ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1797/2021 от 07.04.2022 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-23/2022

36RS0005-01-2021-001775-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 апреля 2022 г. г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Сушковой С.С., при секретаре Куцовой Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным Приказа, об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о зарегистрированном праве постоянного (бессрочного) пользования администрации городского округа г. Воронеж многоконтурным земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

5 апреля 2021 г. в Советский районный суд г. Воронежа поступило административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 о признании незаконным Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее-ДИЗО ВО) от 1 декабря 2020 г. № 2080з «О предоставлении управлению имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Воронеж в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью кв.м. с разрешенным использование: парки, скверы, сады, расположенного по адресу: с кадастровым номером », а также об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее-ЕГРН) сведения о зарегистрированном праве постоянного (бессрочного) пользования администрации г.о.г. Воронеж многоконтурным земельным участком площадью кв.м. с разрешенным использование: парки, скверы, сады, расположенного по адресу: г. Воронеж в районе домов с кадастровым номером

В обосновании своих требований административные истцы указали, что ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером . Указанные земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ФИО2 принадлежит земельный участок с кадастровым номером .

7 июля 2020 г. ДИЗО ВО Приказом № 1179з была утверждена схема расположения многоконтурного земельного участка площадью кв.м., которой предлагалось полностью ограничить в пользовании в связи с прохождением инженерных коммуникаций, проходов и обеспечением беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц, а также было предварительно согласовано предоставление вышеупомянутого земельного участка управлению имущественных и земельных отношений администрации г.о. в постоянное (бессрочное) пользование. Постановлением администрации г.о.г. Воронеж от 30 апреля 2020 г. № 288 в перечень озелененных территорий общего пользования включен земельный участок с кадастровым номером с присвоенным наименованием «ФИО11». В ходе рассмотрения дела по административному иску ФИО2 и ФИО1 к ДИЗО ВО о признании незаконным приказа ДИЗО ВО от 7 июля 2020 г. № 1179з, административным истцам стало известно о наличии Приказа ДИЗО ВО от 1 декабря 2020 г. № 2080з «О предоставлении управлению имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Воронеж в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью кв.м. с разрешенным использованием: парки, сады, скверы, расположенного по адресу: с кадастровым номером ». Административные истца считают данный Приказ незаконным, нарушающим права заявителей на полноценное, пользование своим имуществом, по следующим основаниям:

На момент возведения жилого , который ранее находился в ведении данная улица проходила по границе земельного участка, который в настоящее время является смежной с границей контура № 2 многоконтурного земельного участка, который граничил со всех сторон с землями государственной собственности, при этом гараж был выстроен таким образом, что въезд осуществляется со стороны земельного участка, граница которого в настоящее время является смежной с границей контура № 1 многоконтурного земельного участка.

Как следует из заключения администрации г.о.г. Воронеж № 03-193з от 12 мая 2010 г., земельный участок с кадастровым номером , с северной стороны примыкает к ранее сформированному земельному участку под индивидуальное жилищное строительство (участок ). С южной, западной и восточной стороны земли государственной собственности. Подъезд к формируемому земельному участку с южной стороны по .

ФИО2 администрацией г.о.г. Воронеж было выдано уведомление от 20 августа 2019 г. за № 357 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и садового дома на земельном участке, в соответствии с которым проект жилого дома со встроенным гаражом был разработан, согласован и выстроен с учетом того, что подъезд к земельному участку (фасад земельного участка) предусмотрен с южной стороны земельного участка, то есть со стороны нахождения красных линий по , которая в настоящее время является смежной с границей контура № 3 Многоконтурного земельного участка. Расположение проектируемого сквера также делает невозможным заезд на земельный участок как со стороны , так и в гараж, пристроенный к вышеуказанному жилому дому. В связи с наличием построек на северной стороне земельном участке по невозможен проезд и к гаражу, расположенному на данном земельном участке.

