ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1798/19ГОДА от 21.03.2019 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1798/2019 года

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

21 марта 2019 года

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Быстряковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО2 к Главе городского округа Балашиха ФИО3 о признании несоответствующими требованиям закона действия ФИО1 г.о. Балашиха, выразившиеся в нарушении порядка и срока рассмотрения письменного заявления о личном приеме и лишении права на личный прием в первоочередном порядке, как Ветерана боевых действий, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины,

Установил:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением к административному ответчику Главе городского округа Балашиха ФИО9 о признании несоответствующими требованиям закона действия Главы г.о. Балашиха, выразившиеся в нарушении порядка и срока рассмотрения письменного заявления о личном приеме и лишении права на личный прием в первоочередном порядке, как Ветерана боевых действий, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины, указывая на то, что он проживает по адресу: <адрес><адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он лично обратился в Администрацию г.о. Балашиха и подал письменное заявление о записи на личный прием к Главе городского округа Балашиха ФИО9 В ходе личного приема, он планировал лично проинформировать Главу городского округа Балашиха ФИО9 о имеющихся недостатках и нарушениях, допускаемых должностными лицами Администрации г.о. Балашиха и руководством управляющей компанией ООО «ГРАД+СЕРВИС» по не соблюдению ими законодательства РФ и их неправомерных действиях по лишению гражданина его конституционного права на проживание в благоприятной окружающей среде и просить Главу г.о. Балашиха принять меры по устранению имеющихся нарушений. Так как, он является Ветераном боевых действий и в соответствии с Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан» имеет право на внеочередной прием, к заявлению о личном приеме он приложил копию его удостоверения «Ветерана боевых действий». На официальном сайте Администрации г.о. Балашиха, в разделе «Обращения граждан» указана информация о порядке проведения личного приема Главой г.о. Балашиха, а именно: «Личный прием граждан Главой городского округа Балашиха осуществляется ежемесячно и назначается на рабочий день последней недели текущего месяца. Дата приема предварительно согласовывается с Главой. Прием граждан ведется по предварительной записи. В соответствии с данной информацией, за прошедшее время, с даты подачи им заявления о личном приеме (ДД.ММ.ГГГГ) до ДД.ММ.ГГГГ, Глава г.о. Балашиха ФИО9 провел три личных приема граждан при этом, его, как гражданина, пользующегося правом на внеочередной прием, на встречу к Главе не пригласили и никаких письменных сообщений из Администрации он не получал. В нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения письменных обращений граждан, по истечении установленных Законом сроков для рассмотрения его письменного обращения, его встреча с Главой городского округа Балашиха ФИО9 не состоялась и ему не поступила информация о месте личного приема и установленных для приема днях и часах. Он считает действия Главы г.о. Балашиха ФИО9 по ограничению его права на личный прием Главой городского округа незаконными.

Административный истец ФИО2 просит суд признать действия Главы городского округа Балашиха ФИО9, выразившиеся в ограничении его права обращаться лично к Главе г.о. Балашиха и нарушении порядка и срока рассмотрения его письменного заявления о личном приеме, незаконными; обязать Главу городского округа Балашиха ФИО9 провести его личный прием в установленном законом порядке; взыскать с ответчика Главы г.о. Балашиха ФИО9, в его пользу, судебные расходы по оплате госпошлины, в размере 300 руб. 00 коп.

Впоследствии административный истец ФИО2. уточнил административные исковые требования, в окончательной редакции просил суд признать несоответствующими требованиям закона действия Главы городского округа Балашиха ФИО9, выразившиеся в нарушении порядка и срока рассмотрения его письменного заявления от ДД.ММ.ГГГГ о личном приеме и лишении его права на личный прием в первоочередном порядке, как Ветерана боевых действий; взыскать с ответчика Главы г.о. Балашиха ФИО9, в его пользу, судебные расходы по оплате госпошлины, в размере 300 руб. 00 коп.

В судебное заседание административный истец ФИО2 явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Главы городского округа Балашиха ФИО9 по доверенности ФИО5 исковые требования не признал, представил письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 33-35).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Исходя из положений ч. 2 ст. 8 названного закона, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 3 Закона Московской области № 164/2006-ОЗ от 05.10.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан», обращение в письменной форме или в форме электронного документа, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их полномочиями, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в государственных органах и органах местного самоуправления, за исключением случая, указанного в части 1.1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день.

Исходя из ст. 4 Закона Московской области № 164/2006-ОЗ от 05.10.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан», устные обращения к руководителям государственных органов и органов местного самоуправления поступают от граждан во время личного приема. Устные обращения также могут поступать по специально организованным "телефонам доверия", "горячим линиям", во время "прямых эфиров" по радио и телевидению. В случае, если обстоятельства, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, устное обращение оформляется справкой должностного лица, к которому поступило обращение, и в дальнейшем рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством для письменных обращений граждан. Руководители государственных органов и органов местного самоуправления и уполномоченные на то лица ведут личный прием граждан и несут ответственность за его организацию. График личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями соответствующих органов. График личного приема заблаговременно доводится до сведения населения, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на информационных стендах в зданиях, где проводятся приемы граждан, располагаются государственные органы, органы местного самоуправления. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, при записи на прием или в ходе приема гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 4.1 Закона Московской области № 164/2006-ОЗ от 05.10.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан», правом на внеочередной личный прием в дни и часы, установленные для приема граждан, имеют: 1) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий; 2) инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий; 3) инвалиды I и II групп и (или) их законные представители; 4) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с распоряжением о распределении обязанностей между Главой Городского округа Балашиха, первым заместителем Главы Администрации Городского округа Балашиха и заместителями Главы Администрации Городского округа Балашиха, Заместитель Главы Администрации Городского округа Балашиха, курирующий вопросы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорог, связи, экологии и природопользования: ведет прием граждан, юридических лиц, организует своевременное рассмотрение заявлений, обращений, жалоб граждан, юридических лиц и принимает по ним решения, осуществляет контроль исполнительской дисциплины органов Администрации Городского округа.

