ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1796/18 от 27.04.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-1796/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2018г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Петровой И.И.,

при секретаре Жилкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Главе города Ульяновска ФИО10, исполняющему обязанности Главы города Ульяновска ФИО11 о признании незаконными постановления, заключения о результатах публичных слушаний, публичных слушаний, об устранении нарушений прав истцов,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Главе города Ульяновска ФИО10, исполняющему обязанности Главы города Ульяновска ФИО11 о признании незаконными постановления от 04.12.2017 №116 «О проведении публичных слушаний и формировании организационного комитета по подготовке публичных слушаний», заключения о результатах публичных слушаний, публичных слушаний, проведенных 22.12.2017г., обязании Главу города Ульяновска ФИО10 устранить допущенные нарушения прав и свобод административных истцов путем повторного рассмотрения вопроса о проведении публичных слушаний, в обоснование указав следующее.

В газете «Ульяновск Сегодня» от 05.12.2017г. №112 опубликовано Постановление Главы города Ульяновска от 04.12.2017 №116 «О проведении публичных слушаний и формировании организационного комитета по подготовке публичных слушаний».

22.12.2017г. в 16.00 часов в здании кинотеатра «Луна» по адресу: <...> большом зале проведены публичные слушания.

Истцы полагают, что постановление от 04.12.2017 является незаконным, а сами публичные слушания проведены с грубым нарушением порядка организации и проведения публичных слушаний.

Так, постановление от 04.12.2017 является незаконным, поскольку оно противоречит Положению о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «город Ульяновск», утв.Решением Ульяновской Городской Думы №15 от 01.02.2006, а также Уставу муниципального образования «город Ульяновск». В результате неправомерных действий организаторов публичных слушаний истцы были лишены возможности реализовать свое конституционное право на местное самоуправление. Цели, для которых эти публичные слушания проводились, достигнуты не были, они были проведены формально, организаторы пытались дезинформировать население. В нарушение требований законодательства с заявлением о проведении публичных слушаний обратилась не инициативная группа, а физическое лицо – гражданин ФИО12, у которого не было полномочий действовать в интересах иных лиц, к его обращению не были приложены списки членов инициативной группы, а лишь указана их численность, само заявление ФИО12 не соответствует требования п.11 ст.4 вышеназванного Положения, поскольку в нем не указан адрес земельного участка и его площади. Протокола собрания инициативной группы лиц не имеется, соответственно, полномочий у них не имелось. В нарушение п.4 ст.9 Положения в оспариваемом постановлении от 04.12.2017 указано на финансирование расходов оргкомитета за счет средств инициативной группы, однако ни члены инициативной группы, ни ее председатель не просили возлагать данные расходы на инициативную группу.

Также истцы ссылаются на проведение собрания участников публичных слушаний 22.12.2017года с ограничением допуска на собрание части истцов по надуманным основаниям, проведение публичных слушаний только в рабочий день – пятницу. Помимо этого, на момент проведения публичных слушаний председатель оргкомитета ФИО13 уже не занимала должность – исполняющего обязанности Главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска, а член оргкомитета Г.И.О. участия в проведении публичных слушаний не принимал.

В газете «Ульяновск Сегодня» от 26.12.2017 №120 опубликовано «Заключение о результатах публичных слушаний» со ссылкой на ст.40 ГрКРФ. Однако с заявлением обращался не правообладатель земельного участка, а физическое лицо.

На основании изложенного истцы обратились в суд с настоящим иском.

К участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ЗАО «Восход», ФИО12, администрация г.Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, ФИО13

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО9, а также представитель административных истцов ФИО14 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали, привели в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно представили письменные пояснения, приобщенные к материалам настоящего дела. Также ходатайствовали о восстановлении пропущенного срока на оспаривание постановления, публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний.

Административные истцы ФИО5, ФИО6, ФИО8 в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались.

Административные ответчики Глава города Ульяновска ФИО10, и.о.Главы города Ульяновска ФИО11 в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены.

