 № 142 «Об установлении дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительно к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и порядка их осуществления» (далее- постановление № 142). Этим же постановлением утверждены Правила осуществления закупок, товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее - Правила).

Согласно пункта 1 постановления № 142 в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Северная Осетия-Алания, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно актом Главы Республики Северная Осетия-Алания, актом Правительства Республики Северная Осетия-Алания, муниципальным правовым актом местной администрации, изданным в соответствии с настоящим постановлением.

Пунктом 4 Правил установлено, что в целях осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении дополнительных случаев органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания или органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания формируется обращение, содержащее предложение об определении конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Обращение формируется в исключительных случаях, если применение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требующих затрат времени, нецелесообразно в связи с действиями иностранных государств и международных организаций.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Таким образом, действие Закона о защите конкуренции распространяется на все действия органов государственной власти, влияющие на отношения, которые связаны с защитой конкуренции вне зависимости от того, на основании какого федерального закона они осуществляют такие действия. В связи с изложенным, при принятии актов необходимо учитывать требования статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «ТСК ЮГ» Каллагова В.А., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности серии от <дата>, исковые требования в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) изменила и просила признать незаконными протокольное решение Оперативного штаба от <дата>.21 в части, послужившей основанием для заключения контракта от <дата> и протокольное решение Оперативного штаба от <дата>.21 в части, послужившей основанием для заключения контрактов от <дата>, от <дата>, от 28.07.2023и просила удовлетворить их по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель Правительства РСО-Алания и Оперативного штаба Сабанова Л.А., действующая на основании доверенностей от <дата> и от <дата>, административный иск не признала, представила в материалы дела письменные возражения на вышеуказанное административное исковое заявление, в обоснование пояснила следующее.

Принятые на Оперативном штабе протокольные решения полностью соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства. Согласно внесенным изменениям в Закон № 44-ФЗ, субъектам дана возможность до <дата> определять дополнительные случаи установления закупок с единственным поставщиком - подрядчиком, на основании указанной нормы были принято постановление , в полном соответствии с которым и прошла вся процедура принятия решений на Оперативном штабе, в постановлении указаны случаи, когда допускается заключение прямых контрактов ввиду срочности, введения санкции против Российской Федерации. В подобных случаях заявители, в данной ситуации АМС г. Владикавказа, формируют обращения и направляют его на адрес председателя Правительства РСО-Алания, что и было сделано, на Оперативном штабе оно было рассмотрено.

По информации АМС г. Владикавказа и представленным материалам, между федеральными органами исполнительной власти и республиканскими органами исполнительной власти заключено соглашение, согласно которому к <дата> году в РСО-Алания необходимо достигнуть показателя в 81% по дорожной сети городских агломераций, кроме того согласно Постановлению Правительства РФ от <дата> «О приостановлении действия отдельных положений Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от <дата>» муниципальным образованиям необходимо обеспечить заключение получателями средств местного бюджета муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не позднее <дата>.

Принятые Оперативным штабом решения мотивированы минимизацией затрат времени и рисков реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги», возникших вследствие недружественных действий иностранных государств и снижения риска неосвоения бюджетных лимитов из-за невыполнения в полном объеме работ на запланированных объектах в связи с повышением цен на дорожно-строительные материалы, в том числе в связи с возможными колебаниями на рынке валют, повышением стоимости дорожной техники, закупаемой за пределами Российской Федерации и не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, снижением качества выполняемых работ в связи с сокращением положительных эффектов от масштабов выполняемых работ в результате исполнения требований антимонопольных органов.