Судом установлено, что ФИО2 подал заявление о личном приеме к Главе городского округа Балашиха ФИО9ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 19).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника управления-начальником отдела документооборота управления делами Администрации г.о. Балашиха ФИО6 направлено в адрес ФИО2 письмо, согласно которого ФИО2 сообщено о том, что он записан на личный прием к руководству Администрации г.о. Балашиха. О дате и времени личного приема будет проинформирован дополнительно по телефону, указанному в обращении (л.д. 17-18, 20).

Согласно письма начальника управления делами Администрации г.о. Балашиха ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г.о. Балашиха от гражданина ФИО2 поступило обращение с просьбой о записи на личный прием к Главе городского округа Балашиха. ДД.ММ.ГГГГ, согласно утвержденному графику, проводился личный прием граждан Главой г.о. Балашиха. На прием были приглашены граждане, обратившиеся ранее с просьбой о записи на личный прием к Главе городского округа Балашиха. ДД.ММ.ГГГГ проводился общероссийский день приема граждан без предварительной записи, информация о проведении общероссийского дня приема была размещена в СМИ и в сети Интернет (сайт Администрации г.о. Балашиха). Гражданин ФИО2 не обращался. ДД.ММ.ГГГГ, согласно утвержденному графику проводился личный прием граждан Главой городского округа Балашиха. На прием были приглашены граждане льготной категории (ветераны ВОВ и инвалиды 1, 2 группы). В феврале 2019 года личный прием не проводился. ДД.ММ.ГГГГ, согласно утвержденному графику состоялся личный прием Главы городского округа Балашиха, на который был приглашен ФИО2 В ходе личного приема ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился к ФИО1 городского округа Балашиха с письменным заявлением, которое после приема было направлено на исполнение, согласно резолюции Главы городского округа Балашиха. Срок рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-37). В обосновании чего представлен список граждан, приглашенных на личный прием Главы городского округа Балашиха ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38); список граждан, приглашенных на личный прием Главы городского округа Балашиха ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39); список граждан, принятых ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения общероссийского дня приема граждан (л.д. 40-41); список граждан, приглашенных на личный прием Главы городского округа Балашиха ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).

ФИО2 является Ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии РМ (л.д. 10).

Как указывает сам истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ он был приглашен на личный прием к Главе городского округа Балашиха ФИО9

Суд установил и истец ФИО2 подтверждал в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят Главой городского округа Балашиха ФИО9 В ходе личного приема истцу были даны устные разъяснения по вопросу, указанному в заявлении, но до настоящего времени данные вопросы не разрешены по существу.

Согласно п.1 ст. 62 КАС лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд полагает, что административный иск ФИО2 к Главе городского округа Балашиха ФИО9 о признании несоответствующими требованиям закона действия Главы г.о. Балашиха, выразившиеся в нарушении порядка и срока рассмотрения письменного заявления о личном приеме и лишении права на личный прием в первоочередном порядке, как Ветерана боевых действий, не подлежит удовлетворению, поскольку Глава городского округа ФИО9 действовал в пределах своих полномочий и в соответствии со ст. 8 ФЗ от 02.05.2008 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также в соответствии с Законом Московской области -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан». ДД.ММ.ГГГГФИО2 был лично принят Главой городского округа Балашиха ФИО9 Таким образом, ФИО2 реализовано конституционное право на обращение в орган муниципальной власти для личного приема Главой городского округа Балашиха ФИО9 Права ФИО2 на внеочередной личный прием не нарушены, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ, Главой городского округа Балашиха ФИО9 проводился единственный прием по записи ДД.ММ.ГГГГ, на который были приглашены граждане льготной категории (ветераны ВОВ и инвалиды 1, 2 группы), которые также как и ФИО2 имеют право на внеочередной личный прием.

Принимая во внимания то, что суд пришел к выводу об отказе административному истцу ФИО2 в удовлетворении требований в части признания несоответствующими требованиям закона действия ФИО1 г.о. Балашиха, выразившиеся в нарушении порядка и срока рассмотрения письменного заявления о личном приеме и лишении права на личный прием в первоочередном порядке, требования о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины, в размере 300 руб. 00 коп., оплата которых подтверждается квитанцией (л.д. 7), также подлежат отклонению, как производные от основного иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 277 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к ФИО1ФИО1 округа Балашиха ФИО9 о признании несоответствующими требованиям закона действия ФИО1 г.о. Балашиха, выразившиеся в нарушении порядка и срока рассмотрения письменного заявления о личном приеме и лишении ФИО2 права на личный прием в первоочередном порядке, как Ветерана боевых действий, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины, в размере 300 руб. 00 коп., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через Балашихинский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Быстрякова