ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-179/18 от 05.02.2018 Амурского городского суда (Хабаровский край)

№ 2а-179/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2018 года г. Амурск

Амурский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Мажаровой Л.В.,

при секретаре Сережниковой Ю.Л.,

с участием административного истца ФИО2,

представителя административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к администрации городского поселения «Город Амурск» Хабаровского края об отмене постановления о назначении публичных слушаний,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд к администрации городского поселения «Город Амурск» Хабаровского края с административным иском об отмене постановления от 15.01.2018 о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления ФИО1 разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, так как принято с нарушением норм права, (имеется решение суда, вступившее в законную силу, об отмене Распоряжения № 338 от 01.03.2017, ссылаясь на то, что в средствах массовой информации «Наш город Амурск» № 3 от 16.01.2018 опубликовано Постановление о назначении публичных слушаний 06 февраля в 18-00 часов, <адрес>, в зале заседания администрации городского поселения «Город Амурск», по вопросу предоставления ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. 24 ноября 2017 года судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, дело № 33а-9034/2017 от 24.11.2017 удовлетворила ее требования, признала Распоряжение администрации городского поселения «Город Амурск» № 338 от 01.03.2017 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» незаконным. На основании опубликованного Постановления от 15.01.2018 о назначении публичных слушаний снова нарушены ее права, как жителя города Амурска, так как следствием неисполнения решения судебного акта, в нарушение всех норм законодательства, администрация, в лице главы ФИО5 и главного архитектора ФИО6, продолжают нарушать права истца. С учетом изложенного, истец обратилась в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании административный истец ФИО2 и ее представитель ФИО3, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивали, при этом подтвердили вышеизложенные обстоятельства.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации городского поселения «Город Амурск» Хабаровского края ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, при этом представила письменный отзыв на исковое заявление.

Суд, выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).

Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).

К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Согласно ч. 1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться всудс требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно представленным материалам административным истцом заявлены требования о признании незаконным постановления от 15.01.2018 о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления ФИО1 разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в виде превышения максимального процента застройки до 100% на земельных участках: с кадастровым , расположенном в <адрес> в зоне смешанной жилой застройки 3-10 этажей; с кадастровым , расположенном в <адрес>, в зоне смешанной застройки 3-10 этажей.

В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений; заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.40 Градостроительного кодекса, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

В соответствии с п.1.1 раздела 1 Порядка деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского поселения «Город Амурск», утвержденного постановлением главы от 27.12.2007 № 126 «Об утверждении требований к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского поселения «Город Амурск» полномочия по представлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенных на территории городского поселения «Город Амурск» осуществляет комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского поселения «Город Амурск».

Порядок назначения и проведения публичных слушаний установлен статьей 5.1 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно статье 13 Устава городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского поселения Советом депутатов или главой городского поселения могут проводиться публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях.

Порядок организации и проведения публичных слушаний в городском поселении «Город Амурск» определяется Положением «О публичных слушаниях в Городском поселении «Город Амурск», утвержденным решением Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» № 6 от 23.05.2005.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 21).

Таким образом, административный истец ФИО2 является заинтересованным лицом и имеет право в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ участвовать в публичных слушаниях по обсуждению вопроса предоставления ФИО1 разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.

В судебном заседании установлено, что 29.12.2017 ФИО1 обратился в администрацию городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в <адрес> кадастровый номер земельного участка , кадастровый номер объекта капитального строительства ; на земельном участке, расположенном в <адрес>, в районе <адрес>, кадастровый .

Поскольку указанный вопрос подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, в соответствии с требованиями части 4 статьми 40 Градостроительного кодекса РФ и статьи 1 Положения о публичных слушаниях в городском поселении «Город Амурск» администрацией издано постановление от 15.01.2018 № 5 «О назначении публичных слушаний по вопросу предоставления ФИО1 разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства», которым назначена дата публичных слушаний 06 февраля 2018 года.

Информация о проведении публичных слушаний по рассмотрению заявления ФИО1 была доведена до жителей г. Амурска путем размещения сообщения в периодическом издании – газете «Наш город Амурск» № 3 от 16.01.2018, с указанием времени и места проведения публичных слушаний по вопросу предоставления ФИО1 разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.

В ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, указывающих на нарушение процедуры назначения публичных слушаний по спорным правоотношениям, в связи с чем оснований для отмены постановления от 15.01.2018 о назначении публичных слушаний не имеется.

Кроме того, в силу указанных выше норм действия администрации городского поселения «Город Амурск» в области градостроительной деятельности и земельных отношений относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, в том числе совершение действий по подготовке публичных слушаний, в связи с этим, оснований для признания действий административного ответчика по подготовке публичных слушаний у суда не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации городского поселения «Город Амурск» Хабаровского края об отмене постановления о назначении публичных слушаний, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения, через Амурский городской суд Хабаровского края.

Судья Л.В. Мажарова