Оспариваемы решения Оперативного штаба приняты уполномоченным органом в установленном порядке, не противоречат закону, не нарушают требований Закона № 44-ФЗ, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Представителем административного истца не приведены сведения о правах, свободах и законных интересах, которые, по его мнению, нарушаются принятыми Оперативным штабом решениями, что противоречит также требованиям статьи 220 КАС РФ, в связи с чем, просила в удовлетворении требований административного искового заявления отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель Правительства РСО-Алания Бдтаев М.В., действующий на основании доверенности от <дата>, административное исковое заявление не признал и просил в его удовлетворении отказать, указав, что административным истцом доказательств не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов. При принятии оспариваемых решений Оперативного штаба были соблюдены положения федерального и регионального законодательства. По информации АМС г.Владикавказа до мая <дата> года конкурс не объявлялся в связи с наличием недочетов в проектно-сметной документации. На заседание Оперативного штаба были представлены документы, предусмотренные Правилами - заявки, обоснования, информация о подрядчиках, сведения о том, что ранее в г.Владикавказ была объявлена «чрезвычайная ситуация» в отдельных районах, также соглашения между Министерством транспорта Российской Федерации и Комитетом по транспорту и дорожной инфраструктуре РСО-Алания (от <дата> и от <дата>).Согласно Соглашению БКД от <дата> о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из республиканского бюджета РСО-Алания бюджету муниципального образования г.Владикавказ значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта на <дата> доля протяженности дорог местного значения (улично-дорожной сети) городского округа г.Владикавказ, входящих в дорожную сеть Владикавказской агломерации, соответствующих нормативным требованиям должна достичь 81%, согласно данному соглашению межбюджетный трансферт предоставляется из бюджета Республики Северная Осетия-Алания бюджету городского округа города Владикавказ в <дата> годах, имеет целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов регионального проекта «Дорожная сеть», обеспечивающих достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Комитету как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации. Указанные бюджетные средства были доведены до АМС г. Владикавказа в виде лимитов в декабре 2022-январе 2023 года. По информации АМС г.Владикавказа контракты не были вовремя заключены из-за допущенных ошибок в проектно-сметной документации, а также из-за постановлений УФАС России по РСО – Алания об аннулировании ранее объявленных торгов. Оперативным штаб действует на основании Положения, утвержденного Указом Главы РСО-Алания от <дата>-а «Об Оперативном штабе по повышению устойчивости развития экономики Республики Северная Осетия-Алания в условиях санкций при Главе Республики Северная Осетия-Алания». В соответствии с Положением после направления заявок все материалы к ним за три дня рассылаются всем членам штаба и на совещании Оперативного штаба рассматриваются и выслушиваются их мнения. Оспариваемые решения Оперативного штаба приняты уполномоченным органом в установленном порядке и не противоречат закону.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации местного самоуправления г.Владикавказа Черджиева Л.К., действующая на основании доверенности от <дата>, полагала административные исковые требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что в связи с социальной важностью выполнения мероприятий по реализации Национального проекта «Безопасные качественные дороги» для достижения необходимых национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и необходимостью достижения целевых показателей, установленных паспортом Национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в установленные сроки (к концу 2023 года во Владикавказской городской агломерации в РСО-Алания доля дорожной сети городской агломерации, находящейся в нормативном состоянии должна составить 81%). Согласно Соглашению БКД от <дата> о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из республиканского бюджета РСО-Алания бюджету муниципального образования г.Владикавказ (далее - Соглашение) значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта на <дата> доля протяженности дорог местного значения (улично-дорожной сети) городского округа г.Владикавказ, входящих в дорожную сеть Владикавказской агломерации, соответствующих нормативным требованиям должна достичь 81% (в 2022 году данный показатель составлял 77%). В целях реализации условий, предусмотренных Соглашением по Национальному проекту «Безопасные качественные дороги» и другими актами, АМС г.Владикавказа <дата> было размещено 6 извещений о проведении закупок. В период с <дата> по <дата> были опубликованы протоколы подведения итогов конкурсов и инициированы процедуры заключения контрактов по ним. Три контракта были заключены и находятся на стадии исполнения, что говорит о своевременности организации конкурсных процедур со стороны АМС г. Владикавказа.

Однако, в связи с поступившими жалобами участника конкурсов в отношении других трех закупок и по результатам проведенных УФАС по РСО-Алания в рамках их рассмотрения проверок, результаты проведения данных конкурсов были аннулированы. Требования УФАС по РСО-Алания были исполнены в полном объеме <дата>. Рассматривая возможность организации конкурсных процедур повторно, АМС г.Владикавказа пришла к выводу о возникших высоких рисках неисполнения условий контрактов в связи с необходимостью осуществления определенного объема работ до <дата>, учитывая сезонность их проведения. Кроме этого нельзя было не учитывать того факта, что на результаты повторных конкурсов также могут быть направлены жалобы, которые порождали бы проверочные мероприятия со стороны УФАС России по РСО – Алания и органов прокуратуры, что также требовало временных затрат. При этом, в соответствии с п. 5.6 Постановления Правительства РФ от 28.02.2023 № 321 «О приостановлении действия отдельных положений Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2022№2549» предусмотрено обязательство муниципального образования обеспечить заключение получателями средств местного бюджета муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не позднее <дата>. Невыполнение данного обязательства влечет для муниципального образования последствия в виде направления бюджетных ассигнований в объеме не принятых учреждением обязательств, связанных с закупкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации. Иными словами, деньги возвращаются в федеральный бюджет и целевые индикаторы не будут выполнены, за что к муниципальному образованию будут применены штрафные санкции.

В результате вышеизложенного возникли обстоятельства, предусмотренные пунктом 4 Правил осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении дополнительных случаев.

В соответствии с Указом Главы РСО-Алания от <дата>-а «Об Оперативном штабе по повышению устойчивости экономики Республики Северная Осетия-Алания в условиях санкций при Главе РСО-Алания» решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд относится к исключительной компетенции Оперативного штаба.

С учётом изложенного, во избежание рисков не достижения национальных целей, отраженных в Указе Президента РФ от <дата>, условий Соглашения, а также положений Постановления Правительства РФ от <дата>, АМС г. Владикавказа были сформированы и направлены в Оперативный штаб обращения, содержащие предложения о возможности принятия решений о заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктом 5 Правил, на имя Председателя Правительства РСО-Алания АМС г. Владикавказа было направлено 2 обращения: обращение от <дата>, в котором были заявлены три муниципальных контракта, к которым были приложены 3 проекта муниципальных контрактов с единственными поставщиками - ООО «ВЛАДТРАНССТРОЙ», ООО «СЕВОСЕТИНСТРОЙ», ООО «ВЛАДСТРОЙ-СИБ», все контракты предусматривали проведение работ по ремонту дорожного покрытия; обращение от <дата>, в котором был заявлен один муниципальный контракт. Срочность определения конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обусловлена была тем, что <дата> на территории муниципального образования <адрес> РСО-Алания прошел комплекс неблагоприятных метеорологических явлений в виде сильных дождей, ливней в сочетании с грозой, градом и шквалистым усилением ветра. В соответствии с Распоряжением АМС <адрес> от <дата> «О введении режима функционирования «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» для органов управления и сил городского звена территориальной подсистемы в результате стихийного бедствия пострадал <адрес> и примыкающий к нему посёлок Южный. Оперативными службами в экстренном порядке были приняты необходимые меры по восстановлению работ. Во Владикавказе объявляли режим чрезвычайной ситуации, местный аэропорт не принимал рейсы. Стихия повредила дороги, линии электропередачи. В связи с чем предметом контракта являлись ремонтные работы по восстановлению дорожного покрытия улиц, которые больше всего пострадали во время непогоды, к материалам дела также приобщены дефектные ведомости по всем улицам.

Также обратила внимание суда на то, что Правила не содержат строго определенного перечня случаев, при которых возможно производить закупку у единственного поставщика. Возможность проведения такой закупки в Правилах обусловливается понятием «нецелесообразности» и напрямую зависит от решения Оперативного штаба, а не от мнения третьих лиц. Дополнительное условие, указанное в п.4 Правил фактически носит оценочный характер. Сам предмет контракта может быть и не связан с влиянием недружественных государств на экономическую ситуацию. С таким влиянием связано само выполнение контракта. Ввиду введенных в отношении РФ многочисленных экономических санкций на практике хозяйствующие субъекты сталкиваются с дефицитом тех или иных материалов и комплектующих, с невозможностью доставки в срок необходимых товаров, повышением закупочных цен, повышением уровня оплаты труда и многими другими проблемами. Обратила внимание суда на то, что определение исполнителя контракта не является целью проведения закупки, конечной целью проведения закупки является физическое исполнение предмета контракта в установленные сроки. Именно об этом нам говорит п.4 Правил - обращение формируется, если применение конкурентных способов определения поставщиков нецелесообразно.