Согласно ответа Управления главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж следует, что территория сквера будет полностью ограничена в пользовании, в том числе, в заезде на территорию сквера транспортных средств.

Принимая во внимание, что настоящее время оспаривается Приказ ДИЗО ВО № 1179з от 7 июля 2020 г., который является основанием для вынесения Приказа ДИЗО ВО № 2080з от 1 декабря 2020 г., оспариваемый настоящим административным исковым заявлением Приказ ДИЗО ВО № 2080з от 1 декабря 2020 г. также является незаконным, поскольку нарушает права заявителей на полноценное, пользование своим имуществом (земельными участками и расположенными на них строениями), предусмотренные ст. 209 ГК РФ.

Определением судьи Советского районного суда г. Воронежа от 7 апреля 2021 г. данное административное исковое заявление было оставлено без движения и после обращения административных истцов 4 мая 2021 г. с уточненными исковыми требованиями, в которых, помимо указанных, отражено требование об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ многоконтурным земельным участок площадью 2268 кв.м. с разрешенным использованием: парки, скверы, сады, расположенного по адресу: г. Воронеж в районе домов с кадастровым номером , определением судьи Советского районного суда г. Воронежа от 11 мая 2021 г. было принято к производству Советского районного суда г. Воронежа.

2 мата 2022 г. административные истцы обратились в Советский районный суд г. Воронежа с уточненным административным исковым заявлением, в котором помимо указанных, отражено требование об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ многоконтурным земельным участком площадью 2268 кв.м. с разрешенным использованием: парки, скверы, сады, расположенного по адресу: с кадастровым номером .

В судебное заседание административный истец ФИО1, представители административных ответчиков- Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, администрации г.о.г. Воронеж, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области не явились, о дне рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении рассмотрения дела не поступило.

В судебном заседании административный истец ФИО2 требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что оспариваемым Приказом истцы лишаются возможности эксплуатации принадлежащих им земельных участков по целевому назначению и расположенных на них строений. В том числе, заявители окажутся лишены возможности прохода, проезда на свои земельные участки, не смогут заезжать на автомобилях на свои земельные участки, а заявитель ФИО1 не сможет, в том числе, заезжать на автомобиле в расположенный на ее земельном участь гараж.

Представитель административного истца адвокат Дегтярева Л.В. в судебном заседании административное исковое заявление административных истцов поддержала и пояснила, что в настоящее время решением Советского районного суда г. Воронежа от 11 ноября 2021 г., вступившем в законную силу, признан незаконным Приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.07.2020 г. № 1179з об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью кв.м., расположенного по адресу : , разрешённое использование : парки, скверы, сады, на кадастровом плане территории , который являлся основанием для вынесения оспариваемого Приказа ДИЗО ВО от 1 декабря 2020 г. № 2080з. За администрацией г.о.г. Воронеж было зарегистрировано как право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком, так и право собственности на этот участок, в связи с чем просит исключить сведения о вышеуказанных зарегистрированных права из Единого государственного реестра.

В судебном заседании 15 марта 2022 г. представитель ДИЗО ВО по доверенности ФИО3 просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку права административных истцом оспариваемым Приказом не нарушены, у них есть возможность проезда и прохода к земельным участкам. Доказательств того, какие именно нормы были нарушены при вынесении данного Приказа, не предоставлено.

В судебном заседании 15 марта 2022 г. представитель администрации г.о.г. Воронеж ФИО4 исковые требования также не признала, пояснив, что у административных истцов имеется подход к участку, установить другие ворота в гараж возможно, поскольку он является вспомогательным помещением.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО2 с 30 июля 2019 г. на праве собственности принадлежал земельный участок по адресу: , с кадастровым номером , ФИО1 с 09 октября 2018г. на праве собственности принадлежал земельный участок по адресу, с кадастровым номером ( л.д. 17-19).