Представители административных ответчиков в судебном заседании требования не признали, представили письменные возражения относительно заявленных исковых требований, в которых, в частности, указали следующее. Полагают, что истцы пропустили установленный законом трехмесячный срок для обращения с настоящим иском в суд, поскольку обратились с настоящим иском в суд только 27.03.2018г., при этом уважительных причин для восстановления данного срока у истцов не имеется. Полагали, что Глава города Ульяновска ФИО10 является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оспариваемое постановление от 04.12.2017 подписано и.о.Главы города Ульяновска ФИО11, заключение о результатах публичных слушаний от 22.12.2017 также ФИО10 не подписывалось, непосредственно в проведении публичных слушаний он не участвовал. Заключение о результатах публичных слушаний готовилось оргкомитетом, проводившим эти публичные слушания, в нем отражена вся необходимая информация. Кроме того, данный документ не является правовым актом, принятым органом муниципальной власти. Полагают, что вся процедура подготовки и проведения публичных слушаний была проведена в полном соответствии с действующим законодательством. Само решение публичных слушаний носит рекомендательный характер.

Представитель заинтересованных лиц администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором изложил позицию по заявленным требованиям аналогичную изложенным представителями административных ответчиков.

Представитель заинтересованного лица ЗАО «Восход» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором, в частности, указал следующее. Данные публичные слушания проходили по вопросу предоставления ЗАО «Восход», генеральным директором которого является ФИО12, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части минимальных отступов от границы земельного участка, максимального процента застройки, минимальной площади озеленения, под реконструкцию объекта капитального строительства (вид разрешенного использования – под встроенными нежилыми помещениями (магазином)), расположенного на земельном участке площадью 3067кв.м по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Рябикова,д.49А с кадастровым номером , вид разрешенного использования – магазины; по вопросу предоставления ЗАО «Восход» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части минимальных отступов от границы земельного участка, максимального процента застройки, минимальной площади озеленения, под реконструкцию объекта капитального строительства (вид разрешенного использования – под встроенными нежилыми помещениями (магазином)), расположенного на земельном участке площадью 8кв.м по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Рябикова,д.49А с кадастровым номером , вид разрешенного использования – магазины. Данный земельный участок находится в собственности общества. Административные истцы принимали участие в данных публичных слушаниях, некоторые их них с правом выступления, также все желающие граждане были зарегистрированы в установленном порядке. Полагает, что истцы не доказали нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ими постановлением от 04.12.2017, проведенными публичными слушаниями и заключением по итогам публичных слушаний. Также указал, что истцами пропущен установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим иском.

Заинтересованное лицо ФИО12 в судебном заседании не присутствовал, о дне рассмотрения дела извещен, ранее в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения иска, представил в суд письменные пояснения относительно заявленного иска, в которых изложена позиция, аналогичная позиции представителя ЗАО «Восход».

Заинтересованное лицо ФИО13 в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена, представила в суд письменный отзыв на иск, в котором просила рассматривать дело в свое отсутствие, по существу указала следующее. Требования истцов считает не подлежащими удовлетворению. На момент формирования оргкомитета по проведению публичных слушаний, являющихся предметом судебного разбирательства, она состояла в должности и.о.Главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска в соответствии с распоряжением администрации г.Ульяновска от 15.08.2017 №468-к «О возложении обязанностей Главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска». ДД.ММ.ГГГГ. в должность Главы администрации района вступил М.М.С. Однако включение в состав оргкомитета по проведению публичных слушаний происходит на заявительной основе и изменение должностей его членов не влечении за собой изменение его состава.

Выслушав явившихся административных истцов, представителя административных истцов, представителей административных ответчиков, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Часть 11 данной нормы также предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Судом установлено, что в газете «Ульяновск Сегодня» от 05.12.2017г. №112 опубликовано Постановление Главы города Ульяновска от 04.12.2017 №116 «О проведении публичных слушаний и формировании организационного комитета по подготовке публичных слушаний» за подписью и.о. Главы города Васильева А.А.