Согласно п.7 Порядка, положительное решение Оперативного штаба является основанием для подготовки соответствующего проекта распоряжения Правительства РСО-Алания или проекта муниципального правового акта. В данном случаем АМС было подготовлено распоряжение об определении единственных поставщиков (исполнителей) по объектам закупок. Считает, что обжалуемые решения Оперативного штаба, а также принятые распоряжения АМС г.Владикавказа и заключенные муниципальные контракты полностью соответствуют требованиям действующего законодательства и оснований для признания их недействительными не имеется.

Кроме того, в материалы дела представлены материалы, согласно которым по указанным работам, были проведены конкурсные процедуры, однако их результаты были отменены и ввиду ограниченности сроков, рисков несоблюдения целевых показателей соглашений и условий федеральных национальных проектов, возникла необходимость прибегнуть к заключению контракта с единственным поставщиком.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации местного самоуправления г. Владикавказа Кодзаев Э.Э., действующий на основании доверенности от <дата>, пояснил, что АМС г. Владикавказа определила указанных подрядчиков исходя из данных с портала Rusprofile. Существует открытый реестр недобросовестных поставщиков, исполнителей и подрядчиков, но существуют и реестр добросовестных поставщиков. Эти организации были выбраны исходя из историй их работы, авторитета, своевременности, качества, а главное наличия оборудования и техники, потому что сейчас автомобильные запчасти не поставляются, техника, используемая при строительстве дорог, вся импортная и это ограничивает возможности потенциальных подрядчиков в том числе. АМС г. Владикавказа были выбраны эти организации исходя из наличия этой техники в исправном состоянии и недавно проведенных объемов аналогичных работ, поэтому АМС г.Владикавказа сама вышла с инициативой к этим подрядным организациям и спросила их мнение по поводу потенциального участия, получив предварительное согласие, было сформировано обращение в адрес Оперативного штаба. Также указал, что в административном иске не указано ни на одно нарушение процедуры рассмотрения заявки АМС г.Владикавказа или процедуры вынесения решения Оперативным штабом, в связи с чем не видит оснований для критики решений Оперативного штаба и их отмены.

Представители заинтересованных лиц ВМКУ «Дорожный Фонд», ООО «Владстрой-СИБ», ООО «ВладТрансСтрой», ООО «Севосетинстрой» поддержал возражения административных ответчиков и АМС г.Владикавказа и данные их представителями пояснения.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных административным истцом требований и об отказе в их удовлетворении в силу следующего.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ предусмотрена возможность высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации принять решение об установлении в период до <дата> в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, иных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также об определении порядка осуществления закупок в таких случаях.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ и в целях обеспечения устойчивого экономического развития РСО-Алания в условиях введения специальных экономических мер в отношении Российской Федерации Правительством РСО-Алания принято постановление .

Постановлением утверждены Правила осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении дополнительных случаев к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 постановления по <дата> включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения нужд РСО-Алания, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно актом Главы РСО-Алания, актом Правительства РСО-Алания, муниципальным правовым актом местной администрации, изданными в соответствии с названным постановлением.

Правовые акты, предусмотренные данными Правилами, подготавливаются в следующих случаях:

1) протокол заседания Оперативного штаба по повышению устойчивости развития экономики РСО-Алания в условиях санкций при Главе РСО-Алания содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд РСО-Алания;

2) протокол заседания Оперативного штаба по повышению устойчивости развития экономики РСО-Алания в условиях санкций при Главе РСО-Алания содержит решение, определяющее конкретную закупку для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд РСО-Алания, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в дополнительных случаях осуществляется для муниципальных нужд на основании муниципального правового акта органа местного самоуправления муниципального образования РСО-Алания (пункт 3 Правил).

В целях осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении дополнительных случаев органами исполнительной власти РСО-Алания или органами местного самоуправления РСО-Алания (далее - заявители) формируется обращение, содержащее предложение об определении конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Обращение формируется в исключительных случаях, если применение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требующих затрат времени, нецелесообразно в связи с экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также в случае, если срочность (необходимость) определения конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обусловлена требованиями правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, условиями государственных программ Российской Федерации, условиями соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти РСО-Алания, в том числе установленными в вышеуказанных правовых актах, поручениях и соглашениях (или вытекающих из них) сроками утверждения проектно-сметной документации по объектам капитального строительства, связанными с исполнением мероприятий, установленных в вышеуказанных правовых актах, поручениях и соглашениях, сроками заключения и исполнения государственных контрактов по данным объектам (пункт 4 Правил).