ФИО1 из вышеназванного земельного участка были образованы два участка по адресу: , с кадастровым номером , по адресу: , с кадастровым номером , вид разрушенного использования: индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной застройки (л.д. 9-16).

На принадлежащем ФИО1 земельном участке расположен жилой дом и надворные постройки (т.1. л.д.27-32).

06 июля 2021г. ФИО2 оформила право собственности на жилой дом по адресу: (л.д. 204-205).

Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 03 апреля 2020 года №288 в перечень озелененных территорий общего пользования включен земельный участок с кадастровым номером с присвоенным наименованием «ФИО10». ( л.д. 206-207)

Приказом ДИЗО ВО от 07 июля 2020г. № 1179з утверждена схема расположения многоконтурного земельного участка по адресу: , разрешенное использование парки, скверы, сады, на кадастровом плане территорий ; приказом предварительно согласовано предоставление управлению имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Воронеж в постоянное (бессрочное) пользование данного земельного участка, осуществлён государственный кадастровый учёт земельного участка (20-21).

Согласно заключению эксперта № 172/21 от 12 марта 2021г.: проезд легкового транспортного средства к гаражу домовладения , кроме как через выездные ворота, расположенные напротив гаража, технически не возможен; Согласно заключению эксперта № 173/21 от 12 марта 2021г.: проезд легкового транспортного средства к гаражу домовладения , кроме как через выездные ворота, расположенные слева, относительно фасадной части гаража, технически не возможен (л.д. 36-63).

Как установлено судом, 24 сентября 2020г. ФИО1, ФИО2 обращались к главе г.о.г. Воронеж с заявлением о корректировке границ расположения сквера по , с целью соблюдения их прав на сложившийся и единственно возможный проезд на территорию своих земельных участков. Указывая на то, что в таком виде предполагаемый сквер охватывает принадлежащие им земельные участки, и они лишаются возможности эксплуатации принадлежащих им земельных участков и расположенных на них строений, т.к. окажутся лишены возможности прохода, проезда на свои земельные участки, ФИО1 не сможет заезжать на автомобиле в расположенный на её земельном участке гараж.

21 октября 2020г. УГА администрации г.о.г. Воронеж истцам был дан ответ на вышеуказанное обращение за № 15067029, согласно которому сообщили, что учитывая многочисленные обращения жителей микрорайона Тенистый, представителей общественности, на заседании координационного Совета по проблемам сохранения и развития зеленого фонда г.о.г. Воронеж было принято решение - одобрить внесение в перечень зеленых зон территории в районе земельного участка На основании протокола заседания вышеуказанного координационного Совета постановлением администрации городского округа город Воронеж от 03 апреля 2020 № 288 внесены изменения в постановление администрации города Воронежа от 01апреля 2003 № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», в части включения земельного участка с присвоенным наименованием - «ФИО12» в перечень озелененных территорий общего пользования. УГА администрации г.о.г. Воронеж подготовлена схема расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого озелененной территорией общего пользования «ФИО13». Границы формируемого земельного участка были определены с учетом границ земельных участков смежных землепользователей, стоящих на кадастровом учете и красных линий, согласно требованиям приказа Минэкономразвития России от 27 сентября 2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 08 мая 2009 №365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», к функциям департамента относится утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории. Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.07.2020 г. № 1179з утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с разрешенным использованием «парки, скверы, сады», где земельный участок, занимаемый сквером имени К. В. Федяевского, предполагается полностью ограничить в пользовании, в связи с прохождением инженерных коммуникаций, проходов и обеспечением беспрепятственного доступа неограниченного круга лиц. В целях корректировки границ сквера имени К. В. Федяевского было рекомендовано истцам подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом экспертного заключения от 10.09.2020 и направить её для утверждения в ДИЗО ВО.