22.12.2017г. в 16.00 часов в здании кинотеатра «Луна» по адресу: <...> большом зале проведены публичные слушания по вопросу предоставления ЗАО «Восход» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части минимальных отступов от границы земельного участка, максимального процента застройки, минимальной площади озеленения, под реконструкцию объекта капитального строительства (вид разрешенного использования – под встроенными нежилыми помещениями (магазином)), расположенного на земельном участке площадью 3067кв.м по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Рябикова,д.49А с кадастровым номером , вид разрешенного использования – магазины; по вопросу предоставления ЗАО «Восход» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части минимальных отступов от границы земельного участка, максимального процента застройки, минимальной площади озеленения, под реконструкцию объекта капитального строительства (вид разрешенного использования – под встроенными нежилыми помещениями (магазином)), расположенного на земельном участке площадью 8кв.м по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Рябикова,д.49А с кадастровым номером , вид разрешенного использования – магазины.

По итогам проведения публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, опубликованное в газете «Ульяновск Сегодня» 26.12.2017г.

Представителями административных ответчиков в судебном заседании было заявлено о пропуске административными истцами срока для оспаривания постановления от 04.12.2017 №116, публичных слушаний от 22.12.2017 и заключения о результатах публичных слушаний, поскольку постановление было опубликовано 05.12.2017г., публичные слушания прошли 22.12.2017г., а заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано 26.12.2017г., тогда как в суд с настоящим иском истцы обратились только 27.03.2018г.

Истцы и их представитель ходатайствовали о восстановлении пропущенного срока, ссылаясь на то, что они с аналогичным иском обращались ранее в суд, однако суд данный иск к производству не принял.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 5 данной нормы предусматривается, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В соответствии с ч.7 этой же статьи пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как указано в ч.8 названной нормы закона попуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела, постановление Главы города от 04.12.2017 №116 было официально опубликовано 05.12.2017г., публичные слушания прошли 22.12.2017г., заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано 26.12.2017г., в суд с настоящим иском истцы обратились 27.03.2018г. Таким образом, срок обращения в суд истцами действительно пропущен.

Однако, как следует из материала о возвращении искового заявления №9а-171/18, ранее, а именно 04.03.2018г. по почте эти же истцы уже пытались обратиться в суд с аналогичными исковыми требованиям к этим же ответчикам, однако по причине несоответствия искового заявления процессуальным требованиям, установленным КАС РФ, данный иск судом к производству принят не был (определения о возврате иска от 12.03.2018г.). Повторно с данным иском, соответствующим положениям КАС РФ, истцы обратились 27.03.2018г.

При таких обстоятельствах, учитывая право истцов на оспаривание действии и решений органа местного самоуправления, явное намерение это сделать, своевременность первичного обращения в суд с аналогичными требованиями, суд полагает возможным восстановить пропущенный истцами срок.

Между тем, заявленные требования по существу не подлежат удовлетворению.

Конституция РФ, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).

Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции РФ, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц. Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением, целью публичных слушаний является выявление коллективного мнения граждан либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, для чего каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит исключительно компетентным органам и должностным лицам, предоставлено возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам. Подобное регулирование призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе, путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного на принятие соответствующего решения органа свое мнение по обсуждаемому вопросу.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься проекты планировки территорий, поскольку в связи с реализацией того или иного градостроительного решения могут быть нарушены законные интересы местного населения.

Порядок и процедура проведения публичных слушаний регламентирована градостроительным законодательством, а в рассматриваемом случае, Градостроительным кодексом РФ и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО «город Ульяновск», утв.Решением Ульяновской Городской Думой №15 от 01.02.2006.

Так, в соответствии со ст.40 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений между сторонами по делу, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 1).

Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения (пункт 4).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (пункт 5).

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (пункт 6).

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (пункт 7).

Пункт 3 статьи 39 ГрК РФ, в той же редакции, помимо вышеуказанного в ст.40 ГрК РФ, предусматривает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

В статье 1 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО «город Ульяновск» (далее – Положение) под публичными слушаниями понимается одна из форм реализации населением города Ульяновска своего конституционного права на местное самоуправление. Решения публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер.