Обращение направляется в адрес Председателя Правительства РСО-Алания. Согласно пункту 6 Правил поступившее обращение вносится на рассмотрение Оперативного штаба, созданного в соответствии с Указом Главы РСО-Алания от <дата>-а «Об Оперативном штабе по повышению устойчивости развития экономики Республики Северная Осетия-Алания в условиях санкций при Главе РСО-Алания».

Оперативным штаб действует на основании Положения, утвержденного Указом Главы РСО-Алания от <дата>-а «Об Оперативном штабе по повышению устойчивости развития экономики Республики Северная Осетия-Алания в условиях санкций при Главе Республики Северная Осетия-Алания» (далее – Положение). Оперативный штаб является постоянно действующим совещательным органом при Главе РСО-Алания.

Одной из основных функций Оперативного штаба определено рассмотрение обращений органов исполнительной власти РСО-Алания или органов местного самоуправления РСО-Алания, содержащих предложения об определении конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Положительное решение Оперативного штаба является основанием для подготовки соответствующего проекта распоряжения Правительства РСО-Алания или проекта муниципального правового акта.

Мероприятиями по реализации Национального проекта «Безопасные качественные дороги» предусмотрено достижение необходимых национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», также необходимо достичь целевых показателей, установленных паспортом Национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в установленные сроки (к концу 2023 года во Владикавказской городской агломерации в РСО-Алания доля дорожной сети городской агломерации, находящейся в нормативном состоянии должна составить 81%).

Соглашением БКД от <дата> о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из республиканского бюджета РСО-Алания бюджету муниципального образования <адрес> предусмотрено, что на <дата> доля протяженности дорог местного значения (улично-дорожной сети) городского округа г.Владикавказ, входящих в дорожную сеть Владикавказской агломерации, соответствующих нормативным требованиям должна достичь 81% (в 2022 году данный показатель составлял 77%). Согласно данному соглашению межбюджетный трансферт предоставляется из бюджета Республики Северная Осетия-Алания бюджету городского округа города Владикавказ в 2022-2023 годах, имеет целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов регионального проекта «Дорожная сеть», обеспечивающих достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Комитету как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В целях реализации условий, предусмотренных Соглашением по Национальному проекту «Безопасные качественные дороги», заключенным между федеральным органом исполнительной власти и Правительством РСО-Алания, АМС г.Владикавказа <дата> было размещено 6 извещений о проведении закупок.

Как установлено судом и следует из материалов дела в период с <дата> по <дата> были опубликованы протоколы подведения итогов конкурсов и инициированы процедуры заключения контрактов по ним. Три контракта были заключены и находятся на стадии исполнения, следовательно, конкурсные процедуры по данным контрактам проведены своевременно.

Однако, в связи с поступившими жалобами участника конкурсов в отношении других трех закупок и по результатам проведенных УФАС России по РСО – Алания в рамках их рассмотрения проверок, результаты проведения данных конкурсов были аннулированы.

Рассматривая возможность организации конкурсных процедур повторно, АМС г.Владикавказа пришла к выводу о возникших высоких рисках неисполнения условий контрактов в связи с необходимостью осуществления определенного объема работ до <дата>, учитывая сезонность их проведения, вероятность оспаривания результатов повторных конкурсов и проверочных мероприятий со стороны УФАС России по РСО – Алания и органов прокуратуры.

В соответствии с пунктом 5.6 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О приостановлении действия отдельных положений Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от <дата>» (далее - Постановление ) предусмотрено обязательство муниципального образования обеспечить заключение получателями средств местного бюджета муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не позднее <дата>. Невыполнение данного обязательства влечет для муниципального образования последствия в виде направления бюджетных ассигнований в объеме не принятых учреждением обязательств, связанных с закупкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил установлено, что в целях осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении дополнительных случаев органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания или органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания (далее - заявители) формируется обращение, содержащее предложение об определении конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Обращение формируется в случаях, если применение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требующих затрат времени, нецелесообразно в связи с экономической ситуацией, сложившейся в результате недружественных действий иностранных государств и международных организаций, а также в случае, если срочность (необходимость) определения конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обусловлена требованиями правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, условиями государственных программ Российской Федерации, условиями соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, в том числе установленными в вышеуказанных правовых актах, поручениях и соглашениях (или вытекающих из них) сроками утверждения проектно-сметной документации по объектам капитального строительства, связанными с исполнением мероприятий, установленных в вышеуказанных правовых актах, поручениях и соглашениях, сроками заключения и исполнения государственных контрактов по данным объектам.

