ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1798/19 от 24.04.2019 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

адм. дело №2а-1798/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» апреля 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мартемьянова Павла Николаевича к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным и отмене отказа от 26.02.2019 №11399490 по предоставлению муниципальной услуги в принятии на учет на бесплатное предоставление земельного участка, обязании включить в реестр ветеранов боевых действий, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области с даты подачи заявления, с 31.01.2019,

У С Т А Н О В И Л :

Мартемьянов П.Н. обратился в суд и указывает, что Управлением имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж 26.02.2019 ему было отказано в предоставлении услуги по принятию на учет в качестве ветерана боевых действий, претендующего на бесплатное предоставление земельного участка, мотивируя тем, что в соответствие со ст.12 ч.2 Закона Воронежской области №25ОЗ от 13.05.2008 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» ему ранее предоставлялся бесплатно земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес> общую долевую собственность. Уведомление об отказе получено 14.03.2019. Указанное уведомление административный истец считает незаконным, так как ранее ему земельный участок по Закону Воронежской области №25ОЗ от 13.05.2008 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» не предоставлялся, в связи с чем, просит суд признать незаконным и отменить отказ от 26.02.2019 №11399490 по предоставлению муниципальной услуги в принятии на учет на бесплатное предоставление земельного участка, обязании включить в реестр ветеранов боевых действий, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области с даты подачи заявления, с 31.01.2019.

Административный истец Мартемьянов П.Н. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление и просил удовлетворить его в полном объеме.

Представители административных ответчиков Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, Администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Управлением имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж представлены возражения, приобщенные к материалам дела, в которых административный ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, полагает, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет…нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом Мартемьянов П.Н. является ветераном боевых действий (л.д.9) и согласно ч.1 п.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ (ред. от 08.04.2019) "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008), имеется право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с указанным законом.

Согласно ст.12 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ (ред. от 08.04.2019) "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24.04.2008) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8.1 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: 1) индивидуальное жилищное строительство; 2) ведение садоводства; 3) ведение огородничества; 4) ведение личного подсобного хозяйства.

В настоящее время Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 08.08.2012 N 676 (ред. от 18.01.2019) Утвержден Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков".

Согласно п.п.1.1.1, 1.1.2, 1.3.1, 2.2.1, 2.8.2 Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков" определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по реализации указанной муниципальной услуги, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж, их должностными лицами, взаимодействия администрации городского округа город Воронеж с заявителями, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) при предоставлении муниципальной услуги.

Предметом регулирования настоящего Административного регламента являются отношения, возникающие между заявителями, администрацией городского округа город Воронеж и МФЦ в связи с предоставлением муниципальной услуги по учету граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в собственность для целей индивидуального жилищного строительства и ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства.

Заявителями являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Воронежской области и относящиеся к одной из льготных категорий (далее - заявитель), а также их законные представители.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий…граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий…

Орган, предоставляющий муниципальную услугу, - администрация городского округа город Воронеж.

Структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж, обеспечивающее организацию предоставления муниципальной услуги, - управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж.