Согласно п.3 ч.1 ст. 3 указанного Положения на публичные слушания в порядке, предусмотренном настоящим Положением, должны выноситься, в частности, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Положения постановление о проведении публичных слушаний по вопросам, когда проведение публичных слушаний в соответствии с законодательством обязательно, принимается Главой города.

Органом, ответственным за подготовку и проведение публичных слушаний, если иное не установлено настоящим Положением, является Оргкомитет, который формируется и действует в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Положением и правовым актом органа, принявшего решение (постановление) о назначении публичных слушаний (часть 4).

С инициативой о проведении публичных слушаний от имени населения в орган, к чьей компетенции относится принятие решения о назначении публичных слушаний, обращается инициативная группа, созданная в соответствии с требованиями настоящего Положения. Инициативная группа подает в орган, к чьей компетенции относится принятие решения о назначении публичных слушаний, заявление, отвечающее требованиям части 11 настоящей статьи (часть 8).

Членами инициативной группы могут быть граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования "Город Ульяновск", обладающие активным избирательным правом (часть 9).

Численность инициативной группы должна быть не менее 100 человек, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 9 настоящего Положения (часть 10).

Согласно ч.11 данной статьи Положения в заявлении должны быть указаны: 1) тема публичных слушаний (с обозначением конкретных вопросов, предлагаемых к рассмотрению и (или) приложением проекта муниципального правового акта); 2) предполагаемая дата и место проведения публичных слушаний; 3) список кандидатур для включения в состав Оргкомитета; 4) фамилия, имя, отчество, место жительства и контактный телефон уполномоченного инициативной группой лица.

Часть 12 этой же нормы предусматривает, что инициативной группой в орган, к чьей компетенции относится принятие решения о назначении публичных слушаний, подается заявление о назначении публичных слушаний. К заявлению прикладывается список инициативной группы, а также протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы. Заявление и протокол должны быть подписаны председательствующим и секретарем собрания инициативной группы.

Как предусмотрено ч.14 статьи 4 Положения по результатам рассмотрения заявления орган местного самоуправления (Ульяновская Городская Дума, Глава города) принимает решение (постановление) о проведении публичных слушаний и о формировании организационного комитета по проведению публичных слушаний либо об отклонении заявления.

Согласно ч.15 названной нормы орган, принявший правовой акт о проведении публичных слушаний и формировании Оргкомитета, в пятидневный срок со дня его принятия размещает данный правовой акт на официальном сайте Ульяновской Городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также публикует его в газете "Ульяновск сегодня", если это предусмотрено указанным правовым актом.

При этом, согласно ч.16 ст.4 Положения правовой акт органа местного самоуправления о проведении публичных слушаний и о формировании Оргкомитета должен содержать сведения: 1) о вопросе, выносимом на публичные слушания; 2) о месте, дате и времени проведения публичных слушаний; 3) о времени начала и окончания регистрации участников публичных слушаний; 4) персональный состав Оргкомитета; 5) условия оплаты труда членов Оргкомитета (при необходимости); 6) условия и порядок финансирования расходов Оргкомитета, связанных с подготовкой и проведением публичных слушаний.

В соответствии с ч.18 названной статьи Положения полномочия Оргкомитета прекращаются после передачи в соответствии с настоящим Положением итогового документа публичных слушаний органу, принявшему решение о проведении публичных слушаний.

Как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего дела, вся предусмотренная действующим законодательством процедура принятия оспариваемого постановления Главы города Ульяновска от 04.12.2017 №116 была соблюдена, поскольку его подписало уполномоченное на тот момент должностное лицо, содержание постановления соответствует вышеприведенным требованиям законодательства, все необходимые документы, вопреки доводам истцов, были представлены инициативной группой (Список членов инициативной группы, протокол собрания инициативной группы и т.п.), постановление было официально опубликовано в средствах массовой информации.