Не согласившись с указанным ответом, административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к управлению главного архитектора администрации г.о.г. Воронеж о признании незаконным отказа УГА администрации г.о.г. Воронеж от 21октября 2020г. № 15067029 в корректировке границ земельного участка с кадастровым номером и восстановлении нарушенного права. Решением суда от 19 февраля. 2021 г. в удовлетворении исковых требований истцам было отказано (л.д. 87-95).

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 01 декабря 2020г. № 2080з «О предоставлении управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж (ИНН <***>, ОГРН в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью кв.м., с разрешённым использованием: парки, скверы, сады, расположенного по адресу: по , с кадастровым номером многоконтурный земельный участок, площадью кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Воронеж, в районе домов , разрешенное использование: парки, скверы, сады, с кадастровым номером был предоставлен управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж в постоянное (бессрочное) пользование ( л.д. 23-24).

Согласно заключения экспертизы от 15 июня 2021 г., проведенной в рамках рассмотрения дела по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным Приказа ДИЗО ВО №1179з от 07 июля 2020 г. и о восстановлении нарушенных прав, при построении границ земельного участка , согласно выписки из ЕГРН от 29.04.21г. и построения объекта возведенного на земельном участке, а также границ обозначенных градостроительным планом от 30.10.2018г., установлено, что часть объекта с юго-восточной стороны пл. 2,0 кв.м., на ширину 1,41м. выступает за зону пятна застройки согласно градостроительному плану земельного участка от 30.10.2018г., остальная часть объекта находится в зоне пятна застройки согласно градостроительному плану земельного участка от 30.10.2018г. Возможным на момент проведения экспертизы вариантом с земель общего пользования, для въезда легкового автотранспорта в гараж, расположенный в незавершенном строительством объекте на земельном участке с кадастровым номером , является только въезд через въездные ворота, расположенные с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером . По результатам проведённого обследования было установлено что, конструкция выстроенного объекта на земельном участке с частично выходящая за границу зоны, согласно градостроительного плана, не оказало влияния на возможность заезда в гараж, т.к. ширина от границы земельного участка до самого строения в данной части уменьшилась с 5,0 м до 3,59 м., что превышает минимальную ширину проезда для легкового транспорта. При этом наличие деревьев, элементов благоустройства, системы водоотведения, проектируемой отмостки, а также отсутствия въездных ворот в ограждении земельного участка, кроме имеющихся с восточной стороны, влияет на возможность доступа в помещения гаража для легкового транспорта (193-198).

Как следует из заключения дополнительной строительной судебной экспертизы от 4 октября 2021 г. № 6310/6-4, возможным вариантом проезда на земельный участок с кадастровым номером , является организация проезда с западной границы данного участка. При этом, для осуществление проезда по данному варианту (через западную границу земельного участка) необходимо устройство укрепленного покрытия на проезде расположенном на землях общего пользования, а также устройство въездных ворот в ограждении земельного участка с кадастровым номером Осуществление проезда через земельный участок с кадастровым номером на земельный участок с кадастровым номером на момент проведения исследования не представляется возможным, вследствие наличия ограждения без въездных ворот, наличия деревьев и кустарников, наличия строений и сооружений. Варианты иного въезда легкового автотранспорта в гараж, лит. Г, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (в настоящее время образованы земельные участки с кадастровым номером и ) включая возможность организации проезда через земельный участок с кадастровым номером (без учета наличия объекта) и возможности организации иного въезда без нарушения конструктивной целостности гаража лит. Г, не имеется. При этом отмечено, что варианты иного въезда легкового автотранспорта в гараж, лит. Г, расположенного на земельном участке с кадастровым номером возможно организовать только путем сноса строений и сооружений, и деревьев с кустарниками, а также устройства въездных ворот в ограждении земельного участка (199-203).