Исходя из представленных доказательств, судом достоверно установлено, что у АМС г.Владикавказа возникли обстоятельства, предусмотренные указанным пунктом 4 Правил, а именно срочность (необходимость) определения конкретного единственного поставщика, в целях не допустить нарушение условий указанного выше Соглашения, а также сроков заключения контрактов, предусмотренных Постановлением и сроков исполнения государственных контрактов (до <дата>).

Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что поступившие обращения рассматриваются на заседании Оперативного штаба. За три рабочих дня до дня заседания Оперативного штаба поступившие обращения и материалы к ним направляются членам Оперативного штаба и в прокуратуру Республики Северная Осетия-Алания. По итогам рассмотрения на Оперативном штабе принимается положительное или отрицательное решение о возможности осуществления закупки у конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществления конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - решение).

Согласно подпункту 19 пункта 3 Положения основными функциями Оперативного штаба являются, в том числе рассмотрение обращений органов местного самоуправления РСО-Алания, содержащих предложения об определении конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, судом установлено, что решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд относится к исключительной компетенции Оперативного штаба.

Положительное решение оформляется в виде протокола заседания Оперативного штаба.

В соответствии с пунктом 5 Правил на имя Председателя Правительства РСО-Алания АМС г. Владикавказа было направлено обращение от <дата>, в котором были заявлены три муниципальных контракта, торги на право заключения которых ранее были отменены:

предмет контракта - ремонт дорожного покрытия по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) и <адрес> (от <адрес> до <адрес>); цена контракта ... рублей; наименование муниципального заказчика - ВМКУ «Дорожный фонд» АМС <адрес>; наименование единственного поставщика - ООО «ВЛАДТРАНССТРОЙ».

предмет контракта - ремонт дорожного покрытия по <адрес> на участках от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес>; <адрес> на участках от <адрес> до ул.3.Космодемьянской, ул.3.Космодемьянской до <адрес> до <адрес> и <адрес> до <адрес> и <адрес> на участке от <адрес>; цена контракта - ... рублей; наименование муниципального заказчика - ВМКУ «Дорожный фонд» АМС <адрес>; наименование единственного поставщика - ООО «...».

предмет контракта - ремонт дорожного покрытия по <адрес> от <адрес> до <адрес> и <адрес> от <адрес> до <адрес>; цена контракта - ... рублей; наименование муниципального заказчика - ВМКУ «Дорожный фонд» АМС <адрес>; наименование единственного поставщика - ООО «ВЛАДСТРОЙ-СИБ».

Распоряжением АМС <адрес> от <дата> «О введении режима функционирования «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» на территории муниципального образования <адрес> РСО-Алания был введен режим функционирования «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» ввиду неблагоприятных метеорологических явлений в виде сильных дождей, ливней в сочетании с грозой, градом и шквалистым усилением ветра 20-25 м/с. В результате стихийного бедствия пострадал <адрес> и примыкающий к нему посёлок Южный. Для принятия срочных мер по ликвидации последствий стихии АМС <адрес> направила в Оперативный штаб обращение от <дата> с предложением о заключении контракта на выполнение работ по восстановлению дорожного покрытия улиц муниципального образования <адрес>, а именно <адрес>, ул.9-го января от <адрес> до <адрес>; <адрес> от ГБПОУ «ВКЭ» до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес>, тротуары и въезды; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до кладбища; пос.4 Южный, <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> улиц, указанных в контракте, соответствует району удара стихии. Цена контракта: ... рублей. Наименование муниципального заказчика - ВМКУ «Дорожный фонд» АМС г. Владикавказа; наименование единственного поставщика - ООО «ВЛАДСТРОЙ-СИБ». Сроки выполнения работ до <дата>.

Указанные организации были определены исходя из данных с портала Rusprofile – историй их работы, авторитета, своевременности, качества, наличия оборудования и техники.

В соответствии с пунктом 6 Правил, указанные обращения были вынесены на рассмотрение Оперативного штаба.