Доводы истцов о том, что с заявлением обратилось неуполномоченное лицо, а именно ФИО12 как физическое лицо, суд находит не состоятельными, поскольку из представленных в дело документов усматривается, что в данном случае ФИО12 действовал не от себя лично как физического лица, а как представитель инициативной группы. При этом, необходимо отметить, что ЗАО «Восход» является правообладателем земельного участка, в отношении которого проводились публичные слушания, а ФИО12 как директор данного общества в силу положений п.14.3 Устава ЗАО «Восход», а также ст.53 ГК РФ имел право действовать от имени общества без доверенности.

Таким образом, оснований для признания оспариваемого постановления Главы города от 04.12.2017 №116 суд не усматривает.

В соответствии со ст.5 вышеназванного Положения участниками публичных слушаний с правом выступления являются, в том числе, жители города Ульяновска (их полномочные представители), достигшие на день принятия решения о проведении публичных слушаний возраста 18 лет, заявившие перед началом публичных слушаний представителю Оргкомитета о своем выступлении.

Также, согласно ч.2 данной нормы, участниками публичных слушаний без права выступления являются жители города Ульяновска, явившиеся в место проведения публичных слушаний и зарегистрированные Оргкомитетом. Участники публичных слушаний без права выступления имеют право в процессе публичных слушаний задавать вопросы выступающим. Участникам публичных слушаний без права выступления может быть предоставлено право выступления с согласия ведущего публичных слушаний и с учетом мнения участников публичных слушаний.

Согласно ст.7 Положения, регламентирующей проведение публичных слушаний, перед началом проведения публичных слушаний Оргкомитет организует регистрацию его участников (пункт 1).

Регламент проведения публичных слушаний определяется Оргкомитетом.

Ведущий публичных слушаний открывает слушания, оглашает тему публичных слушаний, перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, основания и причины их проведения, предложения Оргкомитета по порядку проведения публичных слушаний, представляет секретаря публичных слушаний.

Секретарь публичных слушаний ведет протокол публичных слушаний.

Статья 8 Положения устанавливает, что в процессе проведения публичных слушаний принимаются предложения о дополнениях и изменениях к опубликованному проекту муниципального правового акта, оформленные в протоколе проведения публичных слушаний.

Предложения о дополнениях и изменениях к опубликованному проекту муниципального правового акта включаются в Итоговый документ публичных слушаний, составленный по форме, утвержденной настоящим Положением.

Итоговый документ принимается большинством голосов от числа участников публичных слушаний и подписывается ведущим и секретарем публичных слушаний.

Итоговый документ публичных слушаний представляется органу или должностному лицу, принявшему решение о проведении публичных слушаний.

Орган, принявший решение о проведении публичных слушаний, обеспечивает опубликование Итогового документа публичных слушаний в газете "Ульяновск сегодня", а также его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Орган, в чью компетенцию входит принятие муниципального правового акта, являвшегося предметом публичных слушаний, учитывает результаты публичных слушаний, отраженные в Итоговом документе публичных слушаний при принятии проекта муниципального правового акта, а также публикует в газете "Ульяновск сегодня" и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" мотивированное обоснование принятых решений по результатам публичных слушаний.

Согласно п.7 данной нормы результаты публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, указанной в статье 9 настоящего Положения, оформляются протоколом(-ами) публичных слушаний и заключением о результатах публичных слушаний.

Статья 9 Положения устанавливает особенности организации и проведения публичных слушаний в области градостроительной деятельности в муниципальном образовании "город Ульяновск".

Так, публичные слушания, в частности, по вопросам отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся с учетом особенностей, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Финансирование расходов на проведение публичных слушаний по предоставлению разрешений, в том числе, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется физическим или юридическим лицом, заинтересованным в предоставлении такого разрешения.

Публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности могут проводиться в выходные и рабочие дни. Проведение публичных слушаний в нерабочие праздничные дни не допускается.