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 11 ноября 2021 г. Приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.07.2020 г. № 1179з об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью кв.м., расположенного по адресу : , разрешённое использование : парки, скверы, сады, на кадастровом плане территории был признан незаконным (л.д. 208-214)

Апелляционным определением судебной коллегии Воронежского областного суда от 22 февраля 2022 г. решение Советского районного суда г. Воронежа от 11 ноября 2021 было оставлено без изменения (л.д. 215-218)

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Данное право принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» на основании ст. 304, 305 ГК Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, если истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истец.

В силу положений п. 26 ст. 26 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к каждому участку должен быть обеспечен доступ, проход или проезд от земельных участков общего пользования.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Предварительное согласование предоставления земельного участка в силу Земельного кодекса Российской Федерации может быть осуществлено только в том случае, если земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства: соответствует предельным размерам земельных участков, не допускает вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами, то есть соответствует требованиям статьи 11.9 названного Кодекса, включая обеспечение доступа (прохода или проезда) к нему от земельных участков общего пользования (пункт 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с п. 7.5 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», утвержденных Росземкадастром 17.02.2003г. в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее: каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты); размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами; в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута; раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиям эколого-ландшафтной организации территории; не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

Как установлено в судебном заседании, и это подтверждается материалами дела, заключением администрации городского округа город Воронеж о возможности формирования земельного участка под проектирование и строительство индивидуального жилого дома по № 03-193з от 12 мая 2010г. следует, что с северной стороны земельный участок примыкает к ранее сформированному земельному участку под индивидуальное жилищное строительство, который стоит на государственном кадастровом учете (участок ). С южной, западной и восточной сторон земли государственной собственности. Подъезд к формируемому земельному участку с южной стороны по земельный участок свободен от застройки. Рассматриваемый земельный участок расположен в зоне с индексом Ж 1 – зона малоэтажной индивидуальной застройки. Размещение индивидуального жилого дома не нарушает схему застройки генерального плана и основное функциональное зонирование данного района ( л.д.68-72).

20 августа 2019 г. ФИО2 Администрацией городского округа город Воронеж было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д. 33-34).

Был разработан и согласован проект жилого дома со встроенным гаражом, согласно которому подъезд к участку (фасад земельного участка) предусмотрен с южной стороны земельного участка, то есть со стороны, где проходит согласно утверждённым красным линиям, .

В настоящее время граница земельного участка с южной стороны - стороны подъезда, является смежной с границей контура №3 Многоконтурного земельного участка.

В связи с чем, предусмотренный при образовании земельного участка б по подъезд, как и земельный участок по фасаду, полностью перекрыт сформированным Многоконтурным земельным участком.

Таким образом, суд считает, что Приказ ДИЗО ВО от 1 декабря 2020 г. № 2080з «О предоставлении управлению имущественных и земельных отношений администрации г.о. в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью кв.м. с разрешенным использование: парки, скверы, сады, расположенного по адресу: с кадастровым номером », который был вынесен на основании Приказа ДИЗО ВО от 07 июля 2020 г. № 1179з «Об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления управлению имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью кв.м., расположенного по адресу : , разрешённое использование : парки, скверы, сады, на кадастровом плане территории », который, свою очередь, был признан незаконным на основании вступившем в законную силу решения Советского районного суда г. Воронежа от 11 ноября 2021 г., нарушает права административных истцов, как собственников и владельцев земельных участков и жилых построек в части обеспечения доступа ( проезда, прохода) к вышеуказанным земельным участкам.

В соответствии с Положением об управлении информатизации и развития электронных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № П\349, Управление Управлении информатизации и развития электронных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с возложенными на него задачами исполняет функции, связанные с ведением Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому в этой части требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению, поскольку суд не подменяет собой государственные органы, в компетенцию которых входит приятие решений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным Приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 1 декабря 2020 г. № 2080з «О предоставлении управлению имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Воронеж в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью кв.м. с разрешенным использование: парки, скверы, сады, расположенного по адресу: с кадастровым номером ».

В удовлетворении остальных административных исковых требований ФИО1, ФИО2- отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.С.Сушкова

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 г.