ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1798/2016 от 26.10.2016 Брянского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-1798/2016РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Брянск 26 октября 2016 года

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Ульяновой М.Л.,

при секретаре Кокотове М.К.,

с участием административного истца Исаченко В.В., представителя административного истца Самосадного В.Р., представителя административного ответчика Шахнюк Е.В., представителя заинтересованного лица Яковлева И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Исаченко В. В.ы к заместителю главы администрации Брянского района по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ромашиной Е.Г., Администрации Брянского района Брянской области о признании отказа заместителя главы администрации Брянского района по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ромашиной Е.Г. во включении Исаченко В. В.ы в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Исаченко В.В. обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что она обладает статусом переселенной из зоны отселения, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию Брянского района с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в признании участником подпрограммы, в связи с тем, что в 1991 г. отцу административного истца было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Полагая указанный отказ незаконным и нарушающим ее права, просит суд признать отказа заместителя главы администрации Брянского района по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ромашиной Е.Г. во включении Исаченко В. В.ы в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, незаконным, обязать административных ответчиков устранить допущенное нарушение действующего законодательства.

В судебном заседании административный истец Исаченко В.В. и ее представитель Самосадный В.Р. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Брянского района Шахнюк Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что административным истцом уже реализовано право на однократное получение жилья.

Представитель заинтересованного лица Яковлев И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поскольку Исаченко В.В. уже использовала право на улучшение жилищных условий.

Административный ответчик Ромашина Е.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия административного ответчика Ромашиной Е.Г.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из буквального толкования указанной правовой нормы, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что Исаченко В.В. обладает статусом лица, переселенного из зоны отселения, что подтверждается удостоверением серии АЕ , в связи с чем обладает правом на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту – базовый закон).

Постановлением Добрунской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ Исаченко В.В. с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на жилищный учет в соответствии с пп.2 п.1 ст.51 ЖК РФ с составом семьи 2 человека.

ДД.ММ.ГГГГ Исаченко обратилась в Администрацию Брянского района с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Письмом заместителя главы администрации Брянского района по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ромашиной Е.Г. от ДД.ММ.ГГГГ Исаченко В.В. отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Основанием отказа явилась реализация Исаченко В.В. права на улучшение жилищных условий (подпункт "г" пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральным целевым программам "Жилище" на 2002-2010 годы, а также 2011 - 2015 годы).

Согласно Выписке из протокола заседания правления КСХП имени Кирова от ДД.ММ.ГГГГ в связи с аварией на Чернобыльской АЭС предоставлено жилье переселенцам, в частности, матери истца ФИО8

Постановлением администрации Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ выписаны ордера на ранее заселенные квартиры КСХП имени Кирова, в том числе, Исаченко В.И. – на трехкомнатную квартиру, жилой площадью 44,5 кв.м по адресу: <адрес>, на состав семьи 5 человек. Квартира выделялась ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ордером на жилое помещение , выданным ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Брянского района, Исаченко В. И. выделена квартира по адресу: <адрес> на состав семьи 5 человек.

Из ордера следует, что Исаченко В.И. жилое помещение было предоставлено на состав семьи 5 человек: Исаченко В.И., супруга ФИО8, дочери ФИО9, ФИО10, административный истец Исаченко В.В.

Согласно ст.17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в первоначальной редакции) (далее по тексту – базовый закон) гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются льготы: переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 5, 9, 13, 15, 16, 18, 19, 21 части первой статьи 14, пунктами 7, 8 части первой и пунктами 2, 4 части третьей статьи 15. Кроме того, им гарантируется внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилыми помещениями в домах, принадлежащих колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, или внеочередное приобретение квартир в домах государственного или общественного фонда, а также внеочередное вступление в жилищные или в жилищно - строительные кооперативы по новому месту жительства при условии сдачи жилой площади по прежнему месту жительства.

Таким образом, базовый закон в первоначальной редакции в порядке улучшения жилищных условий предусматривал право на однократное предоставление жилого помещения названной категории граждан, которое реализовывалось за счет средств федерального бюджета.

Впоследствии в базовый Закон вносились изменения.

Так, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки и порядок обеспечения жильем граждан, переселенных из зоны отселения.

При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.

В соответствии со статьями 4, 5 базового закона социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом статьей 17 определялось, что гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона (переселенным (переселяемым) из зоны отселения) гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц".

Пунктом 1 Постановления устанавливалось, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является предоставление им субсидий на приобретение жилья.

Пунктом 2 Постановления были утверждены Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц.

В пункте 4 Правил устанавливалось, что именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения является Государственный жилищный сертификат. Пунктом 47 названных Правил устанавливалось, что улучшение в последующем жилищных условий граждан, которые приобрели жилые помещения с помощью субсидии, осуществляется на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что и в соответствии со статьей 17, действовавшей в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, названной категории граждан с учетом утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Правил также гарантировалось лишь однократное обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью путем получения субсидии за счет средств федерального бюджета.

В последующем, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 866, которым были утверждены "Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257.

Однако обеспечение названной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью к тому времени определялось в размере и порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, которым были утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Пунктом 2 Правил также было установлено, что социальная выплата является финансовой поддержкой государства в целях приобретения гражданами жилого помещения. Свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, является государственный жилищный сертификат. Право на участие в подпрограмме, согласно подпункту "е" пункта 5 Правил имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом пунктом 11 Правил также предусматривалось, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз. В указанной редакции пункт 11 продолжает действовать до настоящего времени.

Таким образом, такие меры социальной поддержки названной категории граждан в вопросе обеспечения нуждающихся жилой площадью в виде предоставления натуральной льготы по предоставлению жилого помещения за счет средств федерального бюджета с 01 января 2005 года федеральным законодательством были заменены на однократное предоставление им субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья. При этом замена льготы, получаемой в виде предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета, т.е. в натуральной форме, на денежные выплаты в виде субсидий за счет средств федерального бюджета, не изменила принцип одноразового бесплатного обеспечения названной категории граждан жилой площадью за счет федерального бюджета.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд полагает, что Исаченко В.В. использовано право, предусмотренное базовым законом.

Учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе Исаченко В.В. в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Исаченко В. В.ы отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.Л.Ульянова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