Согласно п.7 указанной статьи по итогам публичных слушаний, на основании протокола (-ов) готовится заключение о результатах публичных слушаний, в котором указываются: а) вопрос, выносимый на публичные слушания, проект муниципального правового акта, вынесенный на публичные слушания; б) дата, время и место проведения публичных слушаний, информация об опубликовании сообщения о проведении публичных слушаний, количество участников публичных слушаний; в) разработчик, заказчик проекта в случае проведения публичных слушаний по проекту генерального плана города Ульяновска, по проекту правил землепользования и застройки, по проекту планировки территории и проекту межевания территории; г) нормативно-правовое обоснование проведения публичных слушаний; д) количество предложений о дополнениях и изменениях; е) решение, принятое на публичных слушаниях; ж) вывод о соответствии процедуры проведения публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний подписывается ведущим и секретарем публичных слушаний, публикуется в газете "Ульяновск сегодня", а также размещается на официальном сайте Ульяновской Городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При рассмотрении дела установлено, что 22.12.2017г. в 16.00 часов в здании кинотеатра «Луна» по адресу: <...> большом зале проведены публичные слушания по вопросу предоставления ЗАО «Восход» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части минимальных отступов от границы земельного участка, максимального процента застройки, минимальной площади озеленения, под реконструкцию объекта капитального строительства (вид разрешенного использования – под встроенными нежилыми помещениями (магазином)), расположенного на земельном участке площадью 3067кв.м по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Рябикова,д.49А с кадастровым номером 73:24:031208:67, вид разрешенного использования – магазины; по вопросу предоставления ЗАО «Восход» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части минимальных отступов от границы земельного участка, максимального процента застройки, минимальной площади озеленения, под реконструкцию объекта капитального строительства (вид разрешенного использования – под встроенными нежилыми помещениями (магазином)), расположенного на земельном участке площадью 8кв.м по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Рябикова,д.49А с кадастровым номером 73:24:031208:23, вид разрешенного использования – магазины.

В ходе публичных слушаний велся протокол, представленный в материалы дела, в котором отражено выступление ФИО13, доложившей суть вопроса, генерального директора ЗАО «Восход» ФИО12, жителей района, в том числе, ФИО2 (истец по делу), а ФИО6 (истец по делу) – от выступления отказался. Из содержания данного протокола следует, что участие в голосовании принимало около 500 человек.

По итогам проведения публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, опубликованное в газете «Ульяновск Сегодня» 26.12.2017г.

При этом, доводы административных истцов о том, что ФИО13 на момент проведения публичных слушаний уже не являлась и.о.Главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска не свидетельствуют о незаконности ее участия в качестве ведущей публичных слушаний, как не свидетельствует об этом и отсутствие на публичных слушаниях одного из членов оргкомитета Г.И.О., который участвует в публичных слушаниях только по согласованию с ним.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что коллективное мнение граждан по вынесенному на обсуждение населения вопросу выявлялось и публичные слушания проводились в установленном порядке; возможность участвовать в обсуждении вопроса обеспечена, об этом прямо свидетельствует общее количество лиц, принявших участие в публичных слушаниях, тогда как доводы истцов об обратном, являются несостоятельными; порядок проведения публичных слушаний нарушен не был; протокол и заключение оформлены в соответствии с законодательством, содержат все необходимые сведения и реквизиты.

Кроме того, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации правовой смысл института публичных слушаний предполагает, что публичные слушания являются способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении и решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать каких-либо прав административных истцов.

Учитывая изложенное, оспариваемые истцами постановление, заключение, как и сами публичные слушания не предрешают тех вопросов, речь о которых ведут административные истцы, как и не предполагают обсуждение поступивших предложений и замечаний, поскольку принятие окончательного решения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства относится к исключительной компетенции администрации г.Ульяновска.

На основании изложенного, в удовлетворении административного иска истцам следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Главе города Ульяновска ФИО10, исполняющему обязанности Главы города Ульяновска ФИО11 о признании незаконными постановления от 04.12.2017 №116 «О проведении публичных слушаний и формировании организационного комитета по подготовке публичных слушаний», заключения о результатах публичных слушаний, публичных слушаний, проведенных 22.12.2017г., обязании Главу города Ульяновска ФИО10 устранить допущенные нарушения прав и свобод административных истцов путем повторного рассмотрения вопроса о проведении публичных слушаний – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья И.И.Петрова