По результатам рассмотрения Оперативным штабом сделан вывод о наличии обстоятельств, подтверждающих срочность (необходимость) определения конкретного единственного поставщика, в целях недопущения нарушений условий указанных выше правовых актов и сроков исполнения государственных контрактов.

Судом установлено, что в совместном письме Минфина России № 24-01-07/14000, ФАС России № ПИ/11943/23 от 17.02.2023 «Об осуществлении в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории» разъяснено, что законодательство Российской Федерации не содержит требований к условиям принятия вышеуказанных решений, в связи с чем дополнительные случаи определяются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации самостоятельно. Положениями ч. 6 ст. 15 Закона №46-ФЗ предусмотрен мораторий на применение запретов, предусмотренных статьями 15, 16 и 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к отношениям, связанным: с принятием в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации; с осуществлением заказчиками закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с указанными актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

По итогам заседания Оперативного штаба, протоколом от 06.07.2023 № 10-1.21 было получено положительное решение по объектам закупки:

«Ремонт дорожного покрытия по <адрес> от <адрес> до <адрес> и <адрес> от <адрес> до <адрес>», стоимость которого составляет ... рубля, определить единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО «ВЛАДСТРОЙ-СИБ»;

«Ремонт дорожного покрытия по <адрес> на участках от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес>; <адрес> на участках от <адрес> до ул.3.Космодемьянской, ул. 3.Космодемьянской до <адрес> до <адрес> и <адрес> до <адрес> и <адрес> на участке от <адрес>», стоимость которого составляет ... рубля, определить единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО «...»;

«Ремонт дорожного покрытия по <адрес> от <адрес> до <адрес> и <адрес> от <адрес> до <адрес>», стоимость которого составляет ... рубля, определить единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО «ВЛАДТРАНССТРОИ».

Протоколом Оперативного штаба от 26.07.2023 №11-1.21 было получено положительное решение по объекту закупки - «Ремонтные работы по восстановлению дорожного покрытия некоторых участков улиц муниципального образования г.Владикавказ», стоимость которого составляет ... рубля, определить единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО «ВЛАДСТРОЙ-СИБ».

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями(включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам.

Согласно пункту 7 Правил положительное решение Оперативного штаба является основанием для подготовки соответствующего проекта распоряжения Правительства РСО-Алания или проекта муниципального правового акта.

По результатам положительного решения Оперативного штаба .21 от <дата> АМС г.Владикавказа был принято распоряжение АМС г.Владикавказа от <дата> «Об определении единственных поставщиков (исполнителей) по объектам закупок, направленным на реализацию мероприятий по ремонту участков улично-дорожной сети г.Владикавказа», согласно которому МКУ «Дорожный фонд» были заключены муниципальные контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями):

от <дата> с ООО «ВЛАДТРАНССТРОЙ».

от <дата> с ООО «...».

от <дата> с ООО ВЛАДСТРОЙ-СИБ».

Также, по результатам положительного решения Оперативного штаба от <дата>.21 АМС г.Владикавказа было принято распоряжение от <дата> «Об определении единственных поставщиков (исполнителя) по объектам закупок, направленным на реализацию мероприятий по ремонту участков улично-дорожной сети г.Владикавказа», согласно которому МКУ «Дорожный фонд» был заключен муниципальный контракт от <дата> с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО ВЛАДСТРОЙ-СИБ».

Анализ представленных материалов при их сопоставлении с нормами законодательства, а также правовыми позициями сторон позволяет суду прийти к выводу, что оспариваемые решения Оперативного штаба приняты уполномоченным органом в установленном порядке, не противоречит закону, не нарушает требований того нормативного правового акта (Закон № 44-ФЗ), на который ссылался административный истец, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Оставить без удовлетворения административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ТСК ЮГ» к Правительству РСО-Алания и Оперативному штабу по повышению устойчивости развития экономики РСО-Алания в условиях санкций при Главе РСО-Алания о признании незаконными протокольного решения Оперативного штаба от <дата>.21 в части, послужившей основанием для заключения муниципальных контрактов от <дата>, от <дата>, от <дата>, и протокольного решения от <дата>.21 в части, послужившей основанием для заключения муниципального контракта от <дата>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в апелляционном порядке течение 1 месяца.

Судья Хадикова З.Т.