Дело №2а-339/2022
76RS0008-01-2021-003323-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Переславль-Залесский 25 июля 2022 года
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Цуцуи А.М., при секретаре Целоусовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа г. Переславля-Залесского о признании незаконным бездействия, обязании произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Переславля-Залесского, просят:
признать незаконным бездействие Администрации городского округа города Переславля-Залесского, в результате которого отсутствует доступ, коммунальная и транспортная инфраструктура к земельному участку с кадастровым номером и земельному участку с кадастровый номером
обязать Администрацию городского округа города Переславль-Залесский устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 и ФИО2 путем устройства автомобильной дороги местного значения на предназначенном для этих целей земельном участке с кадастровым номером , а также организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения в отношении земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером ,
установить срок исполнения решения суда - 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются правообладателями земельных участков, расположенных на территории города Переславль-Залесский: ФИО1 владеет на праве аренды земельным участком, имеющим кадастровый , расположенным в городе Переславль-Залесский на , с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства; право аренды возникло на основании договора аренды земельного участка от , заключенного с городским округом городом Переславль-Залесский. ФИО2 с октября 2008 года является собственником земельного участка, имеющего кадастровый , расположенного в городе Переславль-Залесский на , с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, земельные участки с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства предназначены для строительства жилого дома и вспомогательных (подсобных) строений. В связи с отсутствием подъездных путей к земельным участкам, коммунальной инфраструктуры и инженерных коммуникаций административные истцы не имеют возможности реализовать свои законные права по их использованию по назначению. В соответствии с информацией, размещенной на Публичной кадастровой карте, в ноябре 2012 года было проведено межевание земельного участка, предназначенного для создания улично-дорожной сети (проезда), ведущего к участкам административных истцов - земельному участку общего пользования () был присвоен кадастровый . Однако, организация работ по строительству уличной сети (автодороги местного значения) административным ответчиком с 2012 года не проводится. Также, к земельным участкам, принадлежащим административным истцам, не подведены объекты коммунальной инфраструктуры: водопровод, сети водоотведения, газо- и электроснабжения. Отсутствие улично-дорожной сети (автомобильной дороги местного значения), а также коммунальной инфраструктуры в границах города, а именно, в границах земельного участка с кадастровым номером . свидетельствует о бездействии административного ответчика с 2012 года, уклонения от выполнения обязанностей, установленных федеральными законами Российской Федерации. ФИО1 является матерью трех детей (многодетная семья) ей был предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером без проведения торгов. В 2018 году Административный истец ФИО2 обращалась в органы прокуратуры с заявлением о проверке деятельности администрации города Переславля-Залесского на предмет соблюдения нормативных требований земельного и градостроительного законодательства, касающихся благоустройства мест общего пользования и строительства улично-дорожной сети на земельном участке, имеющим кадастровый (продолжение ). Из Администрации городского округа города Переславля-Залесского в адрес ФИО2 поступил ответ, в котором указано, что проектных решений по развитию транспортной инфраструктуры в отношении автодороги не запланировано, мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции автодороги () протяженностью 1,03 км в расчетный период (до 2025 года) не предусмотрено. При этом нарушение административным ответчиком нормативных требований, прав и законных интересов Истцов было установлено в результате прокурорской проверки (письмо от 14.01.2019 № 7-996-2018/72190/679). Административными истцами указывается о невыполнении органом местного самоуправления требований ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 5-5.1 ст. 26, п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», п. 6 ст. 3, ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 Закона Ярославской области от 08 апреля года № 14-з «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», части 3 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-0.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела считается извещенной надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представила.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела считается извещенной надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представила.
Представитель административных истцов по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области ФИО4 в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 75-78).
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание явилась, полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что также является собственником земельного участка, находящегося на той же улице, самостоятельно произвела отсыпку к своему участку за 1 месяц.
Заинтересованные лица Управление муниципальной собственности Администрации г. Переславля-Залесского, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", Управление Росреестра по Ярославской области, ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро", АО "ЯрЭСК", МУП "Сервис", АО "Газпром газораспределение Ярославль", МУП "Комплекс", ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль", в судебное заседание явки своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела считаются извещенными надлежащим образом. Представителем УМС Администрации городского округа города Переславля-Залесского представлен письменный отзыв, в котором заявляется о пропуске на обращение в суд (л.д. 99-100).
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Административный истец обратился в суд с административным иском 14.12.2021 г. Оспариваемое бездействие носит длящийся характер, суд приходит к выводу, что срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением административным истцом пропущен не был.
Судом установлено, что административные истцы ФИО1 и ФИО2 являются правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами и по .
между арендодателем, городским округом город Переславль-Залесский, и арендатором, ФИО1, заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (л.д. 15-19). Согласно п. 1.1 Договора арендодатель предоставляет за плату, а арендатор принимает в аренду использует земельные участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером , местоположение земельного участка: , разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов. Земельный участок передан по акту приема-передачи (л.д. 22).
ФИО2 на основании договора купли-продажи от является собственником земельного участка, площадью 1500 кв.м., по адресу: , с кадастровым номером (л.д. 28-34).
Из Положения о территориальном планировании Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 г. №126 следует, что в перечень планируемых для размещения объектов местного значения включены: улично-дорожная сеть – автомобильная дорога (реконструкция, первая очередь), автомобильная дорога (реконструкция, первая очередь) (л.д. 170). Как указывается на карте современного использования территории городского округа город Переславль-Залесский Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 №126, земельные участки с кадастровыми номерами и примыкают к территориям, обозначенным как зоны транспортной инфраструктуры (л.д. 171-172).
Как указано в ответе в адрес ФИО2 заместителем главы Администрация городского округа города Переславля-Залесского в письме от 13.11.2018 г., земельный участок по адресу: находится в зоне планируемого размещения автомобильных дорог общего пользования и объектов электро-, тепло-, газоснабжения и канализации. Согласно картам (схемам) планируемого размещения объектов капитального строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных и инженерных сооружений Генерального плана, проектных решений по развитию транспортной инфраструктуры в отношении автодороги в расчетном сроке реализации Генерального плана (2025 год) не запланировано. Решением Переславль-Залесской городской Думы от 29.06.2017 г. №52 утверждена «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Переславля-Залесского Ярославской области на 2017 - 2025 годы». Мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции автодороги () протяженностью 1,03 км, включенной в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Переславля-Залесского, в расчетный период не предусмотрено (л.д. 35).
Судом установлено, что земельные участки административных истцов не обеспечены улично-дорожной сетью. МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» 11 марта 2022 г. произведен осмотр автомобильных дорог по и , в ходе которого установлено, что транспортная доступность к земельным участкам с кадастровыми номерами и не обеспечена. При этом согласно выводам комиссии для осуществления доступа к указанным земельным участкам необходимо провести кадастровые работы по межеванию и постановке на кадастровый учет участка автомобильной дороги и строительство автомобильной дороги (л.д. 86). Также в ходе судебного разбирательства административным ответчиком не оспаривалось, что подъездные дороги к земельным участками административных истцов отсутствуют и их строительство не планируется.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности.
Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ также предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Земельные участки истцов относятся к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
В силу ст. 40 и ст. 42 ЗК РФ административные истцы не только вправе, но и обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, однако, в силу отсутствия дороги по к данным земельным участкам, такой возможности не имеют.
Кроме того, управлением Росреестра по Ярославской области в адрес ФИО2 24.08.2018 г. было вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, указано об отсутствии признаков строительных работ, складирования строительных материалов, возведения теплиц, обработки почвы под выращивание сельскохозяйственных культур на территории участка (л.д. 47).
Также суд учитывает, что земельный участок ФИО1 предоставлен в аренду как многодетной семье в порядке, предусмотренном подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы стороны административного ответчика о том, что ФИО1 самостоятельно выбрала земельный участок, не обеспеченный подъездной автодорогой, судом отвергаются по следующим основаниям.