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю уведомления о принятии на учет либо уведомления о мотивированном отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является…реализация ранее заявителем права на бесплатное получение земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным подразделом 2.5 настоящего Административного регламента, согласно которого предоставление муниципальной услуги "Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков" осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации ("Российская газета", 21.01.2009, №7; "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, №4, ст.445; "Парламентская газета", 23 - 29.01.2009, №4); Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ("Российская газета" 30.07.2010, №168; "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, №31, ст.4179); Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах" ("Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, №3, ст.168; "Российская газета", 05.01.2000, №1-3; 25.01.1995, №19; "Парламентская газета", 06.01.2000, №3); Федеральным законом от 10.01.2002 №2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ("Российская газета" от 12.01.2002 №6; "Парламентская газета", 12.01.2002, №9; "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, №2, ст.128); Федеральным законом от 26.11.1998 №175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" ("Собрание законодательства РФ", 30.11.1998, N 48, ст. 5850; "Российская газета", 02.12.1998, №229); Законом Российской Федерации от 15.01.1993 №4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" ("Российская газета", 10.02.1993, №27; "Ведомости СНД и ВС РФ", 18.02.1993, №7, ст.247); Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ("Ведомости СНД и ВС РСФСР" 1991, №21, ст.699); Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ("Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, №52, ст.5880; "Российская газета", 27.12.1996, №248); Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ "Об электронной подписи" ("Собрание законодательства РФ", 11.04.2011, №15, ст.2036; "Парламентская газета", 08-14.04.2011, №17; "Российская газета", 08.04.2011, №75); (абзац введен постановлением администрации городского округа город Воронеж от 29.10.2018 №705) Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 №33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг" ("Собрание законодательства РФ", 04.02.2013, №5, ст.377); (абзац введен постановлением администрации городского округа город Воронеж от 29.10.2018 N 705), Законом Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" ("Молодой коммунар", 18.11.2008, №126; "Собрание законодательства Воронежской области", 19.12.2008, №11, ст. 415); Законом Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" ("Молодой коммунар" 20.05.2008, №52; "Собрание законодательства Воронежской области", 01.07.2008, №5, ст. 148); Уставом городского округа город Воронеж, утвержденным постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I ("Воронежский курьер", 16.11.2004, № 130).

Судом установлено, что обращение административного истца имело место в рамках предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков", в предоставлении которой административному истцу было отказано по причине того, что ранее ему предоставлялся земельный участок бесплатно. Однако, суд не может согласиться с указанными доводами административного ответчика, изложенными в возражениях и оспариваемом уведомлении, так как указанные доводы не основаны на нормах закона.

Предоставленный Мартемьянову П.Н. бесплатно на основании постановления главы администрации Эртильского муниципального района Воронежской области №2335 от 11.07.2016 года в собственность земельный участок (1/3 доля в праве общей долевой собственности) (л.д.12) площадью 431 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, фактически занимаемый жилым домом, на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ в рамках приватизации, не является земельным участком, полученным в соответствии со ст. ст. 12, 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области". В связи с чем, нельзя ссылаться, что административный истец реализовал свое право на однократное предоставление земельного участка в собственность, так как доля земельного участка ему была предоставлена в ином порядке, а не по закону от 13.05.2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", а в законе указано, что предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно. В соответствии с указанным законом Мартемьянов П.Н. обратился за предоставлением земельного участка впервые, имеет право на предоставление земельного участка согласно закона Воронежской области №25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", что является основанием для оказания ему муниципальной услуги.

В данном случае, административные ответчики в суде не явились, и не представили доказательств законности отказа в предоставлении муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков», кроме того, не было представлено суду обращения административного истца за предоставлением услуги и поданных документов.

Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем возложения обязанности на Администрацию городского округа город Воронеж оказать Мартемьянову П.Н. муниципальную услугу «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» в соответствие с требованиями Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков", утв. Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 08.08.2012 N 676 (ред. от 18.01.2019) и выдать уведомления о принятии Мартемьянова Павла Николаевича на учет на бесплатное предоставление земельных участков с 31.01.2019, что будет соответствовать требованиям указанного регламента.

Вместе с тем, требования Мартемьянова П.Н. об обязании включить в реестр ветеранов боевых действий, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области с даты подачи заявления, с 31.01.2019, не подлежат удовлетворению в указанной редакции, так как не соответствуют указаниям административного регламента. Кроме того, административному истцу не было отказано во включению в реестр ветеранов боевых действий, а было отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Руководствуясь ст. 227, главой 15 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Управления жилищных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж от 26.02.2019 №11399490 об отказе Мартемьянову Павлу Николаевичу в предоставлении муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков».

Обязать Администрацию городского округа город Воронеж оказать Мартемьянову Павлу Николаевичу муниципальную услугу «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» в соответствие с требованиями Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков", утв. Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 08.08.2012 N 676 (ред. от 18.01.2019) и выдать уведомления о принятии Мартемьянова Павла Николаевича на учет на бесплатное предоставление земельных участков с 31.01.2019.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: