ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1798/19 от 04.01.2019 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-1798/19

УИД 73 RS 0004-01-2019-002216-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2019 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,

при секретаре Панюгиной Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрации города Ульяновска, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в организации и проведении торгов по предоставлению земельного участка в аренду и устранении допущенных нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в организации и проведении торгов по предоставлению земельного участка в аренду и устранении допущенных нарушений.

В качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

В обоснование иска указала, что неоднократно обращалась к ответчикам для решения вопроса предоставления в аренду земельного участка по 8 проезду Инженерному, между участками и . Решение по заявленному вопросу затягивалось и длительное время не рассматривалось. 19.03.2019 получен ответ из УАиГ администрации г. Ульяновска, из которого следовало, что, по мнению ответчика, отсутствуют правовые основания для подготовки и организации проведения аукциона по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду. Основание отказа - испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, частично выходит за границы красных линий.

С данным отказом истец не согласен. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка не содержит сведений об ограничении либо изъятии испрашиваемого земельного участка из оборота, о наличии красных линий, резервирования земельного участка для муниципальных нужд. Так же не имеется государственной регистрации ограничений права в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд в соответствии с ФЗ. На спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты общего пользования. «Красные линии» как элемент проектирования (планировки) территории заселенных пунктов не могут непосредственно предоставлять ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, поскольку на такой участок не установлены ограничения в форме резервирования, в основе которого имеет место проект планировки территории с указанием «красных линий».

Просит признать незаконными отказ УАиГ администрации города Ульяновска от 19.03.2019 года №01-13/2268 в организации и проведении торгов по предоставлению административному истцу в аренду земельного участка по адресу: <...> между участками и , обязать ответчика устранить нарушения прав административного истца.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании доводы административного иска, поддержали.

Представитель административного ответчика администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В возражениях на административный иск просит оставить требования ФИО1 без удовлетворения, указано, что земельный участок расположен на территории общего пользования (территории, планируемые для развития инженерной и транспортной инфраструктуры (на застроенных территориях)), в связи с чем правовые основания для подготовки и организации проведения аукциона по предоставлению испрашиваемого земельного участка отсутствовали; направленная административному истцу информация с указанием причин об отказе в организации и проведении аукциона не противоречит требованиям законодательства.

Представители административных ответчиков Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца, представителя административного истца, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из представленных документов следует, что 10.12.2018 года ФИО1 обращалась в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка в кадастровом квартале , местоположение: <...> между участками и .

На обращение административного истца руководителем Агентства 17.12.2018 года направлен ответ, в котором сообщается, что в нарушение требований, установленных п.п. 7 п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в поданном заявлении не указана цель использования земельного участка. В соответствии с п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ принято решение о возврате заявления. Дополнительно сообщается, что рассмотрев схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенную к заявлению, вид разрешенного использования образуемого земельного участка является размещение объектов для осуществления средней и малой производственной и предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 39.1 и п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление земельного участка с таким видом разрешенного использования, при отсутствии объектов недвижимости на земельном участке, осуществляется исключительно на торгах, и исключительно в аренду.

В соответствии с пунктами 4.5 и 4.14 положения об Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 Управление организует разработку и утверждение проектов планировки территории муниципального образования «город Ульяновск» и участвует в подготовке материалов для проведения торгов (конкурсов, аукционов) при продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «город Ульяновск», в собственность или права на заключение договоров аренды земельных участков, в том числе дает заключения о разрешенном использовании земельного участка, обеспечивает сбор технических условий подключения объекта к сетям инженерно- технического обеспечения в рамках процедуры формирования земельного участка.

Письмом от 19.03.2019 года Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска отказало ФИО1 в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...> между участками и , в аренду, указав, что в соответствии с проектом планировки территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным постановлением Главы города Ульяновска от 26.06.2009 № 5046, указанный земельный участок расположен на территории общего пользования (территории, планируемые для развития инженерной и транспортной инфраструктуры (на застроенных территориях) по решениям генерального плана г. Ульяновска, утвержденного Городской Думой (постановление № 83 от 27.06.2007)), частично за границами красных линий.

Указано, что в соответствии с подпунктом 18 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для подготовки и организации проведения аукциона по предоставлению испрашиваемого земельного участка.

Суд полагает данный отказ законным и обоснованным.

Подпунктом 3 пункта 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.

В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект планировки территории подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В соответствии с частью 3 данной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, замятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;

б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

При подготовке ответа на обращение ФИО1 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска были приняты во внимание сведения из Дежурного плана города Ульяновска, с включенными в него сведениями о существующих и планируемых красных линиях, которые были утверждены проектом планировки территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск».

Как усматривается из приложенной к отзыву на иск выкопировки из Дежурного плана города Ульяновска, испрашиваемый административным истцом земельный участок обозначен зеленым цветом, и красная линия проходит по испрашиваемому земельному участку.

Таким образом, данный участок частично располагается за границами красных линий.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красный линии это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Пункт 18 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территорией общего пользования.

С учетом вышеприведенных положений законодательства, поскольку земельный участок расположен на территории общего пользования (территории, планируемые для развития инженерной и транспортной инфраструктуры (на застроенных территориях)), отказ Управления архитектуры и градостроительства от 19.03.2019 года №01-13/2268 в организации и проведении торгов по предоставлению административному истцу в аренду земельного участка по адресу: <...> между участками и , является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения иска ФИО1 о признании незаконным отказа в организации и проведении торгов по предоставлению в аренду земельного участка, возложении обязанности устранить нарушения прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного иска ФИО1 к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрации города Ульяновска, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска от 19.03.2019 года № 01-13/2268 в организации и проведении торгов по предоставлению ФИО1 в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...> между участками и , возложении обязанности устранить нарушения прав, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.Р. Кузнецова