27 октября 2016 г. комиссией по предварительному согласованию выделения земельных участков при Администрации городского округа города Переславля-Залесского рассмотрено заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка для ИЖС как многодетной семье в составе четырех человек, и принято решение о принятии ФИО1 на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка для ИЖС (л.д. 101).
ФИО1 обратилась в Переславский районный суд с административным иском к Администрации г.Переславля-Залесского, просила признать незаконным отказ УМС Администрации г.Переславля-Залесского в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом №489з от 10.07.2018г.; признать незаконным отказ УМС Администрации г.Переславля-Залесского в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом №654з от 05.09.2018г.; признать незаконным постановление Администрации г.Переславля-Залесского об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории №ПОС.03-1069/18 от 06.08.2018г.; обязать Администрацию г.Переславля-Залесского утвердить схему расположения земельного участка с КН площадью 1 697 кв.м на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению ФИО1; обязать администрацию г.Переславля-Залесского утвердить схему расположения земельного участка с КН площадью 1 500 кв.м на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению ФИО1
Решением Переславского районного суда от 25 декабря 2018 г. по делу №2а-1764/2018 требования ФИО1 были удовлетворены частично. Апелляционным определением от 23 апреля 2019 г. по делу принято новое решение: в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
02.07.2019 г. главой Администрации городского округа города Переславля-Залесского вынесено постановление о предварительном согласовании ФИО1 предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов, по адресу: , площадью 1500 кв.м., утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 25-27).
Постановлением главы Администрации городского округа города Переславля-Залесского от 10.09.2019 г. ФИО1 предоставлен в аренду сроком на 20 лет из земель населенных пунктов земельный участок, площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: (л.д. 108, 115).
Таким образом, постановления главы Администрации городского округа города Переславля-Залесского были вынесены в отсутствие судебных актов, возлагающих на орган местного самоуправления каких-либо обязанностей по предоставлению ФИО1 земельного участка.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Между тем, при предоставлении ФИО1 для использования многодетной семьей земельного участка по договору аренды и до настоящего времени транспортная доступность обеспечена не была, что указывает на невыполнение органом местного самоуправления обязанности возложенной законом.
Требования административных истцов в части обязания Администрации городского округа города Переславль-Залесский устранить нарушения их прав, свобод и законных интересов, в части указания конкретного способа: устройства автомобильной дороги местного значения на земельном участке с кадастровым номером – суд оставляет без удовлетворения, т.к. орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить способ подведения к земельным участкам улично-дорожной сети. Никаких доказательств того, что восстановление нарушенных прав административных истцов возможно только указанным способом суду не представлено.
Требования административных истцов об обязании органа местного самоуправления организовать электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение в отношении земельных участков истцов суд признает ненадлежащим способом правовой защиты. Из заявленных требований не представляется возможным определить, какие именно действия должна произвести Администрация городского округа города Переславля-Залесского.
При этом из пояснений представителя административных истцов следует, что какие-либо объекты индивидуального жилищного строительства отсутствуют, и административные истцы не обращались с какими-либо заявками на технологическое присоединение к инженерным сетям.
Между тем, из п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, следует, что процедура технологического присоединения предусматривает подачу заявки юридическим или физическим лицом (заявителем), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил.
Статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также предусмотаривается, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Согласно п. 5 Правил подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административными истцами не представлено каких-либо доказательств нарушения их прав незаконным бездействием административного ответчика, т.к. с какими-либо заявлениями на технологическое присоединение к инженерным сетям административные истцы не обращались, нарушения их прав административным ответчиком из представленных доказательств не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 и ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа города Переславля-Залесского, выразившееся в необеспечении дорогами земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:
Обязать Администрацию городского округа города Переславля-Залесского обеспечить земельные участки с кадастровыми номерами и дорожной сетью в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Об исполнении решения суда сообщить в суд, а также ФИО1, ФИО2
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья А.М. Цуцуи
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2022 года